Детство обычно можно сравнить с долгой и прекрасной сказкой. Для ребенка жизнь начинается с волшебных историй, которые ему читают мамы и папы. Он развивается, играет — его игры становятся все более сложными. Это говорит о пробуждении воображения и фантазии – ведь они не рождаются вместе в нами, а появляются гораздо позже. Теперь жизнь наполнена красками.
Для детей дошкольного возраста важно, насколько хорошо развито их абстрактное мышление. Выражать свои мысли на бумаге, разыгрывать маленькие пьесы с куклами и другими детьми — все это помогает им эмоционально развиваться.
Без воображения наш мир станет тусклым. Однако его уровень и наличие говорят о том, что психика проходит определенный этап совершенствования. Родители могут без труда заинтересовать малыша развивающей игрой, а в результате он получит бесценный опыт.
Мир детства — фантазия и сказка
Родился ребенок. У него еще отсутствует понятие воображение. Как таковое оно возникает у детей на 3 году жизни. К этому возрасту накапливается некий опыт: малыш знает названия и предназначение многих предметов, он слышал истории и сказки, для него появились стандарты поведения в разных ситуациях. Без этого невозможно развитие фантазии.
Воображение дается нам как один из механизмов психики. Слишком активное воображение означает уход от реальной жизни, желание спрятаться там, где нет проблем. В таком раннем возрасте жить только воображением нехорошо: это говорит о проблемах адаптации ребенка. Но и недостаток воображения тоже является проблемой, свидетельствующей о неправильном развитии психики.
Совершенно нормально, если малыш 3-4 лет переплетает реальность и сказку, пуская в жизнь достаточно воображения, чтобы сделать ее более полной. Это часть логического мышления. Он знает о мире, но не все – то, что неизвестно, нужно придумать, додумать, сформировать.
Если правильно заниматься с детьми, то вы можете обнаружить у них уже в 4-5 лет таланты к рисованию, лепке, созданию историй. Не прячьте такие «радужные» стороны личности своего малыша. Это так же важно, как и умение читать, писать, говорить. Кстати, речь и воображение тесно связаны.
Дошкольный возраст
Когда вы отдаете ребенка в детский сад, то будьте готовы: это мощный прорыв для его развития. Здесь коммуникации со взрослыми, первые знакомства с детьми и совместные игры. А что такое игра? Набор игрушек вдруг приобретает «историю». Ребенок выдумывает свои правила, по которым будут жить здесь и сейчас игровые персонажи. В его голове есть некий план того, как пойдет игра.
Сначала это повторение известных сценариев. Сказка о Белоснежке или Спящей Красавице, истории, которые рассказывала мама на ночь. Известный сюжет разыгрывается иногда слово в слово. Для воображения нет пределов — самые простые вещи становятся «волшебными». Коробка — «троном», кубики — «молодильными яблочками», заколка для волос — «королевской короной». Для детей дошкольного возраста такое поведение самое нормальное.
Они начинают создавать собственный мир вокруг. В раннем возрасте роль воображения гораздо сильнее, а позже оно, как считается, отходит на второй план. Конечно, так происходит не у всех. Творческие люди используют свою фантазию для реализации задуманного: картины, книги, скульптуры.
У маленьких детей нет критичного отношения к себе, своим мыслям. Они не знают законов физики и химии, нашего мира в целом. Сложные процессы и явления они будут объяснять простыми словами. «Человек тяжело болел, врач дал ему волшебную таблетку — он сразу выздоровел». Психика ребенка — тонкий и сложный инструмент. Постепенно он начнет видеть мир таким, каким его видят взрослые, а пока что лучше заменять непонятное и страшное простыми объяснениями. Вот роль воображения в жизни малыша.
Зачем нужно воображение?
Прежде чем заниматься развитием воображения у детей, родителям нужно понять главное: зачем оно им нужно?
Дети видят мир не так, как мы. В нем есть место для всего чудесного, необычного, сказочного. Развитие воображения важно, ведь это показатель того, как ребенок, а потом и взрослый, могут адаптироваться в любой среде. В этот процесс входит многое:
- опыт и знания;
- возможность объяснить явление;
- желание объяснить то, чего не понимаешь;
- интерес к жизни.
Убедиться в том, как хорошо работает фантазия, можно, просто рассказав ребенку новую сказку. И вот он уже капитан пиратского корабля, ищет сокровища, сражается с врагами и побеждает.
Воображение — реакция нашей психики на впечатления, переживания, новый опыт. Так, дети старшего возраста, читая книгу, вдруг начинают видеть себя ее героями. Перед глазами появляются картинки прочитанного.
В 3-4 года формируются новые нейронные связи. Чем их больше, тем на большее будет способен человек. На их формирование влияет способность мечтать, фантазировать, придумывать, изобретать что-то новое.
Даже в таком юном возрасте в фантазиях у малыша уже много всего интересного. Для дошкольного возраста первая встреча с жизненными трудностями проходит через опыт воображения.
Виды воображения
Воображение принято делить на два вида:
Непроизвольно-пассивное
Отличный пример — сны, грезы. Тут развитие идет само собой: ребенок задумался – у него возникла некая картинка перед глазами. Это может быть его фантазия о себе, представление каких-то возможных событий, желаний.
Этот вид воображения уже развит у детей раннего дошкольного возраста, в 3-4 лет года. Это наше непроизвольное действие, направленное на создание образов. Для него необходимо знание о мире.
Произвольно-активное
Этот тип воображение возникает тогда, когда нужно решать конкретные задачи. Для детей дошкольного возраста с целью его развития рекомендованы игры, когда нужно представить что-то, придумать, выдумать. Сюда же относятся логические игры.
Развитие этого типа приходит несколько позднее, обычно тогда, когда ребенок становится более самостоятельным. Дети до 4 лет еще с трудом могут решать такие задачи, ведь у них недостаточно развита речь, а опыт еще довольно мал.
Важность развития воображения
Воображение играет огромную роль в нашей жизни. Мы говорим «представь себе…», а для воображения другого это уже толчок к действию. В голове возникает образ, совершенно уникальный. Мы слышим историю, а ее герои уже «видны» нам.
Наш мозг сам строит их, молниеносно предлагает нам картинку происходящего. Каждый представляет себе одного и того же героя сказки по-разному.
Развитие воображения — один из способов подготовки ребенка к решению многих насущных проблем. В будущем нам придется искать пути решения сложных ситуаций. Дома, на работе, в общении с кем-то. Именно наша фантазия подсказывает нам, как поступить. Наличие опыта дает варианты. Именно поэтому так важно правильное и своевременное развитие способности фантазировать.
Речь и фантазия
Важную роль играет уровень развития речи. Если речевое развитие идет с задержкой, то абстрактное мышление, фантазия ребенка тоже отстает.
Речь — связующее звено между тем, что творится внутри нас и снаружи. Это способ передать информацию о наших желаниях, потребностях, идеях. У малышей дошкольного возраста речь уже должна быть развита на достаточном уровне, чтобы суметь объяснить свои действия.
Речь делает человека свободным выражать свои чувства, высказывать впечатления. Для детей раннего возраста это важно, ведь их мир состоит из открытий. От своих воображений мы тоже под впечатлением. Дети придумывают что-то, хотят поделиться своей задумкой, идеей новой игры со взрослыми или сверстниками. Если нет слов и речи, значит, нет переноса ощущений в реальный мир.
Занятия с ребенком 3-5 лет
Заниматься развитием воображения у детей несложно, но очень интересно. Взрослый человек может многое предложить ребенку, ведь его опыт и знания бесценны.
Как правильно заниматься с малышом? Терпеливо, без агрессии, без принуждения. Заставлять наслаждаться чем-то – это неправильно. Развитие должно проходить только в комфортных условиях, там, где для фантазии и мечты нет границ.
Рисование
Здесь все более или менее понятно. Рисование начинает интересовать малышей сразу. Конечно, в 1-3 годика это просто цветные каракули. Но давайте больше фломастеров, безопасных карандашей и мелков — пусть ребенок увидит все цветовое многообразие. В этом возрасте вы можете рисовать, а ребенок смотрит, часто просит вас нарисовать что-либо. Что? Знакомые ему вещи, предметы, людей.
В 4-5 малыш он уже сам может рисовать. Развитие мелкой моторики позволяет не только чертить, но и раскрашивать. Учите его делать рисунок аккуратным. Вы можете рисовать вместе: мама начинает, а малыш заканчивает. У детей дошкольного возраста не сразу появляется способность самим придумывать сюжеты — это как раз развитие воображения. Помогите ему, сделайте сначала простые формы и знакомые предметы: чашки, солнышко, котик, человечки.
Позже предлагайте ему тему — пусть малыш сам рисует то, что хочет, но в некоторых заданных рамках. Здесь важно, насколько он может следовать вашей просьбе. Если просите нарисовать домик, а он рисует солнце — что-то не так с его логическим мышлением и восприятием.
Конечно, нужно давать малышам свободу. Белый лист бумаги, карандаши и то, что он придумает. Очень скоро вам понадобится много бумаги, ведь дети любят все свои мысли пытаться переложить на бумагу – все, что приходит в голову. Чем сложнее образы, тем лучше. Так воображение начинает пробиваться.
Диалоги с куклами
Разыгрывать маленькие сценки с куклами — одно из любимых занятий детей. Даже сам ребенок, играя без вас, может лепетать какие-то описания действий, придумывать диалоги.
Вы можете задать тему и разыграть маленький спектакль. Например, прочтите сказу, а потом предложите воплотить ее в жизнь с помощью кукол. Когда сюжет закончен, спросите: а что было дальше? Придумайте вместе продолжение истории своих героев.
Точно так же можно выдумывать и новые собственные сказки. У детишек дошкольного возраста воображение приходит с опытом. Первый раз такая игра может поставить в тупик, но уже очень скоро малыш радостно будет выдумывать свои собственные сказки. Развитие абстрактного мышления идет постепенно.
Игра в ассоциации
Предлагайте малышу придумать ассоциации. Эта игра на развитие подходит для детей от 4 лет. Самые простые ассоциации:
- мама;
- дом;
- лето;
- семья;
- друзья;
- детский сад;
- дружба;
- вкусно.
Предложите ему слово, а ответ разберите вместе. Почему он думает именно так? Ассоциации должны быть логичными, но приходить на ум детям просто. Чем богаче его речь, словарный запас, тем больше понравится игра. Ведь со словом «лето» может быть миллион ассоциаций.
Комфортная среда для психического развития
Для малышей дошкольного возраста важно, чтобы их воображение не ограничивалось какими-то рамками.
Реальность и воображение — разные понятия, которые нельзя смешивать. Скажите себе, что в занятиях вы полностью открыты.Нормально, если, воображая себя героем сказки, малыш в фантазии будет именно главным героем – принцессой или принцем, например. Не нужно тут одергивать его, объясняя, что на самом-то деле быть принцессой — это тяжелая работа.
Сейчас важно, чтобы он допускал внутри себя любые возможности: волшебство, единорогов, магию и сказки. Свобода воображения — это очень важно для психического развития. Она поможет вам избежать таких проблем, как комплексы.
Если мы не можем даже в своей голове сотворить что-то важное, чудесное, увлекательное, то на что будем способны в жизни? Дайте детям возможность фантазировать.
Чем интереснее и необычнее их истории и игры, тем лучше. Конечно, следите за тем, что они делают и говорят. Поправлять и ставить границы дозволенного — разные вещи. Развитие воображения должно проходить в безопасных условиях. Там, где над малышом и его идеями не будет насмешек и издевок.