В старшей школе дети часто сталкиваются с множеством трудностей. В этом возрасте ребенок хорошо понимает, что жизнь меняется. Что делать дальше? Куда поступать? Как справляться со своими проблемами? Этими вопросами задаются практически все школьники. Для ребенка сейчас важна поддержка взрослых. Адаптация ребенка к старшей школе может проходить довольно остро. Об этом свидетельствует нервозное или агрессивное поведение, отказ от привычного образа жизни, резкое снижение успеваемости. Чтобы процесс завершился нормально и дети были полностью готовы к новому этапу жизни, им нужна поддержка. Если ситуация очень серьезная, лучше всего обратиться к возрастному психологу за советом. Физиологический аспект адаптации ребенка 15-17 лет связан еще и с пиком пубертатного периода. Нужно найти гармонию между учебой, отдыхом, общением и развлечениями.
Особенности возраста
Учеба в старших классах связана с большими нагрузками и некоторыми проблемами для детей. Для любого ребенка (теперь уже довольно взрослого) 9-11 классы проходят не совсем обычно. Дело в том, что это время приходится на самый пик пубертатного периода. Сейчас происходит что-то похожее на кризис трех лет: подросток вновь желает быть очень самостоятельным. Меняется его мнение о себе, окружающих, меняются его потребности и желания. Это время, когда многие дети путаются в том, чего они хотят, кто они и к чему нужно стремиться.
Кроме внутренних проблем ребенка, есть и внешние: в школе теперь довольно большая нагрузка. Необходимо отвечать за себя самостоятельно, принимать решения. Учителя и родители давят: «Выбирай профессию, решай, куда ты будешь поступать – пора быть серьезнее». Скоро предстоят экзамены, поступление в институт. Насколько правильно предлагать делать выбор всей жизни в 15-17 лет, это уже другой вопрос. Главное, для каждого ребенка это сложный период. Много требований – мало реальных знаний о мире.
Уже скоро выпускные экзамены. У многих ребят этого возраста наблюдается отчаянное желание отдохнуть. Они подсознательно понимают, что скоро придет конец их привычной жизни. В этот период детям хочется больше гулять и отдыхать, меньше заниматься школой и уроками. Родители, конечно же, недовольны таким поведением. Ваше давление на подростка не прибавит ему ума, а лишь создаст дополнительный повод для волнений и беспокойств. Необходимо понимать особенности пубертатного периода.
Когда необходима помощь в адаптации?
Адаптация в старших классах необходима всем. Кто-то проще проходит через этот период, но обычно у таких детей переживания больше внутреннего характера. Они не показывают, что им страшно, некомфортно, что будущее пугает их все сильнее. У других же старший школьный возраста проходит в постоянной борьбе «против всех». Главное, чтобы взрослые могли помочь ребенку, создав для него комфортные, спокойные условия дома, в школе. Помощь в адаптации к школе необходима, если:
- вы видите, что в психологическом плане ребенок сильно меняется. Например, становится очень раздражительным, нервозным, плохо спит. Постоянное нервное напряжение истощает ресурсы организма;
- подросток избегает любых разговоров о будущем. Он хочет жить только настоящим моментом. Это значит, что будущее его пугает. Возможно, ему все еще тяжело определиться со своей будущей профессией, интересами;
- учеба дается тяжело, особенно по профильным предметам. Такая ситуация перед поступлением в ВУЗ может сильно напугать юношу или девушку;
- если в 9-11 классе пришлось ребенка перевести в другую школу. Кто-то коммуникабелен и не видит в этом проблемы. А для кого-то полностью новая атмосфера будет пугающей – подросток теряется, не может проявить себя;
- часты проявления агрессии, злобы, особенно по отношению к своим одноклассникам, учителям или даже родителям. Такое поведение может быть результатом многих проблем;
- отсутствие интереса к жизни.
К сожалению, многие молодые люди испытывают эти проблемы. Можно сказать, что сейчас у них открываются глаза. Школа подходит к концу, а что будет дальше, не очень понятно. Главное, подобное поведение говорит о том, что человек пока еще не готов вступать во взрослую жизнь, всячески противится этому. Это может быть опасно. По статистике, среди ребят этого возраста часты попытки суицида.
Кто может помочь?
Все зависит от того, насколько тяжело проходит этот период. Конечно, идеально, когда школа и родители работают вместе, в школе преподаватели с пониманием относятся к проблемам учеников. Тут возникает сложность: учитель (классный руководитель) один, а детей много. К каждому нужен индивидуальный подход, но обеспечить его бывает тяжело.
Родители обязательно должны поддерживаться ребенка, его выбор, стремления, хобби. Сейчас говорить, что нужно «только учиться, учиться и еще раз учиться», неправильно. Учиться необходимо, но нужно и отдыхать достаточно, хорошо питаться и спать. Психологическая поддержка родных сейчас крайне важна.
В сложных случаях можно обратиться к психологу, который занимается возрастными проблемами. Это не стыдно, а нормально и необходимо для того, чтобы помочь подростку разобраться в ситуации, если дома или в школе этого сделать не получается. Некоторые школы проводят занятия с психологом в 10-11 классах. Основные темы таких занятий – как выбрать свой путь, не бояться экзаменов, подготовиться к самостоятельности.
Роль школы
На уровне школы должны проводиться некоторые мероприятия, которые точно помогут детям разобраться во всем. Роль школы особенно важна, ведь последние 8-9 лет ребята провели с этими учителями, привыкли к ним, прониклись уважением. Как вариант, можно предложить школе занятия по следующим темам.
- Организация своего времени: как и когда заниматься, а когда отдыхать.
- Как адекватно оценивать себя и других.
- Умение ладить в коллективе, взаимопомощь.
- Взаимоотношения со взрослыми: учителя, родители, преподаватели в ВУЗе.
- Социальный этикет. Ситуационное поведение во время экзамена, разговора с приемной комиссией, получение информации от сотрудника учреждения.
К сожалению, не все учителя готовы полноценно поддерживать детей. Повышается уровень требований, сложность предметов. Этого не избежать, но совершенно не обязательно запугивать детей рассказами об экзаменах, непомерных сложностях и требованиях. Конечно, преуменьшать важность старшей школы тоже нельзя. В 15-17 лет дети вполне готовы услышать правду. Это поможет им проще разобраться в себе и составить мнение о происходящем. А если знаешь, уже не так страшно.
Советы родителям
На самом деле все очень просто. Вы знаете, что жизнь ребенка меняется, его ждет взросление. Подготавливайте его заранее:
- Разговаривайте о будущем. Ваша беседа не должна носить какой-то принудительный характер. Не требуйте выбрать свой путь здесь и сейчас.
- Если раньше ребенок хорошо учился, а тут внезапно успеваемость ухудшилась, то это не повод ругать его, запрещать что-то. Прежде всего выясните: какие именно проблемы в учебе беспокоят вашего сына или дочку? Чем тут можете помочь вы лично? Попробуйте разобраться вместе. Предложите несколько уроков у репетитора.
- Лучший совет для родителей: не ждите, пока ребенку исполнится 17-18 лет. Стоить доверительные отношения нужно раньше. Это поможет молодому человеку обратиться к вам в случае, если с ним происходит что-то нехорошее.
В этот период адаптация к школе будет главной проблемой ребенка, но и главной целью. Чем раньше процесс завершится, тем легче ему будет после школы. Ведь дальше его ждет институт, колледж, работа… Проще не станет, так что роль адаптации сейчас —научить детей не бояться трудностей, а искать пути, как с ними справиться.
Физическая и психологическая адаптация
С точки зрения физиологии, в этот период подростку необходимо:
- Правильное питание. Больше свежих овощей и фруктов, нежирное мясо, легкоусвояемые белки и жиры. Не забывайте, что это время пубертатного периода у ребенка, а значит, бурного развития организма.
- Нормальный сон ночью, по 8-9 часов. Идеально — отдохнуть после школы полчаса-час перед выполнением домашних заданий. К сожалению, это не всегда получается.
- Достаточно свежего воздуха, прогулок. Занятия спортом на свежем воздухе отлично влияют на нервную систему.
Эти простые правила заметно помогают снизить нервное напряжение. Можно проконсультироваться с врачом и принимать подходящие по возрасту витамины.
С точки зрения психологии, адаптацию лучше всего проводить в школе. Для этого, кроме самих уроков, там обязательно должно быть время на совместную деятельность, творчество. Для ребенка важно увидеть, что школа относится к нему доброжелательно, а учителя готовы помогать, а не только ругать.
Рекомендуется проводить внеклассные уроки-обсуждения. Тут без осуждения и критики дети могут поговорить друг с другом о будущем. Предложите каждому поделиться своими планами на следующие 3-5 лет. Кем они хотят стать, с какими сложностями это может быть сопряжено? Такие мероприятия, проводимые школой, хорошо помогают адаптироваться к изменяющейся действительности.