
Рост детей стремителен и поэтому не всегда заметен. Казалось, ещё вчера чадо ползало по полу и пыталось делать первые шаги, а сегодня вы уже готовите его к школе. Как сделать так, чтобы ребёнок был готов к тому, что его ждёт, и какие основные ошибки допускают родители, – об этом в статье ниже.
Подготовка тела
Физическому развитию детей старшего дошкольного возраста надо уделять не менее 40-50% времени, в течение которого идёт обучение. Сюда входят любые игры: и активные, и тихие, и направленные на развитие моторики. Даже если ваш ребёнок болеет через два дня на третий, это не причина и не повод пускать дела на самотёк (к исключениям можно отнести тяжёлые наследственные заболевания).
Впрочем, ребёнку не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы вполне справляться с возрастными задачами по трудовой деятельности, которые организуются воспитателями в детском саду или родителями дома. Что же требуется от маленького помощника и какие его обязанности? Ответ очень простой: его (её) задача – разгружать папу или маму от бытовых хлопот. Этот процесс – самое лучшее всестороннее развитие на реальном жизненном опыте, которое вообще только можно придумать.

В возрасте 5-6 лет у детей старшего дошкольного возраста идёт усиленное развитие мелких мышц и формирование косточек конечностей (окостенение). Движения рук и пальцев становятся более выверенными, кисти и запястья становятся крепче, повышается координация движений. Эти возрастные особенности очень важны. Но не обманывайте себя и не ошибайтесь: костная система и скелет пока ещё недостаточно окрепшие. Неравномерность нагрузок (к примеру, небольшое ведро с водой или сумка, которые переносятся преимущественно в одной руке), а также неправильная поза при сидении за столом могут привести к сколиозу (искривлению позвоночника). А он требует длительного и дорогостоящего лечения.
Чтобы сработать на профилактику, рекомендуется использовать специальную ортопедическую мебель. Или вообще заниматься лёжа, положив под голову «клин» – подставку в виде прямоугольного треугольника. Эти затраты в раннем возрасте с лихвой окупятся в будущем.
Мышцы развиваются в движении. Плавание – основная спортивная дисциплина, которую смело можно рекомендовать 97% детей старшего дошкольного возраста. Противопоказаниями к нему могут быть разве что индивидуальные особенности и кожные заболевания. Динамическая нагрузка, которую даёт плавание, благотворно воздействует на весь организм. К тому же, занимаясь плаванием, практически невозможно серьёзно травмироваться.
Начинающим нужно внимательно следить за своим состоянием и утомляемостью: это первичные возрастные ограничения. Если сердце пока что не выработало нужный ритм, нужно останавливаться и делать короткую передышку.
Занимаясь на свежем воздухе, при любой погоде соблюдаем правило: ноги надо держать в тепле, а голову – в холоде. Кепка, панамка или косынка должны предохранять ребёнка от прямых солнечных лучей, а если вы стали замечать, что его самочувствие ухудшается, то немедленно ведите малыша в тень.
Подготовка разума и души

Дети старшего дошкольного возраста практически полностью открыты окружающему миру. Их возрастные особенности – большая впечатлительность и восприимчивость. Будьте предельно осторожны, когда работаете с этими их качествами. Грамотно и обоснованно выстроенная работа – залог успеха и уверенности настоящего дошкольника в будущей жизни. И наоборот: постоянные упрёки приведут сначала к апатии, а потом и к совершенно обоснованному нежеланию что-либо менять. «А зачем? Ведь всё равно ничего не изменить» – лишняя и совершенно не нужная мысль в голове ребёнка старшего дошкольного возраста.
Главный принцип критики в этом возрасте таков: критика только наедине с ребёнком и обязательно с разъяснениями. И никаких наказаний на людях: попытки самоутвердиться за счёт ребёнка, во-первых, выглядят пошло и никакой чести взрослому не делают, а во-вторых, многократно усиливают негативный эффект именно в тот момент, когда закладывается психологическая основа будущего.
Хвалите тоже разумно и по аналогичному принципу: на людях – сдержанно, наедине – открыто. Но не перегибайте палку, ибо тогда велик риск вырастить эгоиста, а не помощника на будущее. Следите и отмечайте особенности детей дошкольного возраста и уже исходя из этого выстраивайте нужную политику.

Также необходимо научить ребёнка старшего дошкольного возраста действовать как в коллективе, так и в индивидуальном порядке. Навыки работы в команде нужны даже самому заядлому индивидуалисту, равно как и тому ребёнку, который не переносит одиночества, важно уметь побыть наедине с собой и самому решать задачи, когда рядом нет привычного окружения.
В 5-7 лет внимание ребёнка может сосредотачиваться на определённых процессах и действиях, с каждым разом он всё лучше им управляет. Один из приёмов – дать прочувствовать вкус победы. Для этого следует вдвоём обсудить цель, какой бы хотелось добиться, составить нужный план и начать действовать. Ведь на самом деле побеждает не сила воли, а последовательность и прочая рутина. Цели должны быть реально досягаемыми и соизмеримыми с затраченными на них усилиями.
Также в этом возрасте постарайтесь выявить предрасположенность к определённым видам деятельности. Особенно это актуально для мальчиков. Для них лучшим примером является отец и то, чем он занимается. Если такой возможности нет, попробуйте записать малыша в различные секции, только перед этим обязательно объясните, для чего ему это нужно. О профориентации в этом возрасте речь, конечно, не идёт. Но, узнав особенности и склонности своих детей в дошкольном возрасте, далее вам будет легче планировать будущую специальность и выбирать ВУЗ для дальнейшей учёбы.
Неудобные вопросы

Если большинство сегодняшних взрослых росли в конце эпохи промышленности, то их дети – это уже продукт века информационного, и скорость обучения у них в разы быстрее. Это главное, что вы должны знать, выстраивая образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста. И основной принцип – никакой лжи, в том числе и «во спасение». Период времени от того момента, когда вы солгали, пусть даже из самых лучших побуждений, до того, когда ваше враньё раскусят, будет очень коротким. И какие оправдания и аргументы своему поступку вы подберёте, чтобы объяснить его своему ребёнку? И будет ли он потом вам доверять?
5-7 лет – это время, когда дети начинают задавать неудобные вопросы, 90% из которых относятся к жизни, смерти и медицине. Остальные 10% можно охарактеризовать словами «этика» и «тактичность», а также всем, что с ними связано. Рассмотрим классические примеры таких вопросов и как на них отвечать.

«Откуда берутся дети?». Не вздумайте лгать, мол, нашли в капусте или принёс аист. У большинства есть Интернет, и пользоваться поисковыми машинами старшие дошкольники вполне умеют. Принцип ответа следующий: говорим правду, но не раскрываем глубину. Ваш ответ может варьироваться от банального «папа очень любил маму и из-за этого в какой-то момент появился ты» до достаточно подробного описания всего процесса. Всё зависит от того, насколько ребёнок способен воспринимать данную информацию.
Смерть. Вопросы о том, что это такое, обычно начинаются, когда ребёнок впервые видит похороны или умирает кто-то в семье. Дальше обычно начинаются вопросы в стиле: «А я умру?», «А что со мной будет, когда меня положат в гроб?» и т.д. Вот что тут ответить? Только правду. Конечно, ты умрёшь, но только не сейчас, а в своё время. Когда наступит это время? Этого никто не знает, даже я.
Расскажите про жизненный цикл человека, объясните, что такое смерть (хотя, скорее всего, он это и так знает), на что это похоже, для чего нужны похороны. Скажите, что бояться смерти совершенно не нужно, что это просто следующая ступенька в жизни человека. Добавьте немного философии, но только доступной для его возраста. Недопустимо впадать в истерику или прятать ребёнка от этой информации.
Также нужно рассказать детям, почему не принято задавать вопросы вроде «Какая у тебя зарплата?», «Чем ты болел?» и т.п. Предложите ему мысленно поставить себя на место другого человека и прочувствовать неудобство ситуации. Вам будет спокойно, а дети усвоят ещё один неписаный закон взрослого мира.