На десятом месяце жизни кроха уже достаточно развит и физически, и эмоционально. Он намного больше понимает, чем месяц назад, проявляет себя как личность, пытается быть самостоятельным, учится говорить, умеет недолго концентрироваться на каком-то заинтересовавшем его деле.
На 10-м месяце жизни кроха активно повторяет действия взрослых, все чаще настаивает на своем и проявляет недовольство, если ему препятствуют в достижении целей. Малыш становится настолько активным, что из-за этого практически не прибавляет в весе.
За весь десятый месяц кроха станет крупнее не более чем на 450 граммов и вытянется в длину на 1-1,5 см. В среднем нормально развивающийся малыш на 10-м месяце жизни весит от 8 до 10 кг при росте от 71 до 74 см.
Особенности психического развития
На десятом месяце жизни у ребенка часто возникает страх в отношении незнакомых лиц, перед которыми он чувствует себя неловко. Чтобы ребенок стал дружелюбнее к незнакомцам и перестал их бояться, родители должны почаще гулять с ним в людных местах, бывать в гостях, в парках, приглашать гостей с детьми к себе домой.
В этом же возрасте у ребенка начинает формироваться чувство привязанности к близким для него людям, в обществе которых он находится каждый день. Малыш им доверяет и в их присутствии почти всегда находится в отличном расположении духа.
После 9 месяцев у малышей активизируется развитие ассоциативного мышления, что выражается в способности выявлять связи между действиями и запоминать их. Например, при взгляде на коробку с игрушками ребенок уже понимает, что внутри его ждет много интересного, и делает все возможное, чтобы добраться до ее содержимого.
Наблюдая за родителями, дети запоминают их действия и стараются их воспроизводить, пусть пока и не очень умело. Они так же, как и взрослые, делают вид, что говорят по мобильному, пьют из чашки, держат ложку.
На 10-м месяце жизни уже можно установить с малышом дружественный контакт, заручиться его помощью. Это становится возможным за счет способности крохи выполнять простые поручения и просьбы, вроде «Принеси пирамидку!» или «Выкинь бумажку».
В пассивном словаре ребенка уже достаточно много слов, которые он удачно связывает с предметами. Теперь для того, чтобы ребенок принес какой-либо предмет по просьбе, уже не нужно на него показывать, а достаточно будет назвать.
Как развивается речь малыша?
На 10-м месяце кроха копирует не только поведение, но и речь окружающих его взрослых. В его речи постепенно появляется все больше новых слогов, она приобретает некий автономный характер, так как понимают ее по большей мере только самые близкие люди. Со временем, уже после года, речь станет более понятной, в ней появится больше слов.
Нужно отметить, что в этом возрасте развитие речи у ребенка протекает по индивидуальному графику. Некоторые дети уже на 10-м месяце пробуют произносить короткие слова, другие же способны лишь издавать отдельные звуки.
Намечаются и определенные сдвиги в отношении понимания детьми речи взрослых. Если с малышом чаще разговаривать, не искажая слов, читать сказки, простые стишки и петь песенки, то уже спустя несколько месяцев он порадует новыми словами. Так или иначе, но пассивный словарь ребенка будет пополняться правильно звучащими словами, которые он начнет применять на практике, как только будет готов.
Удивительно, но в этом возрасте у ребенка уже хорошо развито чувство ритма, поэтому он достаточно просто запоминает самые простые детские стихи-четверостишия. Для особенно возбудимых детей чтение вместе с родителями становится прекрасной тренировкой концентрации внимания, пусть пока и непродолжительного.
Десятимесячный малыш достаточно уверенно ориентируется в некоторых ситуациях, знает названия окружающих его предметов, понимает, что может быть источником того или иного звука.
Физические особенности десятимесячного малыша
На десятом месяце жизни у детей продолжают появляться первые зубы. Этот процесс также сугубо индивидуален. Если у одного малыша на 10-м месяце уже шесть зубов, то у другого может не быть и трех.
Двигательные навыки в этом возрасте выходят на новый уровень развития. Дети все больше интереса проявляют к окружающему миру, кроме того, они становятся более координированными и крепкими, за счет чего могут себе позволить исследовать как можно большие территории.
Здоровый ребенок на 10-м месяце уже спокойно сидит без опоры, умеет вставать из положения сидя, удерживаясь за бортик кроватки или манежа, делает несколько шагов, опять же используя для поддержки опору.
Если удерживать ребенка за обе руки, то он уже в состоянии будет делать шаги ногами, наступая на всю стопу и равномерно распределяя вес тела. Не беспокоясь о поддержке, кроха вполне уверенно шагает, высоко поднимая ноги, и даже пробует таким образом бегать.
На 10-м месяце наступает развитие сложных функциональных действий, которые в последующие месяцы и годы будут лишь совершенствоваться. Ранее приобретенные навыки становятся более уверенными, новые появляются с каждым днем по большей мере оттого, что ребенок отчаянно повторяет все за взрослыми.
Десятимесячные малыши умеют мыслить и делают это логически, желая добиться определенных целей. Так, например, кроха:
- пробует
собирать пирамидку, пусть пока и не в том порядке, в каком нужно;
- кладет друг на друга кубики;
- открывает замки и коробки;
- прячет и ищет игрушки;
- развлекается с матрешками, подбирая нужные по размеру.
В этом возрасте продолжается активное развитие мелкой моторики рук. Ребенок, с которым родители занимаются, уже играет с игрушками-вкладышами, использует пинцетный захват при удерживании каких-либо игрушек или предметов. Дополнительно можно отметить, что в этот период у крохи совершенствуются сразу несколько чувств: обоняние, слух и осязание.
Как развивать малыша?
Не стоит думать, что как только ребенок научится самостоятельно передвигаться по дому, его нужно как можно реже брать на руки. По-прежнему следует продолжать брать ребенка на руки на час в день, показывая ему все, что его окружает, общаясь с ним – словом, всеми способами поддерживать тактильный контакт.
В этом возрасте для ребенка очень важно знать, что его любят, что им восхищаются и что с ним общаются. Обнимайтесь с малышом, пойте ему, читайте, рассказывайте все, что считаете нужным. Здорово, если носить на руках кроху будет не только мама, но и папа.
Говорите с малышом, как со взрослым, поддерживайте его лепет, формируя диалог, используйте понятные и простые слова, делайте паузы между словами, соблюдая ритм, старайтесь описывать каждый предмет, который попадает вам в руки, указывая на его особенности.
Общайтесь с крохой легко и весело, стимулируя у него развитие чувства юмора. На 10-м месяце жизни дети уже способны понимать самые простые шутки. Почаще играйте с малышом, не забывая о том, что игра для него — это реальность. Постарайтесь играть так, чтобы ребенок не расстраивался по-настоящему.
Старайтесь не ограничивать ребенку пространство для исследования , избегая частых запретов. Следите за тем, чтобы в местах, где часто бывает ребенок, не было небезопасных предметов и сохранялась чистота.
Изучайте вместе с малышом части тела, показывая их сначала на себе, а потом на игрушках и на самом малыше перед зеркалом.
Не мешайте ребенку кидать игрушки. Звук падающего предмета интересует кроху, который проводит связь между броском и грохотом. Если не хочется собирать раскиданные игрушки, предложите малышу кидать их в специальную коробку, передвигая ее то вправо, то влево, чтобы ребенок мог тренировать обе руки.
Занимайтесь творчеством с малышом, стимулируя развитие его мелкой моторики с помощью лепки и рисования. Отличный вариант — это пальчиковые краски, а также соленое тесто или мягкая глина. В таком возрасте малышу будет достаточно одного-двух самых простых наборов для детского творчества. Ниже приведены простые рекомендации для занятий с малышом.
- Позволяйте ребенку играть не более чем с двумя-тремя игрушками, заменяя одну другой.
- Выделяйте время для чтения малышу каждый день, делая выбор в пользу книжек в твердом переплете с яркими картинками. Сказки с повтором действий особенно нравятся малышу, он их понимает и со временем начнет повторять за родителями.
- Продолжайте работать над развитием моторики малыша, используя для этого мелкие предметы (пуговицы, бусины, фасоль, горох и пр.)
- Периодически давайте малышу возможность рвать цветные листы бумаги на кусочки, из которых можно потом сделать замечательный «салют».
На 10-м месяце уже можно время от времени бывать с малышом в небольших группах детей, до трех человек. Такое общение должно быть кратковременным, так как его переизбыток утомит ребенка.