Приятно видеть, как малыш растет, и радоваться его новым достижениям. Особенно трогательно наблюдать за ним в первый год жизни. Вот он уже может самостоятельно сидеть на стульчике, тщательно изучает все предметы, пробует новые продукты на вкус, следит за поведением родителей и старается повторять за ними. Вы уже ввели ему первые прикормы и начинаете задумываться о том, как научить ребенка кушать самостоятельно.
Конечно, чем скорее вы научите малыша пользоваться столовыми приборами, тем лучше. Это желание вполне резонно, к тому же это является одним из главных этапов развития малыша. Ведь ребенок учится не только держать ложку и есть сам – он учится думать. В этот момент включаются участки мозга, отвечающие за координацию движений, совместно с активной работой пищеварительной системы и познанием различных особенностей пищи. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в первый год своей жизни познакомился с ложкой и начал ее осваивать. И уж тем более нельзя тянуть с этим и самим кормить ребенка более длительное время.
Первое знакомство
В возрасте примерно шести месяцев у детей начинают развиваться два замечательных умения, которые, при доведении до совершенства, существенно облегчают кормление: способность прямо сидеть и умение брать мелкие предметы. Природное любопытство неизбежно заставляет карапуза заинтересоваться ложкой: она обладает интересной формой, к тому же ею активно пользуются окружающие люди во время еды. И все-таки задача, как научить ребенка кушать ложкой, не так уж проста. Главное – не отбить этот интерес, а помочь знакомству, сделав его более легким и интересным.
- Поощряйте самостоятельность за столом. Некоторые дети просто не переносят, когда им навязывают еду, и противятся стараниям родителей познакомить их с пищей, пока мама с папой не поймут, что он хочет сделать это сам.
- Дайте ему самому познакомиться с едой, изучить ее и оценить. Он будет изучать ее ручками и стараться есть так, как сам решает нужным. На начальном этапе поиска своего рта ребенок чаще будет промахиваться, чем попадать, и в результате большая часть пищи будет оказываться на щеках и теле карапуза, а также на полу и на стенах. Чтобы ребенок тратил зря драгоценный прикорм, дайте ему в руки детскую маленькую ложку или даже игрушку, по форме напоминающую ложечку.
- Никогда не наказывайте детку за то, что он все вокруг перепачкал, или за желание принимать участие в процессе кормления и употребления пищи. Если вы действительно намерены вложить хоть что-то в рот своего ребенка, который балуется или промахивается, делайте это нежно и в игровой форме, пока он отвлечен изучением свойств пищи. Используйте для этого другую ложечку.
- Прививайте культуру принятия пищи. В год малыш уже должен понять, что это целое мероприятие. Исключите просмотр мультиков и видеороликов во время еды. Не кормите тогда, когда он занят активной игрой или чем-то сильно увлечен.
- Воспользуйтесь новым приобретением ребенка в области общения – его
желанием повторять действия тех, кто за ним ухаживает. Очень хорошо подойдут для этого совместные семейные трапезы. Пусть ваш ребенок смотрит, как вы едите, и перенимает ваши движения.
- Не торопите крошку и ни в коем случае не упрекайте. Будьте доброжелательны и ласковы. Обязательно похвалите и порадуйтесь, если у него появятся даже минимальные успехи.
- Когда подойдет к концу первый год жизни, карапуз может захотеть кормить себя с ложки самостоятельно. Сейчас начинается период «я сам». Можно применить хитрость, заключающуюся в том, чтобы держать ложку с едой в своей руке и позволять ребенку также за нее ухватываться. Также можно давать ребенку брать полную ложку, а самим аккуратно поддерживать ее с другого конца и направлять ко рту чада.
Подготовка к обучению
К такому серьезному мероприятию, как приучение к ложке, родителям необходимо подойти со всей ответственностью. Лучше приложить усилия сейчас, чем исправлять ошибки потом.
- Для начала необходимо подобрать подходящий прибор. Сейчас в магазинах очень много посуды для детей. Главные критерии, которых стоит придерживаться при выборе и покупке, – это интересный дизайн, небольшой вес,
компактный размер. Одного универсального предложения для всех детей нет. Каждый малыш уникален, и стоит подстроиться именно под свое чадо и его индивидуальные потребности. Вполне возможно, что ему понравится «работать» и обычной домашней чайной ложкой. Предоставьте выбор сыну или дочери. Ребенок должен полюбить свою ложечку, которую будет узнавать и с удовольствием использовать в дальнейшем.
- Наберитесь терпения. Да, ваша чистая кухня превратилась в «холст» для рисования едой. Этот период не такой уж и длинный и скоро закончится. Воспринимайте это как инвестицию в развитие ребенка, чтобы в будущем не бороться с ним, уговаривая подружиться с едой.
- Одевайтесь, как подобает для обеда. Если вы будете одевать себя и своего карапуза в самые лучшие наряды, это гарантирует вам «увлекательную» жизнь около стиральной машины в тщетных попытках выстирать очередное едкое пятно. Чтобы спастись от этой напасти, как только садитесь за стол, надевайте на чадо закрывающий все тело нагрудник. К примеру, доходящий до колен нейлоновый нагрудник с длинными рукавами легко выполаскивается и быстро сохнет, а также является хорошей альтернативой раздеванию, когда вы находитесь на людях или когда за окном отнюдь не лето.
- Во время обучения предлагайте карапузу любимую еду, которую он употребляет с удовольствием. Она должна быть не жидкой и напоминать любимое лакомство. Для этого мероприятия отлично подойдет каша.
- Наложите немного каши и в свою тарелку. Демонстративно кушайте ее и хвалите себя за это. Также стоит нахваливать кашу, причмокивая от удовольствия. К делу может подключиться и другой домочадец.
Главное, чтобы малыш это видел и воспринимал должным образом. Лучше всего маленькие детки повторяют за более старшими братьями и сестрами.
- Отрабатывайте навыки в игровой форме не только за столом, но и при любом удобном случае. Практика показывает, что успешная работа с лопаткой в песке, которая напоминает увеличенную копию ложки, отлично тренирует навыки владения столовыми приборами. Не упускайте возможности в той же песочнице «покормить» любимые игрушки: кукол, зверей, мультяшных героев.
Этапы развития навыка владения ложкой
Чтобы понимать, как формируется навык самостоятельного приема пищи у малыша, весь период осваивания данного умения можно поделить на несколько характерных этапов. Первые предпосылки появляются еще до исполнения ребенку одного года. Если он начинает пробовать кашу руками, не останавливайте – пусть первое время он действует так, как хочет. Далее будет проявляться природное любопытство, которое и запустит механизм обучения.
- «Игра» – ложка пока играет роль красивой игрушки. Главное в данном случае – интерес. Малыш пробует ложечку на зуб, пытается ее грызть и облизывать. Не останавливайте его и не торопись с обучением. Пусть кроха освоит свой инструмент со всех сторон.
- «Копирование» – попытки повторять за родителями и подражать им. Важно сразу продемонстрировать ему культуру приема пищи: не говорить во время еды, не смеяться с набитым ртом и пр. Ребенок моментально подхватывает как хорошие, так и плохие привычки взрослых.
- «Обучение» – малыш старательно берет ложку в ручку и тянет ее к своему ротику. Правда, иногда пустую, а если полную, то обычно опрокидывает ее содержимое на себя или на столик.
- «Привыкание» – карапуз уже адаптируется к консистенции блюд, совершая сложные маневры ложкой, попадая себе в ротик, но все равно расплескивая часть еды по пути.
- Заключительный этап. Открывайте шампанское! Ваш ребенок управляется ложкой в совершенстве!
Теперь вы можете оставить его одного, положив перед ним тарелку с едой и ложечку.
Если вашему крохе уже исполнился год, а он все еще не прошел данные этапы, не расстраивайтесь. Каждый ребенок индивидуален и развивается по-своему, поэтому не стоит его торопить. Возможно, это умение придет к нему чуть позже. Он обязательно с овладеет ложкой – для этого ему надо будет немного помочь.
Приучать никогда не поздно
Очень часто бывают и такие ситуации, когда ребенку уже давно исполнился год и даже более, а он все еще отказывается держать ложку в руках и есть самостоятельно. Как правило, причина неумения или отказа проста: это чрезмерная опека мамы и ее стремление поскорее завершить трапезу, хорошенько накормив карапуза и не пролив ни капли.
Так детки привыкают к комфортному приему пищи и не желают менять ситуацию в иную сторону. Зачем прилагать усилия, если еда сама прилетает в рот? Даже спустя год ребенок не хочет ничего менять и уж тем более держать ложку, когда это может делать кто-то другой. Это удобно. Если уж такое случилось, не стоит отчаиваться: все поправимо. Хотя родителям понадобится настойчивость и терпение.
Доктор Комаровский рекомендует, если ребенок здоров и активен, какое-то время не давать ему еду и лишить перекусов, включая соки, яблоки, сухарики и прочее. Не бойтесь – малыш не умрет от недоедания. Ему этого не позволит сделать собственное чувство голода. Воздержание от еды может составлять от 3 часов, но не должно превышать 8 часов. Данный эксперимент лучше проводить после прогулки или каких-либо активных занятий. Для детей, которым уже исполнился год и больше, этот интервал вполне посилен и не нанесет вреда организму.
- Предложите чаду ту еду, которую он любит, которой обрадуется и которую будет есть с удовольствием.
- То же самое положите и себе в тарелку, устроившись рядом с ребенком. Не отказывайте ему, если он захочет есть из вашей тарелки.
- Кушайте естественным образом, как вы обычно это делаете, без хвалы и подначивания. В таком возрасте ребенок тонко чувствует, что где-то кроется скрытый подвох.
- Малыш, конечно же, будет настойчиво просить, чтобы вы ему помогли и покормили. Честно ответьте, что у вас не получится: ваши руки заняты ложкой, вы тоже хотите есть.
- Если вы уже все съели, а ребенок все еще не притронулся к еде, оставьте его одного. Возможно, он не хочет сдаваться в вашем присутствии или боится ошибиться под вашим пристальным взглядом. Скажите, что вы идете мыть посуду и все еще заняты.
- Если он будет продолжать просить и настаивать, попытайтесь договориться. Скажите, что он уже взрослый малыш и очень порадует вас тем, что будет есть ложкой сам.
- Включите фантазию. Это переключит внимание малыша от надоевшей темы – самостоятельной
кормежки. Возьмите вторую ложку и поиграйте в «самолетики», которые будут «прилетать на склад со своим грузом» по очереди.
Если же все эти советы не сработали, то стоит обратить внимание на то, что, возможно, в семье были какие-то конфликтные ситуации, в которых родители не смогли договориться с ребенком. Таким образом он может выражать свой протест. Любую ситуацию стоит решать мирным путем, и нельзя наказывать кроху за то, что он не ест самостоятельно. В конце концов, бывает так, что в садике или в школе у ребенка срабатывает «стадный инстинкт», и тогда он неизбежно приходит к этому самостоятельно.
И еще несколько важных советов
- Предупредите всех домочадцев заранее о том, что теперь кроха будет учиться кушать сам, чтобы не было двойного воспитания и двойных стандартов. Так ребенка можно ввести в заблуждение, и он не сможет понять, что от него хотят.
- Если ребенок устал есть ложкой, помогите ему доесть. Но не отбирайте у него его ложку,
а возьмите другую.
- Кушайте только на кухне или там, где принято в вашей семье. Обстановка помогает настроиться на правильный лад.
- Не стоит заставлять кроху есть самостоятельно, когда он простужен или у него что-то болит. Отложите это мероприятие до полного выздоровления.
- Соблюдайте режим кормления, чтобы ребенок питался в одно и то же время с определенными интервалами.
- Старайтесь не проявлять своего нетерпения и уж тем более раздражения, если у малыша что-то не получается или он не хочет брать ложку. Это может в дальнейшем негативно повлиять на него, создав неприятные ассоциации.
Заключение
В любом обучении ребенка со стороны родителей главное соблюдать сдержанность и терпение. Помните, что дети очень быстро растут, и этот сложный короткий период вы потом будете вспоминать годами. Не сомневайтесь: он вырастет и в любом случае овладеет любым навыком, который потребует жизнь. Вопрос в том, что ребенок хорошо все запоминает, улавливает каждую вашу эмоцию и настроение. Главное, чтобы для вас обоих этот процесс был приятен и сопровождался позитивными эмоциями. Уметь есть следует не только правильно, но и с удовольствием, и не только в год, но и в более старшем возрасте.