Когда имеет смысл беспокоиться о возможных нарушениях речи у ребенка? Считается, что к 3 годам и не ранее, причем только после обследования у ряда врачей и постановки диагноза. До этого времени определенные проблемы можно списать на возрастные особенности и на индивидуальность графика речевого развития.
Впрочем, особенно заботливые и тревожные родители могут консультироваться с врачами уже начиная с года. При этом нужно помнить о том, что у мальчиков речевое развитие протекает не так активно, как у девочек, и в большинстве случаев достаточно будет набраться терпения и дать крохе время для того, чтобы он наконец-то заговорил.
Причины речевых задержек в развитии
Конечно же, не всегда нарушение речевого развития связано с особенностями ребенка. Не исключено, что причины лежат гораздо глубже. Чем раньше они будут выявлены, тем больше будет шансов их исправить. Тем не менее обнаружить речевые нарушения в раннем возрасте будет крайне непросто. Ребенка должны будут обследовать логопед и невролог, практикующиеся на работе с «проблемными» детьми.
Нарушение речевого развития у детей может быть вызвано разными причинами, соответственно, и методы лечения будут иметь разный характер. Множество причин, вызывающих подобные проблемы, связано со сложностью речевых механизмов.
Наиболее частая причина сбоев речевого развития — наследственность. Также задержку могут вызвать поражения головного мозга во время родов, нарушения развития плода внутри утробы и пр.
Виды речевых проблем
Нарушение речевого развития у детей может проявляться в следующих вариантах.
- Легкое нарушение произношения части звуков — дислалия. Занятия с логопедом на основе гимнастики для рта позволяют устранить проблему.
- Дефекты произношения звуков, интонаций, громкости, тембра в связи с дизартрией. Часто побочным эффектом является слюнотечение. Проявляется нарушение при органических поражениях мозга, в некоторых случаях его сопровождает ДЦП. Сложно поддается корректировке, требует совместного лечения невролога и логопеда.
- Искаженное произношение абсолютно всех звуков. Отличие нарушения — монотонная речь без интонаций. Основная причина —
особое строение артикуляционного аппарата. Корректируется с помощью отоларинголога.
- Нежелание детей говорить к 2-3 годам при понимании всего, что происходит вокруг. Речь таких детей развивается, но не настолько гармонично, как у сверстников. Они имеют скудный словарный запас, путают падежи, знают мало частей речи. Причина нарушения — поражение некоторых участков речевых центров головного мозга. Нуждается в оперативной корректировке с раннего возраста.
- При ослабленном слухе или непонимании речи ребенком в случае пребывания в иностранной среде. Речевые нарушения такого характера называют сенсорной алалией. Также они могут быть вызваны поражениями речевых центров головного мозга. Особенность таких детей заключается в том, что они заучивают слова и даже целые стихи, повторяя за взрослыми, при этом абсолютно не понимают их смысла. Диагностировать нарушение крайне непросто, в первую очередь из-за сохранения примитивного понимания на бытовом уровне. Корректировать нарушение должны помогать логопед-дефектолог, невролог, сурдолог и детский психиатр.
Перечисленные выше варианты речевых нарушений актуальны в случае с детьми, имеющими проблемы врожденного характера. Другое дело, когда нарушения начинают проявляться после того, как речевое развитие несколько лет протекало нормально, например после тяжелого заболевания или травмы. Такого рода нарушения речи называют афазией. Встречается она не так часто и поддается лечению.
К основным видам речевых нарушений также можно отнести достаточно редкий реактивный мутизм, заикание (диагностировать проще всего), задержки, спровоцированные психическим расстройством.
Что нужно знать родителям?
Речевая функция оказывает значительное влияние на процесс развития детей. Нарушение речи может стать причиной множества негативных последствий:
- некоммуникабельность ребенка;
- ограниченность получаемой информации;
- нарушение развития эмоциональной сферы;
- проблемы с построением межличностных отношений;
- сложности с чтением и письмом.
Таким образом, развитие речи оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, и малейшие нарушения в процессе обязательно должны быть зафиксированы специалистами и взяты под контроль. Что же должны делать родители, если заметили задержку развития речи у ребенка? Есть простые правила, следуя которым, можно своевременно решить проблему.
- Нужно постоянно отмечать особенности поведения детей дома и на прогулке. Заинтересованы ли они в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми? Не исключено, что задержка речевого развития связана с нарушениями в сфере общения либо же с ЗПР.
- Следует понять, насколько понятной является речь для ребенка, когда к нему обращаются взрослые или дети. Способен ли он выполнять простые поручения, не подкрепленные жестами? Если нет, то возможно ребенок страдает нарушениями слуха.
- При очевидных речевых нарушениях необходимо будет обследовать малыша у специализирующихся на таких проблемах специалистов: невролога, логопеда, психолога.
- В случае необходимости нужно будет заниматься с малышом, выполняя логопедические задания.
Начинать занятия с логопедом в случае выявления нарушений нужно по возможности в раннем дошкольном возрасте. Дополнительный плюс — это определение детей в специализированную группу или детский сад, где педагоги поработают с ними над развитием речи.
Способы лечения
Только комплексный подход позволит получить устойчивый эффект от лечения речевых нарушений у детей. В процессе должны принимать участие сразу несколько специалистов, включая психолога, педагога, логопеда-дефектолога. Активную роль играют и родители малыша. Усилия взрослых должны быть направлены на выявление проблемы и корректировку нарушений как можно раньше.
Коррекционная программа, как правило, построена на работе с ребенком логопеда, психолога, а также психотерапевта, который поможет родителям малыша найти правильную линию поведения. В отдельных случаях дополнительно может быть назначено медикаментозное лечение.
Чтобы коррекционная программа действительно работала, мероприятия с участием логопедов и психологов должны проходить регулярно, давая детям возможность постепенно повышать уровень речевого развития, приобретать новые навыки. При необходимости может быть назначен повторный курс с включением медикаментозного лечения на основе ноотропов.
Под ноотропами подразумевают категорию различных по принципу действия и составу лекарственных препаратов, оказывающих положительный эффект на определенные функции головного мозга и стимулирующих развитие речи. Действие их выражается в улучшении памяти, стимуляции интеллектуальной деятельности, улучшении кортикально-субкортикальных связей.
Преимущество использования ноотропных препаратов заключается в практически полном отсутствие побочных эффектов. Если же они и проявляются, то по большей мере в связи с ослабленным контролем за приемом препаратов взрослыми и выражаются в повышении эмоциональной лабильности, беспокойном сне, раздражительности детей.
В заключение отметим, что ранняя диагностика речевых сбоев необходима для своевременной их корректировки в процессе развития речи. Сделать это можно с помощью комплексной диагностики с участием логопедов, психологов, неврологов, педагогов и, конечно, не без помощи наблюдательных родителей.