Появление ребенка в семье — огромная радость, долгожданное событие и волнение. Совсем маленький и совершенно беспомощный малыш становится главным человеком в доме, за развитием которого наблюдают родители и близкие родственники.
В первые дни после рождения кроха практически ничего не умеет, но он быстро адаптируется к условиям окружающего мира, осваивая новые навыки. Сначала младенец начинает держать голову, чуть позже учится переворачиваться, а потом сидеть, стоять и наконец ходить.
Совершенно нормально, что родителей волнует, насколько планомерным является моторное развитие малыша. Они могут наблюдать за крохой, фиксировать его новые достижения, сравнивать их с таблицами, где указаны помесячные нормы двигательных навыков до года. Но нужно понимать, что окончательное заключение о том, насколько правильно протекает моторное развитие и присутствует ли его задержка, сможет сделать только специалист.
Освоение новых движений у ребенка происходит постепенно, так, как это было предопределено природой. Малыш не может научиться сидеть до того, как он научится уверенно держать голову, стоять – до того, как научиться сидеть, и так далее. Скорость овладения новыми зависит от многих причин:
- наследственность;
- состояние здоровья;
- физическое воспитание;
- индивидуальные особенности.
Ниже поговорим о нормах, которые являются определяющими для успешного моторного развития малыша. Анализируя эти нормы, родители могут наблюдать за развитием своего ребенка, фиксируя изменения, чтобы определить возможную задержку моторного развития.
Первые три месяца: особенности моторного развития
Первый месяц в жизни малыша — период, от которого не стоит ждать слишком многого. В это время кроха только учится жить в новых для него условиях. Он отвыкает от того положения, в котором долгое время пребывал в утробе матери, постепенно избавляется от гипертонуса мышц конечностей.
Яркие изменения начинаются только ближе к концу первого месяца. У крохи становятся более сильными мышцы шеи, поэтому он удерживает голову в положении «столбиком» и пробует это делать в положении на животе. Родители должны понимать, что для того, чтобы шейные мышцы быстрее окрепли, малыша нужно почаще выкладывать на живот, несмотря на то, что это положение в первые недели жизни не приносит ему удовольствия.
На втором месяце жизни моторное развитие крохи характеризуется достаточно крепкими шейными мышцами. В положении на животе кроха на втором месяце жизни уже уверенно удерживает голову и даже смотрит по сторонам.
Гипертонус мышц конечностей практически проходит в начале второго месяца и исчезает полностью к его окончанию. Если взять малыша под мышки, можно будет увидеть, что он упирается в опору ногами, не сгибая их в коленях.
У детей в этот период совершенствуются хватательные движения, они способны удерживать в ладошках предметы до нескольких секунд.
В три месяца мышцы шеи у ребенка окончательно окрепнут. Малыш спокойно держит голову в любом положении, а лежа на животе пробует опираться на руки и предплечья, осматривая все, что происходит вокруг. Если выложить кроху на твердую поверхность, он будет отталкиваться ногами, совершая первые попытки ползти. Естественно, если все происходит именно так, ни о какой задержке развития не стоит волноваться.
Второй триместр первого полугодия
Четвертый месяц жизни характеризуется заметным скачком в моторном развитии малыша. Движения крохи становятся сознательными, улучшается их координация. Малыш удерживает предметы в руках, меняет положение тела по собственному желанию, приподнимается на предплечьях, делая попытку сесть.
В пять месяцев моторное развитие малыша продолжает совершенствоваться. Кроха переворачивается с живота на спину и назад, держит игрушку и играет ей, с удовольствием лежит подолгу на животе, поднимаясь на локтях. Именно в пять месяцев многие дети изъявляют желание сесть. Врачи не рекомендуют потакать им в этом, ведь в пять месяцев мышцы спины еще недостаточно крепкие, чтобы выдержать такое испытание.
Шестимесячный малыш старается увидеть, услышать, потрогать все, к чему имеет доступ. Кроха наотрез отказывается лежать и даже сидеть подолгу не хочет. Ему гораздо интереснее вместе с родителями исследовать окружающее пространство и ползать. В этот период моторное развитие переходит на новый уровень, и очень важно, чтобы родители это понимали и не ограничивали двигательную активность крохи.
Для шестимесячного ребенка продолжительное пребывание в кроватке или в манеже — серьезное испытание. Малыш мечтает о том, чтобы его спускали на пол, разрешали ему исследовать содержимое шкафов, корзины с игрушками. Так он знакомится с миром, и нельзя ему в этом препятствовать. В шесть месяцев кроха уже может перекладывать предметы и игрушки из руки в руку, пробует шагать, если его поддерживать под мышки.
Совершенствование моторного развития во втором полугодии
Первые полгода для самого малыша и его семьи были непростыми и ответственными. Далее моторное развитие будет происходить так же активно, но уже без особых сложностей. В первые 6 месяцев у крохи развиваются базовые навыки, и дальше ему остается их совершенствовать, радуя родителей новыми сюрпризами.
Седьмой месяц — новый этап в развитии малыша. Кроха уже умеет вставать на четвереньки и уверенно ползает, вставая на колени. Если удерживать его под мышки, он постарается не только шагать, но и прыгать, уверенно и с задором отталкиваясь от поверхности.
В восемь месяцев кроха умеет сам садиться, подниматься, ложиться, словом, становится в отношении моторного развития более самостоятельным. Малыш удерживается за бортики кроватки и подолгу стоит, пробует делать первые шаги. Но самое интересное — это игровые навыки. Малыш понимает, что предметами и игрушками можно манипулировать. Он ими стучит, кидает, перекладывает их.
Если все идет по плану и задержка моторного развития отсутствует, то к девяти месяцам ребенок уже будет пытаться ходить. Первые попытки будут наивны и неуклюжи. Кроха не сможет сразу сделать шагов без поддержки взрослых, но очень скоро у него это получится. Улучшается и мелкая моторика рук ребенка: он совершает целый ряд действий с предметами и игрушками, использует пинцетный захват.
Второй триместр второго полугодия малыша характеризуется совершенствованием движений. Малыш уже умеет ходить, сначала удерживаясь за опору, а потом и самостоятельно, хотя и не так уверенно, как хотелось бы родителям. Самые координированные и смелые к годику уже умеют преодолевать несколько ступеней и небольшие препятствия.
В этот же период малыши учатся осваивать предметы мебели: залезают на стул, стол, кресла, диваны, откуда не могут спуститься самостоятельно. Важно, что все действия малышей становится сознательными и более тонкими. Кроха уже умеет закрывать, открывать, вставлять, переставлять, собирать игрушки и предметы. Он играет кубиками, вкладышами, крупной мозаикой, пирамидкой. В год малыши очень активны и любознательны, нуждаются в повышенном и деликатном контроле взрослых.
Выше были описаны нормы моторного развития ребенка в период до года. Если кроха незначительно отстает или опережает сроки, то в этом нет ничего страшного, ведь речь идет об индивидуальном графике развития.
Однако, есть основания полагать, что у ребенка наблюдаются отклонения в моторном развитии, стоит обратиться за консультацией к педиатру. Ниже рассмотрим причины и симптомы задержки моторного развития у детей первого года жизни.
Причины сбоев в моторном развитии малышей
Естественно, что на график освоения ребенком новых навыков влияет ряд причин, среди которых особенно веская — это генетическая предрасположенность. Тем не менее педиатры выделяют причины, которые являются основными в случае отклонений в моторном развитии. Речь идет о следующих факторах:
- нарушение
процесса развития крохи в утробе матери, вследствие чего фиксируются отклонения в формирования коры головного мозга;
- перенесенные в раннем возрасте инфекционные заболевания, болезни матери во время беременности;
- сложные роды и родовые травмы;
- пристрастие к алкоголю и наркотическим веществам у будущих родителей;
- электромагнитное излучение;
- вредный труд родителей.
Задержка в моторном развитии малыша до года определяется по следующим признакам:
- в 1 месяц ребенок неспособен удерживать голову в вертикальном положении в течение 30 секунд;
- в 2 месяца малыш не поднимает голову более чем на 5 см над опорой;
- в 3 месяца
кроха не проявляет интереса к игрушкам, ручкам, не держит голову в течение 60 секунд;
- в 4 месяца голова крохи откидывается назад, в положении на животе он не делает попытки поднять верхнюю часть туловища;
- в 5 месяцев ребенок все еще плохо держит голову, неспособен менять положение тела;
- в 6-7 месяцев кроха не может дотянуться до игрушек, не может сидеть даже с поддержкой;
- в 8 месяцев не делает попыток ползать;
- в 9-10 месяцев кроха плохо сидит, не делает попыток ползти, не стоит, удерживаясь за опору.
Также родителей должен насторожить тот факт, что к 12 месяцам малыш не может делать ни одного шага даже с поддержкой, не интересуется игрушками, имеет низкий уровень познавательной деятельности.
Как диагностировать отставание?
С раннего возраста дети находятся под наблюдением врачей, поэтому чаще всего обнаружить какие-либо заболевания получается на ранних этапах развития. Сразу после появления на свет у крохи берут кровь для анализа на наличие генетических заболеваний, его оценивают по шкале Апгар, после чего особенно активно наблюдают за ним в течение первого года жизни.
В случаях, если родители сильно обеспокоены отставанием в моторном развитии и врачи это беспокойство разделяют, может быть назначено обследование с УЗИ головного мозга для выявления возможных поражений.
В заключение отметим, что задержка моторного развития у детей до года возможна даже в семьях, где родители вели и ведут здоровый образ жизни, обеспечивают малышу должный уход, соблюдают режим питания, сна, отдыха.
От сознательности родителей, их наблюдательности и заинтересованности может зависеть своевременная диагностика нарушений. Но это не означает, что стоит паниковать, если малыш сел на несколько недель или даже месяцев позже. Проконсультироваться с педиатром стоит, но только для того, чтобы исключить возможные проблемы. Лечение назначают только в крайних случаях, когда диагноз «задержка моторного развития» подтверждается.