rebenkoved.ru
Всё, что надо знать о ребёнке
icon_nav_category_03Психология

Формирование личности вашего ребенка

Нормальное личностное развитие ребенка зависит от трех факторов: семья, окружение, возможности для получения знаний. Родители хотят для своих детей всего самого лучшего. В том числе и того, чтобы они приобрели самые достойные личностные качества.

Стоит помнить, что каждый малыш уже с рождения имеет развитие личности ребенкасобственный характер. Он — индивидуальность. Дальше все дело за родителями. Конечно же, необходимо воспитание. Очень важно задуматься, как и чем живет ваша семья, ведь именно вы — главный пример для ваших детей.

Малыш должен учиться ставить перед собой цели, достигать их. Это не всегда просто, и на пути обязательно будут ошибки. Ограничивать его самостоятельность, возможность принимать решения нельзя. Без этого личность не может развиваться гармонично и полно.

Даже маленький ребенок — уже личность

Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос успешным, активным, интеллигентным, любил читать, уважал старших, занимался спортом… Этот список можно продолжать бесконечно, ведь положительных качеств характера и личности очень много.

Родители, конечно же, желают добра своем малышам. Но не развитие личности ребенкастоит забывать: ваш ребенок с самого начала уже личность, индивидуальность. С первых дней жизни он будет показывать свой характер: спокойный он или активный, крикливый. С каждым днем все яснее становится, что это действительно личность. Чем старше он будет, тем это очевиднее.

На какие-то ключевые составляющие личности человека повлиять почти невозможно, но это не значит, что нужно оставить его на произвол судьбы. Видя, какой он, ваш малыш, вы можете помочь ему что-то понять, а где-то проявить строгость. Воспитание дает многое для развития полноценной, гармоничной личности. При условии, конечно, что сами родители и окружение могут похвастаться положительными личностными качествами.

Ругать малыша за то, что он не хочет в 6 лет читать книжки, или слишком робкий, или, наоборот, его не переспорить, — не самое умное решение.
Проявлять агрессию — еще глупее со стороны взрослого человека. Это естественно, что у ребенка будет свой взгляд на жизнь, характер, увлечения и предпочтения. Хотя в основном на формирование личности оказывают влияние три фактора:

  • ближайшее окружение (родители);
  • среда (где, как, чем вы живете);
  • возможности для обучения и развития (школа, кружки, домашние занятия, чтение, музеи, театры…).

Ребенок берет пример со своих родителей, копирует их поведение. Не забывайте об этом.

Личностные черты

Если говорить про личностное развитие, то стоит начать с главного – с характеристики личности. Тип эмоционального контакта с окружающими складывается практически сразу же после рождения.

От некоторых младенцев так и веет тревогой. Они плачут, развитие личности ребенказанимают оборонительную позицию (выставляют сжатые кулачки перед собой). Другие же спят спокойно, мирно смотрят на происходящее вокруг, мало плачут. Тут нет никакого секрета. Наш мозг формируется все 9 месяцев, пока крошка находится у мамы в животе. Чем дальше, тем сложнее становится структура мозга и протекающие в нем процессы. Начинается внутренняя жизнь, складывается подсознание.

Во многом личностные черты зависят от первых дней и даже часов жизни малыша. В идеале должно быть так: ребенок родился – мама обняла его и не отпускает больше. Он помнит звук ее сердца, запах. Ему хорошо и спокойно, когда мама рядом с ним. Ведь он еще ничего не знает о мире – естественно, что он его пугает.

Однако очень часто бывает так, что ребенок родился, и его тут развитие личности ребенкаже понесли куда-то обмывать, пеленать, делать замеры. Маме в роддоме малыша приносят лишь на кормление. Ему некомфортно и страшно, он просто не понимает, что с ним произошло. Мозг уже работает, внутренняя жизнь крохи уже началась. И с первых дней мир вокруг – чужое место для него.

Это ведет не только к повышенной нервозности малыша – после этого взгляд на мир всегда может быть немного пессимистическим. Вырастая, человек забывает эту первую психологическую травму, но ощущение остается. Отсюда неуверенность в себе, замкнутость, некоммуникабельность. От этих первых минут или часов после рождения многое зависит. Они всегда оставляют видимый отпечаток на личности ребенка, а потом и взрослого человека.

Самостоятельность

Учиться всему нужно постепенно. Сначала дети смотрят, потом пытаются повторить, затем делают что-то вместе со взрослыми, и только потом уже — самостоятельно. Часто на такой процесс уходит не так уж много времени. Держать ручку, вилку, застегивать кофточку кроха может научиться за несколько минут или пару дней.

Главная цель развития — достижение этой самой развитие личности ребенкасамостоятельности. Сначала мы только разглядываем предметы, потом учимся держать головку, сидеть, ползать, только после этого начинаем ходить и бегать. За нас этого никто не может сделать. И это очень хорошо. Учиться – значит набираться опыта.

Если же вы не даете ребенку самому пройти этот путь от наблюдения до действия, то о какой самостоятельности может идти речь? А она необходима малышу, чтобы развиваться физически и психически. Многие мамы считают, что только они могут хорошо умыть личико ребенка, тщательнее почистить ему зубки, выбрать подходящую одежду. Крохе остается только стоять и ждать, пока о нем позаботятся. А что дает нам самостоятельность?

  1. Умение ставить цель и искать пути достижения.
  2. Способность логически мыслить, искать возможности решения проблемы.
  3. Использование личного опыта для достижения цели, получение нового опыта.
  4. Радость от достижения цели, успеха.
  5. Умение не опускать руки, стараться.
  6. Оценка собственных возможностей.
  7. Чувство независимости, уверенности в себе.

Это лишь 6 пунктов, а на самом деле самостоятельное решение проблемы дает нам очень много. «Лучше мамы никто не сможет сделать» — в этом много негативного для личностного развития человека.

Детям нужно давать пространство для самостоятельности, иначе они очень быстро поймут, как это удобно — во всем полагаться на родителей.

Умение ставить перед собой цель

Возраст от 3 до 6 лет очень важен. В этот период времени дети учатся ставить перед собой цели, планировать, искать развитие личности ребенкапути достижения желаемого. Это необходимо для того, чтобы научиться нормально жить в нашем обществе.

Цели могут быть большими или маленькими: вырасти и стать ветеринаром, самому проехаться на лифте, научиться завязывать шнурки, плести косичку и т.д. Главное не содержание, а сам процесс: ребенок ставит перед собой цель и идет к ее осуществлению.

Уже в этом возрасте можно понять, есть ли у малыша задатки лидера. Проявляются ли у него следующие положительные качества?

  • концентрация на цели;
  • уверенность в себе;
  • поиск решений;
  • логический подход;
  • творческий подход;
  • умение договариваться;
  • аккуратность, прилежность.

Или же, как только становится трудно, малыш бросает все на полпути? Тут важно, какой пример подают родители. Добиваться своей цели можно научиться, особенно если у тебя хорошие учителя.

Помогайте ему, подсказывайте. Сейчас все похоже на игру, но через несколько лет нужно развитие личности ребенкабудет идти в садик, школу, институт — начинается взрослая жизнь. Тут уже умение ставить цели и достигать результата очень важно. Также необходимо научить малыша самого принимать некоторые решения. Чем дальше, тем их больше и они сложнее.

Все это стимулирует психическое и личностное развитие. Если не будет самостоятельности, возможности принимать решения, ошибаться и учиться на своих ошибках, то личность получится незрелой, ей потребуется больше времени на взросление.

Факторы личностного развития

На процесс развития личности влияют три группы факторов. Каждый из них важен, и необходимо рассматривать их совместное влияние. Только тогда удается понять, что же происходит с ребенком, каким он вырастет, кем станет.

Семья

Здесь важно:

  • поведение родителей, общение их друг с другом;
  • общение с ребенком и внимание к нему;
  • нормы поведения в семье (уважение к старшим, нормы общения, лексикон…);
  • воспитание детей;
  • климат в семье.

Если отношения теплые, основанные на взаимном уважении и понимании, то ребенку гораздо проще вырасти гармоничной личностью. Агрессия в отношениях родителей, ссоры, крики, скандалы и оскорбления формируют иной взгляд на жизнь.

развитие личности ребенкаАгрессия порождает только агрессию. С детства видеть такое поведение родителей — значит создать у малыша неверное представление об общении, отношениях в семье. Это не может не отразиться пагубно на его личности.

Конечно же, необходимо воспитание. Тут родители могут проявить жесткость, давая понятие о том, что правильно, а что нет. Такие вещи мы держим в памяти, а потом они просто становятся частью нашей личности. И мы уже не можем бросить бумажку на улице или есть немытыми руками. Или же не помочь другу в сложной ситуации, пройти мимо того, кому необходима помощь.

Окружение

Кроме ближайших родственников, есть еще и более широкое окружение: соседи, друзья, родственники, даже случайные прохожие. Дети с раннего детства привыкли: то, что делают взрослые, безусловно правильно. Копируются не только слова, но и поведение. Отсюда складывается привычка.

Если все окружающие совершают те или иные действия, развитие личности ребенкамалыш воспринимает это как единственную норму поведения. Необходимо родиться удивительно сильной личностью, чтобы с детства видеть недостатки окружения, не поддаваться влиянию общества. Чаще всего малыш просто живет по законам той среды, в которой существует.

Родители должны это понимать. Если даже в не самой благополучной среде они сумеют создать нормальные условия для личностного развития, это уже поможет малышу.

Возможности для развития

От возможностей для развития и обучения тоже зависят личностные особенности человека. В период взросления нужно:

  • учиться;
  • общаться;
  • играть.

Таким образом у детей формируется понимание нашего мира, отношений между людьми. Учиться необходимо даже развитие личности ребенкамалышам: это заставляет мозг работать, логически мыслить. Чем активнее ведется умственная работа, тем лучше.

У детей уже с 1-1,5 лет появляется сильная потребность учиться, исследовать мир вокруг. Если сейчас подавить это желание, оно может больше и не возникнуть – личность не будет развиваться правильно, станет пассивной. С детьми нужно разговаривать, заниматься, что-то делать вместе. Очень тяжело выстраивать свою личность, если для этого нет «строительного материала»:

  • новых знаний;
  • социального и практического опыта;
  • впечатлений.

Все это ребенок получает через игры, общение, посещениеразвитие личности ребенка садика, кружков, спортивных секций. Спорт тоже многое дает, в первую очередь – волевое развитие личности.

Занимаясь спортом, мы очень быстро понимаем разницу между «хочу, не хочу» и «нужно, должен». А это уже ценное личностное качество — наличие воли.

Кроме того, от получения новых знаний, достижения целей дети испытывают нормальную радость и гордость. Это необходимо для того, чтобы научиться ценить себя. А еще – чтобы реально оценивать свои силы. Тогда уже можно будет ставить перед собой новые цели и контролировать их достижение.

Оцените статью
Отзывы и комментарии к статье