Время летит очень быстро, а дети учатся новому еще быстрее. Еще вчера ваш малыш с трудом вставал на ножки, а теперь ему уже скоро идти в школу. Родителям необходимо следить за тем, как развивается малыш. Правильное и своевременное развитие ребенка 5-6 лет легко определить: для этого вспомните, что уже умеет и может ваш малыш.
Сюда можно отнести физическое развитие и психологические качества, знания о себе, окружающем мире, желание создавать что-то своими руками. Конечно, у детей очень многое еще впереди, и не стоит расстраиваться, если сейчас ваш малыш немного отстает от сверстников. В чем он может быть «медленнее», а что-то дается стремительно быстро. Уже к школьному периоду все дети приблизительно сравняются по уровню своего развития. Родители могут помочь своим малышам скорее узнать новое и найти свое «я».
Уже почти взрослые
Если так подумать, то 5-6 лет – это не так уж и мало. Всего за пару лет ваш малыш сделал колоссальный прорыв в своем развитии. Вспомните, как еще 2 года назад он лишь учился говорить осмысленными фразами, а в 3 вы только-только отвели его в садик. Из малыша он превращается в маленького человечка, который готов отстаивать свою точку зрения, уже обзавелся любимыми героями сказок, знает и умеет очень много всего важного.
Для детей это время постоянных открытий. Каждый день они узнают о мире вокруг нас, о людях, даже о собственных чувствах и ощущениях они что-то, чего еще вчера не знали. Конечно же, все самое интересное его ждет впереди, так что постарайтесь подготовиться к школе вместе с ребенком. Ему очень нужна ваша поддержка.
Главные навыки для возраста 5-6 лет
Педагоги и психологи сходятся во мнении, что все детишки разные. Их развитие зависит от многих факторов:
- как часто с ними занимаются;
- посещает ли ребенок садик, кружки;
- достаточно ли времени уделяется физкультуре, творчеству, навыкам общения;
- как часто он гуляет;
- в какие игры играет;
- смотрит ли телевизор, что смотрит и как часто;
- хорошо ли работает воображение;
- есть ли тяга к познанию.
Главным образом роль играет то, как много или мало внимания уделялось ребенку с первых дней жизни. Необходимо уже знать и уметь достаточно много. Очень скоро малыш окажется в школе минимум на полдня, так что ему придется много чего делать самому. Что же должен уметь ребенок 5-6 лет? Это просто проверить, наблюдая за его действиями.
Физическое развитие
Физическое развитие у детей в этом возрасте разное. Кто-то более подвижен и даже без тренировок и специальных занятий проводит много времени в движении. Другие дети из-за комплекции или стеснительности больше времени отдают тихим играм. Но все же есть несколько факторов, определяющих уровень физического развития:
- бегает, может менять направление движения во время бега;
- без проблем выполняет простые движения вроде ходьбы на пятках или на носочках;
- может выполнять бег с препятствиями;
- прыжки на одной или двух ногах;
- выполняет элементы спортивной игры (футбол, хоккей);
- демонстрирует гибкость.
Очень важно, чтобы все эти действия выполнялись осмысленно, без долгих раздумий
. Конечно же, без болевых ощущений. Если есть боль при прыжках, одышка, невозможно выполнять простые движения из-за сильных неприятных ощущений, то сразу же обратитесь к врачу.
Здоровый малыш обычно радуется возможности побегать, поиграть во что-то подвижное. В этом возрасте у детей много энергии, которую лучше всего тратить на движения. Если потребности в активных играх нет, то, возможно, существует нехватка витаминов.
Гигиена
Очень важно приучать ребенка к самостоятельности в области гигиены. Конечно, малыша в 5 лет еще рано одного пускать мыться в ванной, но вот простые действия он уже должен освоить:
- утренний и вечерний туалет: почистить зубы, умыть лицо;
- мыть руки после прогулки, перед едой без напоминания;
- использовать салфетку или носовой платок, когда необходимо;
- самостоятельно переодеваться, брать новое нижнее белье (главное, малыш знает, почему нужно менять белье и одежду);
- обращать внимание на реакции тела (зуд, сыпь, покраснения) и сообщать родителям о проблемах;
- самостоятельно пользоваться туалетом.
Очень важно, чтобы ребенок имел правильное представление о том, зачем он все это делает, а не просто повторял знакомые действия. Для этого разговаривайте, объясняйте ребенку, почему важно мыть руки, чистить зубы, содержать тело в чистоте.
Скоро он пойдет в школу, а там уже будет предоставлен сам себе. Чтобы не получать неприятные замечания от учителя и одноклассников, нужно уметь делать простые гигиенические манипуляции самому. Этот аспект важен для психологического развития.
Личностное развитие
Мы живем в обществе, среди людей. А это значит, что нужно знать, как с ними общаться. А еще знать, к кому как обратиться и почему. Для возраста 5-6 лет малыш уже должен уметь:
- здороваться, прощаться с друзьями и взрослыми;
- уметь показывать свою симпатию к
человеку;
- уметь сопереживать, выражать сочувствие;
- знакомиться, задавать простые вопросы о собеседнике;
- включаться в игру;
- просить прощения, извиняться;
- уметь рассказать о себе, своей семье;
- знать простые сведение о городе, стране, в которой живет.
Тут малыш не может сам дойти до всего – его нужно учить. Это сделать просто: во время игры предложите «познакомить» игрушки – пусть пообщаются между собой на разные темы. Чаще водите ребенка в гости к другим детям, ходите вместе гулять.
Познавательные навыки
У детей дошкольного возраста уже накопился изрядный багаж знаний. Сегодня получать их не так сложно, как раньше: помогают познавательные игры, программы на компьютере, мультфильмы, игрушки. Но кое-какие знания обязательны для этого возраста:
- определение цвета предмета;
- знание разных форм и фигур;
- знание цифр от 0 до 10;
- знание родного алфавита;
- времена года, месяцы, названия дней недели;
- знания о нашей планете (хотя бы некоторые континенты, реки, города…);
- названия животных, их внешний вид;
- интерес к какой-либо области знаний (космос, динозавры, древние времена…).
Кроме того, у малыша может быть какое-то простое хобби, которым он будет с радостью заниматься, даже хвастаться перед сверстниками (собирать игрушки, делать самолетики из моделей, коллекционировать что-то). Ребенок уже должен уметь формулировать простые вопросы о предметах и явлениях.
Речь
Одно из самых важных умений человека — умение общаться. Это невозможно без правильной речи. Для детей 5-6 лет необходимо:
- правильно строить предложения;
- употреблять все части речи;
- уметь поделить слово на слоги;
- менять речевую интонация;
- правильно произносить разные звуки (допускается проблема с «р»);
- подобрать синонимы к слову;
- учить и рассказывать стихи.
Кажется, все несложно, но этому нужно учиться. Конечно, уже в первом классе все это будет подробно разбираться.
Творческое развитие
Конечно, творчество — вещь индивидуальная даже для маленьких детей. Кто-то очень любит музыку, а для кого-то любимое занятие — рисование. Хотя попробовать нужно все. В этом возрасте у детей уже должны быть некоторые навыки:
- определять «настроение» музыкального произведения;
- имитировать звуки некоторых
животных;
- знать, как использовать карандаши, фломастеры, краски для рисования;
- лепить из пластилина или глины простые формы;
- создавать рисунки по заданной теме;
- подбирать материалы для творчества.
Для ребенка все имеет значение. Особенно то, что он видит дома. Нормальная атмосфера для развития детей — добрая, любящая семья. Дома должно быть уютно, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности. Тогда ему хочется учиться, творить, познавать новое. Главное — это семья. Без ее участия не может быть нормального и своевременного развития.