Математика – царица всех наук. Ею пронизаны абсолютно все науки, даже гуманитарного характера. Знаете ли вы, что ни один художник, ни один артист, ни один певец не может обойтись без математики. Не говоря уже о космонавтах, педагогах, строителях, парикмахерах и прочих, прочих… Даже если вы не будете специально учить ребенка считать, он будет учиться этому сам, потому что жизнь и окружающие его люди просто вынудят его к этому. Он будет задавать вам вопросы, на которые вы будете вынуждены отвечать, и они будут напрямую касаться царицы наук. А теперь сами ответьте на вопрос, нужна ли математика для дошкольников.
Польза математики
Вопрос «сколько» в той или иной интерпретации мы начинаем задавать детям, как только они начинают хоть немного понимать язык, на котором мы с ними общаемся. «Принеси мне игрушку» — подразумеваем «сколько», «полная чашка» – опять подразумеваем «сколько». Если подумать, то вся наша жизнь просто пронизана математикой, и, естественно, будет гораздо лучше, если малыш начнет знакомиться с ней как можно раньше. К тому же, согласно исследованиям и утверждениям педагогов с психологами, мозг детей готов к совершению простейших математических примеров уже к двум годам.
Если начать заниматься с ребенком в этом возрасте, обучая порядковому счету, можно создать в его памяти базис для дальнейшего легкого овладения более сложными математическими задачами. В три–четыре года малыш станет считать более осознанно, а в возрасте четырех–пяти лет сможет даже решать в уме математические примеры.
Что важно знать при обучении ребенка математике в раннем дошкольном возрасте
Первым правилом является СИСТЕМНОСТЬ! Если вы поняли со своей стороны, что, научив ребенка считать и решать простые задачки, принесете ему пользу, а себе облегчение в будущем, то правило системности занятий является первостепенным. Ведь развитие логики, мышления, внимания, сообразительности и памяти ребенка будут сопровождать ваши занятия. Попробуйте давать ребенку задания из жизни, прогуливаясь с ним по парку или в круговерти домашних дел на примерах количества машин, детей на площадке, ложек, вилок, игрушек и т.п.
Пусть математика вплетается в распорядок дня непроизвольно и сопровождает ненавязчиво, но постоянно. Если ребенку нравится заниматься счетом отдельно, то подойдет занимательная математика: для этого сейчас есть множество ярких книжек-пособий специально для дошкольников, которые продаются в книжных магазинах и киосках.
Такие задания должны даваться детям максимум по двадцать-тридцать минут в день, и только если ребенок сам этого хочет. Ни в коем случае нельзя заставлять и принуждать малыша. Помните, что основное его обучение будет происходить тогда, кода занятие закончилось. Практика всегда начинается после теории. Когда ребенок вспоминает, что он видел и слышал на занятии, и пробует употребить эти знания в жизни – это важнее и ценнее самих занятий, но при этом первое невозможно без второго. Помогите крохе увидеть, как нужно познавать азы математики в жизни, и он полюбит занятия, а еще никогда не будет ими тяготиться. С таким подходом к обучению детей математика не будет мучительной и сложной для них и в школе. Ведь вы этого хотите, не так ли?
Второе и очень важное правило – это СПОКОЙСТВИЕ! Если в процессе обучения крохи вы столкнулись с непониманием, то выходить из себя совершенно не стоит, потому что информация, которую вы ему только что объяснили, как семечко, брошенное в землю, нуждается в неоднократном поливе, чтобы дать всходы. Поэтому не стоит считать, что малыш неспособен к точным наукам, если он не проявляет мгновенной реакции и сообразительности.
Мышление у детей разное. Если вы проявите спокойствие и терпение в занятиях с ребенком, с желанием будете поливать посеянное прежде вами, т.е. повторять одно и то же, приводя разные примеры, то очень скоро вы увидите результат, и он превзойдет все ваши ожидания, даже можете не сомневаться в этом. Спокойствие и терпение, любовь и творческий подход к занятиям – самые важные составляющие успешного овладения детьми любыми науками.
Третья правило, которое вытекает из первых двух – это правило ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ! Интерес умножает прогресс – так принято говорить в современном обществе.
Превратите занятия математикой для ребенка в праздник, проявив фантазию и выпустив на волю творческие задатки. Можно давать задания ребенку в коротеньких стишках, можно использовать доску с мелками, ведь малыши очень любят рисовать на стене. К занятиям можно даже добавить зарядку, в которой необходимо считать упражнения, сопровождая их интересными считалочками. Такие математические уроки можно проводить и на улице, даже с целой компанией детей, что сделает их еще более веселыми, интересными, запоминающимися и эффективными. Можно придумать или прочитать в пособиях для родителей множество интересных подвижных игр математического направления.
Правило четвертое и последнее – ПОВТОРЕНИЕ! Обязательно на каждом занятии вместе с малышом вспоминайте задания и задачи, которые вы делали в прошлый раз. А в это время постарайтесь понять, что понял, а что не понял ребенок из предыдущего урока. Обязательно учитывайте и укрепляйте полученные знания, добавив каплю нового, более сложного материала. Следите, чтобы ребенок не просто заучивал наизусть то, что вы говорите ему, а понимал, о чем идет речь. Бессмысленная зубрежка – это тормоз дальнейшего продвижения.
Формат урока
Когда вы начинаете учить крошку считать, то первые задачи по математике должны быть направлены на усвоение не только порядка чисел в счетном ряде, но и разницы понятий между числом и цифрой. Объясняя понятие «число», попросите кроху посчитать, сколько человек будет сидеть за столом во время завтрака. Пусть он разложит возле тарелок нужное количество вилок или ложек. Это на практике поможет понять, что число обозначает количество. Если вы объясняете понятие «цифра», постарайтесь иметь под рукой магнитный набор цифр с доской. Покажите ребенку, что цифру можно даже потрогать руками.
Вначале числовой ряд следует начинать учить до пяти. Не стоит отводить для этого специальное время. Идя по лестнице, считайте ступеньки, гуляя по улице – машины или деревья, играя дома – игрушки или любые другие предметы. Пусть ребенок видит постоянную пользу от того, что он учится считать. Показывайте ему, что разделить яблоко или конфеты между людьми – это тоже математика. Обратите внимание крохи на работу продавцов в магазине и расскажите, что без умения считать они не смогли бы работать.
Когда вы проводите специальные занятия по математике дома, то постарайтесь использовать дидактический материал, который сейчас в избытке можно приобрести на книжном рынке или в магазине игрушек и канцтоваров. Используйте карточки с изображениями разного количества фруктов, овощей, игрушек, животных, птиц, насекомых и пр.
Когда ребенок хорошо усвоит понятие числа на примерах с количеством различных предметов, можно переходить к объяснению понятия «цифра». Пусть ваш ученик поймет, что для обозначения разного количества предметов имеются разные значки, которые называются цифрами. И даже несколько объектов могут обозначаться только одним знаком, который и называется цифрой.
Очень много интересного материала содержится в печатных пособиях для самых маленьких, они называются вроде «Математика для дошкольников (или малышей) в картинках». Ребенку будет интересно не только считать, но и раскрашивать книжку с заданиями.
После того как вы увидите, что любимое чадо хорошо освоило эти понятия «число» и «цифра», вводите третье понятие – «ноль». Объясните ребенку, что этот знак обозначает отсутствие вообще какого-либо количества. Цифрой или словом «ноль» можно заменить слово «ничего». Задачи типа: «У нас было три сливы, мы их съели, сколько осталось?» и т.п. помогут вам объяснить крошке понятие ноля.
Учите малыша считать и в обратном порядке, чтобы изучение числового ряда не было простой зубрежкой. Давайте детям задачи, которые помогут им видеть числовой ряд в мыслях и отвечать на вопрос, какая цифра стоит рядом с какой или между какими. Проделывайте такие задания и решайте подобные примеры сначала на картинках с цифрами, на магнитной доске и т.д.
Только когда вы убедитесь, что ребенок хорошо усвоил понятие числа и цифры, можно начинать изучение сложения и вычитания. Нужно, чтобы малыш понял, какие действия обозначают эти два понятия. Сложить означает добавить, принести, положить, прибавить, увеличить и т.п. Вычитание – наоборот: потерять, забрать, отобрать, отнять, уменьшить и т.п. Важно, чтобы детки усвоили, что при вычитании и сложении больше становится в одном месте, а меньше в другом. Например, если мальчик получил в подарок мячик, то игрушек у него стало больше. А если подарил, то у него стало меньше.
Для того чтобы ребенок мог легче усвоить эти понятия, предложите ему визуальные примеры на ручках, карандашах, пуговицах и т.п. Хорошо использовать примеры на картинках для младших дошкольников.
Сначала дети должны хорошо усвоить примеры в пределах десяти. Добавлять новые цифры нужно с осторожностью, по одной. Снова связывайте ее с бытовыми примерами: так обучение будет идти эффективнее. Включайте зрительную память малыша, используя книжки с картинками и дидактический материал, случайный или специально приготовленный. Включайте для запоминания у ребенка и слуховую память, решая задачи вслух. Такие уроки лучше проводить, идя с малышом по дороге, гуляя в парке и т.п.
Помните, если, обучая ребенка математике, вы будете делать это с удовольствием и искренней заинтересованностью, то результаты обязательно превзойдут все ваши ожидания!
Несколько интересных математических задач для дошкольников, которые развивают не только счет, но и логику.
- В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки сидит три кошки. Сколько всего кошек находится в комнате? Ответ: четыре кошки.
- Шли по дороге семь братьев, у каждого брата была одна сестра. Сколько всего человек шло по дороге? Ответ: восемь человек.
- Из какой посуды нельзя ничего съесть? Ответ: из пустой.
- У коровы две ноги правые, а две левые, две спереди, а две сзади, две правые ноги, две левые, две ноги спереди, две сзади. Сколько всего у нее ног?
- Сколько шишек в пустой коробке? Ответ: ни одной, нисколько.
- По морю плыли восемь дельфинов. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько осталось дельфинов? Ответ: восемь, но только они нырнули.
- В вазе стояло пять гвоздик и три тюльпана. Сколько гвоздик всего было в вазе? Ответ: пять гвоздик.
- На блюде лежало три груши. Одну из них разрезали пополам и положили на блюдо. Сколько груш на блюде? Ответ: три груши.
- На столе лежат три карандаша и все разной длины. Как можно удалить из середины самый длинный карандаш, не прикасаясь к нему? Ответ: нужно просто переложить тот, который короче.
- Курица, стоящая на одной ноге, весит два килограмма. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? Ответ: два килограмма.
- Брат старше сестры на шесть лет. Через семь лет на сколько лет он будет старше сестры? Ответ: на шесть лет.
- Одно яйцо нужно варить четыре минуты. Сколько минут надо варить пять яиц? Ответ:
четыре минуты.
- Как можно разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было собрать два новых квадрата? Ответ: на четыре треугольника по диагоналям.
- Летела стая гусей. Один гусь летел впереди, а два — сзади. Один гусь был между двумя, и три гуся летели рядом. Сколько всего гусей было в стае? Ответ: три.
- Тройка лошадей пробежала пятьдесят километров. Сколько пробежала каждая лошадь? Ответ: пятьдесят километров.
- Пошли на охоту два сына и два отца. Убили трех зайцев. Когда они возвращались, то каждый из них нес по зайцу. Как могло так получиться? Ответ: это были дед, отец и сын.
Несколько задач для самостоятельной работы
- У бабушки Оли внучка Поля, кот Нолик, собака Долик. Сколько же у бабушки внучек?
- Задумай число до пяти. Теперь добавь к нему два, а я отгадаю, какое число ты задумал. Сколько у тебя получилось?
- Первый Иван шел на базар, а второй Иван — с базара. Какой Иван купил товар, какой шел без товара?
- Горело девять свечей. Четыре свечи погасили. Сколько свечей осталось? Ответ: четыре.
- Представьте, что у вас в кармане коробок с одной спичкой. Вы вошли ночью в темную комнату, где есть свеча, керосиновая лампа и газовая плита. Что вы зажжете в первую очередь?
Все эти задачи можно решать в картинках. В картинках вообще все воспринимается легче и быстрей, особенно в дошкольном возрасте.