Детям обязательно нужны игрушки, ведь они — главный инструмент для обучения. Для младшего возраста больше подходят обучающие игрушки. Тут все просто: с их помощью дети учатся концентрировать внимание, запоминают цвета, тренируют мелкую моторику.
Малышам постарше уже нужно подбирать игрушки, соответствующие их интересам и потребностям. Они стимулируют дальнейшее психическое и эмоциональное развитие ребенка.
Игра развивает воображение, помогает детям решать сложные ситуационные задачи в простой форме. Это подготовка ко взрослой жизни. Сегодня очень много действительно хороших, красивый вещей, которые нравятся детям.
Родителям нужно правильно выбирать игрушки, ведь от этого зависит очень многое. Не стоит покупать слишком много интерактивных, развлекательных игрушек. Одна-две пойдут на пользу, но много — точно нет. Это может притупить воображение и тягу к познанию у любого малыша.
Игровая деятельность
Во время игровой деятельности проходит развитие сразу нескольких важных механизмов психики:
- мышления;
- памяти;
- внимания;
- восприятия;
- воображения;
- речи.
Стимулирует психическое развитие то, что все игровые процессы дети потом с успехом воспроизводят в реальной жизни. Например, родители научили малыша «знакомить» свои игрушки друг с другом – он выучил приветствия, простые вопросы. Через некоторое время он пошел в садик. Ему было гораздо проще знакомиться и общаться, ведь сам механизм взаимодействия между детьми уже был отработан.
Точно так же девочка уже знает, как обращаться с посудой, ведь у нее есть игрушечный набор. Она разливает воображаемый чай по чашкам, затем собирает их, складывает. Мама может показать ей, как аккуратно расставлять и убирать посуду, мыть ее. Это простые примеры, но очень действенные. Правильно подобранная игрушка всегда будет служить одновременной забавой и обучающим материалом.
Очень важно, чтобы взрослые научили ребенка играть. Сам по себе он этого сделать не сможет, ведь игровая деятельность для него такая же новая, как и все остальное. Дети, которых не учили играть, совершенно равнодушно смотрят на игрушки. Или же яркие цвета и красивые вещи их радуют, но они не знают, что с ними делать.
Какие игрушки выбрать для развития?
Для маленьких детей подходят автодидактические игрушки:
Младенчество
Погремушки, игрушки для подвешивания над колыбелькой. Малыш рассматривает их и учится концентрировать внимание. Они привлекают его, издавая звуки, мелькая перед глазами. Это одни из первых интересных вещей, которые ему приходится видеть. Такой предмет трудно назвать игрушкой в нашем понимании. Она несет в себе больше обучающих свойств, чем игровых. Ее влияние на развитие очень велико. Ребенку хочется дотянуться, потрогать, подержать ее в руках. Это стимулирует малыша работать ручками, пытаться дотянуться, сесть.
Младший возраст
Пирамидки, матрешки, простые конструкторы. Эти предметы тоже больше подходят для обучения. Так малыш учится распознавать формы, размеры, цвета. Собирает и разбирает конструктор – отрабатывается мелкая моторика. Влияние игрушек на психическое развитие ребенка младшего возраста важно. Благодаря впечатлениям и знаниям, которые он получил, происходит развитие мышления и воображения в дальнейшем.
В это же время требуются игрушки-имитаторы. Например, кукольная мебель, посуда. Набор «маленького доктора», или «строителя», «водителя». Малыш учится с ними обращаться, запоминает назначение каждого из предметов. Так вам будет легче объяснить, что поход к доктору — это не так страшно. Покажите ему игрушечный стетоскоп, предложите вас послушать – тогда и посещение врача он может воспринять как игру.
Дошкольный возраст
Сейчас необходимо сконцентрироваться на эмоциональном развитии малыша. Появляются куклы, мягкие игрушки. Ребенка нужно учить играть с ними так же, как вы делали это с пирамидками и конструктором.
Мама показывает дочери, как укачать куколку, одеть ее теплее. Малыш начинает проявлять первые признаки эмпатии: заботиться, сопереживать, лечить своего любимца. Влияние такой игрушки на психическое развитие очень велико.
В глазах ребенка она становится живой, может отвечать на его чувства. Многие дети наделяют своих плюшевых любимцев сознанием, спрашивают у них совета. Такие игры тоже очень полезны, ведь с помощью игрушки малыш может решить многие свои проблемы.
Игрушки мальчиков и девочек
Уже к 4-5 годам мальчики и девочки начинают играть с разными игрушками. Это не случайно. В этом возрасте уже сформировались характерные черты личности ребенка. Он еще не знает о глубоких различиях полов, но понимает, что у мальчиков и девочек разные игры, интересы и игрушки. Это важно, ведь еще в детстве кроха получает информацию о своей гендерной роли.
Традиционно девочки выбирают в игре с куклой роль мамы, дочки, подруги, сестры. Девочка от 4-5 лет переносит на нее многие свои черты и у куклы учится женственности. Она «знакомится» с куклой-мальчиком, разыгрывает их совместную жизнь, красивую свадьбу.
Малышка долго расчесывает кукле волосы, подбирает платья, может пробовать шить платья самостоятельно. Такое же отношение практически сразу возникает относительно собственной внешности, одежды – ей хочется быть красивой, женственной. Такое влияние игрушки считается позитивным.
Конечно, сегодня сохраняется проблема смещения понятий об истинной красоте у девочек. Куклы очень часто выглядят идеальными красавицами – вам следует постараться объяснить, что это лишь игрушка, образ, фантазия, что ей не обязательно соответствовать. Следите за тем, чтобы у девочки не возникало комплексов насчет своей внешности.
У мальчиков свои куклы. Это не красавицы с длинными волосами и большими глазами, а супергерои и солдатики. Мальчикам в 4-6 лет очень нравятся такие «товарищи». Мальчик отрабатывает вместе с ними линию поведения. Психологи считают, что такие игрушки для мальчиков тоже позитивно влияют на психическое развитие. Мальчик готовится быть мужчиной – сильным, смелым, способным защищать и защищаться.
Агрессивные игрушки
Стоит обратить особое внимание на саму игрушку. Она не должна призывать ребенка к насилию, агрессии. Существует теория, по которой детей можно научить избавляться от агрессии посредством игры. Разнообразные «комнаты страха», игрушечные электрические стулья и куклы, которых можно использовать как жертв.
С одной стороны, такая теория имеет место. С другой, игра и игрушки оказывают сильное психическое влияние на личность малыша. Подобные эксперименты с агрессией могут привести к неправильному развитию психики. Формируется отчужденность, отсутствие сопереживания.
Влияние игрушек на воображение
Игрушки оказывают позитивное влияние на воображение, фантазию, ситуационное мышление. Но только в том случае, если игрушка подобрана правильно. Правильная игрушка должна:
- отвечать потребностям ребенка;
- помогать выполнить игровой замысел;
- делать игру/замысел более реальным.
Скажем так, игрушка — это инструмент, с помощью которого малыш воплощает свои задумки в реальность. Только если соблюдаются эти три условия, ребенок доволен игрой. Конечно, игрушка — это лишь помощник для детского воображения, но она влияет на правильное психическое развитие личности.
Обруч на голове у девочки представляется ей короной. Малыш забывает о размерах машинки, когда играет с ней. Все происходящее кажется им реальным. Дальше работает воображение. Оно помогает сгладить недостатки нереалистичности игрушки.
Для детей с хорошо развитым воображением не так важен внешний вид. Они из всего могут сделать для себя игрушки. Так, мальчик 4 лет все лето может играть с деревянным бруском, представляя его то машинкой, то корабликом.Перевернув его вертикально, он получает коня или солдатика.
Воображение влияет на развитие ситуационного мышления. Игра становится все более сложной, по мере того как совершенствуется психическая деятельность. Появляется продуманный сценарий, малыш говорит во время игры, имитируя разные голоса.
Развивающая игра или развлечение?
Развитие ребенка через игру должно занимать важное место в воспитании. Но не только в развитии дело. Игра для малыша — это своеобразный отдых. Нельзя ограничивать его в этом. Особенно если речь идет про детей 2-3 лет. Для них обучение через игру не носит явный характер. Это родители, учителя предлагают ему разные варианты.
Не волнуйтесь – это не трата времени. У малыша должна быть возможность играть по своим правилам, реализовывать какие-то задумки. Без этой возможности игровая деятельность теряет всякий смысл.
Играть хочется не только малышам – даже школьники часто снова берут в руки игрушки после уроков. Почему бы и нет? Они с детства привыкли отдыхать таким образом. В 7-10 лет это все еще ребенок, и ему нужны игры как средство психологической разрядки.
Много или мало
Тут нужно найти золотую середину. Если игрушек слишком много, то происходит эмоциональное пресыщение. Особенно сегодня, когда выбор их просто огромный. Родители, родственники, знакомые постоянно приносят детям маленькие или большие подарки. Игрушки, игры, куклы, машинки и т.д. Современные игрушки очень интерактивны. Они поют, ходят, разговаривают, даже отвечают на вопросы. Все они сами по себе оказывают полезное влияние на развитие малыша.
Говорящая кукла может помочь научить новые слова, части тела, цвета, времена года. Машинка, которая сама катается по полу, учит малыша концентрации на предмете, может надолго его занять – особенно если он активный и ему нравится бегать по квартире. Поющие, танцующие, они создают веселую суету вокруг детей. Но каков итог? Кроха сидит на полу в окружении всех этих чудесных вещей, но ничего не интересует его. Наступило пресыщение.
«Слишком много» всегда плохо в этом случае. Пропадает интерес, нет потребности играть самостоятельно. «Слишком мало» тоже нехорошо. К сожалению, так у ребенка может сформироваться непонимание смысла игры. У малыша должен быть выбор. К 1-1,5 годам уже понятно, какие именно предметы вызывают у крохи больше всего интереса, восторга. Тогда проще — вы можете покупать именно то, что ему понравится. Зачем дарить мягких медведей и зайцев, если мальчик играет только с машинками и конструктором?
Функциональные предметы
Отличное влияние на развитие воображения оказывают функциональные предметы. Вы видели, как малыш отбрасывает игрушку в сторону и играет только с упаковкой? В 1-2 годика сам процесс становится интересным: открыть крышку, положить в коробочку что-то, закрыть, затем, снова открыть, достать – он может повторять эти действия 20-30 минут. Таких интересных вещиц может быть много. Вообще это хорошая идея – предлагать ребенку такие простые вещи.
Метод раннего развития детей, разработанный М.Монтессори, как раз использует такой подход. Ребенок сам выбирает то, чему ему нужно учиться. Сам же из представленных предметов подбирает те, которые ему в этом помогут. Наверное, стоит предлагать малышу разнообразные предметы – не только игрушки.
Период 2-3 лет подходит для развития мелкой моторики. Здесь полезными игрушками станут баночки, которые нужно открывать и закрывать, крышечки, мелкие предметы. Например, для ребенка можно сделать такую занимательную игру. Насыпьте на стол сухой горох, фасоль, фигурные макароны. Поставьте перед ним три емкости и покажите, как разбирать эти сухие продукты. Малыш должен отсортировать их и сложить в баночки. Такая обучающая игра может занять ребенка надолго. Главное, следите, чтобы малыш не проглотил кусочек «обучающей игры».
Создание игрушек самостоятельно
Что может быть интереснее, чем создавать игрушки самостоятельно? Такой метод подходит для детей от 3 лет. Самое простое — лепка из полимерной глины. Она не засыхает на воздухе, выглядит как пластилин. Потом вы обжигаете ее в печи – получается твердая фигурка. Можно покрыть ее лаком, если есть желание. А главное — с ними можно играть, они не ломаются и не крошатся. Получается как будто пластмассовая игрушка.
Такое занятия благотворно влияет на психическое развитие детей:
- Развивается мелкая
моторика;
- Активно работает воображение;
- Ребенок получает массу удовольствия от реализации идеи (задумка, которую воплощаешь в жизнь своими руками);
- Творческая деятельность позволяет снять напряжение, отдохнуть.
Кроме того, ребенку хочется сделать все красиво, по своей задумке, макету. Предложите сначала создать похожую игрушку, но из мягкого пластилина. Таким образом идет развитие воли, усидчивости. Реализация конкретной задачи нелегко дается малышу, ведь она требует концентрации, аккуратности движений. Все это оказывает позитивное влияние на психику малыша 3-7 лет.
Родители и дети: играем вместе
Психологи советуют родителям уделять достаточно времени игре с ребенком. В младшем возрасте малыш еще толком не умеет играть – обязательно показывайте ему, как это делать. Такие совместные игры оказывают благотворное влияние на отношения между родителем и малышом.
Второй важный момент – родителям нужно контролировать игру. Не прямо, говоря «так делать нельзя, не так играешь» – лучше всего избегать таких фраз. Вы можете деликатно поправить ребенка, если он играет агрессивно, хочет только ломать и портить игрушку.
Совместная игра оказывает влияние на коммуникативные навыки малыша. Потом ему будет проще на площадке или в садике делиться игрушками, звать других малышей поиграть с ним. В процессе игры родители могут увидеть некоторые проблемы ребенка. Например, плохой прогресс мелкой моторики, речевые дефекты. Так вы сможете своевременно обратиться к специалисту и исправить ситуацию.