Все начинается радостно: покупка тетрадей и красивых ручек, букет к 1 сентября. У малыша новый ранец, нарядная школьная форма и масса впечатлений. Кругом дети разного возраста, красиво одетые учителя. Все очень приветливо и весело. Некоторые школы подготовили целый праздник Знаний с выступлениями старших, музыкой, конкурсами. Все это замечательно, но после 1 сентября многое поменяется. В первую очередь, в жизни ребенка. Красивый антураж праздника может смениться ужасом: ведь это все на следующие 10-11 лет!
Правильная адаптация ребенка к школе — задача непростая. Главное, здесь все должны принимать участие: родители, учителя, школа. Нелюбовь к урокам или домашнему заданию — не страшно, это было у всех нас. Гораздо хуже, если ребенок начинает вести себя иначе: становится агрессивным, конфликтным или, наоборот, все время молчит, не заводит друзей. Тогда стоит обратить внимание: что же случилось? Часто родители могут помочь ребенку привыкнуть к школе и полюбить ее.
Идешь в школу — значит, взрослый
С такой бодрой позицией многие родители посылают 6-7-летнего малыша в первый класс. Они уже давно рассказывали ему про школу, уроки, опыты на химии и физике. И вот долгожданный момент настал. Школа для маленького человечка — нечто удивительное. Туда ходят большие дети (лет по 14-16), там учат интересным вещам… Примерно такое же чувство было у вас перед первым годом ВУЗа.
Огромный институт, который только предстоит обойти, посмотреть. А что ждет на занятиях, на сессии? Было волнительно, не так ли? Но у вас уже была база — школа. Вы кое-что знаете об уроках, заданиях, контрольных работах.
А ваш ребенок еще совсем мал, ему все в новинку. Будет немного проще, если раньше малыш ходил в детский сад. Он уже привык оставаться на весь день в компании друзей и воспитательницы, научился сам ходить в туалет и кушать. Если же садика не было, все сложнее. До 7 лет малыш был с родителями, дома, а теперь его просто отведут туда, где нет ничего и никого знакомого. А вы бы не испугались?
Не все родители знают, как успокоить своего сына или дочку. У них будет масса предположений, вопросов и страхов.
Не нужно отмахиваться или таинственно отвечать фразой «сам все узнаешь». Лучше поговорить заранее, причем начать свои разговоры за год до поступления в школу.Пусть эта мысль станет для него обыденной, он с ней свыкнется.
Что ждет родителей первоклассника
Вам нужно быть готовыми, ведь весь мир вашего ребенка меняется с приходом в школу.
- Новый коллектив. За 2-3 года детского сада он привык к своим друзьям, с кем-то у него до сих пор совместные прогулки и игры. Теперь же вокруг совершенно новые люди. У тех детей, которые плохо заводят знакомства, могут быть
проблемы. Большинство малышей в 6-7 лет уже научились знакомиться, общаться, у них есть общие темы: игры, мультфильмы, техника (сейчас у большинства уже есть телефон, компьютер).
- Стресс от учебы. В детском саду или на домашних занятиях много не требовали. Там занятия — игра. Если очень устал, хочется есть, пить, играть — всегда можно отдохнуть или заняться чем-то другим. А в школе нельзя просто отложить книги и начать играть.
- Дисциплина. Урок длится 40-45 мин, а переменка — всего 10-15 минут. И мама уже не заберет из школы раньше времени без важной причины. К этому нужно привыкнуть.
- Домашнее задание. В первом классе, конечно, задают еще мало. Но, чтение, счет, естественные науки — все это не так просто. Особенно, если вы не занимались с малышом до школы. Все для него ново, все требует внимания и концентрации.
- Стресс от неуспеваемости. Что-то остается непонятным, а учитель требует, иногда даже ругает. Появляются оценки. Если что-то сразу усвоить не получилось, то потом догнать
остальных трудно. Малышу может казаться, что он тут самый глупенький. Это очень сильно расстраивает его.
- Внешний вид. Детский коллектив бывает очень жесток к тем, кто чем-то отличается. Необычная внешность или какой-то дефект, слишком простая одежда (когда нет формы), отсутствие модных вещей (телефона, красивого рюкзака). Кто-то может начать смеяться над ним, а ваш ребенок не умеет за себя постоять.
- Усталость. После занятий нужно идти домой, делать домашнюю работу, а еще, возможно, ждет какая-то секция. Первое время ребенок сильно устает, капризничает. Это сказывается на учебе, а родители нервничают и злятся.
Про все это и многое другое вам нужно будет рассказывать ребенку заранее, предупреждать, объяснять. Главное — скажите сыну или дочке, что вы рядом, вы поможете, к вам можно обращаться с любой проблемой.
Новый мир
Школа – это, конечно же, интересно. Очень хорошо, если вам попался опытный педагог начальных классов. Учитель, который не оскорбляет детей, не кричит, а может спокойно объяснять несколько раз подряд. Такие преподаватели на вес золота сейчас, среди нетерпеливых, раздражительных и уставших. Тут главное, чтобы учитель понимал: перед ним маленький ребенок. Да, иногда придется отвести его в туалет или дать попить воды. Кроме того, на уроке нужно регулярно делать паузы, чтобы дети отдохнули.
Новые люди могут стать друзьями. Хорошо, если знакомые появились уже в первые несколько дней. У них можно взять номер телефона, спрашивать домашние задания, если заболел и пропустил. С друзьями все переносится легче, даже такая новая атмосфера.
Уроки
Нагрузка в первом классе довольно интенсивная. В сентябре и октябре стараются проводить не более 4 уроков в день, плюс обязательная прогулка или классный час несколько раз в неделю. Министерством образования рекомендована 5-дневная школьная неделя, а урок должен длиться не более 35 минут.
Эти правила не всегда соблюдаются, особенно из-за того, что у преподавателя есть свой план на год. За невыполнение его будет «ругать» директор. Конечно, в первые месяцы нагрузка меньше. Детям показывают, как нужно учиться. Это период адаптации к школе.
Расписание и уроки организованы по-разному. Обязательные предметы – рисование, физкультура, природоведение или краеведение. Уделяется много времени логическим задачкам. В середине урока проводится небольшая пауза, когда детей просят встать, сделать несколько упражнений, приседаний. Это поможет им расслабиться, снять нагрузку.
Лучше всего, если преподаватель прогрессивный. Тогда он знает, как увлечь детей новым предметом. Фильмы, игры, творческая работа – все это развивает мышление, позволяет детям работать в команде. Результаты такой работы гораздо лучше, чем при стандартном заучивании.
Также рекомендуется проводить экскурсии, прогулки, организовывать праздники. Это поможет детям подружиться, привыкнуть к своему учителю и школе. Так, постепенно, они приблизятся ко второй четверти. Там нагрузка уже будет серьезнее, а уроки будут длиться 45 минут.
Друзья
Адаптация невозможна без установления контактов со своими одноклассниками. Если учитель замечает, что ребенок не общается, не участвует в общих играх на перемене, это повод поговорить с родителями. Такое поведение может быть уместным буквально пару дней. Кому-то нужно присмотреться к ребятам, новым играм. Если же прошел месяц или больше, а ребенок все еще ни с кем не подружился — это проблема.
Конечно, вы не можете прийти в школу и за него перезнакомиться со всеми. Частично это задача школы – наладить адаптацию в коллективе. Детей знакомят на первом же занятии, возможно, просят рассказать что-то о себе. Но основная нагрузка идет на самого ребенка. Уровень его психического развития уже должен быть вполне достаточным, чтобы завязывать беседу, предлагать игры, дружить.
К этому его частично готовят родители: детский сад, площадка во дворе, приглашение других детей в гости. Если ничего этого не было, то ему будет очень сложно в школе. Здесь важный момент — ребенок видит, что другие дети уже перезнакомились, играют, ходят вместе из школы с мамами. А у него еще нет таких знакомых. Ощущение ненужности вводит в депрессивное состояние.
Учитель
Это человек, которого не нужно бояться. Он тут главный – это правда. Учитель начальных классов должен позиционировать себя так, чтобы дети без страха могли спрашивать непонятное, просить совета, обращаться, если что-то болит. Для маленьких детей это уже некий залог уверенности. Так им проще: рядом нет мамы или бабушки, зато есть учитель, а он поможет, если что-то случилось.
Когда учитель начальных классов не вызывает доверия, а лишь требует, заставляет, ругает — это сильно пугает детей. Понятно, что он/она тут главный, а значит, от его/ее слов будет зависеть многое. Представьте себе стресс малыша, которому каждый день нужно рано вставать и идти туда, где страшный злой взрослый «правит бал».
Учитель сейчас — связующее звено между классом и родителями. Он должен создать атмосферу, которая не напугает детей, а, наоборот, покажет, что здесь поощряют любопытство, вопросы, интерес и творчество. Это адаптирует детей не только к первому классу, но ко всему дальнейшему обучению в школе.
Адаптация в той или иной форме пройдет еще раз — при переходе в 5 класс
. Там уже будут разные учителя, разные кабинеты и предметы. Придется со всеми находить общий язык или же учиться не реагировать на «своеобразность» учителя.
Домашнее задание
В первой четверти рекомендовано развивать воображение детей. Им задают соответствующие задания: описать происходящее на картинке, нарисовать, сделать что-то руками. Уроки труда обычно нравятся всем, ведь это и урок, и время отдыха. Делать поделки дома тоже весело. Также сейчас в нагрузку добавляется чтение, устный счет. Но пока что все просто.
Главное, чтобы ребенок осознал и привык: домашнее задание будет все время, и его нельзя не делать. Чтобы помочь малышу адаптироваться, установите режим.Например, после школы небольшая прогулка, обед и время на отдых – от 30 минут до часа. Дайте ему возможность выбрать, чем заняться. Кто-то посмотрит мультики, кто-то поиграет.
Потом обязательно усаживайте ребенка за уроки. Хорошо, если дома мама или бабушка. Если же никого нет — можно оставить малыша в группе продленного дня. Там учитель следит за детьми, помогает им с домашней работой.
Лучше всего, если есть возможность после школы прийти домой и делать уроки в знакомой обстановке. Это тоже часть адаптации: ребенок провел время в школе, а теперь может отдохнуть дома. Сейчас не нужно ругать малыша, если он плохо концентрирует внимание. Видите, что он уже устал — сделайте перерыв на 10-15 минут.
Сколько продлится адаптация?
Психологи отмечают, что нормальный процесс адаптации к школе может длиться 1-2 месяца. Это полная смена образа жизни, режима, интересов. Появляются новые понятия, виды деятельности. Кроме учителя, друзей и домашних заданий, ребенка может беспокоить много чего еще.
Сам процесс адаптации бывает сопряжен со стрессом:
- быстрая утомляемость;
- плохая концентрация внимания на последних уроках;
- обиды на родителей;
- плохой сон;
- потеря аппетита, или, наоборот, ребенку постоянно хочется кушать.
Главное для родителей – понимать, что это нормально. Кто-то может привыкнуть ко всему с первой недели, а кто-то будет два месяца плакать по утрам, что не хочет в школу. Все нормализуется само собой у детей с нормально развитой психикой.
Обратить внимание нужно на эмоциональное состояние ребенка. Да, поход в первый класс — обычное явление, все дети делают это. Но это еще не значит, что все они нормально реагируют на изменение своей жизни. Особенно сложно приходится тем, кто не ходил в дошкольные учреждения.
Адаптация может проходить тяжело – в этом случае необходим разговор с учителем и, желательно, с психологом. Когда стресс длится долго, падает иммунитет ребенка. Ведь стресс — это такая реакция нашего организма, когда все его ресурсы активизируются. «Держать оборону» месяц-два-три подряд — большое испытание для детского организма.
Если ваш ребенок:
- стал часто
болеть, простужаться;
- начал уходить в себя;
- слишком часто капризничает;
- очень сильно боится школы, учителя;
- не может справляться со стрессом от занятий;
- у него обострились старые болезни,
то нужно серьезно отнестись к проблеме. Скорее всего, само собой здесь не наладится. Иногда детям требуется помощь психолога. Хватит всего нескольких посещений, чтобы ребенок осознал свои проблемы и стал с ними бороться.
Тут без помощи родителей – никуда. Вам может казаться, что адаптация или привыкание к школе — всего лишь период в жизни малыша. На самом деле, ему может быть очень и очень тяжело принять новую ситуацию, свою новую роль. Вы можете помочь ему в адаптации, но для этого потребуется терпение, а не ругань и крики.
Как помочь в адаптации?
Стоит начать раньше, чем будете собирать ребенку портфель в школу. Лучше всего — на последнем году садика, летом перед школой. Причем не сопровождая все фразами «вот сейчас отдыхай, а потом будет школа — не будет времени на игры и развлечения». Так вы лишь запугаете малыша и приучите думать о том, что его ждет что-то долгое, страшное, что навсегда лишит его детства.
Поддержка родителей
Перед 1 сентября обговорите все: что малыш оденет, что возьмет с собой в школу. Купите ему несколько красивых ручек или интересный пенал. Пусть у него будет нечто, чем можно гордиться. Разные семьи — разный достаток, но дети-то одинаковые. Побалуйте его каким-то подарком перед школой – так ему будет легче.
Скажите, что вы в любом случае его любите и очень гордитесь им. Ваш малыш пошел в 1 класс — это большое событие. Стоит отпраздновать это и до, и после. Позовите родных, друзей. Поговорите со старшими детьми – будет здорово, если родные или двоюродные братья-сестры могут рассказать что-то хорошее о школе.
Это этапы психологической адаптации. Ребенок узнает что-то про школу, пусть и только на словах. Ваша гордость перейдет к нему. Конечно, он там самый маленький, перед ним долгий путь, много предметов, которые только предстоит выучить. Готовьте его к тому, что вы будете помогать, что постепенно он освоится. Главное — не пугайте его. Малыши в этом возрасте очень впечатлительные.
Ответы на вопросы
Вслед за вашими рассказами о школе начнутся вопросы. Ему захочется уточнить, например:
А вдруг я не научусь писать?
Я не знаю буквы, как мне быть?
А если моя учительница будет злая?
Что делать, если никто не захочет играть со мной?
Как долго нужно ходить в школу?
Можно не идти в школу, если я болею?
Можно на уроке выходить в туалет?
Вопросы могут быть самые разные, но у вас должны быть готовы ответы. Неплохо сходить в школу заранее, познакомиться с директором и учительницей начальных классов. Тогда вы узнаете больше про распорядок дня первоклашек конкретно в этой школе. Вам проще будет отвечать на вопросы, а ребенку – морально готовиться.
Уроки — не беда
Бывают предметы, которые не даются. Вообще говоря, не рекомендуется в первой-второй четвертях ставить отметки. Это только пугает детей. Получил один раз тройку, а теперь боится вообще браться за этот предмет. Ни в коем случае не ругайте малыша – лучше помогите ему разобраться.
Объясните ребенку, что если что-то непонятно, об этом можно спросить учителя. Он должен объяснить, помочь разобраться. Очень плохо, если ваш учитель к этому относится негативно. Тогда не бросайте малыша, а сядьте с ним, разберите проблему. Но не приучайте его все трудности перекладывать на вас и делать уроки только вместе.
Он должен сам научиться искать ответы в учебниках, задачках из класса. В первое время ваша помощь и подсказки будут незаменимы для него. Но потом он должен стать самостоятельным. Научить учиться — задача преподавателя и родителей.
Прежде чем ругать за плохие отметки, найдите причину неуспеваемости. Возможно, если вы всего пару часов порешаете задачи вместе, малыш все поймет и тут же исправится.Объясните правила понятным языком – уйдет проблема. Ругаться, кричать, запугивать — это не выход.
Помогите подружиться
Знакомиться и привлекать внимание сверстников — проще, чем кажется. Иногда приходится объяснять такие простые вещи – особенно тем деткам, которые не ходили в садики и ясли. Предложите ребенку потренироваться на игрушках или куклах, если он не уверен в себе. Чаще ходите гулять в парки, на новые площадки. Там ваш малыш может учиться заводить знакомства.
Выучите с ним несколько приветственных фраз, первые вопросы к новому знакомому:
У тебя есть домашние животные?
Во что любишь играть?
Далеко живешь?
Часто сюда приходишь играть?
Так будет проще решить вопрос с адаптацией в коллективе. Дети в школе настроены на знакомство, ведь они все оказались в равных условиях. Но помните, что даже не всем взрослым легко удается завязать знакомства – что говорить про маленьких детей?
Что делать, если обижают
В первую очередь, тут родители должны сохранять здравый рассудок. Если ребенок часто жалуется, что его обижают другие дети или учитель, отнеситесь серьезно к его словам. Выслушайте, что скажет малыш. Возможно, учитель был недоволен его поведением на уроке, несколько раз делал замечания, и ему пришлось повысить голос.
Некоторые родители тут же бегут в школу, зовут учителя, директора, начинают ссору и разбирательство. На деле ситуация может быть стандартная: ребенку хочется вернуть ваше внимание и показать, что в школе ему не нравится. Есть смысл поговорить с учителем и ребенком вместе.
Если же обижают дети, то ребенок должен уметь себя позиционировать. Не все в 6-8 лет это могут. Вам нужно научить его, как поступать в ситуации, когда его обзывают или даже бьют. Пусть не стесняется в таких случаях идти к учителю и говорить с вами. К сожалению, все это может напугать малыша и еще больше усложнить адаптацию в школе. Немудрено: из любящего дома он попадает в такую враждебную среду. Тут даже один-два смешка одноклассников могут надолго понизить самооценку.
В школе бывает интересно
Расскажите ребенку, что в школе интересно. Это не только новые знания, друзья и взрослая жизнь, но и много чего еще. Утренники, праздники в конце четверти, чаепития, экскурсии. И все это — вместе с друзьями.
Пройдет первый класс, ваш сын или дочка привыкнет к школе… Конечно, недовольство перед 1 сентября останется еще долго – кому хочется заканчивать каникулы? Постепенно школьная жизнь, товарищи, влюбленности затянут его. Скоро он забудет про то, как было сложно в первую неделю.
Проблемная адаптация
Если разговоры, рассказы и ваша поддержка не помогают, то вы столкнулись с проблемой сложной адаптации. Некоторые дети не могут учиться в обычной школе из-за особенностей психики. Тогда адаптация ребенка к школе становится настоящей проблемой, никак не может закончиться. Это не значит, что у ребенка что-то там не в порядке и его нужно лечить. Это состояние называется школьной дезадаптацией. Выражается в следующих проявлениях:
- полное нежелание ребенка
принимать правила дисциплины;
- неспособность к концентрации на предмете;
- очень плохая успеваемость даже в первом классе;
- отсутствие контактов с другими детьми;
- агрессия к детям или учителю;
- неустойчивость психики – ребенок может расплакаться на уроке просто из-за того, что закончилась ручка.
Комбинация этих симптомов говорит о том, что в обычном классе ребенок учиться не сможет. Или же ему понадобятся занятия с психологом.
Еще одна причина дезадаптации — сильный стресс. Это состояние может привести к психосоматическим заболеваниям, появлению нервных тиков. Это редкое явление, и подтвердить его может только врач или психолог. В таком случае вам предложат варианты:
- экстернат;
- надомное обучение;
- перевод в специализированную школу.
Сегодня детям с дезадаптацией дают много шансов закончить школу. Возможно, на домашнем обучении придется провести 1-2 года, а может быть, и все 11 классов.
В любом случае самое главное – ваш ребенок должен быть счастливым, здоровым и спокойным
. Не нужно все проблемы сбрасывать на школу – от родителей зависит тоже очень многое. Помочь малышу адаптироваться в новом мире — общая цель и родителей, и детского сада, и школы.