
Сейчас вы уже подзабыли, что этот активный человечек когда-то был беспомощным младенцем. В 9 лет ребенок научился сам заботиться о себе, вполне может помогать вам по дому. У него есть свои друзья, тайны, интересы и бурная социальная жизнь. Его характер проявляется во всем. К этому возрасту он уже полностью освоился в школе.
Это тот этап взросления, когда родители и ребенок хорошо понимают друг друга, все больше становятся друзьями. С ним стало интересно разговаривать, не правда ли? У вашего ребенка можно даже научиться чему-то новому. Это период, когда идет активное психическое и личностное развитие. В школе дети не только учатся, но и общаются. Они выстраивают новые отношения для них: крепкие дружеские, приятельские взаимоотношения с учителями и разными взрослыми.
Активное взросление

Для ребенка это период, когда он становится все более самостоятельным. Может сам разогреть еду или даже приготовить что-то простое. Сейчас главное для родителей — поддерживать в нем интерес к учебе, развитию.
Старайтесь помочь ему найти себя, водите его в кружки и секции. Но не настаивайте на том, что его не интересует. Сейчас мальчик или девочка 9 лет уже могут выбирать то, что им интересно, и с упоением этим заниматься. А еще постарайтесь установить между вами дружеские отношения. Ребенок не должен бояться говорить обо всем, спрашивать что-то у родителей. Это обеспечит ему правильное психологическое развитие.
Ребенок дома
Большую часть дня он проводит в школе, а дома готовит домашнее задание, отдыхает и проводит время с родителями.
Учеба
После школы рекомендуется сделать небольшой перерыв до того, как у вашего школьника начнется время домашнего задания. Пусть это будет прогулка, игры с друзьями. Затем – обед. Некоторые дети очень устают в школе, они даже предпочитают немного поспать после обеда. Тут нет ничего плохого.

Научите малыша чередовать учебу и отдых. Позанимался – сделал 15 минут перерыва. Делать уроки лучше всего там, где у ребенка будет возможность остаться одному. Так проще сосредоточиться на занятиях. А если он сидит на кухне, где работает телевизор, мама готовит ужин, в перерывах говорит по телефону, то он будет все время отвлекаться.
Начинать лучше всего с самых тяжелых предметов. Как говорится, «на свежую голову» делайте математику. Если совсем сложно, то сделайте перерыв, переключитесь на какое-нибудь творческое задание. Затем можно вернуться к сложным заданиям.
Если школьник посещает дополнительные занятие или кружки, это отлично, но это не должно мешать его урокам и отдыху. Загрузить ребенка 9 лет занятиями, языками, спортом, творчеством до предела — не самая лучшая идея. В этом возрасте хороший вариант – 2-3 часа дополнительных занятий в неделю. Не перегружайте его: это не поможет, а лишь навредит.
Домашние дела
В этом возрасте у ребенка должны быть домашние дела и обязанности. Это позитивно влияет на волевое развитие, чувство ответственности. Как правило, дети негативно относятся к таким вещам, если они привыкли, что работа по дому — это наказание. «Плохо себя вел? Иди мой посуду. Получил двойку? Тогда пропылесось квартиру» — такие наказания формируют резко негативное отношение к самым обычным домашним делам. Лучше так не поступать. Выбирайте для наказаний другую форму.

В 9 лет обязанности по дому могут быть самые разные. Предложите девочке собрать посуду после ужина, помыть ее. Если у ребенка своя комната, предложите ему самому ее убирать. Ребенок может раскладывать вещи в шкафу, на полках так, как считает нужным. Но главное, чтобы было чисто и аккуратно. Уважайте ребенка. Если уж вы выделили для него комнату, купили ему рабочий стол и шкаф, повесили полки, то дайте возможность ему самому решать, как распределить свои вещи.
Лучше всего, если вы будете предлагать помочь вам, а не требовать. Например, вы ждете родственников в гости. Конечно, мальчик или девочка будут ждать их появления с нетерпением. Предложите принять участие в подготовке дома: пропылесосить, погладить скатерть, выбрать посуду и протереть ее, разложить приборы на столе.
Общение в семье
Родители и дети теперь могут общаться гораздо плотнее, чем раньше. Старайтесь мотивировать ребенка, а не наказывать или принуждать. Он смотрит на вас и учится у вас всему, так что обращайте внимание и на свое поведение тоже. Неосторожные слова, грубое отношение могут сформировать неправильную психологическую программу ребенка. Для него это выглядит следующим образом: если родителям можно, значит это правильно и я тоже так могу.

Старайтесь относиться уважительно к проблемам и интересам вашего малыша. Если он хочет обсудить с вами свои сложности, не отмахивайтесь. Ребенку, да и любому человеку, важно чувствовать, что его проблемы, эмоции, переживания находят отклик. Важно, что вам не безразлично и вы принимаете его всерьез.
Свой отдых, развлечения планируйте вместе. Если вы выбираете, поехать на море или на дачу, отправиться в горы или посетить какой-то город, пусть голос ребенка имеет значение. Обсуждайте все вместе, а не просто тащите его за собой с криком «это же так интересно, смотри, радуйся, наслаждайся жизнью». Так родители обычно отбивают у детей охоту вообще чем-либо интересоваться.
Ребенок в школе

В школе происходит все самое интересное. В 9 лет дети уже вполне привыкли к тому, как проходят занятия, к учителям, школе. Для них это теперь не какое-то чужое и страшное место, а вполне знакомое. Тут уроки, учителя, друзья, школьная жизнь. Они не хотят вставать утром, но как только попадают в знакомый класс, их настроение меняется.
Если же малышу совершенно не хочется в школу, там нет друзей, а учителя все «злые», то стоит с ним поговорить. Что-то происходит не так. Возможно, его обижают или учителя действительно несправедливы? Родители могут помочь решить многие проблемы. Если же нет, то стоит посетить детского психолога.
Уроки
Уроки становятся все более сложными. Первый класс планируется как некая адаптация, а затем программа усложняется. В 9 лет дети уже нормально читают, быстро пишут, решают задачки и обладают необходимым набором знаний о нашем мире. Сейчас важно, чтобы уроки проходили интересно. Конечно, не все учителя хотят заходить дальше обычной школьной программы.

Более прогрессивные знают, что в 9 лет детям все еще нужны яркие впечатления, чтобы заинтересоваться. Например:
- небольшой фильм;
- наглядный опыт;
- урок-дискуссия (каждый может высказывать свое мнение);
- урок-игра;
- поход в музей или зоопарк, планетарий.
Детей нужно научить учиться и интересоваться материалом. Тогда все дальнейшие школьные годы пройдут легко и пойдут на пользу.
Дисциплина
Сейчас у детей гораздо больше понимания, что такое дисциплина в классе, в школе. Они знают, как нужно вести себя на уроке. Тут важную роль играет авторитет учителя. Но не только. Родители должны обязательно учить этому малыша еще в 1 классе.
- Как обращаться к учителю?
- Когда можно разговаривать на уроке, а когда нет?
- Как попроситься в туалет?
- Что можно и что нельзя делать на уроке?
Обычно в 9 лет все это уже понятно детям. Психическое развитие проходит нормально, если ребенок в этом возрасте умеет подчиняться таким простым правилам поведения. Это касается не только школьного урока, но и общения с одноклассниками, игр, разговоров со взрослыми.
Друзья
Общение с другими детьми очень важно. В школе и после школы — коммуникации помогают развиваться личности человека. Ваш мальчик или девочка могут взглянуть на себя со стороны, понять, какие они на самом деле. У них уже появились лучшие друзья, приятели, знакомые. Дети с гордостью рассказывают родителям истории из своей школьной жизни. У них свой мир, со своими законами и правилами. Родителям нужно понять, что сейчас критическая оценка друзей очень раздражает ребенка.

«Этот мальчик неопрятно одет, а та девочка плохо учится, нужно найти других друзей…». Если родители хорошо подумают, то поймут: такие заявления не совсем то, что они должны говорить детям. Попробуйте присмотреться к друзьям ваших детей повнимательнее. За неопрятностью в одежде может скрываться вполне нормальный, интересный ребенок.
Если же вы видите в друзьях вашего сына или дочки что-то объективно негативное, тут нужен другой подход. Предложите критически оценить какое-то действие. Новый «крутой» друг не слушается учителя, дерется со всеми, даже с девочками. Предложите сыну объективно взглянуть на этого друга. Возможно, через какое-то время он признается, что это и ему самому не очень-то нравится в приятеле. Если же вы будете просто запрещать, ругать за общение с другим человеком, то получите обратный эффект.
Психическое развитие
Психическое развитие в возрасте 9 лет уже достаточное, чтобы учиться, иметь интересы, нормально дружить и общаться. У ребенка сложилась некая картина мира. Она формируется начиная с раннего возраста или даже с младенчества. От родителей сейчас почти на 90% зависит, каким видят мир их дети.
Внимание
Все еще сохраняется принцип «обращаю внимание на то, что интересно». Хотя прогресс развития очевиден. Ребенок уже умеет заставить себя быть внимательным, сконцентрироваться даже на неинтересном предмете. Это дается нелегко, но школа учит его этому.
Мышление
В 9 лет у детей развиты все типы мышления. У них достаточно знаний о мире, чтобы оперировать ими во время учебного процесса. Интересно применять свои знания на практике, вне школы. Предлагайте ребенку что-то подсчитать в магазине, продумать, решить житейскую задачку. Чем чаще он может использовать полученные знания вне школы, тем лучше.
Интересы
Сейчас интересы уже самые разные. Родителям нужно уважать выбор ребенка. А еще вы можете предложить ему что-то новое:

- заняться фотографией;
- увлечься изучением животных или растений;
- заняться рукоделием;
- сходить с папой в гараж, разобраться, как устроен автомобиль, как его чинить;
- приготовить с мамой сложное блюдо.
Разнообразные интересы позитивно влияют на интеллектуальное развитие. Не расстраивайтесь, если вдруг мальчику захочется готовить, а девочка попросить показать, как менять масло в машине.
Все мы разные, а главное — в 9 лет есть возможность многое попробовать. Не понравилось заниматься английским – предложите другой язык на выбор. Не привлекает спорт – предложите вместе бегать по парку: может, это привлечет ребенка?
Самостоятельность
Очень важно, чтобы дети в 9 лет чувствовали свои возможности, могли что-то делать сами. Мама и папа, конечно же, рядом и готовы помочь. Но за многое можно отвечать без их помощи. Например:

- личная гигиена;
- одежда, подготовка, стирка (пусть даже в стиральной машине);
- поесть самому, помыть за собой тарелку;
- ухаживать за домашним животным (выгуливать собаку, убирать за кошкой);
- самостоятельное выполнение домашнего задания (без напоминаний);
- забота о младших братьях и сестрах, родственниках (позвонить бабушке, поздравить с днем рождения).
Чем больше вещей он будет делать без напоминания, по своей инициативе, тем лучше. Например, ребенок видит, что мама устала после работы. Он может предложить сам помыть посуду или убрать со стола. Самостоятельность дает качественное развитие психики, эмпатии, интеллекта.
Если ограничивать ребенка в самостоятельности, это приведет к неприятным последствиям. Такими действиями родители не дают в должной степени развивать психику, личность школьника. Это ведет к инфантильному поведению.
Физическое развитие

В 9 лет мальчик обычно опережает девочку по многим показателям, в том числе по росту и весу. Хотя родителям нужно понимать, что тут все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Если ваша девочка высокая или даже самая высокая в классе, или, наоборот, уж очень миниатюрная, это не повод переживать. Тут очень важна наследственность ребенка. У высоких родителей чаще всего высокие дети, и наоборот. Когда начинается половое созревание, рост обычно нормализуется. А вот за весом придется следить.
Для мальчиков и девочек важно наличие регулярной физической активности. Одних только школьных занятий физкультурой тут недостаточно. Прогулки после школы, спортивные секции помогут детям развиваться правильно. Сейчас это важно, ведь школа сопряжена с большими умственными нагрузками, дисциплиной. Нужно долго сидеть смирно, с прямо спиной, концентрироваться на письме. Такая стесненность должна потом находить выход в активных играх, упражнениях.
Девочки
Сейчас им тоже нравятся активные игры, подвижный образ жизни, хотя девочки уже начали физически развиваться, превращаясь в девушек. У некоторых к 9-10 годам наступает половое созревание.
Рост и вес
- 130-137 сантиметров(в среднем).
- 25-33 килограмма.
Мальчики
Подвижные и активные. Развитие мальчиков происходит немного по-другому – для них даже пубертатный период начинается чуть позже.
Рост и вес
- 125-136 сантиметров (средний показатель).
- 25-31 килограмм.
Как видно, показатели немного отличаются. Это зависит от половых гормонов: организм девочек начинает вырабатывать их быстрее, а значит, набирается подкожный жирок и вместе с ним вес.
Детям в этом возрасте необходимо правильное, полезное питание. Включите в рацион нежирное мясо и обязательно рыбу. Рыба необходима для правильного развития мозга. Конечно, побольше свежих овощей и фруктов. Это натуральный источник витаминов. Они помогут поддерживать хорошее самочувствие и не болеть.