Некоторые считают, что детский организм — это всего лишь миниатюрная копия взрослого. Однако это мнение ошибочно. Анатомо-физиологическое особенности у младших школьников соответствуют их возрасту и изменяются по мере взросления. К группе младшего школьного возраста относятся дети от 7 до 12 лет.
- Масса, рост и пропорции младших школьников
- Системы дыхания и кровообращения: особенности развития
- Развитие сердечно-сосудистой системы
- Мышечная система и опорно-двигательный аппарат: как развиваются у младших школьников
- Особенности развития детей 10-12 лет
- Как развивается память, внимание и мышление у детей от 7 до 12 лет
- Эмоциональное развитие младших школьников
- Особенности психологического развития детей 9-12 лет
Масса, рост и пропорции младших школьников

Пропорции девочек и мальчиков с 7 до 12 лет практически не отличаются. Дети продолжают расти, но уже не так активно, как в дошкольный период. Масса тела равномерно увеличивается. В среднем детки прибавляют по 2-2,5 кг в год, вырастают на 4-5 см.
Грудная клетка школьника младших классов меняет форму в лучшую сторону: становится конусообразной, увеличивается в размерах. За счет этого увеличивается и емкость легких. Мальчики в возрасте 7 лет имеют легкие объемом в 1400 мл, девочки — 1200 мл. К 12 годам объем легких у мальчиков составляет 2200 мл, а у девочек — 2000 мл.
Системы дыхания и кровообращения: особенности развития
У дошкольников анатомо-физиологическое особенности развития системы дыхания подтверждают лишь факт ее несовершенства. Дыхательные мышцы по-прежнему недостаточно окрепшие, отчего дыхание поверхностное и частое.

Словом, детский дыхательный аппарат далеко не так функционален, как взрослый. Для детей 10-12 лет характерны проблемы с дыханием в период активной мышечной деятельности, что может привести к гипоксии (дефициту кислорода). Именно поэтому так важно подбирать такие упражнения, которые будут соответствовать работе системы дыхания ребенка.
Работа органов кровообращения напрямую связана с функционированием дыхательной системы. От того, насколько исправно будет работать система кровообращения, будет зависеть оснащение организма питательными веществами.
Развитие сердечно-сосудистой системы
Масса сердца детей младшего школьного возраста увеличивается пропорционально набору массы тела и уже приближается к весу сердца взрослого человека. Пульс по-прежнему учащенный, поэтому насыщение органов кровью происходит в два раза активнее, чем у взрослых.

Анатомо-физиологические особенности сердца дошкольника позволяют ему лучше справляться с основными функциями за счет относительно широкого просвета артерий. Давление у деток в этом возрасте значительно ниже, чем у взрослого человека. Если у первоклассника оно составляет 99/64 мм рт. ст., то ближе к 12 годам приближается к 105/70 мм рт.ст.
Активные физические нагрузки приводят к учащению пульса детей младшего школьного возраста. Также усиленное сердцебиение может быть вызвано эмоциональным перевозбуждением. Именно этот факт можно считать недостатком возраста от 7 до 12 лет. Дети достаточно быстро возбуждаются, а это может привести к проявлению аритмии.
Мышечная система и опорно-двигательный аппарат: как развиваются у младших школьников
Анатомо-физиологические особенности мышечной системы младших школьников не позволяют пока говорить о длительном сохранении правильного положения позвоночника. Дети не способны удерживать спину прямо, что часто приводит к нарушению осанки. В статической позе позвоночник практически не фиксируется, поэтому именно у школьников младших классов чаще всего возникают проблемы с искривлением позвоночника.

Правая сторона туловища у детей младшего школьного возраста развивается более активно, чем левая. В отдельных случаях наблюдается симметричность в развитии, но чаще школьники младших классов имеют ярко выраженную асимметрию.
В задачу взрослых, планирующих физическое развитие деток, входит выбор для них таких упражнений, которые позволят уменьшить асимметричность развития туловища. Гармонично развивающиеся мышцы туловища будут способствовать укреплению мышечного корсета и предотвратят проблемы с осанкой.
У детей дошкольного возраста мышечная система действительно активно развивается, но только при условии соответствующей возрасту двигательной активности.
Головной мозг у детей к 9 годам практически сформирован, но продолжает развиваться в функциональном отношении.
Особенности развития детей 10-12 лет
Как уже было отмечено выше, группа младшего школьного возраста — это дети в возрасте от 7 до 12 лет. Но нужно понимать, что развитие школьника в 7 или 9 лет отличается от особенностей развития в 10-12 лет. Ниже основные анатомо-физиологические особенности детей с 10 до 12 лет:

- Ускоряется рост скелета и конечностей, но грудная клетка и таз развиваются не так активно, что и становится основной причиной долговязости детей в этом возрасте.
- Резко увеличивается мышечная масса, но мышцы по-прежнему не могут справляться с длительными нагрузками. Дети могут выполнять физические упражнения с перерывами на отдых для восстановления.
- Сердечно-сосудистая система непропорциональна. Сердце увеличивается быстрее, чем сосуды, что приводит к появлению нарушений, выражающихся головными болями и потемнениями в глазах.
- Нарушения работы развивающейся нервной системы. Выражаются в раздражительности, возбудимости и повышенной вспыльчивости.
С 10 до 12 лет организм ребенка перестраивается и начинает подготовку к переходному возрасту и половому созреванию. После 12 лет у большинства мальчиков и девочек наступает новый этап физического развития.
Как развивается память, внимание и мышление у детей от 7 до 12 лет
Дети младшего школьного возраста пока не обладают способностью воспринимать предметы и явления так, как взрослые. Пока они способны к избирательному восприятию предметов и событий, анализируя их по каким-то признакам, привлекающим внимание.

Интересные особенности наблюдать можно и в развитии внимания детей младшего школьного возраста. Ребенок не способен долго концентрироваться на чем-то конкретном, часто отвлекается, и быстро устает, если от него требуется быть предельно внимательным.
Память школьников младших классов имеет свои особенности. Для детей пока неважна смысловая сущность предметов – они запоминают их исключительно по внешним признакам. По большей части запоминание происходит на автомате, в результате сильных впечатлений и многократных повторов.
Школьники младших классов делают ошибки при воспроизведении заученного материала, забывают практически все, что было изучено несколько месяцев назад. Улучшить ситуацию помогут регулярные повторы пройденного материала.
Аналогичным образом развивается в этом возрасте и мышление. Дети не способны усваивать излишне абстрактные понятия в основном из-за недостатка знаний о природе и о жизни общества. Именно поэтому детей младших классов обучают с помощью наглядных примеров и простых объяснений.

Правильно подобранные игры помогут улучшить мышление детей, закрепить имеющиеся навыки и расширить кругозор. Во время игр развиваются:
- внимание;
- острота ощущений;
- воображение;
- волевые качества;
- мышление;
- восприятие.
Достичь максимального эффекта получится только при адекватном педагогическом контроле над проведением игр.
Эмоциональное развитие младших школьников
До 11-12 лет дети оценивают себя не всегда положительно. Каждый третий мальчик и каждая четвертая девочка по отношению к себе испытывают негатив. Все остальные дети относятся к себе в целом положительно, но также выявляют у себя массу отрицательных качеств.

Эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста характеризуется:
- отзывчивостью и ярким воображением;
- открытостью и непосредственностью – с проявлением как позитивных, так и негативных эмоций;
- постоянным страхом не справиться с учебой, потерять авторитет в глазах одноклассников, получить выговор от родителей;
- неустойчивостью и частыми сменами настроения.
Дети часто не способны понять и проанализировать собственные эмоции и эмоции окружающих людей. У них возникают сложности с адекватным восприятием мимики, что, в свою очередь, может вызывать неадекватную на нее реакцию.
Дети младшего школьного возраста проявляют восторженное отношение к знаменитостям и героям, могут находить себе кумиров и пытаться стать на них похожими. Примерно в этот же период закладываются такие чувства, как любовь к Родине, верность друзьям.

В возрасте 7-9 лет дети выбирают себе друзей больше из эгоистичных соображений, рассчитывая получить партнера для игр и новые интересные игрушки.
После 9 лет дети осознают потребность иметь крепкие дружеские отношения, а после 11 лет дружба для них становится особенно важной и основывается на взаимовыручке. Те дети, которые не имеют друзей, испытывают больше проблем в социальной адаптации.
Особенности психологического развития детей 9-12 лет
В возрасте 9-12 лет в познавательной сфере школьника происходят определенные изменения.
- Снижается скорость выполнения домашнего задания, ребенок часто отвлекается.
- Дети могут неадекватно реагировать на критику и замечания.
- Школьники могут быть капризными, вести себя вызывающе.
Чаще всего такие изменения являются реакцией на критику и замечания взрослых.
Родителям на заметку
Важно понимать, что в период взросления младшего школьника нужно учитывать его анатомо-физиологические особенности, оказывая моральную поддержку, планируя его день и режим, контролируя нагрузки. Нужно обращать особое внимание на правильную осанку и технику дыхания, развивать детей дидактическими играми.