Подход родителей к воспитанию и развитию личности ребенка

Воспитывать ребенка необходимо. Это дает возможность его личности развиваться правильно, соответственно нормам и правилам, принятым в нашем обществе. Кто же занимается воспитанием? В первую очередь, конечно, семья. воспитание и развитие личности ребенкаНекоторые вещи малышу даже не приходится объяснять: он сам способен увидеть их в семье, привыкнуть к тому, как поступают родители. Самое главное, чтобы родители сами осознавали важность воспитания малыша. Необходимо будет много терпения и любви – тогда все получится.

Воспитание и развитие личности ребенка требуют единого подхода со стороны родных, воспитателей и учителей. Это залог целостности личности. Современный подход к развитию личности всегда настаивает на том, что каждый ребенок — индивидуальность. Родителям нужно искать собственный подход к их малышу. Главное, избегайте агрессии, оскорблений, криков. Это может лишь навредить психическому развитию маленького человека.

Необходимость воспитания

Зачем вообще воспитывать детей? Для нас это что-то естественное, необходимое. Родители делали нам в детстве замечания, ставили в угол, учили пользоваться столовыми приборами, мириться и просить прощения. Теперь, по инерции, мы делаем то же самое со своими детьми. Так зачем это нам, а главное — зачем это нашим детям?

Воспитание воспитание и развитие личности ребенкаопределяет поведение, выставляет границы дозволенного – не только дома, с мамой и папой, но и вне дома. Воспитание необходимо для того, чтобы психическое развитие ребенка шло правильно и своевременно. Без должного воспитания у человека нет моральных ориентиров, он не может быть адекватной частью общества.

Если в детском садике или начальной школе невоспитанного малыша можно отругать, поставить в угол, то что делать со взрослым человеком? От тех, кто не умеет вести себя, общаться, выражает агрессию и полную некоммуникабельность, люди просто отворачиваются. Но такой человек не всегда один виноват в своих проблемах. В значительной степени виноваты родители, которые не уделяли времени правильному развитию его личности.

Конечно, воспитание и развитие личности ребенкамаме и папе часто бывает тяжело. Все методы воспитания, развития личности ребенка продуманы психологами и педагогами и описаны в книгах. Однако применять их на практике часто не так уж просто. Вы делаете все так, «как написано», но малыш все равно толкает других детей, отбирает у них игрушки, не хочет здороваться со взрослыми.

Главное тут — терпение и твердость. Вы должны сами верить в то, что говорите ребенку. Только тогда он сможет перенять от вас правильную модель поведения. Это поможет ему сформироваться как личности и научиться делать правильный выбор в жизни.

Кто занимается воспитанием и развитием детей

В первую очередь, семья. Все зависит от того, кто общается с ребенком. Мама и папа, дедушки с бабушками, тети и дяди, крестные… У вас может быть много родственников или совсем мало, но главное, что они должны объединить усилия. Должна быть одна концепция воспитания. Иначе получается, что мама не разрешает что-то делать, а потом бабушка берет внука на выходные и позволяет все что угодно. Так самому малышу будет сложно понять, чего же от него хотят. Почему мама ругает за игру с ножницами, а бабушка дает ему ножницы, бумагу и предлагает вырезать фигурки? В итоге ребенок может вообще перестать реагировать на запреты.

Позжевоспитание и развитие личности ребенка в жизни малыша появляется воспитатель в детском садике. Воспитатель – от слова «воспитание». Он будет потихоньку прививать детям единые правила поведения, общения, обучения. Тут важно, чтобы воспитатель был профессионалом в своем деле. Иначе родители могут сильно пожалеть, что отдали своих детей этому человеку. Нахождение в обществе, жизнь по правилам этого общества тоже формирует личность. Или, точнее, ее социальную составляющую, социальное «Я».

Затем ребенок попадает в школу. Считается, что к 6-7 годам основные нормы поведения, общения малышу должны быть привиты. Конечно же, учителя тоже будут участвовать в этом процессе. Но уже не так мягко, как родители или воспитатели детского садика. Тут, скорее, детям будут указывать на ошибки и требовать исправить поведение. Родителям следует понимать, что недопустимо перекладывать ответственность за воспитание ребенка на школу: задача школы – учить, а воспитать своего ребенка должны они сами, причем еще до поступления в первый класс.

Развитие личности

Личность начинает развиваться с первых дней жизни. Хотя врачи считают, что этот процесс начинается еще во втором триместре беременности . Развивается мозг, проявляются наследственные черты. Он еще совсем кроха, а уже реагирует на происходящее, показывает свой характер. Психологи утверждают, что развитие личности непрерывно и может длиться практически всю жизнь. Основы этого процесса закладываются в раннем детстве. Родители учат нас, что делать можно, а чего нельзя. Так, маленький ребенок может первыми выучить слова «да» и «нет». Это первые границы, которые он научится ставить. А какими они будут, зависит ужевоспитание и развитие личности ребенка от его родителей.

Главная цель воспитания — сформировать гармоничную личность. Это значит, что методы воспитания не должны противоречить один другому. Тогда этот процесс влияет позитивно. Ребенок превращается во взрослого человека, и все то, чему учили родители, он использует на практике. Основная цель воспитания — сделать личность социальной. Тогда человек может находиться в обществе, будет жить по его правилам, станет частью его. А потом передаст эти правильные установки своим детям.

Если же личность развивается негармонично (например, родители очень много времени уделили обучению, а вот общаться не научили), то у человека будут проблемы.

Что влияет на развитие личности?

На развитие личности оказывают влияние три больших группы факторов:

  • социальная среда;
  • семья;воспитание и развитие личности ребенка
  • организованное воспитание.

С семьей все понятно. Это наши родители, которые с раннего детства занимаются нашим воспитанием. Социальная среда оказывает косвенное, но постоянное влияние на развитие личности. Это бытовые условия, окружающие нас люди. Они подают пример ребенку, а хороший или плохой — зависит от среды. Мы перенимаем многое от них, формируя разные аспекты личности.

Организованным и систематическим развитием личности занимаются садик, школа. Для этого существуют определенные воспитательные программы. К развитию личности в школе относится не только моральная сторона, но и само обучение. Личность не может развиваться, если у человека не будет какой-то конкретной цели. Учеба в школе дает нам возможность выбрать сферу интересов, узнать о разных возможностях человека. После мы продолжаем заниматься этим в ВУЗе, колледже, профильном учебном заведении.

Современная концепция воспитания

Современная концепция воспитания личности ребенка состоит в том, чтобы привить ему социальные свойства и качества. Но без принуждения, запугивания, агрессии, угроз со стороны воспитателя. А еще стоит учитывать возраст ребенка, прежде чем начать данный процесс. На разных возрастных этапах подходят разные методы воспитания.

Сегодня воспитание и развитие личности ребенкапсихологи и педагоги выступают против наказания, физического и психологического давления. Физическое наказание может серьезно навредить психике, особенно в раннем возрасте. Вы не добьетесь успеха побоями, а лишь позволите агрессии ребенка развиться. Родители и воспитатели подают пример ребенку — это общая воспитательная концепция. Если мы будем действовать жестоко, цинично, использовать грубую силу, то лишь покажем малышу, что такой метод разрешения любых проблем считаем правильным.

Психологическое давление, оскорбления, демонстрация превосходства и принижение ребенка крайне негативно сказываются на формировании личностных качеств. Последствия такого поведения родителей непредсказуемы. И оно точно не приведет к желаемому результату.

Современнаявоспитание и развитие личности ребенка концепция воспитания всегда учитывает индивидуальные особенности детей. Нужно прививать общие ценности, но к каждому ребенку необходим свой подход. Кому-то нужно объяснять, кто-то нуждается в демонстрации, а кто-то должен до всего дойти сам с помощью советов родителей. Каждый человек индивидуален, он личность даже в раннем возрасте. Стоит это учитывать.

Возраст и личность

Необходимо учитывать возрастные особенности детей. Существует несколько кризисных периодов, воспитание и развитие личности ребенкакоторые меняют поведение ребенка. И каждый из них вносит изменение в развитие личности. Это моменты, когда малыш взрослеет, по-другому начинает смотреть на жизнь, события, собственные эмоции и чужие чувства.

Главное, на каждом этом этапе родители должны с пониманием и терпением относиться к изменению личности малыша. Это естественные психические процессы – все дети проходят через каждую из трех фаз. Ваша задача — понять и помочь малышу справиться с изменениями в нем. Запаситесь терпением: это не так просто, как кажется.

Возраст 1 год

Сейчас ребенок уже может ходить, ползает, немного разговаривает. Малышу в 1 годик очень интересно исследовать мир, который может быть ограничен квартирой и детской площадкой. Конечно, кроха еще ничего не знает об опасностях. Тут родители должны впервые ввести понятие «нельзя». Оно должно быть постоянным, вне зависимости от настроения мамы или папы. Если нельзя что-то делать, трогать, брать в рот, то нельзя точно и при любых условиях.

У ребенка воспитание и развитие личности ребенкатакой запрет вызывает бурю эмоций. Он не может контролировать желания, еще не имеет воли и просто хочет получить желаемое. Тут следует проявлять твердость, даже если малыш просит, плачет, начинает истерику. Разрешить один раз и поддаться на плач малыша — это педагогический провал. Малыш очень быстро поймет, как от вас можно добиваться желаемого.

Само по себе желание исследовать, учиться — позитивное. Это познавательный интерес, необходимый для развития личности человека. Главное – научить кроху делать это безопасно и правильно.

Возраст 3 года

Известный всем кризис 3 лет может начаться даже чуть раньше, но вы сразу поймете, что это происходит с вашим малышом. Он становится более самостоятельный, осознает, что может принимать решения. Теперь для него важно не просто сделать что-то, а сделать по своим правилам.

Часто поведение малыша воспитание и развитие личности ребенкав 3 года меняется. Если раньше он слушался родителей, то теперь может очень демонстративно показывать свое несогласие. Стоит поощрять самостоятельность у детей в этом возрасте, но границы должны все еще оставаться. Теперь уже кроха лучше понимает вас, так что старайтесь ему объяснять все то, что происходит. С ним можно вести диалог. Самостоятельность — это ведь совсем не плохо.

Возраст 7 лет

Малыш идет в школу. Тут уже совсем другая среда: необходимо учиться общаться, хочется быть интересным, иметь друзей. А еще тут появились новые взрослые — учителя. От них хочется получать похвалы, хорошие воспитание и развитие личности ребенкаоценки, поощрения.

Сейчас поведение может резко меняться. Многое зависит от того, как именно воспитывали ребенка до этого. Первый класс и необходимость в новом уровне социальных контактов может сделать малыша тихоней или, наоборот, агрессивным задирой.

В это время родители теряют прежний полный авторитет. Теперь его получает учитель, популярные дети в классе – нужно примириться с этим. Дети часто отрицают свое прошлое: увлечения, одежду, вкусы. Это все кажется им очень «детским», а ведь теперь им хочется быстрее взрослеть. Вы можете не узнать поведение своего ребенка. Все это — желание развивать социальное «я».

Советы для родителей

Воспитывать ребенка — не самая легкая задача. Воспитать его хорошо, подготовить к самостоятельной жизни, общению, принятию решений еще сложнее. Тут не обойдется без экспериментов, ошибок, иногда даже слез самих родителей. Главное, помните: вы очень любите своего кроху и желаете ему добра. Существует ряд правил, как можно и как нельзя поступать в процессе воспитания.

Что можно и нужно делать

  1. Нормальная, здоровая личность воспитывается в атмосфере понимания, любви, уважения.
  2. Родителям нужно проанализировать собственное воспитание и развитие личности ребенкаповедение, слова, поступки, отношения, прежде чем ругать ребенка.
  3. Говорить с детьми нужно уверенно и спокойно. Это поможет вам научить их в первую очередь нормальному общению и поведению в обществе.
  4. Научитесь контролировать себя. Только так вы можете стать примером для вашего крохи.
  5. Дети умеют провоцировать родителей. Это их метод проверить, где «граница» ваших с ним отношений. Отвечать на провокацию криком, угрозами, агрессией — значит поддаться. Если вы поведете себя мудро, то покажете ему: «граница находится здесь».
  6. Учитесь решать проблемы мирным путем. Тогда и ваш малыш научится этому даже без ваших разъяснений: он просто будет видеть, как мама и папа преодолевают трудности.
  7. Детям нужны границы поведения. Без них нет никакого воспитания.
  8. Нужно быть ребенку другом. Однако в первую очередь нужно быть ему родителем. Не забывайте о том, как вы ведете себя с детьми, о чем говорите. Посвящать маленького ребенка или подростка во все свои проблемы и личную жизнь не нужно. Во всяком случае, это должно делаться очень аккуратно.
  9. Прежде чем ругать, обдумайте свое отношение к ситуации. Почему данное поведение ребенка недопустимо? Как можно помочь ему не делать таких ошибок в будущем? Почему вы сильно нервничаете из-за сложившейся ситуации? Сначала нужно найти ответы на эти вопросы для себя.воспитание и развитие личности ребенка
  10. Научите малыша справляться с трудностями так, чтобы он не плакал, а искал выход из ситуации.
  11. Если нужно показать твердость, покажите ее. Запретите то, чего делать не следует, что опасно. Не бойтесь негативной реакции малыша. Конечно, ваш запрет ему неприятен, но чаще всего он необходим.
  12. Когда вы не знаете, что делать, отложите действия и обдумайте все хорошенько. Возможно, ваш малыш совсем не хотел раздражать вас, а лишь пытается своими действиями что-то дать понять.
  13. Только доверительные, теплые отношения с детьми могут стать залогом правильного воспитания. Так дети видят в родителя не тиранов, а близких людей, которым хочется доверять.
  14. Важно помнить о возрасте ребенка. Возможно, его поведение обусловлено именно возрастом, а не желанием вас позлить.
  15. Родители должны верить в свои силы, помнить, что они очень любят своих детей. Если это желанный и любимый ребенок, то вы можете простить ему оплошности и научить, как вести себя правильно.

Чего делать нельзя

  1. Нельзя спешить наказать, ударить, накричать. Даже если вам приходится быстро реагировать (ребенок тянет руки к горячему, острому, розетке). Всегда воспитание и развитие личности ребенкаанализируйте свои поступки, не допускайте агрессию.
  2. Подгонять ребенка в выполнении вашего поручения не нужно. Вас же никто не гонит мыть посуду или пылесосить? Вы можете выполнить работу хорошо тогда, когда сосредоточены, не испытываете давления. Так же и дети.
  3. Нельзя обвинять детей в каких-то ваших проблемах. Фразы «из-за тебя я расстроена», «по твоей вине мы опоздали», «ты во всем виноват» могут серьезно повлиять на личностное развитие детей, если вы повторяете их часто. Он будет винить себя в любых неприятностях, даже если не имеет к ним отношения. Это плохо для развития психики.
  4. Нельзя терять терпение. Хоть это и бывает очень тяжело.
  5. Вы используете запугивание как метод воспитания? Это никогда не приводит к положительным результатам. У детей еще слабая, восприимчивая психика. Вы можете просто «сломать» некоторые важные механизмы. Например, самокритику, адекватное отношение к себе, необходимость самосовершенствоваться.
  6. Ваши негативные реакции всегда плохо сказываются на воспитании ребенка. Ему не нужна ваша агрессия, а нужны объяснения, понимание, терпение.
  7. Нужно понять для себя: ребенок — это не игрушка и не ваша копия. У него могут быть ошибки, свое мнение, собственные вкусы. Ваша задача – уберечь его от глобальных ошибок, а не сделать своим клоном.
  8. Усугублять воспитание и развитие личности ребенкапроблемы не нужно. Малыш совершил проступок – вы его наказали (если нужно), объяснили суть проступка. Он извинился, и вы поговорили об этом спокойно. Этого должно быть достаточно. Постоянно напоминать ему об ошибке, вспоминать о ней, когда у вас будет плохое настроение, не стоит. Это негативно влияет на психическое развитие.
  9. Не следует все время указывать на недостатки, видеть только плохое. Некоторые родители хорошее поведение и успехи воспринимают как должное, а за все негативное тут же ругают. У ребенка сложится впечатление, что в нем нет ничего хорошего или что вы не видите ничего хорошего в нем. Похвалите его, скажите, что чем-то в нем гордитесь.
  10. Нельзя показывать детям, что вы из-за них страдаете. Это ведет лишь к развитию у них комплексов.
  11. Родители обязательно должны иметь полный контроль над ситуацией. Отдавать контроль в руки маленького ребенка недопустимо.
  12. Постоянная концентрация на поведении ребенка (как говорит, как сидит, кушает) не нужна. Это лишь будет нервировать вас и расстраивать малыша. Иногда можно и расслабиться.

Воспитать без криков и угроз

Воспитывать ребенка без криков, угроз, обвинений бывает сложно. Конечно, молодым родителям кажется, что их малыш самый лучший и они никогда не станут поднимать на него голос. На деле все бывает иначе. Иногда хочется крикнуть, даже шлепнуть по попе за постоянное непослушание. Мама объясняла много раз, что нельзя трогать тот или воспитание и развитие личности ребенкаиной предмет (ножницы, например), но малыш все равно находит его и играет. И однажды мама уже не выдерживает, кричит, ругается… Хорошо, если это происходит однажды, а потом мама берет себя в руки и дает себе обещание стараться воспитывать сына или дочку без истерик, криков, агрессии.

На самом деле такой подход более педагогичный. Стоит учитывать, что малыши в раннем возрасте еще не очень понимают вашу критику (а иногда совсем не понимают). Они руководствуются принципом «хочу здесь и сейчас». Желания должны удовлетворяться немедленно, а о последствиях они не думают. В этом случае мамин крик их просто пугает, смущает. Малыш плачет от страха перед криком и злым материнским лицом. Лучше всего попытаться понять ребенка, и тогда в криках не будет необходимости.

4 простых совета

  1. До 2 лет малыш еще не понимает последствий своих действий. Он запросто может схватиться за горячий предмет или откусить кусок от острого перца потому, что он яркий и красивый. Он исследует мир так, как умеет: трогает, берет в рот, облизывает, мнет в ручках. Сейчас ругать его за это просто глупо. Лучше следите, чтобы опасные предметы не находились в зоне его видимости. Закрывайте на ключ шкафчики с ножами, ножницами, чтобы у него не было соблазна трогать их. Крик, агрессия в сторону ребенка будет воспринята им не так, как вам хотелось бы. Он просто научится у вас поступать так же.
  2. Родителям нужно следить за собой. У вас плохое настроение и вы срываетесь на ребенке (любого воспитание и развитие личности ребенкавозраста) даже за малую оплошность? А на следующий день вы чувствуете себя гораздо лучше, относитесь с юмором к тому, что кроха весь измазался кашей или уронил на пол стакан сока? Ребенок после таких «перепадов» просто не понимает, что происходит с мамой, когда она ругается, а когда нет, что является серьезным проступком, а что — простой оплошностью.
  3. Крики, наказания, оскорбления не делают вас более уважаемой персоной в глазах малыша, ребенка, подростка. Ему хватает таких людей в школе, даже в садике. Лучше всего постарайтесь смотреть на ситуацию его глазами. Вам тоже было 7 лет, 10 или 15 лет. Старайтесь объяснять, а не запугивать.
  4. Кричать и ругаться просто, но необходимо иметь много терпения, чтобы выяснить, почему малыш поступил неправильно. Вы узнали, что он взял из дома друга игрушку и спрятал ее. Прежде чем устроить скандал, расспросите, почему он взял ее. Может, он давно мечтал иметь такую, просил вас, но вы не реагировали? Предложите ему представить, что это его друг забрал у него любимую игрушку. Спросите о его ощущениях, чувствах. Отругать вы всегда успеете, если будет нужно. Но лучше попробуйте показать вашему крохе, как взрослые люди решают конфликты.

Не так уж и сложно, правда? Просто, когда вы злитесь и хотите накричать, вспомните, что вы очень любите своего малыша.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий