Одаренные дети — это дар и большая удача как для семьи, так и для общества в целом. Первыми необычные способности детей, как правило, замечают родители. Именно им необходимо будет четкое понимание того, какие особенности присущи таким детям и, главное, каким должен стать план их развития.
- Что такое одаренность и как она проявляется?
- Причины несоответствий в развитии
- Почему одаренность игнорируют: причины внешнего характера
- Почему одаренные дети не готовы себя проявить?
- Развитие личности с незаурядными способностями
- Общие острые проблемы юных дарований
- Проблемы юных дарований в семейном кругу
- Незамеченная одаренность в семье
Что такое одаренность и как она проявляется?

Педагоги и психологи на протяжении многих лет изучают вопрос об одаренности детей, считая его одним из самых необъяснимых и интересных. Для современного общества, развивающегося на постоянно совершенствующихся технологиях, одаренные дети, а потом и взрослые, крайне важны.
Нестандартное мышление, способность к глубокому анализу поможет найти новые решения, сделать ряд открытий, важных для настоящего и будущего.
Одаренные дети отличаются от сверстников по целому ряду показателей и имеют следующие особенности:
- Они чувствительны, ранимы, имеют обостренное чувство справедливости, легко улавливают даже незначительные перемены в общественных отношениях.
- Следят за новинками в области науки, технического прогресса, дают адекватную оценку новшествам и определяют их значение для жизни общества.
- Познавательная активность у них неиссякаема благодаря высокому уровню развития интеллекта.
- Творческий потенциал проявляется в бесконечных разработках интересных подходов и концепций.
- Умеют ставить цели и достигать их, воплощают в жизнь невероятные проекты.

Как правило, одаренные дети выбирают для себя определенную сферу деятельности, в которой растворяются целиком, преуспевая в ней и иногда отставая в других. Часто таким ребятам сложно овладеть простыми бытовыми навыками, отмечается и некоторое отставание в отношении социально-эмоционального развития.
Одаренные дети иногда элементарно не приспособлены к жизни и остаются такими даже после того, как вырастут. Им сложно общаться с окружающими, работать в команде, признавать авторитеты.
Причины несоответствий в развитии
Основные причины несоответствия одаренности и приспособленности к жизни связаны с неправильными условиями развития и особенностями личности ребенка. Как правило, в семьях, где рождаются юные дарования, им уделяют повышенное внимание.

В психологии такое явление носит название «симбиоза» с одним или сразу с несколькими членами семьи. Когда говорят о симбиозе новорожденного с мамой, в этом нет ничего ненормального, но симбиоз одаренных ребят с родителями на протяжении всей жизни –противоестественное явление, которое и является основной причиной развития диссинхронии.
Одаренность необходимо не только выявить, но и подтвердить, и сделать это получится только с помощью специалистов, которые проанализируют особенности дарований. Нередкими являются случаи, когда родители вешают на чадо ярлыки, считая его одаренным, тогда как он таким не является. Вместе с тем «паровоз» уже запущен, и малыша, в ожидании, что он воплотит надежды семьи и всего человечества, окружают гиперзаботой и вниманием.
Почему одаренность игнорируют: причины внешнего характера
Одаренные дети могут остаться невостребованными без специального развития, причем действия взрослых, которые к этому приведут, могут быть полностью осознанными. Почему это происходит?
В первую очередь отметим, что под одаренностью в обществе взрослых подразумевают следующие особенности:
- высокий уровень развития интеллекта;
- улучшенную обучаемость;
- креативность.
Все эти качества смогут максимально раскрыться только в процессе обучения ребенка. Таким образом, выявлять детей с незаурядными способностями начинают в период получения ими образования, между тем правильнее было бы определить такого малыша в специализированное учебное заведение еще в дошкольном возрасте.

Именно поэтому так важно, чтобы родители присматривались к малышам с самого их рождения, выделяя их особенности и настаивая на анализе их специалистом. Чем раньше будет выявлена одаренность, тем больше у малыша будет шансов раскрыться в дальнейшем.
Кроме того, нельзя не отметить, что чаще всего одаренность не отделяют от высокого уровня развития интеллекта, а это значительно сужает круг людей, попадающих под это определение. Одаренные дети в спорте, в музыке, в рисовании или прикладном творчестве просто не вписываются в привычное понимание одаренности и остаются невостребованными.
Касательно педагогов и воспитателей в детских садах и школах можно сказать следующее. Большей части из них удобнее и проще не замечать одаренных детей, имеющих свои особенности. Это лишний раз подтверждают критерии, по которым принято оценивать ответы и работы учеников. Креативность, нестандартность мышления пресекаются на месте, и ребенку деликатно напоминают, что нужно мыслить и действовать по стандартной схеме, «как все».
Такой подход к обучению, уравнивающий всех детей, является катастрофически опасным для развития способностей одаренного ребенка. Здесь будет уместным следующее сравнение.

Представьте себе, какой красоты можно получить бриллиант, если шлифовать те грани алмаза, которые он унаследовал от природы. А теперь представьте, какой результат получится, если все алмазы поместить в общую шлифовальную машину: бриллианты превратятся в блестящую гальку, не более.
И даже если ребенок, несмотря на подход к обучению в средней общеобразовательной школе, не утратит умения мыслить нестандартно, искать творческий подход к решению задач и проявлять себя как личность, это совершенно не означает, что он станет кладом для современного общества.
Способность искать решения для проблемы сразу в нескольких направлениях, как правило, в корне отличных от традиционных, не всегда находит отклик, поэтому не будет ничего удивительного, если такому ребенку будут скорее мешать развиваться, чем помогать.
Почему одаренные дети не готовы себя проявить?
А теперь рассмотрим причины, почему одаренность может быть подавлена самим ребенком. Таким причины называют внутренними.

Итак, основная причина — это ощущение себя белой вороной и желание не отличаться от сверстников. Малыш не готов проявлять индивидуальные особенности, ведь так ему придется принести в жертву общение со сверстниками.
Вторая и не менее важная причина — это выше описанная диссинхрония, в результате которой дети, опережая сверстников в одной отрасли, отстают во всех остальных. Например, достаточно часто у одаренных детей с признаками диссинхронии может отмечаться слабое развитие мелкой моторики, дефекты речи, нервный тик. Они чувствуют себя ущербными, подавленными, в результате чего у них снижается мотивация к обучению и развитию в целом.
Примечательно, что каждый третий ученик, которого отчислили из школы за неуспеваемость, на самом деле приложил все усилия для того, чтобы подавить свою одаренность. Яркие примеры — это великий Альберт Эйнштейн, которого подростком исключили из школы за нежелание учиться, или Александр Пушкин, который просто не воспринимал точные науки и другие дисциплины, за что неоднократно отчислялся из школы.

И последняя причина — несоответствие стремлений одаренных детей требованиям современного социального общества. Старшеклассники, планирующие продолжать образование, наученные горьким опытом, уже четко отдают себе отчет, что проще согласиться с правилами общества, чем открыто следовать по своему пути.
Подытоживая, стоит отметить, что одаренные дети вынуждены постоянно бороться с отношением окружающих к своей непохожести. Тем из них, которые справятся с рядом внутренних и внешних причин «зарывания» таланта, может быть, повезет перевернуть этот мир стихами, музыкой, открытиями, спортивными результатами. Именно такие дарования являются «золотым фондом» каждой нации и человечества в целом.
Развитие личности с незаурядными способностями

Если верить многочисленным социальным и психологическим исследованиям, то одаренные дети в целом имеют больше шансов на успех и признание в жизни, чем обычные. Развитые с раннего детства интересы выступают в роли надежной базы для дальнейшего личностного роста.
Личность творчески одаренных детей, как правило, наиболее активно развивается в период дошкольного детства, то есть примерно с 4 до 7 лет. Очень часто, одаренные с детства, такие малыши вырастают в не менее одаренных взрослых. В отдельных случаях потенциал начинает «пробиваться» лишь в подростковом возрасте.
Для того чтобы одаренность развивалась, детям необходимо создать подходящие условия, способствовать развитию у них положительной мотивации, проявляя интерес к их деятельности.
Несколько иначе обстоит дело с детьми, обладающими исключительной одаренностью. Им сложнее найти свое место в обществе из-за упоминаемой выше неравномерности развития, поэтому они часто себя ведут асоциально, склонны к отчужденности, регулярно вступают в споры, не могут наладить контакт со сверстниками.
Инфантильность — яркий признак, проявляющийся практически у каждого юного дарования. Обычно такие дети неадекватно реагируют на критику, впадают в отчаяние, если совершают ошибку.
Нередко можно встретить одаренных детей, имеющих особенности в физическом развитии, и чаще негативного плана. В большинстве случаев это связано с нежеланием прилагать физические усилия и намеренным игнорированием даже незначительных физических нагрузок.

Очень непросто детям с незаурядными способностями научиться саморегуляции. Обычно такие ребята выбирают для себя ту деятельность, которая представляет для них интерес и не требует максимальных усилий. Остальные же виды деятельности они могут совершенно сознательно игнорировать, спекулируя снисходительностью взрослых, заинтересованных в развитии их способностей.
В итоге получается, что дарования, отдающие себя целиком и полностью определенной деятельности, не способны проявить волю, терпение и характер, когда нужно заняться чем-то сторонним. Чаще это проблема одаренных детей, одаренность которых связана с высоким уровнем развития интеллекта, чем детей, одаренность которых заключается в совершенном двигательном развитии — спортсменов.
Общие острые проблемы юных дарований

Помимо упомянутых выше сложностей, некоторые одаренные дети сталкиваются с одной серьезной личностной проблемой: они не проявляют себя в творческом направлении. По большей мере это касается тех ребят, одаренность которых заключается в ускоренном умственном развитии.
Все дело в том, что с раннего детства окружающие выделяют их особенности, восхищаясь незаурядностью мышления. Детям это льстит и мотивирует совершенствовать свои знания в сфере умственной деятельности, игнорируя творческое направление, где, возможно, они также могли бы себя проявить.
Решением проблемы может стать специально разработанная индивидуальная система развития и обучения ребёнка.

Значимая проблема, знакомая практически каждому юному дарованию, — сложности профессиональной ориентации. Чувствуя способность проявить себя сразу в нескольких направлениях, дети ближе к окончанию школы не могут определиться с выбором.
Учитывая все вышесказанное, нужно сделать вывод, что развитие одаренных ребят должно обязательно учитывать их личностные особенности, и никак иначе.
Проблемы юных дарований в семейном кругу
Проблема воспитания в семье одаренного чада актуальна. Родители, несмотря на острое желание видеть своего ребенка развитым, здоровым и счастливым, чаще всего не могут найти времени для его развития.

Между тем семейная среда наилучшим образом помогает развитию потенциала чада. Важно будет создать для этого правильные условия, практикуя занятость в разных видах деятельности, вводя новые эксперименты.
Наиболее эффективной будет система детско-родительских отношений, в рамках которых взрослые признают личность чада, принимают ее и, анализируя его особенности, предоставляют право выбора, возможность самовыражения.
Родители просто обязаны найти время, чтобы рассмотреть в ребенке уникальную индивидуальную личность, нуждающуюся в помощи и развитии.
Воспитывать полноправную целеустремленную личность с незаурядными способностями нелегко, так как обычно юные дарования отличаются:
- честолюбием;
- упрямством;
- самоуверенностью.
Большинство из них высоко оценивает уровень своих способностей, что должно вызывать у родителей не насмешки и раздражение, а желание подтолкнуть малыша к проявлению нестандартности хода мыслей.
Незамеченная одаренность в семье
Родители не могут не гордиться одаренным чадом. Но случается и так, что они не замечают его незаурядных способностей. Чаще это случается в семьях, имеющих мало опыта воспитания детей.

Проявление необычных способностей у детей во многом связано с темпом их роста и развития. Чем раньше малыш начинает себя проявлять, тем больше вероятности того, что он является обладателем выдающихся интеллектуальных способностей. Такие дети рано начинают получать высокие результаты в одной или сразу нескольких сферах деятельности.
Отдавая себе отчет в том, что детская одаренность может быть неявной и способна проявиться в более позднем возрасте, родители должны постараться сделать все возможное для формирования и развития личностных качеств чада, не ограничивая его познавательной деятельности, помогая и поддерживая во всем.
Дети, которых воспитывают в атмосфере понимания и свободы, смогут развить лучшие свои стороны, даже не будучи одаренными. Им будет проще найти свой путь, направить силы на развитие интеллекта и способностей.
Правильное воспитание подразумевает собой развитие сильных сторон одаренных детей и сведение на нет их слабых сторон, что в результате поможет им вырасти целеустремленными и уверенными в себе личностями.