В возрасте 6-7 лет у детей проявляются важные особенности развития психики и личности. Малыши взрослеют на глазах, а мотиватором для этого становится первый класс, школа. Теперь уже ребенок не так сильно нуждается в помощи родителей, хочет все делать самостоятельно. Для него важны учеба, общение, дружба. Теперь у него много общего с друзьями: совместные планы, идеи, интересы.
Учеба занимает важное место, но игры и игрушки все еще остаются необходимым атрибутом для отдыха. Не стоит ругать ребенка этого возраста за игры. Они помогают ему познавать мир, создавать простые игровые условия для решения социальных проблем. Это период развития личности, формирования собственного мнения. Ваш малыш уже чувствует себя вполне готовым принимать собственные решения, действовать самостоятельно. Его знания о мире становятся глубже, появляются самые разные интересы. Это естественные процесс для психики каждого человека.
Социальное развитие
К возрасту 6-7 лет человек уже осознает себя личностью, членом общества. Сейчас для детей очень важно быть частью группы. Они стараются не выделяться, «следовать за толпой». Особенно четко это проявляется в школе, в первом классе. Особенности возраста таковы, что малышу очень нужно быть «как все». Сейчас дети могут просить родителей покупать им одежду, игрушки, канцелярские товары такие же, как у большинства в классе.
В этом возрасте нет смысла предлагать ребенку индивидуальность. Ему больше хочется не выделяться, не быть изгоем. Это связано с тем, что дети 6-7 лет очень предвзято, даже жестоко могут относиться к различиям. Более слабый малыш, имеющий некие дефекты, одевающийся не так, как остальные, всегда получает долю негатива. Это попытка детей занять свое место в обществе. Не нужно агрессивно реагировать на такие попытки. Старайтесь больше говорить, объяснять, показывать. Так вы добьетесь больших успехов.
Сейчас социальная жизнь, общение, дружба имеют огромное значение для ребенка. У него уже появились друзья, симпатии. Теперь игры становятся гораздо интереснее, если играет сразу несколько участников. Между собой они общаются, что-то планируют, делятся мыслями и увлечениями. Ребенку в этом возрасте обязательно нужно общение со сверстниками, иначе не миновать проблем в области социального и личностного развития.
Игровая деятельность
Теперь в играх уже отражаются не только фантазии, но и некоторые социальные события:
- война (чаще у мальчиков);
- свадьба, семейная жизнь (у девочек);
- праздники;
- имитация школы, больницы, работы (чаще всего как пример выступает работа родителей).
Для детей игры все еще остаются возможностью «отрепетировать» общение, социальное поведение. Во время игры малыши 6-7 лет дают моральную оценку действиям своих героев. Игра помогает им учиться находиться в обществе. Иногда дети обыгрывают реальные ситуации, решают проблемы. Бывает, что просто фантазируют, придумывают продолжения для любимых фильмов и мультиков.
Родителям иногда кажется, что теперь началась школа, уроки, а значит, играть больше нельзя, это пустая трата времени. Такое утверждение в корне неправильное. Игра – отличный отдых после напряженного дня. А еще желание играть способствует волевому развитию детей. Он может выбирать между «хочу играть сейчас» и «нужно сначала сделать уроки, домашние дела». Поощряйте правильный выбор вашего малыша.
Учебная деятельность
Теперь учебная деятельность становится на первое место. Учиться не всегда нравится, но уже после первых нескольких месяцев в школе учеба занимает одно из главных мест в жизни детей. Они видят некую необходимость учиться, но тут важно, чтобы родители и учителя объясняли, зачем нужны уроки, знания, задания.
Школа сильно меняет взгляд детей на самих себя, свои возможности. Может активизироваться любовь к чтению, интерес к некоторым отраслям науки. Родителям стоит поддерживать такой интерес у школьника – тогда учеба будет даваться легче.
Психика и личность
В 6-7 лет школьники заметно углубляют свои знания. Им теперь проще планировать свою деятельность, ведь мышление становится глобальным. Можно представить последствия работы, стараний, учебы, каких-то действий в будущем. Так, малыш учится составлять сам для себя план действий. Это говорит о том, что развитие психики проходит успешно.
Начинают проявляться разные личностные особенности. Вы можете заметить, что дома ваш первоклассник ведет себя не так, как в школе или в компании друзей. Выделяется социальный компонент его «я». Для его развития необходимо общение, нахождение в коллективе. Поход в первый класс способствует социальному развитию личности.
В 7 лет происходит третий по счету кризисный период развития. У детей появляется новая особенность, которая роднит их со взрослыми. На этом этапе взросления ребенку просто необходимо найти ответ на вопрос «кто же я на самом деле?». Так возникает гордость за себя, уважение к себе. Малыш всячески пытается добиться одобрения старших, учителей. Возраст 7 лет — это кризис быстрого взросления.
За что можно собой гордиться? Например, хорошие оценки, похвала учителя за выполненное задание, подарки родителей. Все то, что приравнивает их к взрослым. Даже одежда становится необычайно важна. Так, раньше мальчик мог не обращать внимания на то, что предлагает одеть мама. Теперь же он может стесняться своих прошлых любимых вещей. Ему хочется выглядеть взрослее, носить брюки, пиджак, рубашки – так он становится похож на взрослого мужчину.
Осознанная самостоятельность
Теперь дети уже не так сильно нуждаются в помощи родителей. Они:
- сами
осуществляют гигиену;
- выбирают одежду;
- могут подогреть еду, выбрать сами себе завтрак;
- играют и учатся без помощи взрослых;
- имеют собственные мечты, стремления;
- имеют увлечения, которыми не хочется делиться.
Дети становится все самостоятельнее. Теперь помощь родителей воспринимается во многих случаях как досадная необходимость. Родителям нужно уважать развитие этих качеств у детей, поддерживать их стремление к собственному выбору.