Проявления гиперактивности у детей

Педиатры называют детскую гиперактивность патологическим состоянием. Пока что не до конца ясно, что является причиной данного расстройства. Чаще всего родители абсолютно не виноваты в появлении у малыша гиперактивного поведения.

Гиперактивный ребёнок сразу обращает на себя гиперактивный ребёноквнимание. Он не может усидеть на месте, не умеет действовать и мыслить последовательно. У него будут проблемы в школе с учебой. Общение со сверстниками таким деткам тоже даётся с трудом. Родители должны понимать, что такое состояние вредит малышу, и поэтому следует обратиться к врачу.

Часто ситуацию можно поправить правильным поведением. В особых случаях назначается медикаментозная терапия. Обязательно поговорите с врачом. Он сможет объяснить вам все особенности состояния именно вашего ребёнка. Гиперактивность не означает, что ваш ребёнок не может учиться. Ему нужны особые условия, которые может предоставить специальная школа.

Что такое гиперактивность

Ваш малыш заслуживает прозвища «вечный двигатель»? Он постоянно двигается, бегает, все трогает? А ещё много чего ломает, часто падает и его невозможно уложить спать без боя? Игры увлекают его максимум на 10-15 минут, а дослушать сказку он просто не может? Маме и папе приходится совсем не сладко. Однако стоит понимать, что гиперактивность может стать проблемой и для самого ребёнка.

В 80-е годы психологи и терапевты назвали эту проблему СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Состояние принято считать патологическим. Ещё его называют гиперактивным расстройством. У малыша не всегда есть возможность контролировать свою двигательную активность. Дальше — проблемы с гиперактивный ребёнокконцентрацией, усидчивостью, невозможность учиться в обычной школе.

Конечно, не каждый гиперактивный малыш нуждается в лечении. Часто родителям достаточно выработать линию поведения, которая поможет успокаивать ребёнка. Гиперактивный ребёнок может научиться контролировать себя, но для этого потребуются:

  • время;
  • полное внимание родителей;
  • возможно, помощь специалиста.

В любом случае нельзя оставлять проблему без решения. Тут необходим комплексный подход.

Непоседа или гиперактивный?

Кстати, прежде чем паниковать, разберитесь. Ваш ребёнок самый обычный непоседа с большим количеством энергии или же гиперактивный? Совсем не обязательно, что каждый жизнелюбивый и невнимательный малыш страдает гиперактивным расстройством. У каждого человека гиперактивный ребёнокбывают моменты перевозбуждения, хорошего настроения. Нам всем иногда не хочется следовать правилам, учиться, работать.

Гиперактивность ребёнка всегда связана с повышенным уровнем тревожности. Просто непоседа — всегда радостный, игривый. Гиперактивный малыш также может быть гневливым, агрессивным. Он волнуется, может начать плакать или даже закатить истерику из-за постоянного нервного напряжения. Его деятельность носит стихийный характер, в ней нет какой-то детской беззаботности.

Причины

Тут врачи и психологи все ещё ведут исследования. Считается, что в большинстве случаев причина — генетическая предрасположенность. Более чем 30% родителей таких детишек тоже страдали от СДВГ. Иногда причиной можно считать незначительные нарушения развития в период со второго по четвёртый месяц беременности. Сильный токсикоз гиперактивный ребёнокматери на ранних сроках также связывают с появлением СДВГ в будущем. Среди рисков ещё выделяют:

  • тяжелые роды;
  • асфиксию новорождённого;
  • повышенное давление матери в период всей беременности;
  • слишком быстрые или долгие роды.

Причины очень часто не зависят от того, как вела себя мать в период беременности. Конечно, высокое давление и продолжительный токсикоз нужно брать под контроль, ведь это причины многих проблем развития детей.

Явные признаки болезни

Чаще всего родители понимают, что что-то не так, когда малышу уже 2-3 годика. Большинство из них не обращаются к врачу до того момента, пока кроха не пойдёт в школу. Это главная проблема, ведь лечить СДВГ необходимо начинать как можно раньше.

Основныегиперактивный ребёнок признаки СДВГ:

  • постоянная суетливость;
  • частые смены настроения, эмоциональная нестабильность;
  • нежелание следовать нормам поведения;
  • проблемы с организованной деятельностью;
  • рассеянность;
  • сложности со сном, бессонница.

Часто встречаются сразу все проявления. Это даёт возможность диагностировать гиперактивное расстройство. Родителям обязательно нужно обращать внимание на то, как ведёт себя малыш. Бывает, родители всё списывают на недостатки воспитания и ужесточают рамки, но от этого малышу только хуже.

Методы диагностики проблемы

Врач для точного диагностирования должен своевременно собрать большое количество информации:

  • все особенностигиперактивный ребёнок течения беременности;
  • оценку общего состояния здоровья малыша;
  • характеристику от родителей;
  • характеристику поведения в детском саду;
  • результаты общения с ребёнком, тестов, игр.

Обычно необходимо посетить врача несколько раз, чтобы он мог понаблюдать за изменением состояния малыша. Существуют врачебные методы диагностирования СДВГ. Все они безопасны и безболезненны для вашего ребёнка.

Не стоит бояться обращаться к врачу. Первое, что нужно сделать, — поговорить с вашим педиатром. Он может дать первичное заключение и направление к неврологу или терапевту.

Возможные проблемы

Многие дети со временем сами учатся преодолевать свои проблемы. В случае с СДВГ это непросто. Пока малыш повзрослеет и научится себя контролировать, пройдёт много времени. Однако чаще случается так, что это время уже упущено. Такие проблемы мешают в учебе, общении, повседневной жизни. Первые, кто должен захотеть помочь, —родители. Необходимо будет скорректировать воспитание, придумать график, распорядок для и чёткие правила. Главное — никакой агрессии. В 2-3 годика гиперактивный ребёнок совершенно не понимает причину вашего недовольства. Он гиперактивный ребёнокведёт себя так не потому, что хочет вас разозлить, он просто не может контролировать своё поведение.

Лучше всего начать с беседы со специалистом. Родителям стоит помнить, что гиперактивное расстройство малыша — это не что-то постыдное. У него нормальный интеллект (если нет других психоневротических расстройств), он может учиться, дружить, общаться. Это нормальный ребёнок, просто стандартные методы воспитания и обучения для него не всегда годятся. С годами всё выравнивается, но для этого необходимо вовремя начать работать с крохой. Как только вы заметите, что он соответствует описанию гиперактивного, сразу посоветуйтесь со специалистом.

Школа

В начальной школе проблемы начинаются практически сразу. В садике часто не придают этому значения, там дисциплина не играет такой важной роли. Школа же многое меняет. Так, ведущей деятельностью должна стать учеба. А значит, дисциплина, подчинение правилам, уважение распорядка. Тут-то и обнаруживаются главные проблемы гиперактивного первоклассника:

  • неорганизованность;
  • неспособность усидеть на месте положенное время;
  • проблемы с поведением;
  • социальные конфликты со сверстниками.

Часто родители узнают о проблемах от преподавателей в младших классах. Сегодня большинство школ проводят тестирование перед первым классом. С ребёнком гиперактивный ребёнокразговаривают учитель, психолог. Они могут выявить первые признаки заболевания.

В обычной школьной среде учиться не получается. Учитель тратит больше времени на замечания, чем на реальное обучение ребёнка. Последнему тоже очень тяжело, ведь стандартный урок длится 30-45 минут. Усидеть на месте, держать концентрацию более 10-15 минут даётся ему с трудом. Такие дети не хотят или не могут следовать установленным правилам. Они начинают играть, могут встать со своего места, начать общаться с товарищем, отвлекают учителя и других детей.

Это приводит к тому, что усвоить материал малыш не может. Дальше учиться становится все труднее. Из-за непонимания учителя дети часто думают, что неспособны к учёбе. Всех этих проблем можно избежать, если вовремя диагностировать проблему, начать лечиться, заниматься с крохой.

Общение со сверстниками

Общение со сверстниками чаще всего вызывает проблемы. Бывает, что малыш не хочет играть с другими детьми. Если же они настаивают, он может быть агрессивен. Гиперактивный ребёнок хочет установить свои правила, играть только так, как ему нравится. гиперактивный ребёнокЕсли же на его роль в игре претендует кто-то другой, может начаться истерика и даже драка. Сверстники очень скоро перестают испытывать интерес к такому другу, не берут его с собой играть.

Такое поведение мешает малышу найти друзей. Он часто обижается, ссорится, не хочет следовать даже самым простым игровым правилам. Из-за этого есть потребность общаться с людьми, которые старше его возраста. Детишки с СДВГ ищут внимания родителей, учителей. У них падает самооценка. Важно: дети совершенно не понимают, почему сверстники так к ним относятся.

Что делать родителям

Если после приёма у врача вам назначили лечение, необходимо следовать этому указанию. Но в большинстве случаев медикаментозная терапия вашему малышу не потребуется. Главное — решимость бороться с проблемами. Родители, бабушки и дедушки — все родственники гиперактивный ребёнокдолжны принимать участие. Самое важное, чтобы взрослые выработали новый стиль поведения и следовали ему.

Протест со стороны ребёнка будет. Чем старше ваш малыш, тем сильнее он будет недоволен новыми правилами в доме. Так, чтобы малыш легче переносил перемены, нужно начинать заниматься с ним как можно раньше. Идеально — в 2-3 года.

Правильно успокаиваем ребёнка

Гиперактивность часто приводит к истерикам. Это тяжелое состояние для малыша. Необходимо быстро поменять окружающую его обстановку. Например, уведите его на несколько минут в другую комнату, предложите выпить воды или сока. Так можно остановить надвигающуюся истерику, заметно успокоить кроху, если он перевозбужден.

Как только малыш начинает капризничать и нервничать, попробуйте просто обнять его. Покачивайте малыша гиперактивный ребёноклегонько, будто убаюкиваете его. Такие движения подсознательно напоминают нам о первых днях жизни. Так ребёнка можно быстро успокоить.

Если кроха плохо засыпает вечером, никак не может успокоиться, то за 20-30 минут до сна делайте ему тёплую ванну. Можно использовать пену или соль с хвойным запахом. Добавьте в воду пару капель эфирного масла с сосновым ароматом.

Несколько советов по воспитанию

Воспитание гиперактивного малыша всегда проводится по индивидуальной программе. Необходимо учитывать его характер, поведение и степень развития СДВГ. Есть несколько рекомендаций, которые подходят всем детишкам с такими проблемами.

Сформулировать запреты правильно.

Ваш малыш не любит запреты или ограничения. Если ему захотелось сейчас встать и пойти играть, он это сделает. Никакие ваши предложения продолжить читать или смотреть мультик его не остановят. В этом случае не стоит сразу кричать «нет». Вообще старайтесь избегать этого слова: многим детям оно непонятно.

Вы хотите сказать «не трогай, не бери, не ходи по лужам». гиперактивный ребёнокПереформулируем эти фразы так, чтобы они были понятны малышу:

  • «Давай сначала помоем руки, а потом будем трогать игрушки»;
  • «Сначала пообедаешь, а потом возьмешь конфеты»;
  • «Давай лучше пойдём по сухому, а то намочишь ножки».

Очень важно не просто запретить, а объяснить, предложить альтернативу. Тогда малышу будет просто сделать правильный выбор. Вы не запрещаете, а показываете многообразие вариантов. Так у крохи будет возможность принять решение самому, при этом он будет действовать правильно.

Временные рамки.

Следите за сроками выполнения тех или иных задач. Временные рамки — слабое место вашего малыша. Обязательно оговорите, сколько времени должно уйти на выполнение той или иной задачи. Следите, чтобы малыш следовал намеченному плану. Нельзя тут идти на уступки. Решили гулять до 13:00 — делайте именно так. Если вы занимаетесь 1 час после завтрака, то занимайтесь именно столько.

Распорядок дня, последовательность.

Очень важно действовать последовательно. Ваш малыш должен знать свой распорядок дня. Невнимательность — большая его проблема. Так вы сможете подготовить его к школе. Менять распорядок дня часто не рекомендуется. Пусть привыкнет с понедельника по пятницу находиться в одинаковом ритме. Придумайте что-то для выходных, чтобы он хорошо понимал разницу между рабочими и нерабочими днями.

Не давайтегиперактивный ребёнок малышу сразу несколько поручений. Лучше давайте их последовательно. Так ему будет проще воспринимать информацию, запоминать самое важное. Не стоит говорить в одной фразе, чтобы он снял уличную одежду, помыл руки и сел за стол. Предлагайте ему следующее действие после выполнения предыдущего.

Это не значит, что придётся постоянно командовать действиями малыша. Скоро он привыкнет выполнять рутинные дела сам, без напоминания. Зато у него будет всегда продуманный, знакомый план действий. Когда ребёнок находится в садике или школе, он поступает так, как уже умеет и знает. Четкость постановки задачи, логика — вот что нужно малышу с СДВГ.

Ставим задачи конкретно.

Проблемы с СДВГ часто ведут к тому, что логическое и абстрактное мышление немного запаздывают в своем развитии. Используйте короткие простые предложения. Слишком длинных, сложных фраз лучше избегать. Тогда ребёнку понятна суть вашей просьбы.

Правильные игры.

Активные игры планируйте на первую половину дня. А после обеда или прогулки старайтесь занять кроху чем-то спокойным. Можно предложить тихие игры, развивающие игрушки.гиперактивный ребёнок Следите за тем, чтобы ему было интересно. Возможно, первое время придётся часто менять виды деятельности. Главное, не давайте ему возможности перевозбуждаться.

Оставьте активные игры для прогулок. Там он должен быть максимально подвижен. Предлагайте ребёнку играть вместе с другими детьми. Для этого дома на примере игрушек разыграйте сценки знакомства, разговора. Поговорите о том, какие вопросы нужно задавать новым друзьям, как вести себя в игровой ситуации. Чёткий план ему не помешает.

Если необходимо лечение.

Иногда необходимо пройти курс лечения. Это облегчит состояние ребёнка. Неврологи и педиатры сегодня предлагают самые разные методы помощи детям с СДВГ.

Первое, что нужно родителям, — полностью понимать диагноз малыша. Лучше всего после обследования сходите к врачу сами, без ребёнка. Поговорите с ним, задайте ему все необходимые вопросы. Очень часто происходит так, что родители просто стесняются спрашивать врача обо всех подробностях диагноза. Также постарайтесь разузнать об опыте конкретного врача в работе с СДВГ. Обращайтесь к нему, советуйтесь по поводу лечения, только если уверены в уровне его квалификации.

Другие условия обучения.

Часто у детей с СДВГ наблюдаются проблемы с обучением в обычном классе. Поэтому есть гиперактивный ребёноквозможность перевести ребёнка в особый класс. Специализированные школы позволяют им учиться и развиваться без проблем. Здесь маленькие группы, а уроки построены так, чтобы детям было интересно. Здесь работают особые педагоги, они понимают проблемы малышей, стараются организовать их день правильно. Здесь не будет обидных слов от учителя, насмешек со стороны других школьников. В хорошо организованной обстановке учиться легко и просто. Ведь умственное развитие ребёнка с СДВГ соответствует всем нормам.

Терапия и медикаменты.

Если симптомы гиперактивного расстройства выражены очень сильно, то может быть назначена медикаментозная терапия. Она снимает тревожность, нервозность, постоянную потребность в движении. Она эффективна, но, к сожалению, принимать лекарства придётся постоянно. Обычно терапию прекращают тогда, когда ребёнок вступает в пубертатный период.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий