К категории младших дошкольников относятся дети в возрасте 3-4 лет. В этот период развитие малышей позволяет им считать себя и быть более самостоятельными и уверенными в себе, чем раньше. Ребенок четко осознает себя отдельной от родителей личностью, все чаще заменяет местоимение «мы» на «я».
Наряду с этим изменяется и отношение к миру и людям, и это при том, что малыш все еще сильно зависим от родителей и взрослых в принципе. Осознание невозможности полного отделения от взрослых вызывает у крохи раздражение и очевидный протест, что в результате выливается в создание конфликтных ситуаций (кризис трех лет).
Понимание родителями природы такого поведения и настроения у ребенка, а также терпение и желание помочь малышу справиться с ситуацией помогут найти общий язык и сгладить острые углы.
Чтобы было понятнее, как протекает физическое развитие малыша младшего дошкольного возраста и какие особенности оно имеет, рассмотрим основные изменения, касающиеся антропометрических данных. Дети в этом возрасте заметно округляются, вырастают в длину, набирают вес. Средние показатели роста – от 95 до 100 см, веса — около 15 кг.
Активный обмен веществ
Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста имеет свои особенности и характеризуется усиленным обменом веществ, что в первую очередь связано с активными процессами в организме, ускоренным ростом.
В этот период крайне необходимо, чтобы ребенок придерживался правильного рациона питания, получая нужные ему для роста и развития витамины, микроэлементы, белки, углеводы и жиры. Примером правильного питания является питание в детском саду для малышей раннего возраста: 4-разовое, с обильным обедом, большим содержанием молочных продуктов, легким ужином и полдником.
Еще один важный момент — это кислород в необходимом для детского организма количестве, а значит, регулярные продолжительные прогулки и хорошо проветриваемые помещения.
Как развивается костная система?
Процесс окостенения костей позвоночника, а также кистей и берцовых несколько замедлен. В младшем возрасте у детей преобладающим является хрящевое соединение. Именно этим фактором обусловлена их способность дотягиваться кончиком большого пальца ноги до головы и прочие акробатические трюки, недоступные взрослым.
В этом возрасте взрослые должны позаботиться о создании подходящих условий для двигательной активности ребенка. Малыш в свободное от сна и кормления время обязательно должен бегать, прыгать и просто резвиться, всеми способами давая выход скопившейся энергии.
Взрослые не должны при этом пытаться усадить кроху, запрещая ему активно двигаться ради собственного спокойствия. В таком случае не избежать скопления в ребенке избыточной энергии, которая рано или поздно найдет выход, часто не самым желательным способом.
Чтобы немного успокоить кроху с пользой для него, можно предложить ему позаниматься упражнениями или поиграть в игры, стимулирующие развитие как крупной, так и мелкой моторики. Кстати, мелкая моторика напрямую имеет связь с речевыми центрами. Поэтому если родители заинтересованы в развитии речевых навыков у детей младшего возраста, то упражнения для мелкой моторики станут для них самым правильным вариантом.
Для развития мелкой моторики можно использовать мелкие предметы, например пазлы, мозаику, пуговицы, а также совершенствовать ловкость пальцев рук с помощью занятий с песком, пластилином, ножницами и цветной бумагой, красками и кисточками. Словом, такими играми можно не просто увлечь малыша, но и добиться от него на некоторое время спокойного внимания, терпения и, конечно, развития мышления, фантазии и памяти.
Сердечно-сосудистая система и легкие
Сердце детей младшего дошкольного возраста сокращается до 130 ударов в минуту, дыхание легкое и неглубокое, часто прерывистое и ускоренное. Чтобы развитие малышей в этом возрасте проходило своим чередом, необходимо обеспечить им необходимое количество физических нагрузок, соответствующих их возрасту и уровню подготовки, позаботиться о гигиене прогулок, периодически бывать в бассейне, где малыш сможет расслабиться и снять напряжение.
Как развивается нервная система?
У детей младшего дошкольного возраста активное скоростное образование нервных волокон, а также количество и строение нервных клеток максимально приближены к показателям взрослого человека.
В этот период для развития познавательной деятельности важно поощрять интерес ребенка к новой информации.
Особенности общения
В младшем дошкольном возрасте у детей появляются новые интересы, направленные в первую очередь на познание людей – как взрослых, так и детей. Малыши с удовольствием идут на контакт со сверстниками, изучают манеру их поведения, перенимают правила игр.
Для детей этого возраста совершенно нормальным является подражать действиям, словам, жестам, манерам поведения взрослых и детей, так как именно в этом случае их социальное развитие переходит на новый уровень.
О роли игры в жизни детей
Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте по-прежнему доминирует, но на первую роль выходит сюжетно-ролевая игра. В рамках такой игры ребенок пробует воспроизвести все те особенности, которые успел заметить в поведении взрослых.
Дети играют в докторов, в продавцов, в учителей, воображая себя взрослыми, которые сами диктуют правила и сами же их соблюдают. В ходе таких игр активно практикуется замещение предметов, развиваются воображение и социальное восприятие.
Для малыша этого возраста важно иметь возможность играть в ролевые игры вместе со сверстниками. Он тянется к ним и вместе с тем не всегда готов идти с ними на компромисс. Тем не менее стремление ощущать себя частью коллектива и иметь свое место в коллективе является настолько сильным, что ребенок готов порой забыть о личных желаниях ради интересной копании.
Особенности речевого развития
Главная черта речи детей младшего дошкольного возраста — это активность. Создается впечатление, что ребенок никогда не молчит. Он разговаривает с родителями, с детьми, со знакомыми и с незнакомыми людьми. В его речи много эмоций, он спрашивает, рассказывает, анализирует. Здесь снова первое место занимает познавательный интерес, с которым связана большая часть задаваемых ребенком вопросов.
Перечисляя особенности речи, также можно отметить, что во время разговора ребенок может продолжать выполнять какое-то действие, чего еще не так давно делать не мог.
Наряду с речью в этом возрасте происходит активное развитие звуковой культуры речи, что способствует улучшению грамотности в процессе общения, обогащению словарного запаса и формированию целостной личности малыша. Именно на основе беглой и связной речи в дальнейшем смогут развиваться:
- эстетические качества;
- интеллектуальные способности;
- духовно-нравственная сторона натуры ребенка.
Важно, чтобы малыш как можно скорее научился правильно использовать голос, четко произносить слова и обороты. В таком случае ему не составит труда находить общий язык с окружающими, продолжая обогащать собственную речь. Улучшению речи детей в младшем дошкольном возрасте послужит постоянное общение со взрослыми, способное вызвать у них искренний интерес и увлечение процессом.
Форма запоминания у детей
В младшем дошкольном возрасте преобладает непроизвольная форма запоминания. Малыш скорее узнает ранее увиденные им образы, чем запоминает. Особенность малышей 3-4 лет — это неумение целенаправленно удерживать внимание на какой-либо деятельности или предмете продолжительное время.
Для ребенка вполне нормальной будет являться быстрая смена видов деятельности с такой же сменой настроения, на которое влияет окружающая обстановка или состояние физического комфорта. Как правило, здоровые физически и эмоционально малыши в этот период своей жизни заряжают окружающих сплошным оптимизмом и позитивом.
Предметная деятельность
Стоит отметить, что предметная деятельность в 3-4 года претерпевает некоторые изменения, в первую очередь связанные с улучшением предметного восприятия. Ребенок учится наблюдать, выделять что-то важное для себя, продуктивно действовать.
В этом же возрасте значительно совершеннее становятся сенсорные навыки, поэтому с ребенком можно заниматься, изучая формы, размеры, положения предметов. Малыш в 3-4 года мыслит и делает это, выстраивая причинно-следственные связи.