Существует несколько видов адаптации человека к новым условиям: физическая, психическая и эмоциональная. Не стоит думать, что физическая адаптация не важна. Конечно, психическая составляющая – один из важнейших пунктов успешного приспособления. Но организм человека, и, конечно же, ребенка, нужно рассматривать комплексно. Меняется нагрузка — происходят изменения во всех сферах жизни. Это новые возможности тела, стрессы и критические моменты. Итог — полное приспособление, изменение организма. Необходимо, чтобы тело и разум действовали вместе, заодно – тогда все пройдет гладко.
Физическая адаптация — понятие, связанное не только со спортом и спортивными нагрузками. Жизнь ребенка меняется, когда он идет в садик или школу. Изменяется режим дня, потребность в движении, расход калорий. Активная двигательная деятельность связана с развитием всех систем организма. Это оказывает благотворное влияние на психику ребенка младшего школьного возраста.
- Актуальность любых физических нагрузок
- Приспособление к школьным нагрузкам
- Физическая адаптация для детей дошкольного возраста
- Подготовка к первому классу
- Изменение режима дня
- Психофизические нагрузки и разгрузки
- Этапы адаптации
- Физиологическая буря
- Неустойчивое приспособление
- Фаза устойчивости
- Социальный аспект физической адаптации
- Благоприятная
- Средняя
- Неблагоприятная
- Необходимость физической адаптации
- Адаптация к занятиям спортом
- Развитие личности
- Разные режимы двигательной активности
- Двигательная активность влияет на развитие ребенка
- Опорно-двигательная система
- Психическое развитие
- Серьезные занятия спортом
- Занятия спортом — только добровольно
- Особенности воспитательной работы
- Несколько советов родителям
Актуальность любых физических нагрузок
Физические нагрузки необходимы организму для нормального функционирования. Без них человек остановится в своем развитии. Резкая смена нагрузки — большой стресс для всего организма, а также для нашей психики.
На заметку
Адаптация к физической деятельности и изменению нагрузки — процесс естественный. Тело вполне способно подстроиться под новые условия.
Конечно, проще всего привыкают дети, ведь их организм только развивается. Хотя и для них это непросто. Любое изменение условий жизни, питания, режима сказывается на физической активности.

Когда пришло время отправить ребенка в школу, будьте готовы — потребуется время для физической адаптации. Она будет проходить в несколько этапов, совместно с эмоционально-психической. Ведь реакция организма на стресс зависит от степени физической готовности. Телу человека необходимо встречаться с нагрузками. Они помогают развитию мышц и всех систем организма. Еще важно заметить, что физические нагрузки способствуют насыщению крови, мозга и тканей кислородом. Это важный процесс для нормальной умственной деятельности.
Физическая адаптация — процесс непростой, но он пойдет на пользу ребенку. Еще один аспект — занятия спортом. Педагоги, тренеры и психологи сходятся в одном: даже в раннем возрасте спортивная деятельность необходима для того, чтобы развитие малыша шло правильно, и способствует правильному эмоционально-волевому становлению личности. У детей, с ранних лет занятых спортом, процессы социально-коммуникативной адаптации проходят быстрее и проще.
Приспособление к школьным нагрузкам
В любом случае для ребенка меняется привычное состояние. Дома он больше находится в покое. Игры могут быть активными, но в пределах одной комнаты, или же он играет сидя на полу. Даже если он гуляет 1-2 раза в день, это не может сравниться с нагрузками в школе. Весь день идет активное движение. Перемены по 15 минут проходят в играх, беготне по коридорам. Появляется больше возможностей для движения: занятия физической культурой включены в программу начальной школы в большом объеме. Это простые упражнения, которые помогают подготовить ребенка к более серьезным занятиям.
В связи с этим изменяется количество потраченных калорий.
Обратите внимание
Не переживайте, мамы, если в первые месяцы школы ребенок похудел. Активная жизнь и постоянное движение ведут к перестройке структуры мышечной массы. Сейчас очень важно не закармливать ребенка, а обеспечить ему сбалансированное питание.
Если снижение веса начинает вас действительно волновать (потеря нескольких килограммов за месяц), необходимо обратиться к врачу. Возможно, нагрузка изменилась слишком резко — для правильной адаптации это негативный момент.
Приспособление к нагрузкам должно проходить постепенно. Если ребенок вел пассивный образ жизни, много спал, ел всегда, когда хочется, то ему будет очень тяжело принять новый образ жизни. Начиная с детского сада, потихоньку вводите жесткий режим. Для тех детей, которые посещали садик, уже привычно вставать рано. Первый класс требует большей нагрузки, как психической, так и физической. Для организма физически тяжело приспособиться к новому состоянию.
Физическая адаптация для детей дошкольного возраста

Поход в детский сад не является такой уж страшной проблемой физической адаптации. Там скорее нуждаются в поддержке психическая и социальная составляющая. Физически детям не так трудно, ведь садик очень напоминает дом. Можно поспать днем, занятия короткие, в большинстве своем — творческие. Много подвижных игр. В раннем дошкольном возрасте ребенку необходимы подвижные игры, беготня.
Адаптация к школе — процесс трудный. Здесь жесткие правила и весомая нагрузка. Ребенку каждый день приходится учить свое тело, пересиливать себя. Новые нагрузки, новые предметы. Иногда путь до школы занимает много времени, и это с тяжелым рюкзаком за спиной. Происходят быстрые изменения в работе сердца и сосудов, ребенок растет. Все это вместе очень тяжело для него. Но детки быстро приспосабливаются к новым условиям – гораздо легче, чем взрослые. Благодаря этому у них уйдет всего-то 1-2 месяца, чтобы полностью перестроиться, подстроиться под новую школьную жизнь.
Подготовка к первому классу

Кроме рассказов о школе, вы можете физически подготовить малыша. Сразу перейти на новый режим трудно. Поэтому врачи советуют, начиная с лета перед школой, укладывать малыша спать чуть раньше и раньше будить. Делайте это постепенно. Если раньше ребенок просыпался в 10 утра, то за 2 месяца плавно приучите его вставать в 8:30-8:00. Просыпаться в школу нужно будет еще раньше, но теперь он будет готов к этому. Вообще, снижение часов сна — сильный удар по организму. Поэтому приучите ребенка ложиться спать в такое время, чтобы на сон оставалось не менее 8 часов.
Старайтесь заполнить день событиями так, чтобы вечером он раньше хотел спать. Обязательно нужно добавить спортивные занятия. Если летом вы едете на дачу или на море, это будет несложно. Купание, игры на свежем воздухе, простая физкультура помогут подготовить сердечно-сосудистую систему. Да и в городе не меньше активных развлечений: велосипед или ролики – это просто и весело, а эффект — развитие мышц, укрепление организма.
Кроме того, активному ребенку для роста и развития необходимо больше калорий, разнообразная пища, витамины. Конечно, витамины подбираются индивидуально. Сдайте анализы — врач поможет подобрать нужный комплекс. Витамины и микроэлементы поддержат иммунную систему и помогут в физической адаптации.
Изменение режима дня
В первом классе занятия длятся не долго. Это 3-4 урока по 35-40 минут. Конечно, для того, кто попадает в такую среду впервые, это все равно нагрузка. Но чем дальше, тем она будет больше. Такой режим сохраняется только в первой четверти, а дальше увеличится количество уроков и их продолжительность. Занятия в школе начинаются в 8:00-8:30.режим дня Преподаватели любят ставить в самом начале дня наиболее сложные предметы, чтобы дети на свежую голову поработали над математикой, письмом и чтением. Простые предметы оставляют на потом.
Подготовьте малыша к тому, что вставать придется рано, желательно не за 10 минут до выхода из дома, а хотя бы за 45 минут — 1 час. За это время нужно обязательно позавтракать. Идти в школу на голодный желудок нельзя, это очень плохо. Причем лучше всего подойдет горячий завтрак: каша, сосиски, яичница, например. Необходимо пить достаточно жидкости. Дайте ребенку с собой в школу сок, фрукт или шоколадку.
После школы погуляйте минут 30-40, дайте малышу отдохнуть и поиграть. Замечательно, если других детей тоже оставят на маленькую прогулку или игру на свежем воздухе. Ребенку будет заметно проще потом, ведь он так долго сидел за партой. В этом возрасте малышам еще хочется активных игр, а переменок не хватает для этого.физическая адаптация
Вернувшись домой, дайте ему свободное время перед выполнением домашнего задания. Можно поспать, поиграть дома, посмотреть мультфильм. После отдыха и обеда начинайте занятия. Конечно, вначале задавать будут мало, но все равно ребенок должен знать, что домашнее задание — непременная часть дня. Лучше всего делать его как можно раньше после школы, а не оставлять на вечер, когда придет усталость.
Вечером советуют небольшую прогулку или опять же свободное время. Хорошо, если малыш занимается в кружках или секциях. Но, в первое время не стоит усердствовать: первый класс, а впридачу еще иностранный язык, спортивные занятия, творчество — так физическая адаптация будет длиться гораздо дольше, ведь нагрузка слишком велика.
Психофизические нагрузки и разгрузки

Если нам психически тяжело, то это выражается и в физическом проявлении. Не стоит ругать малыша за то, что он вялый, не может сконцентрироваться. Первые этапы адаптации — двойная нагрузка. Новые люди, правила, уроки и вся эта школьная жизнь — приходится постоянно напрягаться, чтобы запомнить, понять свое отношение к происходящему. Силы уходят на психическую адаптацию, а физиология от этого страдает. Стресс — вредное состояние для детского организма. Поэтому вам нужно продумать, как малыш может отдыхать после школы и в выходные.
Нужна такая же, соразмерная стрессу, психофизическая разгрузка. Так что в первые выходные устройте ему праздник, позовите друзей и родственников. Дайте малышу повод гордиться тем, что он уже в первом классе, взрослый. Так ему станет проще. Выходные проводите активно, но прислушивайтесь к желаниям ребенка. Тащить его в 8 утра субботы в музей — не лучшая идея. Это познавательно, но ему это дастся с трудом. Лучше позвольте ему выспаться в выходные.
Сейчас ругать малыша — не самое лучшее решение. Ему тяжело, ведь изменилась вся его жизнь! Полностью поменялся режим дня. Он привык, например, к перекусам до обеда, а теперь придется ждать возвращения домой. Голод и усталость могут сделать его излишне нервозным.
Важно знать
Тело реагирует на стресс — у тех, кто реже кушает, снижается уровень сахара. Из-за этого на последних уроках ребенок может быть вялым, плохо соображать.
Хороший учитель начальных классов знает, как тяжело малышам после дома или садика включиться в работу. Такой педагог умеет найти время для разгрузки, отдыха, устроить «спортивную минутку» для малышей. Все это очень важно знать и замечать, если вы хотите, чтобы детство вашего ребенка прошло без проблем, болезней, стрессов и страхов.
Этапы адаптации
Адаптация проходит в три основных этапа. У разных детей они длятся разное время, но в конце концов здоровый детский организм успешно справляется. Для взрослого человека такое изменение его физической активности и нагрузки может быть очень тяжелым испытанием. Детям легче: их организм очень гибко реагирует на внешние изменения.
Физиологическая буря

Это сложный период для детей и их родителей. В сентябре многие здоровые, крепкие дети-первоклассники вдруг начинают болеть – простуда за простудой, а может и что похуже. Дело в том, что очень сильно поменялась их жизнь. Необходимо рано вставать (возможно, малыш к этому вообще не привык), рано ложиться спать, делать уроки, концентрироваться. В школе его ждет совершенно новая жизнь — физическая и социальная. Наш иммунитет в такой стрессовой ситуации (а это именно стресс для ребенка) работает на износ. И в первые 2-4 недели могут быть тревожные проявления: частые болезни, нервная неустойчивость, бессонница, агрессия. Все это нужно пережить. Впереди еще 10 лет, которые пройдут нормально, без таких проблем, если сейчас помочь ребенку в адаптации.
Неустойчивое приспособление
Первая попытка организма приспособиться к новой среде. Это очень тонкий момент. Сейчас будет найдено «временное» решение. Кажется, что все идет хорошо, но на самом деле процесс еще не закончен. Сейчас важно правильное питание, витамины, режим сна для малыша. Лучше всего после школы укладывать его поспать на полчаса-час.
Фаза устойчивости
Если ребенок здоров, хорошо питается и получает достаточно внимания от взрослых, то рано или поздно настанет и эта фаза. В среднем 1-2 месяца потребуется для того, чтобы малыш полностью физически адаптировался к новой жизни. Теперь ему уже легче вставать по утрам, а к вечеру он чувствует нормальную усталость. Наладился режим – он привык жить такой жизнью. Многим детям кажется страшным, что впереди их ждет целых 10 лет школы, но с каждым днем эти мысли отступают на второй план.
Социальный аспект физической адаптации
Физиология и психика здесь работают заодно. Одной физической адаптации мало для того, чтобы ребенок чувствовал себя действительно хорошо. И проблемы с психической адаптацией могут очень быстро нивелировать результаты физической, поэтому первой нужно уделять не меньше внимания, чем второй. Для ребенка существует три типа социальной адаптации в школе:
Благоприятная
- проходит полностью за 1-2 месяца;
- уже в первые месяцы ребенок говорит, что в школе нравится, появились любимые предметы и друзья;
- программа занятий дается легко;
- установлен контакт с другими детьми, учителем;физическая адаптация
- хорошее настроение, нет страхов и опасений;
- обязанности выполняются без стрессов, обид и истерик.
Средняя
- длится не менее 6 месяцев;
- ребенок тяжело приспосабливается к распорядку дня, необходимости концентрироваться на уроках;
- сама программа обучения дается тяжело;
- привыкание к школе происходит позже, чем обычно, но уже к концу первой четверти намечается заметный прогресс. Дальше точно будет проще.
Неблагоприятная
- для ребенка полная адаптация не наступает даже в конце первого года;
- проблемы с освоением программы, нежелание следовать нормам поведения на уроке;
- ребенок ведет себя агрессивно, не может найти общий язык с одноклассниками.
Необходимость физической адаптации

Сейчас многое зависит от родителей. Нужно понимать, что возраст 6-7 лет (когда дети идут в школу) – это период активности. А для некоторых детей — и гиперактивности. Они еще не видят особой разницы между школой и садиком, воспитателем и учителем. Им очень тяжело сохранять статичное положение в течение 35-40 минут. Нужно ведь спокойно сидеть, забыть об играх и развлечениях, а вся энергия уходит исключительно на концентрацию. Многие на это с первого дня просто не способны. Но контролировать себя, научиться следовать правилам — важная часть школьной жизни. Родители могут разговаривать с малышом, учить его вести себя, но только он сам в силах справиться с этой ситуацией.
Давать сейчас дополнительную нагрузку не стоит. Вы этого не замечаете, но его организм напряжен до предела. Даже необходимость носить тяжелый рюкзак каждый день становится испытанием для малыша, который к этому не привык. От ранца болит спина, а это вообще новое состояние для ребенка. Со временем он привыкнет к этому, а мышцы спины войдут в тонус. Для ребенка смена режима пойдет на пользу: его день теперь похож на день взрослых. Нужно вставать рано, выполнять свои обязанности… Так школа готовит детей к дальнейшей взрослой жизни.
Адаптация к занятиям спортом
Кроме физического аспекта адаптации ребенка к новым условиям, существует еще один вид: адаптация к спортивным нагрузкам. Физическая адаптация необходима детям, которые занимаются спортом, ведь с началом занятий изменяется уровень их физической активности. Для того, кто раньше вел относительно пассивный образ жизни, это тяжело.
Однако спорт благотворно влияет на детей. Это еще одна возможность выпустить энергию. В дошкольном и школьном возрасте малышам необходим активный образ жизни. Это способ снять стресс от занятий и наконец-то освободиться от необходимости сидеть тихо за партой.
Развитие личности
Спорт полезен нам, ведь, занимаясь спортом, человек развивает многие необходимые качества. Меняется взгляд ребенка на самого себя и свои возможности. Теперь он что-то умеет, а значит, представляет интерес для сверстников. Спортивные занятия вызывают прилив гордости. Это способ заявить о себе миру. Спорт не бывает простым – это всегда необходимость переступать через свои желания и возможности. Сразу привыкнуть к этому просто невозможно. Для этого нужен процесс вхождения в новую деятельность. Адаптация к спортивной деятельности происходит в трех аспектах, которые включают в себя разные навыки и процессы.
Физический аспект: физическая адаптация
- гибкость;
- скорость;
- выносливость.
Социальный аспект:
- новый статус;
- гордость за свои достижения;
- стремление улучшить показатели.
Психологический аспект:
- перестройка сознание;
- осознание важности нового вида деятельности;
- изменения в характере;
- волевое воспитание личности.
Кроме того, все системы организма перестраиваются. Выбранный вид физической деятельности для ребенка очень важен.
Разные режимы двигательной активности
Начинать всегда стоит с простого, ведь только так ребенок получает адекватное представление о том, что такое спорт и хочет ли он развиваться в этой области. Различают несколько режимов двигательной активности:
- общеобразовательные физкультурные мероприятия (школьные занятия)
- групповые занятия конкретным видом спорта (кружки, бассейн, спортзал);
- самостоятельные занятия (ребенок начинает сам тренироваться по выбранному направлению);
- соревнования.физическая адаптация
У тех, кто серьезно занят спортом, присутствуют все эти виды активности. Двигательная активность необходима для реализации многих биологических функций организма. Но нельзя давать слишком большую нагрузку неподготовленным детям.
Занятия в школе на уроке физической культуры всегда дают усредненную нагрузку, ведь все дети в классе разные. Занятия физической культурой рекомендуется проводить в середине учебного дня. Это помогает детям отвлечься от уроков и снять напряжение. Необходимо сочетать силовые тренировки и спортивные игры. Всего 45 минут школьной физкультуры помогают полностью снять стресс от первых 2-3 уроков.
Дополнительные занятия, как режим физической активности, желательны. Главное – перед началом тренировок детям 7-10 лет обязательно нужно пройти проверку у врача. Могут быть некоторые индивидуальные ограничения по состоянию здоровья.
Двигательная активность влияет на развитие ребенка
Физические занятия нормализуют обмен веществ. Ребенок чувствует себя лучше, активнее, поэтому легче переносит стрессовые ситуации. Например, в проблеме адаптации к школе дополнительные занятия спортом играют огромную роль. У ребенка уже есть все качества для того, чтобы проще влиться в коллектив. Эти дети знают о дисциплине. Они уверены в себе и своих возможностях, могут контролировать себя. Спорт дает самостоятельность. Кроме того, при занятиях спортом усиливается кровоснабжение организма. Это благотворно влияет на ЦНС и мозг. Физическое развитие проходит проще, быстрее, а самочувствие ребенка улучшается.
Опорно-двигательная система

В процессе адаптации к физической деятельности изменяются параметры опорно-двигательного аппарата и важнейших мышц. Их необходимо постепенно подготавливать к нагрузкам. Детские кости еще довольно гибкие. Сейчас тренировки — помощь всему организму. Главное здесь — добиться правильной осанки.
Некоторые виды спорта завязаны на осанке. Прямой скелет обеспечивает правильное положение внутренних органов. Это исключает многие болезни, в том числе сколиоз. Правильное положение внутренних органов бывает нарушено из-за длительного сидячего положения. Дети в школе много времени проводят за партой на неудобных стульях. Это искривляет позвоночник и может стать причиной неправильного положения органов малого таза.
Психическое развитие
Не секрет, что спортивная деятельность оказывает глобальное влияние на формирование психики. Есть прямая связь между занятиями спортом и развитием речи. Это будет полезно знать родителям малышей от 2-4 лет. Активность ребенка дает ему больший словарный запас. Сказывается позитивное влияние на эмоциональную сферу – у ребенка быстрее формируются важные понятия о мире.
Серьезные занятия спортом
Если ваш малыш выбрал для себя любимый вид спорта и решил заниматься серьезно, то стоит подготовиться к этому. Конечно, здесь есть плюсы и минусы, но стоит уважать желания детей. Для ребенка физическая активность занимает в жизни важное место.
Занятия спортом — только добровольно
Родители должны понимать, что занятия спортом должны быть добровольными. Существует так много видов тренировок, которые могут понравиться детям, что лучше дать им возможность определиться самим. Адаптация проходит легче, если для ребенка данный вид спорта представляет интерес. Если же нет, физическая адаптация длится долго и мучительно. Если ребенок хочет заниматься гимнастикой, а его отдают на бальные танцы, то катастрофически снижается эффективность этой деятельности.

Занятия превращаются в пытку. Если нет психологической готовности к занятиям спортом, то они принесут лишь больший стресс. Ребенок думает лишь о том, как бы избежать похода в нелюбимую секцию. Безусловно, спорт важен для воспитания личностных качеств и здорового тела, но использовать его в виде принуждения — глупость. Если в момент начала занятий ребенок только-только пошел в школу, то это создаст дополнительные проблемы. Любовь к спорту приходит с годами, а не по принуждению родителей.
Весь полезный эффект от занятий «из-под палки» пропадает, ведь нет стремления быть лучшим, стараться, готовиться и развиваться в этой сфере. Дети начинают часто болеть, страдает нервная система. Вы хотели только лучшего, но получаете обратный эффект: нет никакой положительной адаптации, а на фоне других маленьких спортсменов ваш ребенок чувствует себя слабым, неуверенным и неуспешным – это ведет к занижению самооценки.
Особенности воспитательной работы
Спорт формирует характер. Но при неправильно проведенной воспитательной работе спорт может, наоборот, этот характер сломать. Очень часто этот момент вызывает опасение у родителей. Маленькие дети, приходя на занятия, не всегда понимают всю серьезность происходящего и важность техники безопасности.
На заметку родителям
Тренер должен не только следить за выполнением норм и реализацией спортивных навыков, но и контролировать поведение и каждое движение каждого ребенка.
Спорт может быть очень жесток – малышу нужно доступно объяснить, как вести себя на занятиях и вне их, как реагировать на победы и поражения.
Самое главное, чтобы дети получали моральное удовлетворение от занятий. Здесь важную роль играет способность тренера организовать занятие правильно. Для малышей необходимо совмещать упражнения и игры, добавлять соревновательные элементы. Не все дети в 5-7 лет готовы серьезно тренироваться.

Важный момент — проявление воли. Для этого необходимо поддерживать ребенка. Родители должны следить за соблюдением режима тренировок, не позволять пропускать занятия без веской причины. Только так эмоционально-волевая составляющая занятий спортом будет полностью реализована. Это важно еще и потому, что ребенок осознает свои возможности лучше, только если будет заниматься регулярно. Иначе для физической адаптации к работе в группе придется приложить много усилий.
Особое внимание следует уделять соревнованиям. Здесь демонстрируются не только достижения, но и характер участников. Участие в соревнованиях выявляет многие волевые и нравственные качества. Тренер и родители должны объяснить, что независимо от результата ребенок должен продолжать тренировки. Победа, бывает, туманит взгляд. Добиться чего-то можно только в том случае, если прикладывать к этому должные усилия. А проигрыши случаются, и обязательно случатся. Это тоже воспитательный момент.
Несколько советов родителям
Эти правила подходят не только в случае занятий спортом, но и любой другой активности. Итак, что вам необходимо делать, чтобы поддержать ребенка на выбранном пути?
- Узнать все про вашего тренера: его ФИО, достижения, успехи выпускников.
- Поддерживать с тренером связь.
- Контролировать посещение ребенком спортивной секции.
- Следить за режимом питания, гигиеной.
- Узнайте правила поведения на тренировке и объясните их ребенку.
- Обязательно посещайте соревнования, в которых участвует ваше чадо.
- Поощряйте желание ребенка выступать на конкурсах, участвовать в эстафетах, соревнованиях.