До 7 лет ребенок считается дошкольником. Некоторые родители отдают малышей в школу и раньше семи, но это правильно не всегда и не для всех детей. Эмоциональная сфера играет огромную роль — эмоции могут сделать жизнь ярче.
Задача родителей и воспитателей — показать детям, насколько прекрасным может быть мир вокруг. Творческие занятия, волшебные сказки, игры помогают поддерживать правильное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Это время для веры в чудеса.
Очень важно, чтобы малыш пребывал в психологическом и эмоциональном комфорте, иначе могут возникнуть серьезные дефекты и отставания в развитии. Позитивные, яркие эмоции должны каждый день радовать ребенка. Это и есть детство, такое, какое мы можем пожелать своим детям.
Эмоции и психика
Без эмоций жизнь очень пустая. На самом деле мы даже не замечаем, какой сильный эмоциональный отклик у нас вызывают те или иные события. Без эмоций было бы невозможно строить знакомства, дружить, влюбляться, любить. А в детстве все чувствуется гораздо ярче, сильнее, ведь многие ощущения ребенок переживает впервые в жизни. Вы видели видео, как малыши первый раз пробуют кислый лимон или мороженое? На их личиках вся гамма чувств — вот так и со всем остальным.
Правильное психическое развитие и эмоциональная сфера тесно связаны. В условиях психологического комфорта ребенок может спокойно развиваться, ему ничего не мешает. Если же есть страхи, угроза насилия или само насилие — психика начинает вырабатывать защитные механизмы. Так теряются эмоции, человек закрывается от внешнего мира. Это страшная ситуация, которую ни в коем случае нельзя допускать. Но, кроме того, существуют не только физические угрозы.
В самых благополучных семьях малыш может столкнуться с тем, что демонстрировать свои эмоции считается неправильным или даже позорным. В таком случае данная модель поведения переносится на всю его жизнь.
Малышам до 7 лет просто необходимо каждый день видеть, слышать, переживать что-то новое, удивительное и интересное.Тогда им легче учиться, общаться, заводить друзей. Словом, им необходимы позитивные эмоции каждый день. Это как витамины для правильного развития.
Дошкольный возраст
В первые 7 лет происходит процесс становления личности, развития собственного «я». Возникающие эмоции и их интенсивность определяют характер ребенка. У детей «чистые эмоции» проявляются ярче, чем у взрослых. Взрослый человек уже умеет себя контролировать, а у детей радость или горе проявляются гораздо интенсивнее.
Конечно, для правильного психического развития нам необходимо ощущать весь спектр переживаний и эмоций, но преобладать должны позитивные.
Нет такого ребенка, который бы не знал обиды, разочарования, грусти. Все это помогает ему понять не только себя, но и окружающих. Если вы никогда не грустили, то не сможете понять, что грустит ваш друг. В этом суть эмпатии, которая закладывается с раннего детства. По мимике, жестам, интонация и словам малыши учатся понимать, как чувствуют себя взрослые. Вы учите их чувствовать мир, показывая его эмоциональную сторону.
Видя похожие эмоции других людей, ребенок начинает лучше их понимать. Малыш уже в 6-7 лет становится частью социума, начинает учиться «социальным» эмоциям – у него формируется социальная часть «я». В это время важно, чтобы рядом с ним находились уравновешенные любящие люди. Они покажут ему, как справляться с трудностями и контролировать себя.
Дети еще не могут контролировать себя. Когда смешно, они смеются, а если кто-то их обидел — плачут. Со временем, когда дети все больше находятся в обществе других людей, их эмоции становятся более разнообразными. В 6-7 лет малыш начинает чувствовать нюансы радости, печали, гнева, агрессии.
Важность эмоций для правильного развития
Все идет из семьи. Правильное воспитание – это не только контроль, замечания и ограничения. Это еще и возможность продемонстрировать малышу, как справляться с самыми разными ситуациями. Ваши реакции передаются и ребенку. Конечно, лучше всего создать атмосферу психологического комфорта, где малыш может свободно выражать себя через эмоции.
Это наша связь с миром – такая же, как речь, слух или зрение. Мы таким образом показывает миру себя: что мы чувствуем, как реагируем на изменения своего состояния.
Сегодня возникла проблема: многие дети не умеют контролировать эмоции или же имеют сниженный эмоциональный фон. Дело в том, что появляется все больше возможностей занять малыша игрушками, которые говорят, поют, ходят. Они дорогие и красивые, но игры с ними — это плохая замена общению. Родители, разговаривая, играя с детьми, выдают много эмоций, которые перенимает ребенок. А игрушка лишена чуств – от такого учителя мало что можно узнать.
Факторы развития эмоционального «я»
Существует 4 фактора, которые необходимы для того, чтобы у дошкольников правильно развивалось эмоциональная составляющая личностного «я»:
Общение
Общение дает нам очень многое. С одной стороны, пример, с другой — новые эмоции. Знакомство со взрослым или другими детьми — это всегда опыт. К каждому из новых людей появляются какие-то чувства. Как они называются, дети пока не знают, но у них уже сложилось мнение о человеке.
Дополнительные занятия
Это очень важно, даже если вам кажется, что малыш и так загружен. Спорт, танцы, музыка или иностранные языки позволяют детям испытать разные эмоциональные состояния. Например, волнение перед выступлением или гордость за успехи. А может быть, и разочарование от проигрыша – почему бы и нет? Такие эмоции тоже нужно когда-то испытать в первый раз.
Игры
Во время игры дети 5-7 лет уже выстраивают сюжет, сопереживают своим же героям. Если это совместная игра детей, то у каждого есть своя роль. Кто-то может почувствовать себя принцессой, кто-то – прекрасным принцем или даже злой ведьмой. Игры — огромный простор для развития эмоциональной сферы. Здесь дети могут испытать радость и сопереживание, разочарование и восхищение.
Труд
Труд помогает сосредоточиться, чувствовать ответственность. Важно, что у труда всегда есть эмоциональная отдача.
Комната ребенка
Оформляя комнату для малыша, хорошенько все обдумайте. Белые стены и модный стиль минимализма здесь не подойдут: в такой комнате ребенок быстро заскучает. Лучше используйте цветные обои с героями мультиков, поставьте детскую мебель, постелите на пол теплый ковер для игр. В комнате нужно обязательно обозначить, кто ее хозяин. Ребенок 5-6 лет уже может сам подобрать что-то для своего уголка. Каждый раз, просыпаясь, приходя из садика или засыпая, ребенок будет чувствовать себя дома комфортно, если ему нравится его комната.
Личное пространство важно для развития психики. Здесь лежат вещи малыша, здесь он сам наводит порядок. Если ребенку нравится место, где он живет, то это станет предметом его гордости. Точно так же, как ваша квартира вызывает у вас позитивные эмоции, так и малыш в своей комнате будет чувствовать себя уютно, защищено. Если же нет возможности выделить комнату, то место, где он спит, должно принадлежать только ему. В «своем» месте легче сосредоточиться, подумать, осмыслить свои чувства.
Постарайтесь сделать комнату малыша уютнее. Если вы будете выключать свет на ночь, закрывать дверь, то у ребенка могут появиться страхи. Тогда нахождение в своей комнате уже не будет приносить удовольствия, ведь оттуда хочется просто сбежать. Маленький неяркий ночник, проектор звездного неба на потолок — и ваш малыш в восторге. Теперь он будет засыпать легко и спокойно.
Дом – это место, куда хочется возвращаться. В своей комнате можно спокойно, без страха мечтать, представлять себя героем сказки, повесить свои рисунки и гордиться ими. Очень важно создать такое место для малыша. Тогда он будет эмоционально раскрепощен, находясь дома, а это и есть правильный психологический климат для развития.
Детский сад: эмоциональное воспитание
Для эмоционального развития огромную роль играет детский сад. Это первое общество, в котором малыши учатся выстраивать отношения. Здесь все вызывает эмоциональный отклик. Так ребенок учится справляться со своими чувствами, демонстрировать их разными способами. Во время адаптации в саду малышу может быть тяжело, но попробуйте поговорить с ним о том, почему так происходит. Пусть он расскажет вам, что ему нравится и не нравится, какие чувства у него вызывают:
- сам садик, атмосфера, еда;
- дети – нашел ли он друзей;
- совместные игры;
- игрушки;
- воспитатель;
- режим дня, прогулки, сон.
Скорее всего, поначалу садик ребенку не понравится. Но, обсудив все корректно, вы увидите, что малыш сам начал понимать больше.
Очень важно, что в группе детей ваш ребенок ищет свою роль. Какой он? Заводила и непоседа или же тихоня? Своя роль в обществе и ощущение себя частью общества подготавливает психику малыша ко взрослой жизни.
Творчество и воображение
Неотъемлемый элемент занятий в хорошем детском саду — занятия творчеством. Они помогают развивать мышление, воображение, логику и, конечно же, эмоциональную сферу личности ребенка.
В творческой деятельности малышу проще проявить себя, показать свой взгляд на мир. Иногда — выплеснуть свои эмоции, даже негативные.Воспитатель объяснит разные виды рисования, лепку, составление гербария. Все это вызывает у детей неподдельный восторг – особенно результаты деятельности. Такие эмоции помогают гордиться собой, а значит, психика не создает комплексов.
Сказки
Красивые волшебные сказки помогают почувствовать себя их героями. Новую историю дети всегда ждут с нетерпением, ведь она подарит новые ощущения. Сопереживание герою, ожидание развязки и удивление от того, как ловко герой сказки справился со всеми трудностями — все это ждет ребенка. Обязательно подыскивайте новые книги в соответствии с интересами малыша.
Вы дарите ему целый мир впечатлений, который поможет стимулировать воображение. Правильный материал для размышлений помогает развитию психики: ребенок раньше начинает понимать этические ценности, правила общения и отношений. То же самое касается мультфильмов и детских кинофильмов. Все это вызывает сильный эмоциональный отклик у малышей дошкольного возраста.
Игры и игрушки
Чем больше простора для фантазии оставляет игрушка, тем сильнее она поможет в развитии психики ребенка. Некоторым детям хватит нескольких брусков дерева, которые в воображении превратятся в кораблики, машинки или солдатиков.
Такая игра более эмоциональная, ведь для того, чтобы обычный предмет фантазия превратила в нечто большее, сложное или одушевленное, требуется затратить очень много психической энергии.
Игры помогают детям снять напряжение, забыть об обидах и печалях. Игры можно использовать для эмоционально-волевого развития малышей. В ролевых сценариях им проще выразить себя – это может быть, например, маленькая театрализованная постановка. Демонстрация себя перед другими раскрепощает, помогает нам оценить себя и дает возможность услышать адекватную оценку со стороны. Позитивная или негативная, она всегда полезна.