Дети младшего школьного возраста бывают непоседами или, наоборот, стесняются поднимать руку на уроке, слишком шаловливые или же собранные и сразу включатся в работу. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка и его подготовки к школе. Преподавателю в любом случае придется найти правильный подход к обучению. Здесь главное — заинтересовать малышей и помнить, что они действительно еще маленькие.
Информация должна быть понятной, наглядной. Если не привить интереса к учебе в этом возрасте, то потом это сделать будет гораздо сложнее. Психолого-педагогические особенности обучения малышей 6-8 лет таковы, что их увлекает все яркое, необычное, интересное. Мозг сам выбирает, чем заинтересоваться. Что ж, построить урок так, чтобы всем было на нем интересно – это настоящее искусство. Занятия дома тоже очень важны, и тут родители могут сильно помочь своим детям, проявив максимум внимания и заботы. Помните: отругать вы всегда успеете, но делать это тоже нужно правильно, как и хвалить.
Дети от 6 до 8 лет
Ко младшему школьному возрасту принято относить детей от 6 до 8 (10) лет. В разных странах разные нормативы, но в одном педагоги и психологи согласны — это важный возраст для того, чтобы начать постигать мир более осмысленно, чем раньше. Ребенок к этому эмоционально готов, а главное — у него так много интересов! Но это не всегда математика, английский язык и природоведение. Чаще всего детей занимают совершенно иные вещи. Что ж, это отлично, ведь любой интерес можно развить в хобби или даже любимую профессию.
Главная особенность детишек сейчас — они сами выделяют то, что интересно. Сейчас для них важна наглядность подачи материала:
- картинки, иллюстрации;
- рисунок учителя на доске;
- диафильм или фильм.
Все дело в том, что у детей этого возраста еще не хватает знаний о мире, чтобы воспринимать абстрактную информацию. Им необходимо видеть, слышать, потрогать, попробовать. Так они составляют полное представление о том, с чем приходится иметь дело.
Любой школьный предмет можно преподнести так, будь то родной язык, математика или литература. Все зависит от возможностей и желания преподавателя. Сейчас у детей формируется отношение к новому виду деятельности — обучению. От школы и родителей зависит, полюбят они науки или нет.
Все дети разные
Формирование характера и психических особенностей детей еще не закончено. Первые школьные годы помогут этому процессу. А вот темперамент уже сформирован и имеет большое значение. Психологи установили взаимосвязь темперамента и модели поведения во время процесса обучения.
- Сангвиники: любознательные и общительные, легко включаются в работу класса, часто вносят
предложения.
- Флегматики: очень быстро теряют интерес к однообразной деятельности. Иногда слишком медленные, быстро утомляются.
- Меланхолики: нужно постараться, чтобы этого ребенка заинтересовать. Устает очень быстро, необходима частая смена видов деятельности.
- Холерики: их проще всего заинтересовать. У них отличная память и хороший ум, но эти дети очень своевольные.
Преподавателю необходимо учитывать особенности всех малышей, уделять всем достаточно внимания во время школьного урока или проверки знаний.
Что уже знают и умеют
Первый класс приносит массу нового, но дети в 6-8 лет уже сами много чего знают и умеют. Конечно, если ими достаточно занимались до этого. Благодаря детскому саду или родителям, но они уже должны уметь:
- пусть небыстро, по слогам, но читать незнакомый текст;
- пересказывать прочитанное или
услышанное;
- делать выводы о прочитанном, отвечать на вопросы;
- считать, делать простые действия – сложение или вычитание в пределах первого десятка;
- рассказывать о себе, своей семье;
- различать, рисовать простые геометрические фигуры;
- решать простые задачки на логику.
У детей младшего школьного возраста огромный интерес к новому, главное не отбить его неправильным отношением к ним. Родители должны быть готовы к тому, что отношение к школе поменяется еще несколько раз.
Психологические особенности
Ребенок растет, меняется его жизнь и отношение к процессу обучения. Дети учатся с самого рождения, просто не осознают это как насущную необходимость. Поступление в школу все меняет. Конечно, сначала должно пройти время адаптации к новой роли, но очень скоро все поменяется. Жизнь ребенка можно разделить на несколько этапов, исходя из психолого-педагогических особенностей:
- младенцы – неосознанная деятельность, эмоциональное общение;
- раннее детство – первые социальные контакты, социальное обучение;
- дошкольники – обучение как игра;
- младшие школьники – начало учебной деятельности;
- подростки – социально-коммуникативная деятельность, продолжение обучения;
- старшеклассники – направленность на профессиональное обучение.
Для детей младшего школьного возраста поход в первый класс — огромное событие. На глазах меняется жизнь, чувство своей социальной роли. Сейчас к ним уже предъявляют много требований, и, главное, малыш готов им соответствовать. Возраст 6-7 лет хорошо подходит для начала занятий в школе, ведь в это время наступает пик ранней обучаемости.
Сейчас активно развиваются механизмы психики. Для успешного обучения и жизни в коллективе ребенку необходимо активизировать память, логическое мышление, поддерживать режим и дисциплину. Все это способствует правильному развитию психики и быстрому ее совершенствованию. Дети в прямом смысле взрослеют.
Жизнь полностью поменялась
Младший дошкольный возраст — переходный момент от детского сада к школе. Сейчас педагогические особенности процесса просты: продолжать игровую деятельность, направленную на обучение, но усложнить ее. Ребенка ставят в определенные рамки: дисциплинарные, временные, оценочные. Между тем подача материала простая.
Жизнь ребенка сильно изменилась, ведь детский сад хоть и длился 2-3 года, но это было еще настоящее детство. Там можно было поиграть, если наскучило рисовать со всеми вместе, давалось время на сон, прогулки, а воспитатель следил за игровым процессом, не вмешиваясь в него.
В школе же для детей все меняется. Нельзя так просто встать во время урока и начать играть. Некоторые дети этого не понимают, и их адаптация к школе затягивается. Они не могут принять новые рамки поведения. Здесь дело не только в самом ребенке, но и в родителях, учителях. Нельзя ругать его или кричать — так вы лишь напугаете ребенка.
Родителям необходимо морально подготовить малыша к школе. Поиграйте с ним в уроки, посадите за стол – пусть вживается в роль ученика. Можете поменяться местами — теперь он будет в роли учителя. Даже такая простая игра поможет ему психологически подготовиться к тому, что ждет его в школе.
Интерес к обучению
Интерес к обучению приходит далеко не сразу. Даже если ребенок нормально адаптировался к школе и уже завел приятелей, ему может быть не понятен сам смысл всего этого.
Зачем нужно учиться?
Он мечтает стать актером, а нужно учить математику.
Почему именно 11 лет в школе?
Зачем ходить каждый день?
Почему мама не может забрать его раньше с уроков?
Многие из этих вопросов остаются актуальными в первую четверть или даже весь первый год. Школьная программа первого класса учитывает психологические и педагогические особенности обучения малышей этого возраста. Очень часто интерес у ребенка теряется, если у него что-то не получается. Кстати, у взрослых это тоже происходит, только взрослый человек обладает эмоциональной и психической волей, которая говорит нам «нужно, должен, бросать нельзя». А ребенку важно видеть результаты своего труда.
Учитель должен вывести систему оценки достижений ребенка, а не его промахов и ошибок. Сейчас все более актуальна теория, что в начальных классах не нужно использовать стандартную 5-балльную шкалу оценок. Дети даже не всегда понимают разницу между «пятеркой» и «четверкой». Лучше поощрять их за достижения, хорошее поведение, интерес, аккуратность. Пусть такие шкалы будут важны для них. Тогда будет и правильная мотивация к учебе.
Наглядность
Важные особенности мышления детей младшего школьного возраста таковы, что вся информация для них должна быть как можно более наглядной. Увидеть предмет или процесс – значит понять его правильно. Рассказывать о том, как что-то происходит, мало. Необходимо показать. Для этого лучше всего использовать опыты, модели, видеоматериалы. Сегодня так много обучающих видео, которые простыми словами рассказывают о том, почему листья желтеют, почему небо голубое, как замерзает вода или расцветают цветы.
Подготовка учителя к уроку должна быть серьезной. Теоретические знания для детей 6-8 лет мало что значат. Они могут выучить учебник наизусть, но суть явления так и не поймут. Показать что-либо гораздо проще и быстрее, чем объяснять тему несколько раз подряд.
Как обучать детей?
В младшем школьном возрасте все еще сохраняется потребность увидеть пример решения задачи. Речь не идет только о цифрах, конечно же. Детям сейчас нужно, чтобы учитель показал, как что делается. Первый раз читаете текст вслух? Пусть учитель начнет. Тоже самое с пересказом, описанием картинки. Дети быстро учатся и приспосабливаются к необходимому стилю работы.
Новый материал преподносите в наглядном виде, показывайте пример того, как нужно правильно учиться.
Обучение — игра
Игровой момент в обучении все еще важен. Такая подача материала понятна детям младшего школьного возраста. Конечно, превращать все уроки в игру нельзя – это снижает познавательный элемент в процессе. Но некоторые моменты все же можно обратить в игру. Например, используйте викторины. Вместо страшной контрольной работы проведите игру, разбив детей на 2-4 команды. Дайте им вопросы, загадки по теме, задачки. Пусть сами выбирают, как готовиться и кто будет отвечать на вопросы. Присуждайте баллы, давайте им призы.
Такая форма урока позволит им продемонстрировать свои знания без страха получить плохую оценку. Некоторые из уроков чтения можно проводить в творческой, игровой форме. Вместе пересказа текста предложите детям разыграть сценки. Обучение все равно идет – малыш даже лучше запоминает материал, преподнесенный интересно, творчески. В 6-8 лет детям тяжеловато сидеть на месте по 45 минут подряд. А учеба-игра поможет реализовать желание двигаться, перемещаться.
В такой ситуации у детей активнее работает логика, воображение. Повышается работоспособность как отдельного ученика, так и всего коллектива. Опять же, нельзя ругать детей. Если кому-то тяжело включиться в игру, он стесняется, то не заставляйте его. Покажите, что в классе нет принуждения и он может включиться по своему желанию.
Правильно хвалить и ругать
У любой деятельности есть результаты. Они не всегда радуют родителей или учителей. Но хвалить и ругать детей младшего школьного возраста нужно правильно. Сейчас психика ребенка очень ранима. Изменились условия жизни, повысилась его ответственность, усложнились задачи. Кто-то привыкает к этому быстро, а кому-то понадобится длительное время на адаптацию. Похвала должна быть обязательно. В конце дня или недели учитель может сказать что-то про каждого из детей класса. Делается упор на положительные моменты. Ребенок:
- старается;
- всегда выполняет домашнее задание;
- усерден в классе;
- слушается учителя;
- помогает остальным детям.
Лучше даже не ругать детей, а давать им совет, рекомендацию:
- «старайся
больше времени уделять прописям»;
- «чтобы выучить стихотворение, повторяй его намного чаще»;
- «в следующий раз будь внимательнее, когда решаешь примеры»;
- «повтори правила сложения еще раз».
Доброжелательный совет учителя воспринимается легче. Дети этого возраста будут благодарны, что их не ругают при всем классе, говоря про неаккуратность или плохую подготовку к занятию.
Психолого-педагогические особенности работы с младшими школьниками заключаются в том, что сейчас их характер еще не до конца сформирован. Грубыми словами, насмешками или оскорблениями вы не призовете его стать лучше, стараться, учиться. А лишь убедите его в том, что он неспособен к учебе, глуп, недостоин уважения. Тогда уж точно никаких хороших результатов вам не увидеть.
Делаем уроки вместе
В школе ребенок проводит все больше времени, но так же важно правильно учиться дома. Для этого родителям нужно не просто контролировать то, что происходит, но и помогать. Сейчас малышу страшно, волнительно. У него началась новая пора в жизни. Домашнее задание вызывает разные чувства:
- лень что-то делать после школы, дома хочется поиграть;
- сложно сосредоточиться, устал;
- в классе получалось,
а дома он уже не может решить пример или написать слова;
- без учителя заниматься непривычно.
Все это — нормальная реакция на домашнюю работу. Не у всех родителей есть возможность проконтролировать ребенка: например, мама и папа на работе в это время. Вечером обязательно выделите час-полтора для того, чтобы не просто проверить, но и помочь.
Скажите малышу, что, если остаются вопросы, пусть задает их вечером. Вы вместе разберетесь в материале. Ребенок младшего школьного возраста должен знать, что родители на его стороне. Тогда дома всегда будет комфортная среда, где можно сосредоточиться на занятиях и отдохнуть.
Занятия дома
После детского сада тяжело адаптироваться к серьезным занятиям. Старайтесь помочь детям, организовав их день и режим. После того как вы пришли из школы, необходимо дать ему разрядку – свободное время. Если погода хорошая, пусть это будет прогулка на свежем воздухе, качели, игры с друзьями.
Если погода не позволяет, дайте ему поиграть дома, в спокойной обстановке. Особенности психики еще таковы, что ребенку необходимы игры. Сказать «ты уже взрослый, ходишь в первый класс» и выбросить игрушки – не может быть ничего глупее. Еще несколько лет малыш будет возвращаться к своим обычным играм. Почему бы и нет? Игра помогает снять напряжение, забыть о переживаниях и проблемах.
У детей должно быть время на отдых и сон. Если видите, что малыш сильно устал после уроков, предложите ему поспать всего полчаса-час. После этого начинайте делать домашнее задание. Лучше всего начать со сложных предметов, где необходима концентрация. Чтение, стихи, творческую работу сделаете после. Особенности психики сейчас таковы, что малыш может концентрировать внимание на занятии не более 30-40 минут. Потом необходим небольшой отдых.
Не затягивайте занятия до позднего вечера. Лучше всего закончить их минимум за 2-3 часа до сна. У вашего ребенка должно быть личное время на отдых и развлечения. Учиться до самой ночи он еще успеет, а пока что вы можете помочь ему легко адаптироваться к новому укладу жизни.