Особенности психологического развития ребенка-дошкольника

Прежде чем мы поговорим о том, в чем заключаются психологические особенности детей дошкольного возраста, отметим, что в группу дошкольников попадают дети от 3 до 7 лет. В этом возрасте общение малышей уже не ограничивается только семейным кругом. Большая часть детей посещают детские сады и школы раннего развития, бывают в гостях, путешествуют вместе с родителями.

Неудивительно, что дошкольники получают возможность открывать для себя мир с новой стороны, в том числе и со стороны человеческих отношений.

Особенности развития речи

Процесс развития речи завершается примерно к 5 годам. Язык малышей к этому времени становится средством не только общения, но и мышления. Ребенок начинает осознавать особенности собственного произношения, гордится значительно пополнившимся словарным запасом слов. Дети стараются грамотно формулировать предложения, изменяя падежи и окончания слов, активно пользуются косвенной речью. К 7 годам дети с легкостью умеют:

  • пересказывать прочитанное им родителями;
  • красочно описывать картинки или объекты;
  • делиться психологические особенности детей дошкольного возраставпечатлениями о пережитых и увиденных событиях.

Дошкольники постепенно осваивают все формы устной речи, полностью копируя манеру разговора взрослых. Они с удовольствием практикуют монологи, ведут диалоги с родственниками и друзьями, много рассказывают и общаются.

Восприятие приобретает целенаправленный, осмысленный и анализирующий характер, тогда как аффективный характер речи отходит на второй план. Ребенок становится более наблюдательным и любознательным, старается применять название качеств предметов, ищет связь между объектами, делает умозаключения.

Мышление и восприятие в дошкольном возрасте — взаимосвязанные понятия, что лишний раз подтверждает наглядный образ мышления.

Мышление в дошкольном возрасте

Главная особенность развития мышления в дошкольном возрасте — это переход к наглядно-образному его типу, а к 7 годам — к словесному. Дети по-прежнему мыслят образно и неспособны на логические заключения, аналогичные взрослым. При этом уже теперь они способны не только рассуждать, но и находить решения для сложных задач в случае удачного запоминания и при наличии необходимого времени. Помочь ребенку в поиске решения можно, психологические особенности детей дошкольного возрастаесли организовать его действия, на основе которых он сделает вывод, либо же привести ему знакомый личный пример.

Если задача для дошкольника понятная и представляет определенный интерес, он сможет думать логически и обязательно найдет правильное решение. Примерно к 6-7 годам у детей появляется способность обобщать и проводить логические цепочки, что особенно важно для развития интеллектуальных способностей.

Память в дошкольном возрасте: чем примечательна?

В дошкольном возрасте дети запоминают неосознанно, не ставя перед собой такой цели. В основном в памяти у них остаются интересные события либо словесный материал, который вызвал определенные эмоции, например сказки или стихи.

Формирование осознанной памяти начинается только к 4-5 годам. Наибольшую часть информации малыш запоминает во время игры либо в процессе выполнения поручений родителей, воспитателей.

Игра — ведущая деятельность дошкольника

Игра занимает основную часть времени ребенка в дошкольном возрасте. На этом этапе развития особое значение для малышей имеют герои, описанные в сказках и рассказах, с которыми их знакомят взрослые.

Малыши обращают огромное внимание на оценку собственных действий и действий их сверстников взрослыми, кроме того, для них важно, как относятся родители к поступкам героев их любимых сказок.Так, после прослушивания сказки или рассказапсихологические особенности детей дошкольного возраста малыш обязательно постарается обсудить с родителями поведение героев, разделяя их на положительных и отрицательных.

В жизни ребенка уже формируются определенные правила и нормы поведения, которые становятся все сложнее. Взрослые пытаются добиться выполнения детьми правил, сами же дошкольники пробуют давать адекватную оценку своим поступкам, принимая во внимание то, чего ожидают от них взрослые. Таким образом начинается формирование личности. Уже в 3 года в лексиконе малыша преобладает фраза «я сам», которой он хочет показать готовность быть самостоятельным. На этом этапе развития ребенок осознает собственное «я» и пытается проверить уровень личных возможностей.

Развитие личности невозможно без деятельности малыша. В каждом возрасте можно выделить основной вид деятельности. У дошкольников это, как уже было отмечено, игра. Причем не просто игра, а сюжетно-ролевая, где он получает возможность попробовать на себе роль взрослого, копируя манеру его поведения.

Игра является не только основным видом деятельности ребенка с 3 до 7 лет, но и основой для его активного личностного развития.

Именно игра способствует формированию у малыша качеств, важных для жизни в обществе.
Копируя поведение взрослых, ребенок получает возможность погрузиться в окружающий мир глубже, познакомиться с деятельностью окружающих его людей, узнать об особенностях их жизни.

Сюжетно-ролевые игры на этапе дошкольного развития помогают формированию мышления и воображения у ребенка. Малыш сам себе ставит цели и устанавливает правила, после чего старается им следовать. В результате в такой непринужденной форме происходит тренировка силы воли.

В ходе игры ребенок учится жить с учетом социальных и нравственных норм в простой форме. Играя какую-то роль, малыш выделяет для себя именно те психологические особенности детей дошкольного возрастаправила, с которыми он сталкивается в жизни, и постепенно они становятся для него нормой поведения.

Помощь дошкольнику в организации игровой деятельности входит в задачу взрослых. Важно понимать, что речь идет о специальных сюжетно-ролевых развивающих, а не спонтанных играх, где малыши смогут опробовать себя в роли взрослых.

Развитие личности: эмоциональная сфера

Личность ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте, как и его личностные механизмы. В это же время формируется эмоциональная сфера.

На этом этапе развития дети лучше контролируют собственные эмоции, которые у них по-прежнему чрезвычайно насыщенные и полные. У дошкольников детские побуждения объединяются с их представлениями, в силу чего первые перестраиваются. Таким образом осуществляется переход от основных мотивов, направленных на объекты ситуации, психологические особенности детей дошкольного возрастак желаниям, которые непосредственно связаны с представленными объектами, расположенными в «идеальном» плане.

Ребенок совершает основные действия, беря за основу не сам предмет, а представления о нем и о результате, на который он рассчитывает в самом ближайшем будущем. Эмоции, имеющие отношение к представлениям, способствуют предвосхищению итогов действий ребенка. Механизм этот заключается в следующем: ребенок формирует эмоциональный образ, который отражает ожидаемый в будущем результат и оценку событий взрослыми.

Таким образом, можно заключить, что эмоционально предвосхищая последствия поступков, дошкольник прекрасно понимает, хорошо он делает или нет. Этот механизм является основой эмоциональной регуляции действий дошкольника.

Стоит отметить изменения в структуре эмоциональных процессов. Теперь они включают в себя:

  • вегетативные реакции;
  • моторные реакции;
  • сложные формыпсихологические особенности детей дошкольного возраста мышления;
  • усовершенствованное воображение.

Дошкольник способен радоваться или грустить как по поводу того, чем он занят сейчас, так и думая о том, что ждет его в будущем. Глубина переживаний ребенка на этом этапе развития поразительна: круг эмоций становится шире, развивается способность сопереживать и проявлять сочувствие к окружающим.

Для того чтобы деятельность дошкольника продолжала способствовать формированию полноценной личности, она должна быть эмоционально окрашенной. То есть ребенок должен делать только то, что вызывает у него интерес и, соответственно, позитивные эмоции.

Развитие личности дошкольника: мотивационная сфера

Одним из самых значимых механизмов, формирующихся на этом этапе развития, можно считать мотивационную сферу. Соподчинение мотивов психологические особенности детей дошкольного возрастаначинается в раннем дошкольном возрасте и со временем продолжает совершенствоваться.

Если раньше ребенок хотел нескольких вещей одинаково сильно, не понимая, как сделать выбор, когда он был необходим, то в дошкольном возрасте мотивы имеют разную значимость, и сделать выбор ребенку становится на порядок проще. Более того, к 6-7 годам дошкольник уже умеет подавлять собственные побуждения, заставляя себя игнорировать вызывающие интерес предметы.

Проявление такой силы воли становится возможным благодаря серьезной мотивации, которая может выступать в роли определенных «стоп-сигналов». Например, способствовать сдерживанию могут взрослые, в присутствии которых находится ребенок.

Именно внешний контроль необходим малышу на начальном этапе формирования мотивационной сферы. Со временем он сможет сдерживаться самостоятельно, воображая себе присутствие взрослого, который будет влиять на регулирование его поведения.

Для ребенка важно получить похвалу взрослых и оградить себя от негативных замечаний. Осознание этого влияет на деятельность малыша. Он с интересом способен заниматься чем-то, если у него все получается, и с горечью отказывается от деятельности, если что-то не получается – только из страха неудачи.психологические особенности детей дошкольного возраста

Продолжать деятельность даже в случае неуспеха, вносить в нее корректировки для того, чтобы что-то исправить, ребенок сможет только к 6-7 годам, то есть на заключительном этапе дошкольного развития. Именно в это время формируется личностная мотивационная система дошкольника, у которого развивается иерархия мотивов.

Построение устойчивой мотивационной системы будет продолжаться до подросткового возраста. В дошкольном же возрасте ребенок только встает на пусть усвоения этических норм, анализируя сначала чужие поступки, а потом и собственные, принимая во внимание известные ему правила морали.

Самосознание в дошкольном возрасте

Самосознание можно смело назвать главным новообразованием дошкольника. Только после 5 лет эмоциональная самооценка становится подспорьем для развития самооценки. Поначалу ребенок оценивает себя так, как это делают окружающие его взрослые, поэтому в большинстве случаев оценка эта завышена. Дело в том, что часто родители имеют искаженные представления об особенностях ребенка, в результате чего их ожидания становятся неоправданными. Такая же ситуация будет и с самооценкой ребенка.

Дошкольник уже четко идентифицирует себя как дошкольникпредставителя определенного пола, передавая эмоции и переживания, имеет представление о нормах поведения, отличных в зависимости от полового признака. Так, например, мальчики в этом возрасте уже знают, что им нужно быть сильными и мужественными.

Девочки стараются быть мягкими, изящными и аккуратными. Уже на заключительной стадии дошкольного развития у детей происходит разделение ролей в играх. Девочки играют в дочки-матери, мальчики — в войну, солдатиков, машинки. Примерно к 6-7 годам дети умеют разделять время на прошлое, настоящее и будущее, видеть себя в нем.

В заключение отметим, что главное занятие для дошкольника — это игра. В процессе игры в ненавязчивой форме ребенок познает мир взрослых со всеми его правилами и нормами, учится общаться со сверстниками. В этот период малыш является творческой натурой во всем, имеет собственную логику и активно развивается как личность.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий