rebenkoved.ru
Всё, что надо знать о ребёнке
icon_nav_category_03Психология

Потребность в общении у детей дошкольного возраста

У детей дошкольного возраста большая потребность в общении. Это хорошо, если малыш легко может завязать дружбу на детской площадке или в садике.

В общения детей несколько важных моментов. Дружба, совместные игры и чувство принадлежности к обществу благотворно отражаются на психическом развитии. Кроме того, в процессе общение детейвзаимодействия малышам проще развивать речь, выучивать новые слова.

Нельзя лишать ребенка возможности играть, разговаривать, дружить с другими детьми. Роль общения велика для всех детей. Для малышей с отклонениями в физическом или психическом развитии возможность дружить, играть вместе тоже значит очень много. Это помощь в социализации, возможность научиться быть членом общества даже вопреки своим проблемам. Не менее важным является здоровое общение малыша и его родителей.

Роль общения для психического развития

Конечно же, для всех малышей дошкольного возраста общение необходимо. Не только с точки зрения развития личности и обучения. Еще одна роль общения— снятие стресса, напряжения от занятий.общение

Самые обычные дружеские разговоры, шутки, тайны – все это составляющие эмоциональной жизни малыша.

Общение с другом дает массу положительных эмоций даже в таком раннем возрасте, как 3-4 годика. Первое, с чего следует начать, это речевая функция.

Можно разделить две главные роли процесса общения у детей дошкольного возраста:

  • развитие и обучение;
  • социальная необходимость.

Дети не только делятся опытом, новыми словами, понятиями, развитии мышления и интеллекта. Им необходимо чувствовать свою принадлежность к обществу
. Социальный характер общения сейчас выражается в совместных играх и другой деятельности.

Речь и мышление

Рассмотрим коммуникацию с точки зрения речи. Речь относится к высшим психическим функциям человеческого мозга. Кроме того, это возможность выразить себя, показать миру собственную личность.

Речь участвует в развитии мышления. И, что очень важно, общение в игреречь, речевая деятельность имеет социальную значимость. Человек, способный выражать свои мысли на доступном и понятном языке, является частью общества.

Общаясь между собой, дети познают самих себя. Они могут высказать, что им нравится, что не нравится. Они формируют друг у друга представление о себе. Без слов это сделать возможно, но очень сложно. Речь несет в себе эмоции человека.

Речь и язык

Язык является средством общения и выражения мыслей. Это связь человека с внешним миром. Человек может различать и понимать множество языков. Чем лучше он знаком с языком, одиночествотем проще на нем выражать свои мысли. Самое простое – родной язык. Родной язык принимает основное участие в развитии личности.

Существует множество альтернативных языков для тех, кто лишен возможности общаться вербально. Это помогает детям с физиологическими отклонениями сохранять возможность нормальной коммуникации.

Психическое развитие детей от 3 до 6 лет

Нормальное психическое развитие детей дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет) предусматривает следующие навыки:

  • научиться правильно использовать родной язык;
  • решать ситуационные задачи;
  • находить общий язык и общаться с другими детьми;
  • уметь общаться со взрослыми людьми (родителями, родственниками, воспитателями, посторонними);
  • правильно вести себя в обществе (детей, взрослых);
  • понимать эмоции других людей (эмпатия).

Во всех этих пунктах главную роль играет живое общение. Без него ничего не получится.
Социальные механизмы сами собой не открываются для человека. Взаимодействие с разными людьми, совместная деятельность, игры — все это дает возможность правильного психического развития.

Речевое развитие

Малыш к 3 годам знает больше 1000 слов. Этот объем будет стремительно увеличиваться, если у малыша будет возможность общения. Родители обязательно должны уделять ob3внимание занятиям с малышом.

Это не обязательно классические задания – хватит и простых разговоров, чтения вслух. От родителей дети учатся правильной родной речи. В развитии словаря, лексики, грамотного использования всех частей мама и папа принимают участие еще задолго до того, как ребенок начнет говорить.

Второй важный момент общения с родителями — правильное произношение звуков. Еще с 2 лет дети начинают повторять слова. К трем годам они уже строят простые фразы, могут что-то рассказывать, пересказывать тексты. Часто родители замечают речевые дефекты. Но не спешите обращаться к логопеду.

Для детишек младшего дошкольного возраста неправильное произношение многих согласных звуков — результат общение с ребенкомотсутствия практики. Обратите внимание на те звуки, которые крохе не даются.

Старайтесь подобрать как можно больше слов с ними. Не нужно говорить «ты неправильно произносишь, это ошибка». Лучше просто спокойно повторите правильный вариант. Так, в процессе простого разговора, игры, общения, вы можете исправить большинство дефектов речи у маленьких детей.

Особенности общения у детей от 3 до 6 лет

По мере развития ребенка происходит и развитие потребности в общении. Роль живого общения становится все более важной – уже к 5-6 годам могут сформироваться прочные дружеские связи. С 3 лет родителям необходимо стимулировать интерес крохи к совместным играм с детьми.

Дети 3 лет

Начинаются ролевые игры. Сейчас общение стимулирует память, речь, дает малышу новые слова и понятия. Ускоряется общее развитие ребенка. Если сравнить малыша, который не общение детейпосещает садик, имеет мало социальных контактов, и того, который посещает садик, то мы увидим следующее.

Малыш из садика более коммуникабельный, самостоятельный. Он уже не бежит по любому поводу за помощью к маме, а пытается сам решить поставленную задачу. В его психическом развитии наступает переломный момент. Малыш уже готов многие вещи делать сам.

Дети 4 лет

Роль общения в развитии малышей 4 лет приобретает важный социальный характер. Дети научились получать обратную связь от общества. Теперь они учатся быть его частью. Многие из них даже дома следуют каким-то его правилам. У девочек застенчивостьпоявляются понятия о красоте, моде. Они формируются спонтанно.

Например, девочка просит маму завязывать ей обязательно два хвостика в садик, потому что «все так ходят». Для нее важную роль играет принадлежность к сообществу. Нельзя сейчас обвинять детей в том, что они хотят быть «как все». Этот период очень важен. Просыпается социальная составляющая личности. Малыш стремится следовать правилам общества, в котором находится.

Дети 5 лет

У детей 5 лет уже начинается период, когда дружба становится необходимой. Нужен человек, контакты с которым будет приносить удовольствие. Обычно более игракрепкие дружеские отношения сейчас завязываются между

девочками. Мальчикам проще, ведь их игры и общение не носят настолько эмоциональный характер. Роль общения теперь меняется. Разговор становится потребностью. Детям теперь нужны дружеские связи, возможность общаться с тем, с кем есть общие интересы.

Дети 6-7 лет

В этом возрасте детишки идут в школу. Тут начинается общение совсем другого уровня, нежели в детском саду. Хотя в нем все еще остается компонент обучения, обмена опытом. Сейчас укрепляются старые дружеские связи, а завязать новые значительно легче.

Теперь общение – необходимый элемент в правильном волевом и эмоциональном развитии. Начинается период, дети рисуюткогда дети соперничают друг с другом. Каждому хочется лучше учиться, чтобы учитель похвалил его перед другими.

В учебе, спорте, творчестве нужны, с одной стороны, друзья, а с другой — соперники.

Роль общения все более важная. Теперь дружба завязывается не ради лишь совместных игр, а ради взаимодействия. С другом делятся проблемами, вместе решают их. А вот у детей с проблемной эмпатией этот процесс замедляется. Для построения крепких дружеских отношений необходимо чувствовать эмоциональное состояние партнера.

Благоприятный климат

Нормальное общение между детьми нуждается в благоприятном климате, в котором дети будут готовы дружить, общаться. У них есть игрушки, кто-то из взрослых находится рядом. Все спокойно, безопасно, никто не проявляет признаков агрессии. Конечно, идеальной среды не бывает нигде, будь то садик, двор, дом друга…

Задача родителей и воспитателей – обеспечить как можно более комфортную атмосферу для общения и совместных игр детей.

У детского сада есть, конечно, свои негативные стороны. Но по сравнению с пользой для малыша они несущественны. Здесь дети в простой форме постигают важнейшие социальные механизмы. Что дает им общение в детском коллективе:

  • развитие речи;
  • совершенствование психической деятельности;
  • самостоятельность (до определенной степени);
  • умение отстаивать свою точку зрения или соглашаться с другим (развитие социального компонента общения);
  • возможность понимать эмоциональные состояния других людей (эмпатия, сопереживание).

Для детей дошкольного возраста детский сад – отличная возможность научиться всему этому без проблем.

Детский сад

Некоторые родители очень негативно отзываются о детских садах, так как:

  • в саду родители не могут быть рядом;
  • там невкусно кормят;
  • много детей, мало игрушек;
  • воспитатель не может уследить за всеми;
  • кроха в 3 годика еще не готов к саду и т.д.

Возможно, это и так. Многие малыши жалуются на садовскую еду, им не нравится рано вставать… Но у детского сада есть одно огромное преимущество: это настоящая школа общения. Для детей дошкольного возраста это идеальные условия, чтобы научиться социальному взаимодействию.

В садике дети знакомятся, находятся вместе весь день. Тут начинает активно формироваться социальное «я». Создается свое маленькое общество. У него свои нормы поведения, детский садправила и социальные роли.

Дома с мамой или бабушкой всегда можно договориться. Игра, разговоры, еда — все по правилам, которые нравятся детям. Тут же придется отстаивать свои интересы, мириться с желаниями других детей. Кроха быстро учится общению, улаживанию конфликтов. Конечно, все это безопасно. Воспитатель поможет помириться тем, кто поссорился.

Роль взаимодействия и общения в детском саду первостепенная. Дети учатся самостоятельности, перенимают друг от друга новые навыки. Тут активно развивается устная речь. Дети выучивают до 20 новых слов в неделю.

Адаптация в садике

Первый и самый важный урок малыш получает во время периода адаптации. Не будем сейчас рассматривать физические аспекты этого процесса –остановимся лишь на психологических. Гораздо проще в саду тем детям, которые быстро идут на контакт. Тут-то впервые можно увидеть, как малыш чувствует себя в обществе других детей.

Кто-то занимает активную позицию — знакомится, пытается играть с другими, разговаривает. Другие дети адаптациясидят в сторонке, ждут, пока что-то другой заговорит с ним первый. Конечно, воспитатели помогают всем подружиться посредством совместных игр.

Психологическая адаптация длится дольше, чем физическая. Для родителей очень важно сейчас не «дергать» ребенка и дать ему самому разобраться в ситуации.

Все дети во время адаптационного периода плачут, просятся домой, не хотят в садик. Придется проявить некую жесткость. Забирать его на несколько дней домой, потом снова отводить в садик, ругаться — это не лучший вариант. Так адаптация будет длиться дольше. Дайте ему возможность приспособиться. Как только он заведет себе приятелей, привыкнет к стилю жизни в саду, ему будет гораздо проще.

Здесь роль общения очень высока. Приходится искать себе место в социальной группе. Малыш почувствует себя на своем месте, когда привыкнет к взаимоотношениям в садике и возможностям для игр.

Совместные игры детей

Лучший способ обучения детей младшего дошкольного возраста – это игра. Играя вместе, дети узнают очень многое:

  • новые слова и понятия;
  • новые имена, профессии, города;
  • расширяют свой кругозор;
  • моральные ценности, правила поведения;
  • учатся решать конфликтные ситуации;
  • учатся эмпатии и сопереживанию.

Игра — простое представление реальной ситуации. В ней дети «примеряют» на себя профессии, отношения внутри семьи.

Эмпатия

Важный этап в развитии психики ребенка — появление эмпатии. Человечек учится чувствовать эмоциональное состояние другого и, как следствие, сопереживать. злостьНормальная коммуникация подразумевает, что один человек понимает другого, когда тому грустно, он переживает или радуется.

Это возможно благодаря тому, что мы улавливаем и запоминаем мимику, жесты людей и соотносим их со своими. Конечно, у каждого проявления эмоций немного отличаются, но в общем мы все в этом похожи.

Мы знаем, что улыбка означает радость, хорошее настроение, что-то приятное. Вместе с тем мы отличаем грустную улыбку от улыбки истинной радости. Эти нюансы невозможно усвоить, находясь в отрыве от общества. У ребенка есть первые 3 года, чтобы постичь азы этой науки. Он научился понимать настроение родителей по мельчайшим деталям. Дальше — посторонние люди.

Так мы учимся понимать эмоции, строить близкие отношения с ссоралюдьми. Человек не осознает, как происходит это запоминание. Тут уже работает его мозг, подсознание.

Эта информация накапливается первые 3-5 лет, и затем мы уже знаем все необходимое. Это еще одна причина, по которой общение и социальная жизнь детей очень важны. Ограничивая детей в таких контактах, мы лишь отдаляем для них возможность нормально влиться в общество.

Воображение

Еще одна важная роль общения для психического развития — активизация воображения. Все начинается с игр. Чем сложнее игра, тем активнее работает воображение. В развитии человека этот момент один из важнейших.

Без воображения невозможно качественно решать ситуационные задачи. Кроме того, хорошо развитое воображение в дальнейшем поможет добиться креативного мышления.

Детские кружки и секции

У них несколько назначений. Кроме общего развития и получения знаний, это еще и место для общения. На фоне совместной деятельности общение здесь становится мотиватором для волевого развития.детские кружки

В спортивных секциях дети не только сопереживают друзьям, но и хотят сами добиться успеха. Они сравнивают себя, оценивают свои достижения. Общаясь с другими, малыш учится правильно реагировать на свои победы и поражения. Кроме того, у товарища можно чему-то научиться.

Необходимость общения для развития

Возможность общаться должна быть предоставлена всем детям. Особенно тем, кто от природы ограничен в возможностях. Для них иметь друзей, разговаривать (во всех смыслах), понимать, испытывать близость с кем-то крайне важно.

Дети с проблемной коммуникацией

Для детей с ограниченными возможностями и проблемами развития контакты необходимы для нормального психического состояния. Они испытывают сильное давление со стороны окружающих. Без нормального общения образуется масса комплексов, которые могут лишь усугубить состояние и ввести ребенка в затяжную депрессию.

Тут на первое место встает общение – не как обучающий инструмент, а как средство для контакта. Чем больше проблемное общениепроблем, тем более закрытым становится малыш. Во многом он живет жизнью внутренней, уходит в себя.

Это значит, что к жизни в обществе он не приспособится. Важная роль коррекционной педагогики — подготовить детей к общению, взаимодействию, самостоятельной жизни.

Не стоит прятать малыша дома – лучше проводите больше времени на улице, ходите в развивающие центры для «особенных» детей. Там точно появятся друзья, с которыми можно будет и учиться вместе, и поиграть, да даже просто поболтать. Это и есть нормальное взаимодействие людей, которое дает человеку интерес к жизни.

Физиологические патологии

У детей с психологическими патологиями часто наблюдается отсутствие коммуникативных навыков. Проблема в том, что родители ограждали их от общения. С их точки зрения это защита ребенка, ведь над ним могут смеяться, обижать, оскорблять. На самом деле так родители лишь тормозят развитие детей, мешают им социализироваться.

Существуют центры помощи и развития для таких малышей – там они могут найти компанию. Конечно, дети с нарушением слухагораздо больше пользы для них в дружбе с детьми без патологий. Это дает им возможность развиваться, учиться, становиться заметно самостоятельнее. Особенно это относится к детям дошкольного возраста.

Для детей с нарушением слуха и речи важно видеть других людей. Это помогает им нормализовать эмоциональный план. Одна из особенностей глухих людей — умение точно подмечать мельчайшие перемены настроения человека. У них склонность к эмпатии. Конечно, без «тренировки» этого не добиться. Для того чтобы они могли лучше понимать других людей, влились в общество, им необходимо общаться, играть с другими, взаимодействовать.

Патологии психического развития

Для детей со сниженным интеллектом полезно находиться в компании других детей. Для них существуют специальные школы коррекционного типа, дефектологические классы.

аутизмБольшая опасность для них лежит в развитии так называемого психологического инфантилизма. Если отсутствуют эмоции, впечатления, нормальное общение, то любой достигнутый прогресс сводится к нулю. Общение активизирует у них мышление, воображение, желание развиваться.

Для детей, страдающих аутизмом, возможность находиться среди людей очень важна. Да, они редко идут на контакт, предпочитают играть самостоятельно, не разговаривают. И все же для того, чтобы состояние ребенка не ухудшалось, ему необходима связь с миром. Родители, знакомые, врачи и медсестры стараются разговаривать с ними как можно чаще, предлагать книги, читать вслух.

Вопросы к детскому психологу

Многие родители теряются, не зная, как помочь своим малышам. Рассмотрим несколько вопросов, которые сами психологи признают распространенными. Ответы на них могут помочь родителям сориентироваться в воспитании ребенка.

Малышу уже 2 года, но он абсолютно не хочет играть с другими детьми. Тянется только к членам семьи. Что делать?

У ребенка, видимо, очень сильная связь с родителями, а братьев и сестер нет. Он много времени проводит в компании мамы, бабушки? Тогда ситуация вполне нормаобидальная.

Ему вполне хватает общения с вами, а другие дети кажутся не настолько интересными. Маленький опыт общения с другими детьми перекрывается большим опытом общения со взрослыми.

Давайте ему больше самостоятельности, насколько это возможно. Не нужно всегда принимать участие во всех играх малыша. Кроме того, приглашайте в гости друзей с маленькими детьми – пусть он учится общаться и играть с ними на «своей территории». Все приходит с опытом.

Мой мальчик (3 года) не умеет знакомиться, завязывать дружбу. А у других детей это без труда получается. Что же делать?

Самое простое, что вы можете сделать, это научить его. С помощью игрушек разыграйте сценки знакомства. Нужны самые простые слова. Поиграйте в знакомство, предложите вашему малышу выбрать, чем куклы займутся после этого (игра, разговор…). У детей младшего дошкольного возраста во время игры отлично получается перенимать социальные механизмы. Такая новая ролевая игра ему точно понравится, так что скоро можно будет поэкспериментировать на площадке или в парке.

Второе – присмотритесь: в чем именно проблема? Малыш стесняется, плохо разговаривает? Его не принимают в игры? Причин может быть масса.

Мы не ходим в садик. Что же теперь – мой малыш не научится общаться и ладить с другими детьми?

Здесь практически все зависит от родителей. Не ходите в садик — ну и что? Есть детские площадки, куда можно ходить по 1-2 раза в день. Вы там точно найдете товарищей для крохи. Посещайте кружки творчества, спортивные секции, развивающие группы. Приглашайте к себе друзей с детьми, сами ходите в гости. У малыша масса возможностей общаться, дружить, даже если он не ходит в садик.

В садике у моей дочери (4 годика) совсем нет друзей.

Советую вам поговорить об этом с воспитателем. Он наблюдает за малышами, их играми, участвует во многих из них. Попросите воспитателя понаблюдать за вашей дочкой – что с ней происходит? Отстраненность от группы, аутизм у детейотсутствие интереса к совместным играм может говорить о некоторых психических или психологических особенностях у детей.

Если она ходит в садик совсем недавно, то пока еще рано переживать. Идет адаптация. Возможно, она только присматривается к детям, пытается ориентироваться в этом новом месте. Конечно, если такое поведение сохраняется долго (2-5 месяцев), то стоит волноваться. Неплохо бы сходить с малышкой к детскому психологу.

В 4 годика дети уже хорошо разговаривают. Возможно, психологу она расскажет, почему не хочет играть и дружить с другими малышами.

Мой сын очень агрессивный, а ведь ему всего 3 года. Может ударить другого малыша, укусить, отнять игрушку. Что с ним происходит?

Агрессия в этом возрасте, как бы странно ни звучало, – это нормально. Малыш еще не умеет выражать свои негативные чувства. Что он может сделать, когда сильно раздражен или недоволен? Разве что укусить, ударить, поцарапать. Нельзя за это наказывать детей дошкольного возраста, а тем более бить. Агрессия вызывает еще большую агрессию. Вы только закрепите его представление о том, как решаются такие ситуации.

Лучше говорите с ним, объясняйте, что он сделал больно своему другу или вам, другим родственникам. Нужно показать крохе, как решать проблему без агрессии. Он быстро перенимает вашу модель поведения.

У сына была проблема с шипящими согласными. После того как он пошел в садик, она вроде бы исчезла. Так бывает?

Все, что касается развития речи у детей, очень сложный механизм. Бывает часто, что кроха не может правильно выговорить слово. Иногда из-за того, что родители тоже произносят его нечетко. После играпохода в садик все исправляется.

Воспитатель говорит громко, медленно, и малыш хорошо слышит, как произносить звук.

Даже из общения между детьми он может усвоить правильное произношение. Не переживайте: если исправление произошло, то неправильное произношение не вернется. При наличии неопасных дефектов речи даже логопед не станет назначать терапию. Считается, что до 6-7 лет слабые дефекты исправляются сами собой.

Моей дочке уже 2 года, а она почти не разговаривает. Что делать?

Тут главный вопрос к родителям: вы разговариваете с дочкой? Читаете ей? Обсуждаете что-то? Если да, то все должно было быть нормально в психическом плане. Тогда лучше всего с этой проблемой обратиться к дефектологу, пройти обследование у ЛОР-врача. Иногда дефекты носоглотки мешают детям начать разговаривать вовремя.

Есть еще одна проблема, которая мешает развитию речи: когда дома слишком много телевизора, мультиков, компьютера. У ребенка тогда нет мотивации к разговору, общению. Родители оставляют телевизор – малыш сам себя развлекает. Активное слушание — это хорошо, но этого мало для нормального речевого развития. Нужно обязательно общаться с живыми людьми – детьми и взрослыми. Тогда все наладится.

Оцените статью
Отзывы и комментарии к статье