Развитие детей в возрасте полутора лет

В полтора года развитие ребенка переходит на новый этап: кроха начинает пользоваться усваиваемой ранее информацией, учится не только наблюдать и запоминать, но и сравнивать, анализировать, воспроизводить. Очень часто родители считают приоритетным в этом возрасте именно физическое развитие, отодвигая на задний план развитие нервно-психическое, которое гораздо важнее.

Как должен развиваться малыш в 18 месяцев, что он уже умеет в этом возрасте, на что стоит обратить особое внимание? Об этом ниже.

В полтора года дети в большинстве своем свободно ходят без помощи взрослых и не используя опору. Малыши в 18 месяцев ребенку полтора годане просто умеют быстро и уверенно ходить – они с легкостью поднимаются и спускаются по ступенькам, садятся, если нужно, на корточки, наклоняются, чтобы что-то поднять с пола, не теряя равновесия, с легкостью меняют направление ходьбы или бега.

Естественно, что к этому времени у детей все еще сохраняется определенная неуклюжесть — они могут упасть на ровном месте, также быстро подняться и побежать дальше. Особенность этого возраста — притупленное чувство самосохранения. Малыши не понимают и не хотят понимать, что окружающий мир — это не только приключения и забавы. Они упрямо следуют туда, куда им запрещают, взбираются на опасные возвышения – буквально каждый день подвергают себя риску.

Родителям важно понять, что 18 месяцев — это возраст, когда любопытство для ребенка на первом месте. И в их задачу входит обеспечить для крохи безопасное времяпрепровождение.
Ни в коем случае нельзя оставлять в зоне его доступа электроприборы, колющие, режущие предметы и, конечно, бытовую химию. Помните о том, что в полтора года малыш негативно реагирует на запреты, не запоминает указаний родителей. Чтобы исключить травмы, нужно просто окружить малыша комфортом и подходящими для его маленьких исследований условиями.

Малыши начинают вести себя активнее не только в знакомой домашней обстановке, но и на прогулке, на ребенку полтора годадетских площадках. Порой не отдавая себе отчета в собственных действиях, 18-месячный исследователь мчится к качелям, на горку, залезает на самые высокие лестницы. Для этого возраста такое поведение абсолютно нормально. Жажда новых впечатлений и ощущений у крохи на порядок сильнее инстинкта самосохранения. Так же, как и дома, на улице родителям нужно будет подстраховывать малыша, деликатно уберегая его от падений и травм.

Особенности нервно-психического развития в год и 6 месяцев

В полтора года ребенок становится особенно общительным, причем богатство его словарного запаса здесь не имеет особого значения. Кроха уже умеет налаживать контакт не только с родителями, но и с другими взрослыми, встречающимися на его пути. Для него становится жизненно важно, чтобы его поняли, поэтому, если этого не происходит, малыш искренне расстраивается.

В 18 месяцев у ребенка можно стимулировать творческое развитие. ребенку 1,5 годаОн с удовольствием приобщается к:

  • музыке;
  • танцам;
  • пению;
  • стихам.

Кроха пробует танцевать под знакомые мелодии, подпевает песням и старается вместе с мамой заканчивать строчки знакомых стихов. Кстати, если малыш не очень любит чистить зубы, одеваться или раздеваться, забавные стихи и потешки помогут скрасить нелюбимые процедуры и настроить его на позитивный лад.

Детские врачи настоятельно рекомендуют в присутствии ребенка включать только легкую, позитивную негромкую музыку. Особенно хорошо дети в этом возрасте воспринимают музыку на основе звуков природы, а также классическую и инструментальную. Прослушивание такой музыки позитивным образом влияет на нервно-психическое развитие детей, ребенку 1,5 годауспокаивает и поднимает им настроение, стимулирует речь.

Многочисленные исследования в этой сфере лишь подтвердили тот факт, что детям в этом возрасте нельзя слушать музыкальные произведения «тяжелых» направлений, вроде рока или металла. Не следует приучать кроху и к современной эстраде, где как текст, так и музыкальное сопровождение оставляют желать лучшего.

В полтора года дети проявляют активный интерес к ярким иллюстрациям в книжках, слушают то, что им читают родители, запоминают детали. Выбирайте для детей этого возраста книжки в твердом переплете, яркие, большие, с крупным шрифтом и короткими рифмованными строчками, совпадающими с изображениями на страницах.

Игровая деятельность полуторогодовалого малыша

В 18 месяцев ребенок уже играет в более сложные игры, используя сразу несколько игрушек. Например, он может с удовольствием нагружать и разгружать самосвал кубиками, укладывать пупса спать, лечить его от болезней, играть с детской посудкой. В полтора года дети продолжают использовать в игре мяч и игрушки на колесиках, пробуют складывать самые простые пазлы, осваивают игрушки-вкладыши.ребенку 1,5 года

На этой же стадии происходят определенные изменения и в эмоциональном состоянии ребенка. Теперь для того, чтобы чувствовать себя абсолютно счастливым, ему недостаточно быть сытым и сухим. Малышу действительно важно в этом возрасте получать удовлетворение от усвоения новых навыков. Пробуя использовать новую игрушку, кроха отчаянно надеется на положительный результат искренне расстраивается, если у него что-то не получается.

Определенные изменения можно наблюдать и в процессе общения крохи с окружающими. Малыш становится не таким стеснительными и пугливым, спокойно идет на контакт, чувствует себя уверенно в комфортных для него ситуациях.

Чем отличаются в полтора года мальчики от девочек?

К 18 месяцам разница в характерах у мальчиков и девочек становится ощутимой. Детские психологи настоятельно рекомендуют родителям обратить внимание на следующие вещи. Мальчику, например, крайне необходимо ощущать постоянную поддержку родителей, которые позволят ему исследовать окружающим мир и проявлять самостоятельность.

Постоянная опека и запреты воспринимаются мальчиками в полтора года как недоверие, сомнение в их навыках и способностях.

А вот родителям девочек 18 месяцев от роду нужно, наоборот, постараться быть постоянно рядом, показывая свою любовь. Малышки в этом возрасте особенно чувствительные, они уверены, что любовь — это не что иное, как ласка и забота, в которых они так нуждаются.

Физиологические и речевые навыки малышей

Что же умеет делать ребенок в полтора года? На самом деле, большая часть физиологических навыков, приобретенных к этому возрасту, являются результатом развития координации движений, мелкой и крупной моторики. Нормально развивающийся малыш в полтора года, как правило, уже умеет:

  • быстро ходить и бегать в разных направлениях;ребенку 1,5 года
  • спускаться и подниматься по ступенькам;
  • обходить, перелезать или переступать препятствия;
  • играть с мячом (ловить, бросать, пинать);
  • передвигаться по неровной плоскости;
  • садиться на скамейку или стул без помощи взрослых.

Развитие речи у ребенка к полутора годам вступает в новую стадию. В словарном запасе ребенка уже содержится не менее десяти слов, он учится составлять простые фразы из нескольких слов, пока не используя склонения. В это время происходит активное пополнение пассивного словаря, который обязательно будет использован несколькими месяцами позже, когда малыш научится выговаривать большую часть слов.

О проявлении умственного роста малыша в полтора года могут говорить следующие новые умения:

  • малыш различает цвета, по требованию может принести игрушку определенного цвета;
  • обобщает предметы по признаку;ребенку 1,5 года
  • различает геометрические формы предметов;
  • рисует на бумаге вертикальные и горизонтальные линии;
  • листает страницы в книгах, подражая взрослым во время чтения;
  • собирает пирамидки в хаотичном порядке;
  • строит башни из нескольких кубиков;
  • делает «куличики» из песка.

Естественно, что это лишь часть всех навыков, свидетельствующих, что умственное и физическое развитие ребенка идет своим чередом. Некоторые родители настолько активно занимаются с детьми, что в полтора года они уже знают цифры, половину алфавита и с десяток простых иностранных слов. Развивая малыша таким образом, нужно помнить о том, что излишний напор может вызвать у него обратную реакцию — нежелание узнавать и запоминать что-то новое.

Бытовые навыки и эмоциональный фон

В полтора года ребенок достаточно развит физически и психически, чтобы освоить целый ряд полезных бытовых навыков. Кроха спокойно и уверенно ест ложкой, пока еще зажимая ее в кулаке, пьет из обычной чашки, не разливая жидкость, пользуется трубочкой для сока.

Малыши в этом возрасте пробуют одеваться и раздеваться без помощи взрослых, вполне способны самостоятельно справиться с непростыми элементами одежды, если их не торопить и не укорять.

Особенность малышей в этом возрасте — желание помогать ребенку 1,5 годавзрослым. Ребенок с большим удовольствием принимает участие в уборке дома, предлагает свою помощь маме или бабушке на кухне.

Эмоциональное развитие в полтора года протекает особенно интересно. Дети чувствуют настроение близких и пытаются его скопировать, перенося эмоции на игрушки. Пока еще малыши эмоционально неустойчивы, у них быстро меняется настроение – это нормально.

Родителям нужно понимать, что неожиданные слезы или приступы радости у малыша —это всего лишь особенность его эмоционального развития в 18 месяцев. А их задача — постараться оградить ребенка от упреков, насмешек и злобы окружающего мира, окружив заботой, лаской и любовью. Дети с благодарностью воспринимают похвалы и действительно очень зависят от одобрения взрослых, а тем более родителей, которых они возводят на почетный пьедестал главных людей в своей жизни.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий