Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста — важный этап их физической подготовки. О качестве двигательных навыков в этом возрасте можно судить на основании информации о наиболее важных показателях, таких как гибкость, сила, выносливость и пр.

Только объединяя уроки по физкультуре со специализированными занятиями для общей физической подготовки, в том числе и с уклоном на тот иной вид спорта, педагоги и тренеры могут добиться высоких результатов как в области спортивных достижений, так и в общем физическом развитии школьника.
Физические упражнения в правильном объеме неизменно полезны для младшего школьника. При этом неправильная дозировка нагрузок приведет к проблемам с ростом из-за преждевременного окостенения скелета.
- Что нужно знать о гибкости?
- Что нужно знать об активной гибкости?
- Пассивная гибкость: как развивать?
- Виды гибкости
- Этапы работы над улучшением показателей гибкости у младшего школьника
- Этап первый
- Этап второй
- Принципы развития гибкости: завершающий этап
- Как работают над гибкостью во время обучения физической культуре в младшей школе
- Методы внеурочной работы по развитию гибкости школьников
- Физкультминутки и вечерняя гимнастика
- Разминка перед растягиванием: принципы и порядок
- Заключение
Что нужно знать о гибкости?
Гибкость — это определенные способности опорно-двигательного аппарата, позволяющие выполнять ряд упражнений с той или иной амплитудой. Чем больше амплитуда, тем более высокими являются показали гибкости. Подвижность суставов может быть как общей, так и какой-то определенной, если речь идет о конкретном суставе.

Гибкость — важное качество для совершенствования двигательной активности ребенка. Недостаточно развитая гибкость станет причиной замедления процесса освоения необходимых для какой-либо спортивной деятельности навыков.
У младшего школьника ограниченная подвижность суставов станет главной причиной снижения показателей силы, координации и скорости в будущем, что приведет в результате к повышенным затратам энергии в работе. Более того, неразвитая гибкость рано или поздно может вызвать спортивные травмы.
Если сравнивать методику развития гибкости у учеников младшей школы с процессом развития этого же качества у более старших ребят, то можно отметить существенные отличия.
Работать с детьми целенаправленно необходимо начиная с шестилетнего возраста. В этом возрасте гибкость можно развивать с гораздо большим эффектом, чем у детей старшего школьного возраста. Основная причина — высокая подвижность мышечно-связочного аппарата у младших школьников, которая по мере взросления ребенка будет постепенно снижаться.
Обратите внимание
Необходимо понимать, что подвижность в суставах может быть как активного типа, так и пассивного. Первая развивается в период с 10 до 14 лет, вторая — с 9 до 10 лет.
Что нужно знать об активной гибкости?
Активная гибкость связана с силой мышечных групп вокруг сустава, которые отвечают за движения в них. Развитие такой гибкости позволяет серьезно увеличить амплитуду движения в отдельном суставе путем тренировки проходящих через сустав мышц.
Развивать активную гибкость можно с помощью специальных упражнений за счет инерции или растягивая мышцы до предела с помощью дополнительного веса.
Пассивная гибкость: как развивать?
Особенность пассивной гибкости — ее соответствие анатомическому строению сустава. Определение пассивной гибкости осуществляется по показателям наивысшей амплитуды, достичь которой возможно за счет внешних сил. Обычно пассивную гибкость получается развивать лучше активной.развитие гибкости у детей
Как правило, для ее развития используются упражнения с использованием дополнительных спортивных снарядов. Заниматься можно непродолжительное время, делая акцент на увеличенную частоту, либо же на протяжении долгого времени с доведением движений до наибольшей амплитуды.
Последний вариант упражнений дает наибольший результат, но используется не так часто из-за ощущения дискомфорта, возникающего в результате удерживания мышц в растянутом положении. Включать в программу работы с младшими школьниками упражнения, направленные на растяжку, нужно как можно чаще, увеличивая их количество и продолжительность в подростковом возрасте, в период снижения гибкости.развитие гибкости у детей
Стоит отметить, что активная подвижность более важна для развития школьника, тем не менее ее показатели напрямую зависят от показателей пассивной подвижности, характеризующей способность ребенка к выполнению движений с увеличенной амплитудой.
Оценивая уровень физической подготовки ребенка, принято принимать по внимание исключительно амплитуду активной подвижности, так как именно на ее развитие направлена основная масса физических упражнений.
Несмотря на отсутствие прямой взаимосвязи между двумя видами подвижности, нельзя не отметить, что пассивная гибкость — это не что иное, как некий резерв для активной.
Виды гибкости
Помимо разделения гибкости на пассивную и активную, следует отметить, что гибкость может быть общей либо относиться к какому-то определенному виду.
Как уже было отмечено, общая развитие гибкости у детейгибкость — это подвижность в сочленениях и суставах, которая так нужна для красивой осанки и координированных легких движений. Особая, специальная гибкость — это такой уровень подвижности, который позволит младшему школьнику овладеть целым рядом технических действий с определенной амплитудой.
Для развития гибкости у младших школьников в программу их подготовки включают предназначенные для растяжки специальные упражнения, которые можно выполнять как самостоятельно, так и с помощью взрослых в различных положениях.
Этапы работы над улучшением показателей гибкости у младшего школьника
Процесс развития гибкости разделяется на несколько этапов:
- Суставная гимнастика
- Углубленное развитие гибкости в суставах
- Поддержание достигнутых результатов.
Этап первый

На этом этапе работа сосредоточена на улучшении показателей пассивной и активной гибкости в суставах с попутным их укреплением. Заключается в выполнении ряда упражнений для тренировки мышечно-связочного аппарата с целью повышения его эластичности и укрепления. Оптимальный вариант упражнений в этот период — на растягивание с проработкой основных суставов.
Нужно помнить о том, что самый подходящий возраст для осуществления суставной гимнастики — с 9 до 13 лет. В этот период нужно делать акцент на выполнение упражнений, которые будут затрагивать наименее задействованные в реальной жизни суставы. Младшие школьники, как правило, не отличаются высокими показателями подвижности в поворотах рук, торса, ног и разного рода разгибательных движениях.
Этап второй

Целью работы на втором этапе должно стать развитие максимально возможной амплитуды при выполнении ряда движений, которые нужны в этот период для овладения правильной спортивной техникой для повышения спортивных результатов. В процессе нужно будет работать над упражнениями на растягивание мышц.
Главной преградой для увеличения амплитуды движения становятся мышцы-антагонисты. Поэтому начинать нужно с растягивания и придания максимальной эластичности соединительным тканям именно этих мышц с помощью специальных упражнений, которые выполняются согласно определенным правилам:
- работа на занятиях не допускает болей в мышцах и суставах;
- растягивание происходит в замедленном ритме;
- по мере растягивания мышц увеличивается амплитуда движения, задействуется больше сторонней силы.
Чаще всего развитие гибкости в суставах, независимо от вида спорта, проводится в период подготовки младшего школьника к занятиям.
Принципы развития гибкости: завершающий этап

Упражнения, позволяющие достичь высоких показателей гибкости суставов, необходимо выполнять с постоянно нарастающей амплитудой, применяя самозахваты, махи и покачивания. Работать таким способом с младшими дошкольниками можно во время ежедневной зарядки или разминки перед тренировками.
Хороших результатов развития пассивной подвижности суставов младшие школьники вполне способны добиться за несколько месяцев целенаправленной работы. А вот для развития активной гибкости потребуется гораздо больше времени.
Работать над упражнениями, направленными на растягивание, необходимо без перерывов, которые могут негативно сказаться на показателях подвижности суставов, а как следствие — и на спортивных достижениях. В соревновательный период может быть достаточно небольшого числа упражнений, чтобы поддерживать форму и не допустить регресса подвижности в суставах.

Для достижения высоких спортивных результатов и гармоничного развития младших школьников очень важно, чтобы упражнения на силу сочетались с постоянно проводимыми упражнениями для растягивания мышц. Несоблюдение этого простого принципа приведет к тому, что показатели либо силы, либо гибкости будут неизменно снижаться.
И, наконец, третий, завершающий этап — это поддержание достигнутого уровня подвижности в суставах. Чтобы сохранить показатели гибкости, необходимо регулярно работать над упражнениями на растягивание, не уменьшая их количество.
Важно знать
Если показатели гибкости практически не изменяются в лучшую сторону, независимо от того, сколько времени младший школьник уделяет ее развитию, то причина может заключаться не только в анатомо-физиологических особенностях его организма, но и в некорректной работе. Достаточно часть силы направить на растягивание мышц-антагонистов вместо того, чтобы делать акцент на увеличение амплитуды сокращающихся мышц с попутным увеличением силы.
На сегодняшний день практикуются два варианта упражнений, способствующих развитию активной гибкости. Удачные варианты для детей — это выпады, наклоны, висы, в том числе и с использованием дополнительной поддержки партнера.
Как работают над гибкостью во время обучения физической культуре в младшей школе

Физическое воспитание в жизни младшего школьника играет огромную роль, несмотря на то, что многие родители не считают его действительно важным предметом. Поэтому в задачу учителей входит провести разъяснительную работу с родителями учеников, делая акцент на необходимости посещения уроков физкультуры младшими школьниками для их полноценного развития.
Упражнения для улучшения показателей гибкости обязательно должны входить в программу каждого урока. Наибольшего эффекта можно будет добиться, если проводить занятия с младшими школьниками в игровой форме, с постепенным снижением нагрузок.
На роль основных подойдут упражнения с наклонами и поворотами торса, разгибаниями и сгибаниями рук и ног. Такие простые упражнения будут способствовать повышению общей подвижности в суставах. Они также могут быть подобраны с учетом вида спорта.
Упражнения для развития гибкости, как и сама гибкость, могут быть:
- активными;
- пассивными;
- комбинированными.

Снаряды для развития гибкости также отличаются в зависимости от воздействия на пассивную, активную или комбинированную гибкость. Например, активную гибкость можно развивать упражнениями с использованием снарядов для отягощения и без них. Это могут быть классические наклоны, движения на основе «пружины» или махов, рывки. За счет использования отягощения можно добиться повышения результатов.
Планируя работу на уроке, учитель должен отдавать себе отчет в том, что пассивная гибкость развивается в два раза быстрее активной. Исходя из этого нужно будет выделять необходимое количество времени для работы над улучшением подвижности в тех или иных суставах, принимая во внимание:
- возраст школьника;
- структуру сустава и мышечной ткани;
- план тренировочного занятия.
С учетом всех этих нюансов продолжительность выполнения упражнений может составлять от 20 секунд до нескольких минут. При этом более длительными должны быть упражнения, направленные на сгибание и разгибание, кратковременными — статические.
Методы внеурочной работы по развитию гибкости школьников
Для развития гибкости можно выполнять упражнения не только в рамках учебной физкультурной программы, но и в свободное время, в том числе и дома. Оптимальный вариант — сочетание упражнений на растягивание с силовыми.

Внеклассные уроки должны быть направлены на развитие самостоятельности младших школьников.
Кроме того, занятия должны не перетруждать детей, быть для них интересным, гарантировать быструю смену видов деятельности и, самое главное, способствовать физическому развитию и укреплению здоровья в целом.
Обратите внимание
Самый простой комплекс упражнений, над которым может работать каждый ребенок самостоятельно в домашних условиях — это утренняя гимнастика, целью которой является укрепление здоровья и, конечно, развитие гибкости.
Регулярные занятия гимнастикой по утрам доступны для каждого школьника независимо от времени года и погоды. Кроме того, гимнастика помогает детям быстрее проснуться и перейти от сонного состояния к активному.

Даже простой комплекс физических упражнений будет способствовать настраиванию нервной системы на учебный ритм, улучшит координацию движений, наладит процесс кровоснабжения тканей, сделает дыхание ритмичным и глубоким, повысит уровень укрепительных процессов в тканях за счет активного поступления кислорода в мозг, мышцы и внутренние органы.
Обычно утренняя гимнастика включает в себя упражнения, положительным образом влияющие на весь организм. Делать их нужно в определенном порядке:
- Упражнения, позволяющие настроиться на гимнастику (легкий бег или ходьба).
- Упражнения для формирования осанки (подтягивания).
- Упражнения для тренировки всех групп мышц с поворотами и наклонами.
- Упражнения сложного типа на основе нескольких движений (выпады с наклонами, приседания с движениями рук и пр.) для активного воздействия на организм, улучшающие пластику и гибкость.
- Расслабляющие упражнения.
Со временем, когда ребенок запомнит порядок выполнения, утренняя гимнастика будет проходить легко и приятно, особенно если использовать музыкальное сопровождение. Во избежание скуки время от времени в комплекс можно вносить разнообразие, добавляя новые упражнения.
Физкультминутки и вечерняя гимнастика
Физкультминутки можно проводить в школьное время просто на уроке, при появлении признаков утомления младших школьников (выражается невнимательностью, беспокойством физкультминуткаи пр.).
Обычно в комплекс включают не более пяти упражнений, каждое из которых выполняют по 5-10 повторов, под присмотром учителя.

Главные упражнения — это, как правило, разгибания и сгибания торса, дыхательные упражнения в положении стоя и сидя, подтягивания, движения руками и кистями, наклоны торса, ходьба на месте.
А вот вечернюю гимнастику лучше сочетать с водными процедурами или прогулкой на свежем воздухе, которые должны стать регулярными для школьника.
В основу комплекса обычно входят несколько упражнений для тренировки дыхания, для максимального развития гибкости и подготовки организма ко сну. Выполняют упражнения плавно и медленно, с ощущением полного покоя и комфорта.
Разминка перед растягиванием: принципы и порядок
Одним из важных элементов работы над растягиванием мышц и гибкостью суставов является правильно проведенная разминка. Основное ее назначение — профилактика травм и подготовка мышечно-связочного аппарата к выполнению упражнений.
В разминку должны входить упражнения для подготовки организма к дальнейшей тренировке. Правильная разминка способствует:
- повышению температуры мышц;
- повышению уровня подвижности в суставах;
- настрою на упражнения или игру, к которой готовится ученик;
- предупреждению травм.
Выполнять упражнения нужно в следующей последовательности:
- Бег или ходьба на месте в спокойном темпе или по небольшой территории на протяжении 6-10 минут, до появления первого пота.
- Ряд упражнений на растягивание всех групп мышц, с акцентом на те, что будут наиболее активно задействоваться на занятии.
- Выполнение основного упражнения в облегченном режиме.
Развивать гибкость на разминке можно с помощью наклонов в разные стороны, в том числе и с элементами вращения, висов, прогибов – как самостоятельных, так и с помощью тренера или партнера.
Заключение

Составляя план работы по развитию гибкости для детей младшего школьного возраста, необходимо принимать во внимание сложность упражнений и степень их воздействия на организм, а также энергозатраты в ходе работы над ними.
Нужно учитывать, что младшие школьники далеко не так работоспособны, как взрослые люди – они быстрее устают и скучают, выполняя однообразные упражнения. Вместе с тем дети этого возраста умеют быстро восстанавливаться, лучше запоминают и осваивают выполнение простых движений.
Такие простые упражнения, как, например, бег и ходьба, способствуют развитию необходимых навыков, задействуют практически весь мышечный аппарат ребенка.

Все упражнения, включенные в школьную программу, как правило, имеют важное значение и обеспечивают необходимую психофизиологическую нагрузку для младших школьников, способствуя развитию у них основных качеств, которые являются признаками успешной физической подготовки.
Одной из основных задач физического воспитания младших школьников является корректное формирование скелета ребенка вместе с укреплением мышц во избежание искривления позвоночника.
Улучшение показателей гибкости у ребенка в этом возрасте позволит повысить подвижность позвоночного столба и усилить физические нагрузки без нарушения режима школьного дня.
Гибкость имеет огромное значение для корректного выполнения целого ряда действий в разных сферах жизни, включая бытовую. Результаты многочисленных исследований подтверждают, что подвижность в суставах необходима для того, чтобы освоить правильную технику выполнения ряда упражнений в том или ином виде спорта.

От уровня гибкости также будут зависеть показатели силы, быстрота и координация ребенка. Сложно недооценить роль подвижности в суставах в случаях проблем с осанкой, при работе над исправлением плоскостопия у младшего школьника, а также в период восстановления после первых спортивных травм.
На заметку
Гибкость — это действительно важный фактор развития школьника. Развитие гибкости у младшего школьника, в совокупности с развитием ряда других не менее важных качеств, поможет ребенку вырасти здоровым, сильным и уверенным в себе человеком, способным на достижение высоких спортивных результатов.
Напоследок приведем пример простого комплекса упражнений для развития гибкости у детей младшего школьного возраста.
- Наклоны вперед с касанием пола сначала пальцами, потом ладонями, а затем и локтями, при этом ноги остаются прямыми. Выполнять по 10-12 повторов в три подхода.
- Из исходного положения сидя на мате или на полу выполнить наклоны вперед, касаясь лбом ног. Делать по 10-12 повторов в 3-5 подходов.
- Ноги расставлены на ширине плеч или немного шире, выполняются наклоны тела поочередно к правой и левой ноге. Делать по 10-12 повторов в 3-5 подходов.
- Исходное положение — ноги на ширине плеч. Выполняется шаг левой ногой с одновременным выносом рук над головой и прогибом вперед. Выполнять со сменой ног по 8-10 повторов в 3-5 подходах.
После месяца регулярных занятий упражнения можно начинать выполнять с партнером для дополнительной нагрузки.