
Очень важно помнить, что развитие ребенка проходит комплексно – сосредоточиваться исключительно на его эмоциональном и психическом развитии будет ошибкой. Формирование и развитие физических качеств играет важную роль. Речь идет не только о занятиях спортом. До этого ребенку необходимо развивать скорость, гибкость, координацию движений.
У малышей дошкольного возраста огромная потребность в движении — им необходимы подвижные игры, развлечения на свежем воздухе. Постепенно можно вводить спортивную деятельность. Дети 3-6 лет быстро учатся, но необходимо следить за уровнем их нагрузки. Спортивная деятельность поможет в адаптации ребенка к социуму, раскрывает его «я». Это отличная тренировка не только для его тела, но и для разума.
- Необходимость физических нагрузок
- Физическая адаптация ребенка
- Когда стоит начинать занятия?
- Правильный режим дня
- Физические качества
- Быстрота
- Гибкость
- Выносливость
- Ловкость
- Координация движений
- Физическое и психическое развитие
- Помощь в адаптации к садику
- Волевое развитие психики
- Выплеск энергии
- Детский сад
- Подвижные игры
- Упражнения
- Физкультура
- Спортивные кружки
- Прежде чем начать занятия
- Обследование физического состояния
- Ограничение физической активности
Необходимость физических нагрузок

Тут все согласны: физическая активность и продуманные нагрузки детям необходимы. В первую очередь для того, чтобы правильно развиваться. Малыши с первых месяцев проявляют интерес к двигательной активности: постоянно шевелят ручками и ножками, потом ползают, встают. Чем дальше, тем больше у них двигательных навыков. Подготовка тела к первому шагу проходит интенсивно. Если у ребенка нет интереса к движению, он постоянно лежит, то тормозится также его психическое и эмоциональное развитие. В основном такая ситуация характерна для детей с двигательными нарушениями или отставанием в развитии ЦНС.
Для здоровых малышей физические нагрузки очень важны. Уже в 2 года ребенок полон энергии, постоянно на ногах, играет с радостью, бегает. Ему нужно как можно больше простора для развития физических качеств. Иногда все это надоедает родителям, но вам нужно быть терпимыми: сейчас для малыша движения – это не только игра, но и развитие.
Физическая адаптация ребенка

Наша жизнь непосредственно связана с разного рода физическими нагрузками. Для того чтобы выжить, нам необходимо адаптироваться к ним. К счастью, у нас на это есть время (в основном). Ребенок рождается беззащитным, но подготовленным к долгому пути развития. Его тело быстро адаптируется к окружающей среде. Малыш сам себя подготавливает к дальнейшей жизни. Сначала учится сам держать головку, приподниматься. Потом — ползать, вставать на ножки. Упорные тренировки – и он уже ходит.
Дальнейшая физическая адаптация детей проходит быстрее. После того как малыш научится ходить, он начинает бегать, совершать все более и более сложные движения. Необходимо приспособиться к изменению нагрузок. Важно, что у детей дошкольного возраста есть потребность двигаться и любовь к движению — они будут рады прогулкам, подвижным играм, беготне. А сидеть на месте им, наоборот, тяжело. Это нормальное развитие физических качеств ребенка.
Родители могут помочь в этом, занимаясь с ним, придумывая совместные активные развлечения. Кто-то с детства ходит в походы, катается на велосипеде или роликах, лыжах. Другие живут рядом с водоемами, а значит, рано учатся плавать. Всегда и везде, даже в городе, есть место, где малыш может вести активный образ жизни. Главное, чтобы движение было в радость.
Когда стоит начинать занятия?

Простая гимнастика понравится малышу. Уже в 2 года можно делать с ним простые шуточные упражнения, которые напоминают игру. Приучите его по утрам делать зарядку. Это займет у вас не больше 5 минут, зато малышу будет легче проснуться. В этом возрасте занятия очень простые — развитие мелкой моторики, например. Предложите ребенку сжимать и разжимать кулачки по 5-10 раз. Это улучшит циркуляцию крови. Другие упражнения — прыжки, повороты головы, поднимание и опускание рук. Главное, делайте все вместе, тогда ему будет интереснее.
У детей 3-4 лет утренняя зарядка уже может длиться дольше — 10 минут. Сюда добавляются приседания – всего 3-5 для начала. Скорее всего, в этом возрасте он ходит в детский садик. Там воспитатели обязательно проводят небольшие занятия физкультурой. Во время прогулки детям предлагаются подвижные игры, в которых все направлено на развитие физических качеств: шуточный бег, приседания, особые комбинации игровых движений.

Главное — активность. В этом возрасте малыш может потерять несколько килограммов (до 5 кг) – это нормально, ведь его мышцы развиваются, уходит детский жирок. Дети уже не сидят на месте, а постоянно бегают, играют. Вы сами этому порадуетесь. Тем более что после дня активных игр в садике малыш отлично кушает и быстро засыпает.
Для детей 5-6 лет выбор упражнений уже большой. В этом возрасте многие секции принимают маленьких спортсменов для занятий. С каждым годом они будут все интенсивнее, если ребенок решит, что эта секция ему подходит. В этом возрасте занятия физической активностью очень желательны. Конечно, родители должны понимать, что водить ребенка в секцию насильно – плохая идея. Если ему или ей не нравится гимнастика, может, понравятся танцы или балет? Боевые искусства, фигурное катание? У ребенка огромный выбор, а вы поможете ему в этом.
Правильный режим дня
Малыши дошкольного возраста очень активны. Им необходим режим. Если ребенок ходит в садик, то уже привык вставать рано и спать днем. Если же он дома с мамой или бабушкой, лучше все равно придерживаться такого же режима дня, как в саду. Конечно, если вы дома целый день, почему бы не дать ему поспать до 10 утра? Для маленьких детей это еще нормально, но чем ближе школа и первый класс, тем нужнее вводить новый режим дня.

Школа — это подъем в 6-7 утра. Необходимо потихоньку приучать к этому ребенка. Сдвигайте его подъем на 30 минут – пусть привыкает постепенно. Дело в том, что уменьшить время сна от привычного на 3-4 часа — большой стресс для организма. Ребенку будет тяжело, он станет вялым, капризным, будет плохо концентрироваться. Поэтому соответственно нужно сдвигать и время его отхода ко сну, чтобы до подъёма он успел выспаться.
После того как малыш проснется, предлагайте ему зарядку. Постепенно увеличивайте количество упражнений. Это поможет проснуться. Когда он пойдет в школу, небольшая зарядка будет очень кстати. Обязательно нужен дневной сон – даже если малыш 4-6 лет говорит, что совершенно не устал и может играть дальше. Укладывать его спать нужно на 1-1,5 часа.
Лучше всего гулять 2 раза в день – перед обедом и вечером. На детскую площадку приходят малыши разного возраста, все они играют вместе. Это помогает в социализации ребенка и дает выход энергии перед сном. Для тех, кто ходит в садик, прогулка вечером тоже не помешает. Днем он гуляет с группой, но почему бы не вывести его еще разок вечером? Зимой — покататься с горки, летом — качели, беготня. Главное, чтобы была активность на свежем воздухе.
Физические качества
Развитие физических качеств измеряется по определенным показателям. Среди них, конечно же, быстрота (скорость), гибкость тела, выносливость (устойчивость к нагрузкам), координация движений. Все это не прихоть любителей спорта, а необходимые качества для правильного развития и полноценной жизни человека. Ребенку нужно как можно быстрее развить их.

У детей дошкольного возраста развитие этих качеств проходит ступенчато. Нельзя и даже опасно сразу давать им большую нагрузку. В этом возрасте кости уже более прочные, чем у младенцев, но все равно еще недостаточно крепкие – это чревато травмами. Большие нагрузки могут повредить опорно-двигательный аппарат, замедлить развитие сердечно-сосудистой системы.
Тренеры и воспитатели используют системный подход к спортивному развитию малышей. Применяются упражнения, активные игры, свободная двигательная активность (во время прогулок, например). Скажем, дети обожают кататься с горок. На горке от 7 до 10 ступенек. Сколько раз в среднем малыш скатится с нее? Каждый раз ему необходимо взбежать по ступенькам вверх. Для некоторых взрослых это была бы огромная нагрузка, но дети ее почти не замечают, ведь они увлечены процессом спуска. Получается, что это отличная тренировка!
Для серьезных тренировок физических качеств необходимо пройти стадию физкультурных игр. Сейчас главная задача тренера — заинтересовать ребенка спортивной активностью. Если урок построен на принуждении, осуждении, то этого никогда не произойдет. Постепенно вовлекайте детей дошкольного возраста в более серьезную активность.
Быстрота
Это, конечно же, бег. Можно устроить веселую эстафету:
- челночный бег;
- бег с препятствиями.
С каждым разом крепнут ножки, а значит, ребенок может бегать все дольше и быстрее. Это тренировка не только скорости, но и выносливости. А это важное физическое качество, которое полезно в любой ситуации. Увеличивается и скорость реакции человека – его мышцы готовы к действию тогда, когда это необходимо.
Тренер или воспитатель, проводящий занятия, должен следить за состоянием каждого ребенка. Если оказывается, что даже после малой нагрузки малыш задыхается, не может продолжать занятие, сильно потеет — необходимо срочно отвести его в кабинет врача.
Гибкость
Занятия гимнастикой растяжками позволяют добиться хорошей гибкости тела. Это упражнения на матах, ковриках:

- стойка на плечах («березка»);
- растяжки (основы балета и танца);
- шпагат.
Гибкость тоже связана с выносливостью и координацией. Конечно же, любые растяжки и гимнастические упражнения должны проводиться тренером. Очень важен его опыт работы именно с детьми дошкольного возраста. Дети, которые начали заниматься гимнастикой в раннем возрасте, достигают отличных результатов. Но этот спорт предполагает огромные ограничения в питании и режиме.
Выносливость
Занятия на физическую выносливость показаны как мальчикам, так и девочкам. Хотя большая нагрузка, естественно дается мальчикам. В возрасте 3-6 лет эта разница будет минимальной. Мальчиков готовят к «мужским» видам спорта. Выносливость тренируется статическими нагрузками и упражнениями. Например, таких как вис на прямых или согнутых руках. Норматив – от 10 до 20 секунд для этого возраста.
Для того чтобы выносливость повышалась, необходимо увеличивать нагрузки поэтапно. Тело должно физически адаптироваться к ним.
Ловкость
Для детей дошкольного возраста развитие ловкости не будет сложным. Это двигательные упражнения, сопряженные с преодолением разных препятствий. Например, нужно бежать, а потом пролезть в обруч и продолжить бег. Тут же применяются разные прыжки, лазанье по канату. Задействуются глубинные мышцы тела. Ловкость развивается параллельно с гибкостью.
Координация движений
Задания на координацию движений помогают развитию чувства баланса. Без координации развитие физических качеств не может проходить достаточно интенсивно.
Координация необходима для любого вида спорта. Для этого используются:

- упражнения на брусьях;
- упражнение «ласточка»;
- стойки на одной ноге попеременно.
Считается, что координацию можно развивать. Есть много детей, которых называют неуклюжими. Все дело в плохо развитых мышцах пресса и спины. Есть мышечный каркас прочный, то координировать свои движения становится проще, задействуются даже глубинные мышцы.
В развитии координации помогут танцы, плавание, катание на коньках и велосипеде.
Физическое и психическое развитие
Помните: нет движения — есть остановка в психическом развитии. Подвижность, быстрота, координация и гибкость позволяют нам исследовать мир. Залезть на стул, чтобы лучше осмотреть комнату, например. Кажется, что это очень просто, но на самом деле чем активнее малыш, тем скорее он получает информацию о мире, в котором живет. Это дает пищу его эмоциям и психике. Подвижность, поиски нового стимулируют речь, коммуникацию. Малыш уже может позвать вас поиграть с ним, отвести за руку, чтобы показать что-то.

Постоянно призывать малыша дошкольного возраста посидеть спокойно, помолчать — огромная ошибка. Девочки и мальчики в равной степени любят подвижные игры, им везде нужно залезть, все потрогать, рассмотреть и задать массу вопросов родителям. Не волнуйтесь, это говорит как раз о том, что ваш ребенок совершенно здоров — просто наступила пора исследовать мир. А для этого необходимы все эти физические качества.
Активность среди детей своего возраста помогает наладить коммуникации. Проще говоря, играя с другими детьми, ребенок заводит друзей. Даже если вы пришли на незнакомую площадку, а малыш легко включился в игру, это уже говорит о прогрессе в его коммуникативных способностях. В возрасте 3-6 лет просто сидеть на скамеечке с мамой ужасно скучно. На хорошей площадке есть все необходимое, чтобы малыши играли и развивались.
Помощь в адаптации к садику

Физическую активность используют как помощь в адаптации к новым условиям. Воспитатель предлагает совместную игру, в которую вовлечены все дети группы. Это может быть челночный бег, хоровод и т.д. Это весело, заставляет детей общаться, делать что-то вместе. После этого гораздо легче подружиться друг с другом и с воспитателем. Кстати, челночный бег — самая любимая шуточная эстафета малышей. Ставятся два кубика или любые другие ограничители расстояния. Малышу нужно пробежать короткое расстояние, сделав один или два поворота.
Эстафета – это уже так называемое многоуровневое упражнение. Развивает координацию, скорость, точность движений. Играют две команды. Суть игры — передавать эстафету следующему игроку как можно быстрее. Когда все детишки команды пробегут свою дистанцию, эстафетный предмет возвращается к первому. Побеждает команда, которая сделает это быстрее. Так тренируется сплоченность группы: дети переживают друг за друга, поддерживают. Это простое, но эффективное упражнение.
Волевое развитие психики
Спорт помогает в волевом развитии психики. Это значит, что ребенок принимает некоторые правила и ответственность за свои действия. Если он хочет добиться результатов в спорте, то необходимо пересиливать себя, развиваться, преодолевать усталость или нежелание. Кстати, если вы будете лишь заставлять его, через слезы и скандалы тащить на тренировку, то волевое развитие, наоборот, затормозится.

Когда ребенку интересно, он может быть очень упорным в своей деятельности. Так маленькие спортсмены формируют свой характер. Это помогает им не только в спорте, но и в учебе. Развивать свои физические качества непросто. Но если есть воля и желание быть лучше, то все получится. А как вознаграждение — моральное удовлетворение от своих достижений.
Волевое развитие психики подразумевает контроль над эмоциями. Маленькие дети еще не очень хорошо справляются с чувствами. Участие в соревнованиях, физическая подготовка помогает им быть более уравновешенными. Победа и поражение должны приниматься правильно. Тогда можно сказать, что психическое развитие идет своим ходом. А может, даже чуть быстрее – благодаря тому, что малыш научился контролировать себя.
Выплеск энергии
Что происходит с детьми возраста 3-6 лет, если целый день они сидят дома? Ограниченность движений, нет выплеска эмоций. А ведь энергии у них хватит на двух взрослых! Если ее не расходовать, то происходит перевозбуждение. Желание бегать, играть, тратить накопленный энергетический ресурс есть, а возможности нет. Тогда вы столкнетесь с целым букетом проблем:

- плохой сон — самое первое, что ждет малыша. Нет усталости, значит, плохо засыпаем, а потом не можем проснуться;
- плохой аппетит. Нет расхода калорий, значит, нет потребности их возмещать – кормление превращается в муку для детей и родителей;
- излишняя эмоциональная активность: ребенок кричит, не может усидеть на месте. Ругать его за это просто глупо;
- неконтролируемое поведение. Выход энергии должен быть, а вот какой — решать родителям. Или малыш час побегает на улице, или устроит в квартире настоящий хаос.
Все это очень пагубно сказывается на психическом развитии. Пара прогулок в день, посещение спортивной секции или танцевального кружка исправят положение. Это несложно.
Детский сад
Это место, где хочешь не хочешь, а двигаться придется. Программы детских садов подготовлены так, чтобы дети могли развиваться комплексно. Активность, физическая культура обязательно входят в ежедневные занятия малышей. Хороший воспитатель знает, как занять детей.
Подвижные игры

Существуют десятки игр, которые подразумевают участие большой группы (10-15 человек). Все они выполняют одинаковые задания, связанные с двигательной активностью. В этих играх нужно приседать, бегать, управлять своей координацией. Дети даже не замечают, как тренируются. Этот вид деятельности подходит для детей раннего дошкольного возраста. Простая тренировка для них была бы скучной, а игра — как раз то, что нужно.
Игры направлены на развитие основных физических качеств. Воспитатели знают, что игры должны проводиться в усредненном темпе. В группе разные дети с разными возможностями – необходимо подбирать такие мероприятия, которые были бы по силам всем участникам группы, а не выделяли особых. Точно так же любимы детьми футбол, игры с мячом. Это и игра, и хорошая тренировка выносливости.
Упражнения
Игры играми, но упражнения важны. Многие из них направлены на мелкую моторику. Это тоже своего рода игры. Развитие моторики происходит во время:
- сбора конструкторов;
- складывания мозаик;
- творческой деятельности, такой как лепка, рисование.
Кажется, какое это может иметь отношение к спорту? Однако без мелких движений мы не можем научить наше тело более сложным. Например, координации. А без координации и ориентации в пространстве какой может быть бег с препятствиями?
Физкультура
Подходит для детей 3-6 лет – в этом возрасте уже можно постепенно вводить занятия физической культурой. Конечно, пробежать километр малыш не сможет, но сейчас занятия положат начало его правильному физическому развитию. Что можно предложить детям?

- бег на расстояние 20-30 метров для начала и 50-60 метров для тех, кто уже бегает уверенно;
- приседания от 10 до 20 раз;
- прыжки на месте;
- прыжки в длину и в высоту;
- вис на руках;
- канат (лазанье по канату);
- упражнения на гибкость, например кувырки.
Все это уже доступно для детей дошкольного возраста. Конечно, все упражнения проводятся под присмотром тренера и воспитателя – детей не оставляют одних в зале для тренировок. Каждое из этих упражнений может быть усложнено. Так, например, простой вис на руках превращается в вис на согнутых руках, а затем в первые подтягивания тела.
После занятия рекомендуется дать малышам 5 минут свободы. Они могут снять нагрузку, бегая, кувыркаясь на матах и играя друг с другом. Это важный момент, который нельзя упускать.
В детском саду занятия физкультурой проводятся только для тех детей, которые получили на это справку-разрешение от врача. После болезни не рекомендуется заниматься физической культурой 1-2 недели.
Спортивные кружки
Серьезные занятия спортом лучше всего начинать с ранних лет. Некоторые секции принимают малышей уже с 3-4 лет. Для начала это общая физическая подготовка. Дальше тренер может посоветовать каждому из них какой-то определенный вид спорта. Выбор сегодня просто огромный, так что для каждого ребенка найдется что-то по вкусу. Для развития физических качеств отлично подходят:

- легкая атлетика;
- плаванье;
- игровые кружки (футбол, хоккей, теннис);
- танцы (бальные, народные, современные или балет);
- гимнастика;
- коньки, лыжи;
- боевые искусства.
Главное, проверьте, чтобы в кружке было все для обеспечения безопасности занятий. Лучше всего поговорить с тренером, узнать о его собственной карьере, достижениях. Вам должны разрешить присутствовать на тренировках. Если все идет хорошо и ребенку там нравится, то все отлично.
Любой вид спорта помогает в развитии физических качеств. Если ваш ребенок не хочет заниматься чем-либо, поговорите с ним, узнайте причину. Всегда можно выбрать другой кружок. Малыши сейчас экспериментируют, пробуют разные активности, ищут себя – просто помогите им.
Прежде чем начать занятия
Важно знать физическое состояние своего ребенка. Для этого проходите с малышом регулярный контроль врача и следуйте его указаниям.
Обследование физического состояния
Ваш педиатр назначит режим посещения врачей. Прежде чем отдать малыша в садик или школу, спортивную секцию, обязательно посоветуйтесь с доктором. Вы можете не знать о каких-то проблемах, которые помешают малышу вести полноценную жизнь. Например, произошло отставание в развитии мышц и скелета. Тогда ребенку противопоказаны обычные нагрузки и нужна лечебная физкультура.

То же самое с системой кровообращения, легкими. В этом возрасте могут быть временные затруднения, которые уйдут при правильном лечении и физкультуре. Но для этого вам необходимо советоваться с врачом. Просто так отправить малыша со слабым сердечком на легкую атлетику очень опасно.
Врач посоветует правильный режим питания и витамины для ребенка. Даже если малыш абсолютно здоров, витамины ему помогут. Это дополнительный источник:
- кальция для крепких костей;
- магния и калия;
- витаминов группы В, без которых правильное развитие невозможно;
- витамина D3 для хорошего самочувствия и т.д.
Придерживайтесь советов врача во время болезней ребенка. Это поможет ему правильно развивать свои физические качества без вреда общему состоянию организма.
Ограничение физической активности

Если врач выявил у малыша нарушения работы ЦНС или других важных органов, то ему потребуется коррекционная физкультура. В этом случае, скорее всего, ребенок не сможет посещать обычные дошкольные и школьные учреждения. Но это не значит, что он не должен развиваться физически.
Для многих полезна активность, ведь она облегчает состояние ребенка. Например, бассейн. Здесь ребенку проще почувствовать свое тело, научиться управлять им настолько, насколько это возможно. Даже малышам с разными степенями инвалидности показаны занятия в бассейне.
Лечебная физкультура показана малышам с проблемами двигательного аппарата – с ними занимаются дефектологи и врачи.
С такими малышами обязательно нужно заниматься. Некоторые физические нарушения наблюдаются и при полном сохранении интеллекта, а это значит, что умственно и психически развитый ребенок может быть «заперт» в теле, причем все осознавая. Дать ему возможность вести активную жизнь очень важно. Сейчас есть множество программ по физической адаптации таких детей разного возраста.