Чтобы понять, насколько правильно протекает развитие ребенка от 6 до 7 месяцев, необходимо провести оценку его основных реакций.
Оцениваем зрительные реакции малыша
Для определения степени развития зрительного восприятия ребенка необходимо выяснить, насколько он способен узнавать людей, выделять знакомых и незнакомых. Важно понять, как малыш реагирует на появление людей, которых знает и которых видит впервые.
В качестве эксперимента можно предложить человеку, которого малыш знает, взять его на руки в то время, как второй знакомый будет дружелюбно к нему обращаться и улыбаться. То же попросите сделать и незнакомых людей. Правильная реакция — доверие и улыбка в ответ на обращение знакомых людей и отворот головы и даже защитные жесты руками в случае с незнакомцами.
Оцениваем эмоциональное поведение
Для оценки эмоционального поведения малыша можно обратить его внимание на яркие игрушки, расположенные в зоне его досягаемости. На протяжении получаса следует наблюдать за реакцией крохи. Нормальным будет считаться, если малыш будет проявлять интерес к игрушкам, тянуться к ним, пробовать схватить, укусить, бросить.
Двигательная активность
Оценить общую картину двигательной активности можно следующим способом. Положите кроху на живот и перед ним на расстоянии примерно 50 см расположите яркую игрушку. Как только кроха ее заметит, спрячьте ее за его спиной. Повторите манипуляции дважды. Правильным двигательное развитие ребенка от 6 до 7 месяцев считается в случае, если кроха следит за перемещениями игрушки, поворачивая голову в направлении ее исчезновения.
Можно точно так же выложить кроху на живот и установить перед ним красивую яркую игрушку, но затем, как только ребенок сфокусирует на ней взгляд, нужно начать ее двигать, постепенно увеличивая расстояние. В 6-7 месяцев развитие позволит малышу добраться до цели ползком.
Оценивание моторики рук и предпосылок к развитию речи
Для оценки движения рук малыша положите недалеко от него несколько ярких игрушек. Если ребенок сам не проявит к ним интерес, увлеките его, покажите, какие интересные действия можно с ними делать. Здоровый малыш, развитие которого идет своим чередом, сможет в этом возрасте взять игрушки, рассмотреть, подержать в каждой руке, а также попробовать совершить с ними некоторые манипуляции:
- постучать;
- бросить;
- покусать;
- помять, потянуть и пр.
Что касается оценивания предпосылок развития речи, то здесь нужно будет немного понаблюдать за крохой в период его бодрствования, создав определенные условия. Попробуйте произнести простые слоги таким образом, чтобы малыш уловил движение губ. Если развитие протекает нормально, то ребенок потянется к губам руками и попробует повторить услышанное.
В это же время можно оценить и то, насколько хорошо малыш понимает услышанную речь. Достаточно будет показать крохе игрушку, назвать ее по имени и немного поиграть с ней в его присутствии. После чего игрушку можно спрятать за спину и спросить у малыша, где она, упомянув ее имя или название. Если ребенок поймет содержание вопроса, он обязательно сделает попытку заглянуть за спину в поисках пропавшей игрушки.
Оценивая развитие крохи в 6-7 месяцев, не забывайте о том, что речь идет об общих показателях, которые не могут быть одинаковыми во всех случаях.Наблюдайте за развитием своего малыша, фиксируя его достижения, и советуйтесь с педиатром при обнаружении значительных отклонений от нормы.
Ползать — значит быть ближе к цели
В 6-7 месяцев малыш способен освоить два основных крайне важных для него навыка: он учится сидеть и ползать. И если сидеть каждый ребенок способен научиться самостоятельно, то развитию навыку ползания родители должны уделить особе внимание. Важно научить малыша не просто ползать, а достигать поставленных целей, менять направление, оценивать расстояние. Для детей, которые только начинают осваивать навыки ползания, это непростые задачи, потому поддержка и помощь родителей на этом этапе для них будут играть особую роль.
Ускорить развитие малыша в этом направлении можно опять же с помощью игрушек. Разложите несколько самых ярких и интересных для крохи игрушек по волнистой линии на небольшом расстоянии друг от друга. Привлеките внимание ребенка к первой игрушке так, чтобы ему захотелось ее потрогать. Как только кроха позанимается первой игрушкой и потеряет к ней интерес, привлеките его внимание ко второй игрушке, далее к третьей, четвертой и пр. Так вы подтолкнете малыша менять направление, оценивать расстояние и достигать поставленный целей.
Вариацией этой игры может стать развлечение с деревянными или пластмассовыми шариками (желательно с музыкальным наполнением). Положите перед ребенком шарик и покажите ему, как можно его откатить, а потом догнать на четвереньках. Обычно такая игра детям очень нравится. Со временем ее можно усложнить, предлагая крохе догонять уже не один, а несколько шариков.
Также интересным вариантом игры для ребенка в этом возрасте станет игрушка, лежащая на небольшом от него расстоянии и накрытая платком. Малышу нужно будет не только доползти до игрушки, но и освободить ее от платка для того, чтобы лучше рассмотреть, потрогать и даже попробовать на вкус.
Как развивать моторику рук малыша в полгода?
Для развития мелкой моторики малыша во втором полугодии первого года также разработан целый комплекс эффективных упражнений и игр. Например, над кроваткой малыша можно повесить «бусы» из колец, брусков разного цвета и размера на таком расстоянии, чтобы ребенок мог их касаться, передвигать, слушать издаваемые при соприкосновении деталей звуки.
Вместе с полугодовалым крохой можно играть пирамидкой, отдавая предпочтение игрушкам, кольца которых легко снимаются и надеваются. Опять же, в этом возрасте особое внимание ребенка привлекут пирамидки с кольцами, издающими звук.
Как только кроха научиться без помощи взрослых снимать кольца с пирамидки, можно предложить ему поиграть тарелками из пластика или дерева. Суть задачи – оттачивание навыка выбора одной тарелки из общей стопки. Это движение отлично развивает мелкую моторику рук у крохи, тренирует терпение.
Огромную радость малышу доставит яркая машина-игрушка с деревянными кубиками или кольцами в кузове. Вместе с ним можно покатать машину за веревочку, опустить и поднять кузов, загружая и разгружая груз, показать, как можно складывать кубики и бруски в машину так, чтобы они не падали. Запоминая действия взрослых, дети в этом возрасте уже способны на аналогичные целенаправленные действия с предметами.
Первая речь — как развивать
Полугодовалый ребенок уже знает, как называются окружающие его предметы, способен понимать речь взрослых людей. Учитывая, что память в этом возрасте носит непроизвольный характер, можно отметить, что запоминает кроха пока лишь названия тех предметов, которые произвели на него особое впечатление. Чаще всего это игрушки и предметы, издающие какой-либо звук.
Чтобы уже в этом возрасте приучать ребенка понимать обобщающий характер слов, можно показывать ему один и тот же предмет в нескольких вариантах, например разного цвета или размера.
Также развивает понимание речи в этом возрасте игра с предметами, которые «спрятались». Малыши любят искать исчезнувшие предметы – интерес к происходящему у них в это время не пропадает.
Малышу в этом возрасте уже можно читать, отдавая предпочтение забавным и коротким стихам с четко выдержанным ритмом, делая акцент на интонации, многократно повторяя самые интересные для ребенка слоги. Читать нужно негромко, делая необходимые паузы между строками и словами. Можно сопровождать чтение жестикуляцией.