Помогаем ребенку развивать речь грамотно

В возрасте трёх лет процесс жизнеобучения ребёнка стабилизируется. Как правило, резких скачков уже не наблюдается. С каждым днём растёт его уровень самостоятельности. Одна из составляющих – развитие речи. Ребёнок уже может проводить простейшие причинно-следственные связи, делать выводы о назначении и устройстве различных предметов.

Проще всего обобщаются и совмещаются предметы, которые сходны по внешнему виду и назначению: кухонный инвентарь, игрушки и т.д. С трёх до четырех лет словарный запас обогащается на 2500-3500 новых слов. И если раньше речь ребенка состояла преимущественно из существительных, прилагательных и глаголов, то сейчас в неё вводятся новые, более сложные компоненты: числительные, наречия, причастия и т.д.

«Вопрос – ответ» и другие шаги речевого развитии

Дети от трёх лет совершенствуют свою речь неосознанно, причем их речевое развитие идёт круглосуточно. После достижения базового уровня, когда количество слов переходит в качество, кроха может отвечать на различные простые вопросы. Обычно это 2-4 небольших предложения, но они вполне соответствуют развернутому ответу.

Последний получается того же «качества», как и вопрос. В сравнении с тем, что было год и меньше назад, это просто небо и земля. Теперь малыша может понять не только мама (по простейшим словам и звукам, как было до этого), но и другие люди, с которым ему приходится сталкиваться.

В целях качественного развития речевого аппарата и профилактики дислексии родители обязаны помогать своему сыну или дочке в развитии разговорного навыка: объяснять значения слов, вместе придумывать рифмы и т.д. Хотя малыши на этом этапе уже много чего освоили и усвоили, до полноценного осознанного общения им ещё далековато.

Нельзя обходить стороной и ненормативную лексику. Мы живём в мире, где от этого никуда не деться. Как скоро ребёнок принесёт слова на букву «Х», на букву «П» и остальные – это только вопрос времени. Если кроха посещает детский сад, скорее всего, это будет раньше. Но даже если ребенок воспитывается дома, рано или поздно это всё равно произойдёт. Будьте к этому морально готовы и продумайте заранее, что вы будете ему отвечать.

Самые распространённые варианты – когда кроха подходит к маме и папе и спрашивает значение того самого слова. Это раз. Два – когда он в игре в саду или дома начнёт подобные слова выкрикивать. У воспитателей и родителей местами начинают гореть уши, а чадо сильно рискует выхватить порцию ремня. Но справедливо ли это?

Давайте разбираться. Дети, особенно трёх лет, – великие подражалы, ведь именно так они учатся. Как правило, при выкрикивании нецензурного слова ребёнок вряд ли понимает его значение. Он видит, что люди тушуются и это весело. Ну или необычно. Что должны сделать родители в таком случае?

Если ребенок произнес мат при посторонних, ни в коем случае не стыдите и не ругайте его – это может его травмировать. Постарайтесь не реагировать как-то особенно, сделайте вид, что ничего не произошло, чтобы у ребенка не появилось желание снова и снова вызывать вашу бурную реакцию – ведь это веселит его. Лучше отвлеките его, смените тему разговора.

А уже потом, наедине, обязательно объясните ему, что он поступил неправильно, что такие слова – плохие, и хорошие воспитанные люди никогда их не употребляют (тут главное, чтобы и от вас ребенок никогда этих слов не слышал). Не пугайте его наказанием – лучше примените всю силу убеждения, чтобы малыш понял и послушался вас. Но ни в коем случае нельзя просто отругать ребенка и запретить произносить матные слова без всяких объяснений: запретный плод сладок, и такая тактика даст совершенно обратный результат.

Игра? Игра. Игра!

Самое эффективное обучение – веселое и ненавязчивое. Игровая форма обучения навыкам разговорной речи именно такая. Исходные данные таковы: дети на начальном этапе не могут сами рассказать о том, чем они сегодня занимались в детском саду или что видели на улице.

Их разговор содержит много грамматических ошибок, и без помощи взрослых им не обойтись. С возрастом это пройдёт, но на «путь истинный» в этом вопросе надо наставить заранее. Наибольший КПД в речевом развитии дает работа по линии «родитель – ребёнок». Поиграйте с ним в игры:

  • «сосчитай-ка». Взрослый просит ребёнка или детей назвать находящиеся в комнате предметы и показать их. После этого их надо показать снова, при этом уже считая;
  • «на улице». Попросите ребёнка описать самое запоминающееся из того, что он видел на улице, и рассказать, на что оно похоже.
  • считалочки, скороговорки. Рифмованные считалки, дразнилки и др. скороговорки, соответствующие его возрасту. Повторяйте их вместе с ним, но обязательно в хорошем настроении и ни в коем случае не из-под палки.
  • «найди одинаковое». В книгах попросите назвать все предметы одного цвета, одной формы и т.д.
  • прилагательные и словоформы. «Ложка из дерева – деревянная ложка». Попросите чадо построить слова по примерам. Объясните, как они могут изменяться.

В случае ошибки никогда не ругайте – критикуйте мягко, по существу и объясните, где ребенок неправ и почему. Удачи вам в обучении!

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий