Вашему малышу 3 года. В это время идет активное психологическое развитие ребенка. Меняется его отношение к себе, родителям. Он начинает осознавать себя как самостоятельную личность. Начинается кризисный период перемен. Родителям нужно выбрать правильную тактику общения и воспитания, иначе вы просто навредите ребенку. Не ограничивайте малыша в желании быть самостоятельным.
Ваш кроха растет, меняется. Сейчас ему нужно хорошее, правильное питание, много кальция. Физическое развитие должно проходить нормально. Для этого детям нужно много двигательной активности. Игры на воздухе помогут им снять напряжение, и потом малыш будет хорошо спать. Занимайтесь спортом вместе: это хорошо скажется на ваших отношениях с малышом. В это непростое время родителям нужно проявлять мудрость и терпение.
Особенности детской психологии
В 3 года у ребенка есть свои психологические особенности. Развитие психики, интеллекта и восприятия идет постепенно. Не стоит требовать от ребенка в 3 года понимания, эмпатии, самокритики. Все это придет, но со временем.
А сейчас это просто активные, жизнерадостные маленькие человечки. Обычно в этом возрасте родители замечают сильные изменения характера и поведения ребенка. Многим кажется, что его поведение портится. Но все дело в личностном развитии ребенка: он начинает вдруг осознавать, что он отдельный человек, у него есть свои желания и возможности.
Потребность быть личностью
До 2,5 лет малыш ощущал сильную связь с матерью. Без ее разрешения или поощрения он не начинал ничего делать, от нее же ждал помощи. Теперь психическое развитие продвинулось, и кроха вдруг понял, что он сам может решать многие вещи. И тут дети начинают с боем отстаивать свои интересы.
Малыш может закатить истерику, если не получит обязательно голубую пластмассовую ложечку за обедом. Или же решит выбирать себе одежду только самостоятельно. Все то, что предложено мамой, отрицается. Стоит относиться к этим переменам терпеливо. Этот этап проходят все дети, но лучше, если он закончится к 4-5 годам. Если вы будете спорить с малышом, наказывать его за любое проявление самостоятельности, то такой период может только затянуться.
Позвольте быть самостоятельнее
Это не значит, что ребенку нужно все разрешать. В 3 года у малышей еще нет критической оценки действительности. Для них важны собственные желания и их быстрое удовлетворение. Относитесь с уважением к тому, что ребенок хочет стать самостоятельнее. Если его требования и желания обоснованные, то что в них плохого? Малыш всего лишь требует за обедом голубую ложечку – почему не дать ее ему? Ведь для родителей это, по сути, не имеет значения, так как ребенок ничего плохого не делает.
Постарайтесь понять малыша
Конечно, если он рвет не понравившуюся одежду, игрушки, ломает вещи, тут необходимо проявить строгость. Психологическое развитие малыша проходит быстро. Если родители не обращают внимания на какие-то проблемы поведения, они так и останутся у ребенка. Это станет для него привычным типом общения с людьми или обращения с предметами. Когда малышу 3 года, родителям нужно понимать: ругань, агрессия недопустимы в воспитании. Лучше старайтесь объяснить, показать на своем примере.
Дети все повторяют за родителями. Если они видят ваш позитивный пример, то им гораздо легче будет делать выбор в пользу правильного. Психологическое развитие детей — процесс, который проходит по спирали. Невозможно научить малыша сразу сложным, «взрослым» законам функционирования общества. Он их просто не поймет. Начните с малого – с семьи.
Не стоит думать, что он еще слишком мал, чтобы учиться. В 3 года малыши ориентируются на поведение родителей. Так поступает мама? Значит, это «хорошо», так делать/говорить можно. Старайтесь быть примером для ребенка, иначе он будет брать пример с кого-то еще.
Интеллект
Интеллект развивается частично благодаря стараниям родителей, а частично это естественный процесс. Малыш видит, слышит, чувствует — все это дает ему опыт, некое знание о мире. Какие-то простые выводы он уже может сделать сам. Конечно, далеко не обо всем. В 3 года дети часто задают родителям вопросы — самые разные, иногда глупые или некорректные. Ругать ребенка за интерес неправильно. Лучше всего помогите ему самому разобраться в вопросе.
Техники раннего развития всегда предлагают малышу самому искать ответ. У него есть все необходимое, например особые развивающие игрушки. Возникает интерес — есть возможности для его удовлетворения. Например, ваш малыш посмотрел мультик про животных и у него масса вопросов. Не отмахивайтесь от этого интереса — сходите в зоопарк, в музей, прочтите ему что-то из энциклопедии. После похода в зоопарк предложите нарисовать тех животных, которые больше всего понравились. Такое простое и интересное упражнение отлично сказывается на интеллектуальном развитии ребенка:
- повышается концентрация (на том, что интересует);
- развивается логическое мышление (малыш может делать выводы из прочитанного, увиденного);
- улучшается память (так как запоминается самое интересное);
- малыш учит новые слова (развитие речи).
Так родители могут удовлетворить практически любой интерес ребенка. Это не только интересно, но и познавательно.
Кризис «я сам»
Многим родителям знаком кризис «я все делаю сам». Малыш так и говорит маме: «Я сам хочу». Это его желание естественное и нормальное. Но, если бы все было так просто, это явление не называлось бы кризисом. Для ребенка многие действия и свойства предметов неочевидны. Например, родители всегда включали ему мультфильмы. Он знает, что включить телевизор можно, использовав пульт. Но сам пользоваться им он не умеет – малышу приходится идти за помощью к матери.
С одной стороны, он уже многое может сам, а с другой — понимает, как нуждается в родителях. Из-за этого кризиса развитие малыша прогрессирует. Ему нужно избавиться от необходимости спрашивать, искать помощи у взрослого. Если не позволять ему делать то, что хочется, и ограждать от самостоятельных действий, у него не будет стимула учиться. Зачем? Ведь мама и папа все могут сделать лучше, аккуратнее, быстрее. Этот период не очень приятный для родителей, ведь они встречают массу протестов со стороны крохи. Но это время просто нужно преодолеть.
Помочь ребенку узнать свои возможности
В 2,5-3 года для детей на первом месте собственные интересы и желания. Например, ребенок плачет, не хочет идти в садик, и на него совершенно не действуют объяснения, что родители уходят на работу, не могут забрать его с собой. Он настаивает на том, чтобы остаться дома или пойти на работу вместе с мамой или папой. Этот детский эгоизм —временное явление. Конечно, при правильном воспитании. Главное тут — диалог между малышом и родителями. Разберите такую ситуацию: он остается дома, не идет в садик, а родители уходят на работу. Спросите:
Может, тебе одному целый день будет скучно или страшно?
Напомните, что в садике его покормят, он пойдет на прогулку, будет играть с друзьями. А оставшись один дома, он окажется лишен всего этого. Малыш, конечно, будет говорить, что справится сам. Но главное, что он задумается о происходящем. Не принуждайте ребенка к чему-то, а объясняйте все на доступном ему языке. В выходной день предложите ему разыграть такую ситуацию: он один дома, родителей нет, и он должен все возникающие проблемы решать сам:
- может взять что-то из холодильника на завтрак;
- придется самому играть, развлекать себя;
- сам одевается;
- самостоятельно умывается, чистит зубы.
Это делается не для того, чтобы показать малышу, что без родителей он не справится. Наоборот, это проверка его самостоятельности. Так он сможет реально оценивать свои силы. А родители находятся рядом, наблюдают за ним. Еще ребенок сможет увидеть последствия своего выбора. Хочет есть целый день только конфеты и мороженое? Хорошо, пускай. Так он поймет, почему мама предлагает на завтрак кашу или бутерброд. Опыт будет позитивным. В следующий раз, играя в такую игру, он уже не сделает прошлых ошибок.
Личностное развитие
Развитие ребенка в 3 года становится более продуктивным. Главное – сейчас начался процесс становления малыша как самостоятельной личности. Нельзя этому мешать, а вот помогать как раз нужно. Родители должны занять позицию сторонних наблюдателей: дайте ему возможность действовать, не мешайте.
В нужный момент объясните, что кроха делает не так, предложите несколько вариантов, как можно поступить. Важно не только ругать, но и хвалить. Научился новому? Сделал интересный вывод? Сам понял, как пользоваться той или иной вещью? Похвалите его, скажите, что очень гордитесь.
Психологическое развитие должно быть сбалансированным: победы и поражения, похвала и предупреждение должны чередоваться. Это реальность: в жизни не бывает так, что нас только хвалят или только ругают. В 3 года уже проявились черты характера крохи. Вы видите, умеет ли он быть упорным в достижении цели, может ли стать лидером, или же он лишь следует за большинством, легко сдается. Его личность создается по кирпичикам, а «строительный материал» — ваши отношения в семье, общение между родителями.
Детские страхи
В этом возрасте у детей периодически обостряются старые страхи или появляются новые. Кажется, ребенок уже не боится темноты или одиночества, но эти страхи могут вернуться. К 3 годам такое случается. Это реакция на климат в семье. Родители снова поссорились? Мама плакала, а папа кричал, ругался… Малыш может не отреагировать на происходящее, но потом появятся страхи. Дети реагируют на перемены общения, отношений родителей.
Родителям нужно это понимать, ведь для нормального психического развития малыша отношения между ними тоже должны быть здоровыми. Дайте понять ребенку, что между вами все хорошо. Можете объяснить, что иногда люди ссорятся, но это не значит, что они не любят друг друга. Ночные страхи могут оставаться надолго, не дают покоя детям по ночам, мешают спать. Лучше всего решить эту проблему сейчас, когда малышу 3 года. Если ребенок просит побыть с ним перед сном, то посидите 10-15 минут, почитайте ему книжку. Оставьте небольшой источник света в комнате. Когда все нормализуется, он снова сможет спать без проблем.
Физическое развитие
Это период, когда физическое развитие идет очень быстро. Много движения, активные игры позволяют малышу быстро прийти в хорошую форму. Он уже гораздо более выносливый, чем даже год назад.
Рост
Нормальный рост ребенка в 3 года — 98-103 см. У низких или высоких родителей показатели могут немного отличаться. В этот момент важно, чтобы ребенок потреблял достаточно кальция и фосфора. Врач предложит вам принимать витаминные комплексы с этими микроэлементами. Это хорошая идея, ведь из молочных продуктов кальций получить можно далеко не в таком количестве.
Вес
Вес от 15 до 16 килограммов считается нормальным. Хотя у миниатюрных родителей дети могут немного отставать в весе. Сейчас малышу важно питаться хорошо, но правильно. Нельзя допускать веса в 18-19 килограммов для этого возраста: это слишком много. В случае переедания, потребления большого количества нездоровой пищи могут начаться серьезные проблемы.
Что уже умеет ребенок?
Почти все, что необходимо, кроха уже освоил. Давайте посмотрим, чему он научился за последний год:
- сохраняет равновесие (может ходить по бревну);
- хорошо бегает;
- прыгает вперед и назад;
- запоминает последовательность из 5-10 движений;
- бросает и ловит предметы;
- ходит и бегает по лесенке;
- ходит на цыпочках;
- выполняет несложные упражнения, повторяет за воспитателем.
Это основные навыки. Всему остальному вы можете его научить. Сейчас кроха гораздо выносливее, чем был еще год назад. Родители могут заниматься спортом вместе с малышом. Например, папа делает утром зарядку – он может предложить ребенку заниматься вместе, а можно даже немного соревноваться.
Все занятия лучше строить в виде игры – тогда малышу не будет скучно. Сейчас дети любят двигаться, для них это большое удовольствие. После зарядки можно поиграть в подвижные, активные игры. Психология ребенка 3 лет ориентирована на игровую деятельность. Как только какой-то процесс превращается в игровой, малыш хорошо на нем концентрируется и успешно учится.