У малышей дошкольного возраста (3-7 лет) появляется множество вопросов. Они подвижные, всем интересуются, все хотят знать. Чтобы развитие познавательного интереса проходило правильно, родители должны стимулировать интересы детей. Кажется, что это просто: есть так много интересных секций, кружков, школ творчества. Это все хорошо, но этого мало.
Сами родители обязательно должны заниматься с малышом, показывая, что наша жизнь очень интересная и насыщенная. Просто говорите с крохой, показывайте и рассказывайте. В разговоре с родителями не должно быть запретных тем. Никто не ответит на множество вопросов малыша лучше, чем любящие мама и папа. У детей начинается интересная пора в жизни, а значит, им нужно помочь. Что делать родителям? Конечно, всеми силами способствовать всестороннему развитию малыша.
Психическое развитие
Физическое и психическое развитие ребенка дошкольного возраста направлено на то, чтобы сделать его более самостоятельным. Все это — подготовка к школе. Там уже мамы и бабушки не смогут выполнять все желания, помогать и оберегать своего малыша. Придется все делать самому. Кстати, детям уже и хочется все делать самим, ведь они быстро растут.
Дошкольный возраст можно разделить на младший и старший. Принято считать, что с 3 до 6 или 7 лет малыш в дошкольной «фазе». Это время, когда он ходит в садик. Если не ходит, то родителям нужно его развивать самостоятельно. Важную роль играет психическое развитие. Это:
- память;
- интеллект;
- мышление;
- умение общаться;
- эмоции, эмпатия (понимание эмоций других людей);
- речь.
Один из самых важных компонентов психического развития — желание учиться, узнавать новое, интерес. У детей познавательный интерес присутствует, но его необходимо мотивировать, показать, что учиться интересно и не так-то просто. Не все педагоги и воспитатели, к сожалению, умеют это делать.
Познавательный интерес
Развитие познавательного интереса начинается очень рано – еще до того, как малыш научится говорить, задавать вопросы. Познание — потребность человека. Его психика стимулирует данный интерес, развивая самые разные способности и умения. У детей первые попытки познания мира — желание поскорее увидеть, что же находится за пределами кроватки, комнаты. Это мотивирует его сидеть, вставать, самостоятельно ходить. С этого момента начинается интереснейший этап. На наших глазах дети учатся жизни.
Можно выделить познавательный интерес к:
- решению задачи,
поиску ответа;
- познанию мира вокруг (природа, животные, люди);
- общению, игре;
- обучению;
- реализации своих возможностей (творчество, спорт, наука);
- практическому использованию знаний.
Кто может помочь тут лучше, чем родители? Необходимо учитывать возраст и особенности ребенка при выборе занятий, игр, игрушек. Если с раннего детства есть интерес к чему-то, то не стоит отмахиваться от него. Лучше дайте малышу возможность попробовать себя, узнать больше про интересующую сферу.
У детей дошкольного возраста интересы меняются часто, но в этом нет ничего плохого. Малыши просто ищут ответы на свои многочисленные вопросы.
Маленькие почемучки
Начиная с 3-4 лет у детей очень много вопросов. Родители часто попадают в сложное положение, ведь не на каждый вопрос быстро находится понятный ответ. Попробуйте найти ответы вместе. Тут неуместно подавлять интерес ребенка, говоря «я устала, мне не до вопросов», «не спрашивай глупостей…», «прекрати задавать вопросы…». Это лишь дает ему понять, что интерес к чему-то не приветствуется, раздражает, утомляет.
Если сейчас вы устали, то запомните вопрос и вернитесь к нему в свободный день. Для стимулирования познавательного интереса старайтесь на все вопросы малыша найти ответ. Некоторые из них покажутся вам смешными, другие – неудобными. Не нужно делать «запретную тему» из неудобных вопросов. Конечно, уже в 3-4 года малышей интересует строение тела, различия мальчиков и девочек, физиологические процессы организма.
Поиск ответов
Ваш отказ говорить на какую-то тему или же наказание за неудобный вопрос не приведут к желанным результатам. Познавательный интерес — это, повторим, потребность, поиск ответа на вопрос. Лучше, если ребенок найдет ответ у вас. Искать он не перестанет, только вот найденная информация может быть подана не в том виде, в котором бы вам хотелось.
Чем старше ребенок, тем ему проще самому искать ответы.
Научиться читать — отличная идея. Покажите, что в книгах и энциклопедиях, даже в интернете можно найти многие ответы. Это просто, быстро и очень интересно. А главное, дает самостоятельность и независимость.
Сегодня у детей дошкольного возраста масса возможностей для поиска информации. Родителям нужно понимать, что не все они безопасные. Сейчас маленькие дети уже пользуются компьютером или планшетом, ищут мультики, игры. Они учатся очень быстро. Родители должны контролировать источники получения ответов. Познавательное развитие детей сегодня происходит не так, как 15-20 лет назад.
Как родители могут помочь?
Очень хорошо, если сами родители — люди с разносторонними интересами. Так можно увлечь малыша. У детей старшего дошкольного возраста познавательная деятельность протекает интенсивно. Ребенок задействует все возможности для обучения:
- ему хочется потрогать, покрутить в руках;
- рассмотреть, послушать;
- понюхать;
- попробовать на вкус.
Современные игрушки дают многие возможности. Родители тоже могут тут помочь, делая наглядные пособия, «домашние лаборатории» для малышей.
Развивающие методики
Многие современные методики для раннего развития построены по следующему принципу: дайте ребенку все необходимое, и он сам будет учиться. Почему бы и нет? С помощью самых обычных разноцветных кубиков можно:
- развивать
моторику;
- учить цвета;
- учиться считать;
- развивать воображение (строить разные фигуры, домики).
Простой набор кубиков стоит недорого, но, как видите, очень полезен. Для реализации познавательного интереса ребенка родители могут следовать методике Марии Монтессори. Раннее развитие ребенка — не главная ее цель. Главная – научить его учиться, заинтересовать, мотивировать самому искать ответ на вопрос.
Наглядные опыты
Что может быть интереснее, чем наглядный опыт, «домашняя лаборатория»? Малыша интересует природа, растения. Почему бы не показать, как они растут? Не нужно даже ждать лета и поездки на дачу.
Посадите в пластиковые стаканчики с землей лук, семечки от мандарина, яблока. Они быстро прорастают, а вы можете показывать, как поливать их, подставлять солнцу. Таким образом можно выращивать зелень. Потом ребенок торжественно соберет «урожай». Просто и наглядно.
Для дошкольного возраста свойственен интерес ко всему необычному: редкие животные, динозавры, космос… Водите малыша в музеи, планетарии, зоопарк. В 4-6 лет все это принесет ему много радости.
После похода в такое интересное место предложите ребенку обсудить увиденное, нарисовать то, что больше всего понравилось. Для малышей этого возраста лучше 1 раз увидеть своими глазами, чем долго слушать. У них еще не так хорошо развито образное мышление, чтобы самим представлять какой-то объект.
Творчество
Развитие познавательного интереса стимулирует и развитие фантазии, воображения. Когда мы не можем ответить на вопрос, то наш мозг дорисовывает картину действительности. Отличный метод развития – предложить ребенку рисовать, лепить, делать аппликации.
Так стимулируется воображение, а воображение способствует развитию мышления. Творчество играет важную роль для развития эмоциональной памяти. Рисуя, ребенок начинает интересоваться тем, как в действительности устроен тот или иной предмет. Он рассматривает цветок, чашку, игрушку, старается передать все детали. Конечно, в возрасте 4-5 лет это лишь попытки, не всегда удачные. Но тут главное — интерес, желание увидеть «обратную сторону» предмета.
Секции и кружки
Наличие познавательного интереса — толчок для дальнейшего развития. Причем наш мозг сам дает этот толчок. Развитие человека необходимо, ведь это залог выживания. Чем больше мы интересуемся, тем больше узнаем. Значит, приобретаем навыки для:
- жизни;
- работы;
- получения дополнительной информации;
- решения практических задач.
Для стимулирования интереса детям дошкольного возраста нужно предлагать разные виды деятельности. Речь идет не только о связи познавательного интереса и умственного, интеллектуального развития. Полезны все виды деятельности, в том числе спорт. Главное – отыскать, чем именно ребенку хочется заниматься, как хочется реализовывать свои творческие, физические, умственные способности. Тут вам помогут разнообразные кружки и секции. Сегодня выбор у детей просто огромный.
Нужно пробовать как можно больше. Это не значит, что малышу всем захочется заниматься – просто у него будет возможность выбора. Сходите на первое занятие вместе с малышом. Предложите самому выбрать, чем хочется заниматься в этом году. Главное не перегружать ребенка. Садик, кружки, спорт — это хорошо, но обязательно должно оставаться время на игры, общение, прогулки, мультики.
В 3-4 года можно водить ребенка на 1-2 занятия в неделю. Детям постарше (4-6 лет) уже можно подобрать несколько кружков. Если учиться малышу нравится и не вы заставляете его, то все просто отлично. Разнообразные увлечения делают личность глубокой и целостной. Потом это поможет ребенку найти для себя собственный, интересный путь обучения в школе и не только.