Развитие интеллекта у современных детей

Задача по развитию интеллекта у ребёнка – одна из основных целей ответственных и сознательных родителей. И неудивительно: в столь быстро меняющемся мире знания и способность их применять выходят на первое место для реализации в жизни. Современная школа плохо справляется со своими обязанностями. Причём эти слова справедливы как для обычных бюджетных учебных заведений, так и для немалого количества платных и считающихся престижными. В этой статье будут рассмотрены основные принципы и методы интеллектуального развития ребёнка в условиях современного общества и процессов глобализации.

Определяемся с терминами, или Почему это важно

В современной психологии и педагогической науке принято разделять два вида интеллекта:

    • мыслительный, он же обычный, он же тест на IQ; определяет способность человека к мыслительной деятельности;
    • эмоциональный, относительно новый, он же EI (Emotial Intelligence); определяет способность человека распознавать свои эмоции и работать с ними, понимать внутреннее эмоциональное состояние других людей, лучше, быстрее и эффективнее решать поставленные задачи.

Если в промышленный период основная ставка при воспитании делалась на обычный (мыслительный) интеллект, то в информационном и постинформационном мире детские методики интеллектуального развития строятся скорее на развитие интеллектаинтеллекте эмоциональном. Связано это прежде всего с тем, что дети, которые в школе и ВУЗе показывали высокий уровень интеллекта, в жизни добивались весьма посредственных результатов. В лучшем случае – как хорошие исполнители и руководители, но не более того.

Получается, на успех влияют не столько профессиональные качества, сколько умение находить общий язык и обходить острые углы при взаимодействии с другими людьми. Долгое время считалось, что эмоциональный интеллект тренировкам не поддаётся, но сейчас доказано, что это не так. И практически любой ребёнок под руководством грамотного тренера может значительно улучшить уровень своего эмоционального интеллекта.

В тандеме – максимальный эффект

Для того чтобы добиться максимального обучающего эффекта, к каждому ребёнку надо подобрать именно ему подходящую методику интеллектуального развития. Для этого следует максимально точно определить его темперамент; развитие интеллектанапомним, их всего 4: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. В чистом виде они встречаются достаточно редко. Специальные тесты определяют склонность к каждому типу, и на их основе выводится общий индекс склонности к тому или иному темпераменту.

Как правило, методика развития для более активных детей подбирается с учётом работы в команде, а для тех, кто более усидчив, подойдет индивидуальная работа. Правда, поставленные задачи абсолютно одинаковы: добиться равномерного развития правого и левого полушария мозга. Школа же пытается воспитать всех по одной программе, результат чего нам с вами известен.

На стыке прошлого, настоящего и будущего

Конкуренцию большинству настоящих школ и их программам обучения на данный момент успешно составляют разработки М. Монтессори, Г. Домана, М. Ибука. Из отечественных педагогов успехов на этом поприще достигли Н. Зайцев, М. Щетинин, В. Базарный и другие. Кому-то проще будет полностью применить выбранную методику развития к своему ребёнку, кому-то достаточно только её отдельных компонентов.

Помните, задача родителя и педагога – не превратить ребёнка в вундеркинда и «ходячую энциклопедию» (это в настоящее время прямой путь к катастрофе, потому что количество информации увеличивается каждый день в разы), а обучить его вычленять из информационного потока самое нужное (15-35%) и максимально это использовать.

Используем вещи по назначению, или Принцип коробки передач

В теории заниматься развитием своего ребёнка по той или иной методике можно когда угодно, где угодно и как угодно. Но даже самые благие намерения при неверном подходе рискуют очень быстро разбиться о камни реальности. Приведём пример: ребёнок ещё не умеет вертикально ходить, а развитие интеллектародители уже подсовывают ему кубики с буквами или бумагу с карандашами, надеясь, что он догадается сам, что с ними делать.

На выходе получается, что кубики весьма неплохи на вкус, если их как следует погрызть, и совершенно не важно, какие символы на них нанесены. Хаотично разрисованная каляками-маляками бумага более не представляет собой никакого интереса, остается только скомкать ее и забросить подальше. Вопрос: что родители сделали неверно? Ответ: попробовали тронуться с пятой передачи, не разогнав до этого машину на предыдущих.

Специалистами принято различать зону активного умения и зону ближайшего развития. К первой относится всё то, что ребёнок уже умеет, то есть его навыки, ко второй – то, что будет освоено в ближайшее время. Чем меньше это время, тем лучше выбрана конкретная методика развития. В любом случае, для максимального эффекта лучше будет сконцентрироваться на каком-то конкретном навыкеразвитие интеллекта, отработать его до максимума и потом переходить к следующему.

Задача педагогов и родителей (согласно выбранной методике индивидуального развития ребёнка) – определить с высокой долей вероятности, какой следующий навык надо развивать или чем малыш захочет заниматься. Например, ребёнок стряхнул с пирамидки все кольца, а дальше не знает, что делать. Взрослый должен помочь ему правильно одеть их обратно, а потом предложить чаду сделать то же самое самому. Снять кольца – это зона активного умения, а надеть в правильном порядке – зона ближайшего развития.

Всё обучение и развитие мыслительного и эмоционального интеллекта идёт у ребёнка условно по трём векторам: копирование поведения взрослых, открытия, сделанные на своём опыте и обучение в игровой форме.

Основные ошибки и как их избежать

Не важно, какая выбрана методика, важно правильно подобрать занятия. Обратите внимание: больше всего времени тратится на переход с одного вида деятельности на другой. Поэтому лучше в один день сконцентрироваться на 1-3 уроках. Также надо учитывать, что длительные занятия утомляют, и ребёнок быстро теряет к ним интерес. А когда пропадает интерес, эффективность обучения снижается почти до нуля. Выстраивайте занятия с таким расчетом, чтобы вносить в них мини-перерывы, дабы детский мозг мог немного отдохнуть.

Основные возрастные периоды

От рождения до 1 года. Активное познание мира. Характеризуется переходом от горизонтального способа перемещения к вертикальному. Поддержите в этом своё чадо: включите музыку, тяните руки вверх, активно двигайтесь вместе. Одна из наиболее действенных методик: положить на достижимом расстоянии любимые игрушки и предложить крохе их достать.

Дети любят носить в руках различные предметы. Это развивает моторику и улучшает тактильную чувствительность. Также малыш умеет различать цвета. Чтобы совместить первое и второе, лучше всего использовать пальцевые краски.

От 1 до 2 лет. Тактильные, пространственные и цветовые ориентации уже оформились. Развивайте эти навыки. развитие интеллектаОбъясните малышу разницу между цветами, предметами, их размером, весом и т.д. Лучше всего для этих целей подойдут игрушки. Заодно и потренируете речевой аппарат. Когда оформится речь и понимание, можно начинать обращаться к ребёнку с различными просьбами: принести мячик, игрушку, листок бумаги с карандашами и т.д.

Приветствуется творчество, направленное на развитие мелкой моторики: лепка, аппликация, плетение из бисера и т.д. Если ребёнок воспринимает новое нормально, познакомьте его буквами, цифрами, основами письма и счёта. Если нет – не торопите события.

От 2 до 3 лет. Активно развиваются коммуникативные и социальные навыки. Как правило, дети всегда рады диалогу. Также в это время настаёт возраст «почемучки». Знакомьте чадо с сутью вещей. Давайте усложнённые, но посильные задачи: собрать мозаику, слепить из пластилина животное, нарисовать то, что видишь и т.д.

От 3 до 6 лет. Подготовка к школе. Очень желательно обучить детей азам чтения, письма и счёта. Проще всего делать это в игровой форме. Обучение действию в команде и индивидуально.

Не торопите события, но и не замедляйте их. Найдите именно вашу золотую середину, и ваше чадо будет познавать радость от новых открытий.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий