Правильное психологическое развитие для взросления ребенка

В возрасте 4-6 лет происходят самые важные процессы формирования психики и личности ребенка. Это период дошкольного возраста, который связан с активным обучением малыша. Он учится быть частью общества, а в первую очередь — частью своей семьи. психологическое развитие ребенкаОтношения между родителями влияют на психологическое развитие сильнее всего. Родители — эталон поведения для каждого малыша.

Со своей стороны родителям нужно соблюдать несколько правил общения с ребенком. Исключите агрессию, крики, оскорбление и унижение детей. Такими методами психологически здоровую личность не воспитать. Важную роль играет общение – не только с другими детьми, но и со взрослыми людьми. Так малыш учится социальному взаимодействию, проявлению эмоций, сопереживанию. Психологическое развитие не менее важно для взросления детей, чем физическое, а может, даже и больше.

Дошкольный возраст

Дети дошкольного возраста от 4 до 7 лет проходят важный этап развития. Сейчас начинаются глобальные перемены в плане психологического развития, формирования личности ребенка. С каждым годом малыш становится все более психологическое развитие ребенкавзрослым. На этом этапе взросления очень важно, чтобы дети находились в нормальном психологическом климате.

В детские годы закладываются понятия о себе, окружающем мире, отношениях, роли человека в семье. Сейчас необходимо показать ребенку правильный, хороший пример. Большинство психологических проблем тоже происходит из детства. Дошкольный возраст очень опасен в плане формирования комплексов, страхов, неуверенности в себе, проблем с учебой и интересами.

Родителям важно понимать: перед ними уже личность, человек. Ему всего-то 4-5 лет, но он имеет свой собственный взгляд на жизнь. Воспитание в этот период должно быть связано с уважением.
Посмотрите на ребенка, попытайтесь увидеть мир его глазами. У него много интересов, желаний, потребностей. Он точно так же, как любой взрослый, и бывает не в настроении что-то делать, общаться, играть. Уважать личность ребенка необходимо, иначе вы просто покалечите ее. При этом нельзя путать уважение и вседозволенность. Психологическое развитие детей нуждается в рамках, которые устанавливают родители. Это необходимо самому малышу – знать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Он может противиться рамкам, но без них нормального развития психики не добиться.

Влияющие факторы

Мы живем в обществе, и оно в любом случае влияет на нас. Взрослому человеку гораздо проще отгородиться от негативного влияния, разобраться в любой ситуации. А вот психологическое развитие ребенкамалышу дошкольного возраста многие механизмы общения и взаимодействия с людьми еще не ясны. На развитие его психики, личности будут влиять следующие факторы:

  • семья;
  • окружение (соседи, родственники, друзья родителей…);
  • возможности для развития (развивающие игры, садик, кружки, секции) или их отсутствие;
  • отклонения психического, физического развития (при наличии).

Каждый фактор несет в себе потенциальную пользу или вред. Отношения в семье могут быть очень хорошими, покажут ему добрые, теплые чувства, радость от общения с родными. Или же совсем наоборот: окружение может сформировать многие негативные качества.

Малыш видит, как ведут себя люди, живущие рядом, встречающиеся каждый день, и перенимает пример.

Если нет возможностей для развития на этом этапе взросления, то малыш не получает достаточно материала для личностного роста, его кругозор ограничен. Дальше это может привести к проблемам с обучением в школе. Патологии развития тела или психики всегда сказываются на том, как развивается личность.

Старшие дошкольники

Старший дошкольный возраст всегда характеризуется интересом к обучению. Не всегда так, как этого хотелось бы родителям, но дети учатся. Главная особенность сейчас в том, что игровая и предметная деятельности прочно связаны. Конечно, малышу еще рано сидеть за книжками. Он предпочитает познавать мир играя. В раннем детстве кроха психологическое развитие ребенкавсе исследовал трогая, пробуя на вкус. Теперь добавляется еще одна особенность: ребенку интересно узнать, что внутри, как работает тот или иной механизм. С другой стороны, «объектами исследования» становятся не только предметы, но и отношения между людьми.

Расширяется круг общения. Теперь малыш видит, знает, общается с другими взрослыми: воспитателями, соседями, друзьями родителей. Общается с детьми разного возраста, видит старших и младших. Ребенок учится правилам коммуникации с людьми – не стоит ругать ребенка, если он не сразу схватывает эти правила. Сейчас нужно все объяснять, отвечать на все вопросы честно.

В интересе дошкольника нет ничего необычного или негативного. Он начинает познавать мир, так что не избежать массы вопросов. В этом возрасте опасно устанавливать какие-то табу в общении.

Психологическое развитие проходит нормально, если есть возможность удовлетворить свой интерес.
Конечно, не стоит рассказывать все-все-все малышу 4-5 лет. На какие-то вопросы родителям нужно дать простое, доступное объяснение. Неудобных вопросов будет много. Обычно к 3-4 годам кроха уже начинает заваливать родителей вопросами про все на свете. Физиология, разница полов, личная гигиена, появление детей на свет… Такие моменты могут смущать некоторых родителей. Однако нельзя запрещать малышу говорить на ту или иную тему. Это может привести к развитию многих комплексов, которые во взрослой жизни будут мешать человеку нормально общаться, строить отношения, создавать семью.

Отношения с родителями

Родители — самые близкие люди. Малыш находится с ними 24 часа в сутки. Сюда относятся не только мама и папа, но и все ближайшие родственники. С ними у ребенка тесная психологическая связь, и они своими действиями влияют на формирование его личности.

Мама с папой глазами ребенка

Для детей дошкольного возраста родители — главный пример человеческих взаимоотношений. Их отношения между собой станут для него некой моделью поведения на будущую жизнь. Ребенок часто копирует слова, жесты, выражения, позы родителей. Можно сказать, глядя на малыша 4-5 лет, всегда понимаешь, какие у него родители. Как только в семье появляется малыш, нужно переосмыслить свое поведение. Взгляните на свои отношения со стороны:психологическое развитие ребенка

Как вы относитесь друг к другу?

Как решаете конфликты?

Есть ли между вами любовь, теплые чувства, понимание?

Вы уважаете чувства, выбор, интересы своего партнера?

Для маленького ребенка поступки родителей всегда правильные. Если мама говорит что-то, значит, это на 100% правда и правильно. Чтобы психологическое развитие шло правильно, своевременно, необходим нормальный климат дома. Счастливы родители — счастлив ребенок. Вы подаете ему пример своей семейной жизнью. Не думайте, что в 4, 5 или 6 лет он еще маленький и ничего не понимает.

В тонкостях психологии семейной жизни малыш, конечно, еще ничего не понимает, однако у детей хорошо развита сенситивность, чувствительность.

Психологически малыш очень тесно связан со своими родителями. Частые ссоры, разговоры на повышенных тонах создают не самую благоприятную атмосферу.
Ощущается психологический дискомфорт, который вредит правильному развитию. В таких семьях дети часто страдают бессонницей, испытывают страхи. Часты проявления психосоматических расстройств.

Например, девочка в 4-5 лет была свидетельницей регулярных ссор родителей и затем ухода отца из семьи. Мать часто плачет, жалуется на свою жизнь. У ребенка наблюдаются совершенно психологическое развитие ребенканеподдающиеся объяснению боли в ногах. Обследования не дают результатов – ребенок абсолютно здоров, нормально развит для своего возраста. Боли продолжаются до тех пор, пока мать не встречает другого мужчину. Со временем жизнь налаживается – мама снова смеется, улыбается, больше нет скандалов и слез. И боли проходят сами собой.

Мама с папой и ребенок

Здоровое психологическое развитие подразумевает уважение к ребенку со стороны родителей. Его принимают как личность, человека, отдельное существо. Кроме того, что это ваш кроха, которого вы вынашивали 9 месяцев, потом не спали ночами, кормили, купали его, это еще полностью отдельный человек.

Если такого уважения к его личности нет, то это всегда сказывается на его психике.

Детские психологи советуют уделять внимание личному пространству малыша. Вы поселили его в отдельной комнате – с этих пор всегда нужно стучать, прежде чем войти. Это покажет ему важность личного пространства. Даже если ему 4 годика, стучите, спрашивайте разрешения войти. После этого он тоже будет стучать, прежде чем войти к вам в комнату, и научится соблюдать личное пространство других людей. Вот простые нормы воспитания и общения с детьми.

  1. Не проявляйте агрессию. Физическое насилие недопустимо. Тут есть понятная грань: лёгкий шлепок по попе или рукам — не насилие над ребенком. Иногда таким образом просто необходимо обратить внимание на то, что его поведение неправильно или опасно.
  2. Без криков. Тут тоже стоит различать, мама ли повысила на ребенка голос или общение с ним происходит на повышенных тонах. Крик психологическое развитие ребенкапугает малыша, он не понимает, что происходит. Агрессивные реакции родителей провоцируют агрессию у детей. А затем они уже считают агрессию, крики нормой поведения.
  3. Оскорблениям нет места. Оскорблять и унижать маленького человечка, высмеивать его недостатки — самое плохое, что могут сделать родители. Из-за такого поведения у малыша дошкольного возраста вырабатываются четкие негативные представления о самом себе. Если даже родители, самые близкие люди, оскорбляют его, то чего ждать от остального мира? В возрасте 4-6 лет формируется представление человека о себе, своих положительных качествах, о гордости за достижения. Унижая малыша, родители лишают его нормальной самооценки.

Три основных момента воспитания

Чтобы развитие ребенка в семье было здоровым, нужно не так уж много.

  1. Уважение и любовь. Просто покажите ему, что любите, цените, гордитесь его достижениями. Для малыша дошкольного возраста это матрица поведения.
  2. Терпение. Вам потребуется много терпения, но итогом будет здоровая личность вашего малыша, нормальное отношение к миру. Это счастье, когда нет каких-то сильных страхов, комплексов, недоверия к людям, препятствий для нормального развития.
  3. Принятие. Принимайте его таким, какой он есть. Конечно, это не исключает воспитательную деятельность. Просто помните, что ваш малыш — индивидуальность, личность. У него уже свои черты характера, свой взгляд на мир.

Самостоятельность

Один из критериев психологического развития — понятие об обязанностях, ответственности. Чем оно сильнее, тем более зрелой считается личность. Для маленького ребенка этот процесс только начинается, так что и обязанности у него будут свои, детские. На этом этапе воспитывается самостоятельность. психологическое развитие ребенкаБольшинству детей интересно все пробовать делать самим, но некоторых нужно направить, а некоторым просто не мешать.

Мамы, бабушки, а иногда и папы часто ограждают малыша от любой деятельности. Мотивируют это тем, что они лучше помоют ему руки, почистят зубки, подготовят кровать и т.д. Таким образом получается, что вы словно открыто говорите ему: «Ты этого не можешь, ты сделаешь плохо, а я всегда делаю лучше». Такая установка для развития психики малыша не самая лучшая. Вы получите детей, которые ничего не хотят делать сами и всегда ленятся.

Что малыш может делать сам?

Малыш попадает в психологическое развитие ребенкасадик, затем – в школу. Там уже не будет любящих родителей, которые снимут с него все обязанности и ответственность. Это будет сильным шоком для такого избалованного ребенка. Так что лучше дайте ему действовать самому. Хочет сам чистить зубы? Хорошо. Покажите ему, как нужно, проконтролируйте первые несколько раз и оставьте в покое. Решил сам выбирать одежку – почему бы и нет? Вы можете советовать, объяснять, что в этой кофточке будет очень холодно и он заболеет. Предложите другие варианты – пускай выберет сам.

У ребенка дошкольного возраста могут быть свои обязанности:

  • расстилать и застилать кровать;
  • самостоятельно умываться, чистить зубы, заниматься гигиеной;
  • убирать за собой игрушки;
  • помогать убирать со стола;
  • поливать комнатные растения;
  • убирать за домашним животным.

Такие простые психологическое развитие ребенказадачи, которые он выполняет сам, дают ему многое. Например, развитие воли: так делается выбор между «хочу» и «нужно». Чем раньше дети понимают, как делать такой выбор, тем лучше для них. В 2-3 года о волевом развитии еще не может быть и речи, но в 4-5 лет малыши уже задумывают об этом. К 5-6 годам они часто принимают волевые решение по собственной инициативе.

Социальное развитие

Очень важный момент для ребенка дошкольного возраста — общение: без него невозможно психологическое развитие. Дети многому учатся друг у друга: не только речи, играм, но еще и эмоциям, сопереживанию, решению сложных ситуаций. Чтобы личность развивалась гармонично, нельзя лишать малыша возможности общаться с:

  • родителями, родными;
  • детьми их возрастной группы;психологическое развитие ребенка
  • другими взрослыми.

Общение с другими детьми — это всегда позитивный опыт. Нужно научиться ладить с разными ребятами. Так развивается социальная составляющая личности детей. Отличное решение здесь — детский садик. Психология дошкольного возраста такова, что нужен постоянный стимул для развития.

Общение с другими детьми дает возможность выучить новые слова, чаще использовать ситуационную логику. Улучшаются мышление, память, воображение ребенка. Для гармоничного развития просто необходимо общение не только с детьми, но и со взрослыми. В жизни ребенка появляются воспитатели, нянечки, учителя – так у детей воспитывается уважительное отношение к взрослому человеку, они учатся правильно обращаться к ним, разграничивают общение с родителями и другими взрослыми людьми.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий