К группе раннего возраста относят детей с первого дня жизни и до трех лет. Именно на этот период приходится пик развития малыша, как физического, так и психического. Об особенностях и этапах психического развития мы расскажем ниже.
О роли условий психического развития
В жизни крохи раннего возраста родителям отводится ведущая роль. Именно от взрослых будет зависеть скорость психического развития малыша. Так, дети, с которыми общаются с первых дней жизни, окружают их лаской, заботой и вниманием, развиваются быстрее детей, которым незнакомы подобные прелести жизни в любящей семье. У них быстрее появляется улыбка, они раньше начинают «агукать», лепетать, разговаривать.
Малыши тонко чувствуют настроение взрослых, именно поэтому для полноценного психического развития крохи родителям так важно следить за собственными эмоциями, настраиваясь на позитив.
Очень важно, чтобы родители не просто ухаживали за ребенком, соблюдая режим питания, сна и гигиены, но и помогали ему знакомиться с окружающим миром, способствовали его двигательной и психической активности.
Показатели психического развития детей до трех лет
Для того чтобы сформировать полную картину психического развития ребенка раннего возраста, стоит особенно тщательно рассмотреть каждый из периодов.
Годовалые малыши. В этом возрасте дети уже многое знают и умеют:
- различают
геометрические формы и показывают их по просьбе взрослого;
- узнают членов семьи, предметы, явления, сказочных героев по фото и картинкам;
- знают названия многих предметов и объектов;
- выполняют целый ряд манипуляций с игрушками;
- ищут спрятанные взрослыми игрушки;
- переносят действия с одного предмета на другой (кормят и укладывают спать мишку, куклу, катают машину, детскую коляску, нагружая их и разгружая, и т.д.).
Второй год жизни. В два года у малыша развивается фразовая речь. Это одна из главных особенностей его психического развития. Кроха часто задает вопросы, понимает суть простого рассказа по картинкам, пробует сам давать ответы на вопросы по прочитанному. Кроме того, в этот период малыши пробуют принимать участие в сюжетных играх, действуют согласно простым алгоритмам.
Если в возрасте двух с половиной лет ребенок не проявляет желания разговаривать, стоит показать его специалисту, чтобы исключить на этом этапе проблемы психического развития и, конечно же, стимулировать его речь с помощью интересных и познавательных игр, развивая мелкую моторику рук.
Третий год жизни. Большую часть времени кроха проводит, активно изучая окружающий мир, постоянно задавая взрослым вопросы. В речи детей появляются сложные предложения, они отлично справляются с заданиями нарисовать простые предметы или слепить их из глины или пластилина.
Дети раннего возраста знают большую часть геометрических фигур, называют их по требованию взрослых. Кроха с большим удовольствием рассказывает о том, что произвело на него впечатление, особенно если помочь ему, задавая наводящие вопросы.
Особенность психического развития трехлетки — новый навык, который выражается в способности узнавать весь предмет по отдельной его части. Например, чайник — по носику, зайца — по ушам и так далее.
Об особенностях психического развития детей до трех лет
Особенность психического развития малыша от года до трех лет — это неравномерные психическое процессы. В психике процесс преобразования протекает волнами и с разной интенсивностью в зависимости от возраста детей.
Так, например, в 2-3 месяца основная роль в развитии психики малыша уделяется слуховым и зрительным реакциям. Спустя несколько месяцев ведущим процессом становится формирование навыков обращения с предметами с развитием хватательного рефлекса и совершенствованием движений рук.
В период раннего возраста наиболее четко проявляется взаимосвязь физического состояния малыша с его нервно-психическим развитием.
Важно понимать, что уровень психического развития детей в раннем возрасте во многом зависит от их физического состояния. Частые болезни, слабый иммунитет, родовые травмы, врожденные недуги могут стать причиной ухудшения эмоционального самочувствия малыша, негативным образом сказаться на формировании психических процессов.
С года до трех у детей раннего возраста формируется предметная деятельность, а также воображение, предметное восприятие. В это время малыш начинает активно общаться со сверстниками и взрослыми, преисполняется чувством гордости за собственные достижения.
Анализируя все вышесказанное, стоит отметить, что процесс психического развития в каждом отдельном случае протекает индивидуально, поэтому о каких-либо отклонениях вывод сможет сделать только профильный специалист. 0
Особенности социальной адаптации в раннем возрасте
Особенность социального развития детей раннего возраста — сотрудничество со взрослыми. Наблюдать за его раскрытием можно в следующем ключе: «ребенок — предмет — взрослый».
В процессе совместной деятельности кроха учится использовать предметы специальными способами, так, как это делают взрослые. Он понимает, что предметы — нечто постоянное, имеющее свои свойства и функции, и пытается сделать все, чтобы с ними познакомиться.
В раннем возрасте малыш заключен в мир вещей и предметов, каждый из которых его влечет либо же, наоборот, отталкивает. Так, например, малышам хочется подниматься и спускаться по лестницам, закрывать или открывать двери, бить в бубен или звонить в колокольчик. Практическая каждая вещь вызывает у ребенка раннего возраста позитивное или негативное желание, то есть так или иначе побуждает его к деятельности.
Если малыш с года до трех сильно увлечен каким-то предметом, его практически невозможно будет от него отвлечь.
При этом ребенок в большинстве случаев не способен в таком раннем возрасте самостоятельно, без помощи взрослого, постичь основные функции предметов только лишь на основании их видимых признаков.Взрослые на этом этапе помогают малышам понять принцип работы предметов.
Малыш с года до трех выполняет действия в соответствии с образцом, который был продемонстрирован взрослым, иначе правильного результата достичь у него не получается. Именно поэтому ведущая в этом возрасте – предметная деятельность, тогда как средством ее осуществления является ситуативно-деловое общение.
Ведущие направления развития предметной деятельности детей — это:
- переход к самостоятельной деятельности от совместной со взрослым с выделением образца правильного выполнения действий для сравнения;
- развитие методов и средств ориентации малыша в процессе выполнения предметного действия, что позволяет ему переносить деятельность с одного предмета на другой, обобщать, сравнивать.
Таким образом, можно сделать заключение о том, что в процессе предметной деятельности ребенок раннего возраста, используя ситуативно-деловое общение и помощь взрослого, учится навыкам обращения с предметами, учитывая их функциональное предназначение.