Вашему малышу исполнилось 2 года. Теперь можно вздохнуть с облегчением. Дети спят почти всю ночь без проблем, становятся более самостоятельными. Мама может на некоторое время оставить его в комнате с игрушками или за просмотром мультика. В возрасте 2 лет кроха уже должен многое уметь делать сам. Эти его маленькие достижения приводят родителей в восторг.
Поощряйте его самостоятельность, старайтесь покупать развивающие игрушки и заниматься с крохой. Сейчас очень важно развивать ребенка в ходе игры и развлечений. Начинается период активного психического развития. В этом возрасте практически все детишки достигают одинакового уровня: уверенно ходят, бегают, могут самостоятельно держать ложку, чашечку. Совершенствуется мелкая моторика. Это очень интересный период для крохи и его родителей.
Физическое развитие
В возрасте 2 лет уже появляются первые различия конституции мальчиков и девочек. Теперь мальчишки крупнее, тяжелее. Хотя, конечно, это не всегда так – стоит учитывать индивидуальные особенности каждого крохи. Если родители крупные, высокие, то ребенок, скорее всего, будет похож на них по комплекции. В остальном же такая половая закономерность прослеживается.
Рост
Для мальчиков это 85-92 сантиметров, а девочки набирают от 83 до 90 сантиметров роста. Опять же, могут быть исключения.
Вес
Мальчики весят от 13 до 16 кг, а девочки – от 12 до 14 кг.
Тут очень важно питание ребенка, физическая активность, правильный режим. Некоторые родители стремятся закормить ребенка, любыми способами заставить «кушать хорошо». Нужно следить за тем, чтобы дети не переедали. Сейчас насильно кормить нельзя – ребенок уже сам может определить, сколько еды ему нужно. Голодным он не останется, да и всегда попросит еще, если проголодался.
Чем выше физическая активность, тем больше потребность в пище. Если кроха ведет не очень активный образ жизни, то следите за размером порции. Для этого возраста еда должна быть не только сытной, но и полезной, богатой витаминами.
Активные малыши
Обычно в возрасте 2 лет дети очень активные. Физическое развитие проходит бурно — детям нужно много движения, игр. Они с радостью будут бегать как заведенные по площадке. До 2 лет малышей привлекает движение само по себе. Они опробовали возможности своего тела, поняли, что могут залезть на диван, прыгать, быстро бегать, ползать… Теперь же начинается более осмысленная деятельность. Малыш понимает, зачем ему нужны те или иные виды активности. Ему интересно применить свои умения: пройтись по лестнице туда-сюда, подняться на горку, чтобы скатиться…
Многие родители говорят, что такая внезапная активность крохи их утомляет. С одной стороны, конечно, нужно постоянно следить за ребенком. С другой, это хорошо, ведь его развитие идет полным ходом. Сейчас такая детская «физкультура» помогает укреплять мышцы, кости, уменьшается объем жировой ткани. Дети постепенно приобретают очертания маленьких взрослых.
Нервно-психическое развитие
К 2 годам малыш уже многое понимает. Это все благодаря тому, что его психическое развитие продолжается каждый день. С другой стороны, он более самостоятельный. Из послушного крохи, который ждал одобрения от мамы, он превращается в совершенно другого человека. Становится гораздо эгоистичнее. Все желания направлены вовнутрь, важно их быстрое удовлетворение. Тут многие родители начинают ругать ребенка, наказывать за непослушание. Это не совсем корректное поведение. Поймите, он еще не очень понимает ваши мотивы, нормы поведения. Его психика развита, но не настолько, чтобы он мог полностью контролировать свои действия. Ваш кроха не видит вреда в том, что делает и как делает.
Теперь делаем упор на развитие речи. Для этого:
- часто и много разговариваем с малышом;
- читаем ему сказки, книжки;
- рассказываем истории;
- показываем развивающие мультики и детские фильмы;
- знакомим с другими детьми, своими друзьями.
Кроха должен слышать правильную речь. Тогда он быстро схватывает новые слова. Многие развивающие мультики построены по простому принципу: на экране показывается предмет, многократно называется. Это очень легко — ребенок запоминает связь «предмет-название». Необязательно смотреть телевизор для этого – вы тоже можете учить его по такому принципу. Рисуйте картинки, показывайте фото, предметы и обязательно несколько раз четко называйте их. Затем положите несколько картинок или предметов на стол и попросите найти названные – не более 3-4 за один раз.
Игры
В этом возрасте игра — и развлечение, и обучение. Вы можете использовать игрушки для того, чтобы чему-то научить кроху. Например, играем в знакомство. Нужно показать, как две куколки знакомятся, приветствуют друг друга. Затем предложите малышу поиграть за одну из них. Он должен уметь элементарно сказать «привет» и представиться. Дальше можно придумывать самые разные игры. Так вы разучите цвета, размеры, фигуры.
У малыша обязательно должно быть время просто поиграть. Тут ребенок сам выбирает правила, сюжет игры. Игрушек не должно быть очень много: это лишь вызовет притупление эмоций. Так, если вы дарите что-то новое почти каждую неделю, скоро радости от новинки не будет. Это вредит эмоциональному развитию крохи, замедляет развитие фантазии.
Сейчас много развивающих игрушек, с помощью которых можно выучить части тела, времена года, цифры, буквы… Почему бы и нет? Используйте все современные возможности для обучения через игру. Ребенку это покажется интересным, а польза очевидна.
Желание быть самостоятельным
В 2 годика уже обязательно должно присутствовать желание быть самостоятельным. Родителям нужно это поощрять. Ребенок должен уже уметь:
- самостоятельно проводить личную гигиену (умывать лицо, мыть руки, чистить зубы);
- застегивать пуговички, учиться завязывать шнурки;
- держать ложку, чашку;
- играть без помощи родителей 10-15 минут.
Это лишь примеры,но малыш может уметь делать и что-то совершенно другое. Все тут зависит от смекалки родителей. Вы можете научить его поливать цветы, вытирать посуду после мытья, раскладывать столовые приборы… Для ребенка учиться новому очень интересно. Он с радостью будет демонстрировать вам свои новые умения.
Если такое желание у малыша отсутствует, то это повод волноваться. В возрасте 2 лет идет активная сепарация от матери. Ребенку просто необходимо свое пространство, свои вещи, свои собственные решения. Тут мамам не нужно сердиться – просто поймите, что личность активно формируется. Запрещать инициативу, ругать по пустякам, сводить на нет все попытки к самостоятельности — значит мешать процессу развития.
Моторика
В этом отношении ощущается значительный прогресс. Развитие мелкой моторики началось еще год-полтора назад. Теперь дети уже могут брать предметы обеими руками, используют пальчики, чтобы изучить на ощупь игрушку, предмет. В возрасте 2 лет характерен особенный интерес к мелким движениям. Детям хочется узнать, как устроены те или иные предметы. Они часто разбирают свои игрушки, могут даже порвать их. Такая же судьба может ждать бабочек, паучков, гусениц. Малыш совершенно не хочет навредить – он просто еще не отличает живое от неживого.
Эмоции
Не стоит ругать ребенка за подобное детское «живодерство». Просто объясните, что эти насекомые живые и им больно. Это хороший повод поговорить про многообразие живых существ. Дети любознательны, а не жестоки. В возрасте 4-5 лет, наоборот, наступает очень эмпатичный период. Дети до слез жалеют раненую птичку, бабочку.
Малыш уже к двум годам должен уметь проявлять свои эмоции и различать эмоции своих родных, пока что только самые простые. Он отлично знает, когда мама злится или в плохом настроении. Это важно, ведь в это время эмоциональное развитие ребенка достигает определенного уровня осмысленности.
Сейчас необходимо вводить в его жизнь социальный элемент. Знакомить с другими детьми на площадке, в парке, на прогулке. За совместной игрой они будут узнавать много нового. Это первое общение очень важно. Ребенок не должен в возрасте 2-3 лет избегать общения с другими малышами, оставаясь с мамой. Развитие личности невозможно без общения.
Что уже умеет малыш?
Давайте подведет итог того, что должен уметь малыш в возрасте 2 лет. Это не так мало, как может показаться. Хороший прогресс сделан всего за два года: от беспомощной крошки до маленького человечка. Итак, что умеет ребенок в 2 годика:
- ходить
самостоятельно, подниматься и спускаться по лестнице;
- бегать;
- носить в руках предметы разной величины, формы (кубики, мяч, игрушки);
- бросать мяч, толкать его ногой;
- пытаться раздеваться и одеваться (развитие координации, моторики);
- самостоятельно играть;
- собирать простые фигуры из кубиков (развитие мышления);
- раскрашивать картинки;
- выполнять простые просьбы взрослых (принести, положить, дать…);
- реагировать на свое имя, понимать некоторые просьбы взрослых.
Через все это ребенок постоянно учится и открывает что-то новое. Обязательно хвалите малыша за новый навык: тогда у него будет мотивация учиться. Похвала взрослого для него значит очень много.
Различие в поведении мальчиков и девочек
В возрасте 2 лет уже должен начаться процесс психологической половой дифференциации. Проявляются разные качества характера, свойственные мальчикам и девочкам. Девочки, например, более чувствительные. Малыш уже умеет разделять деятельность, свойственную мальчикам и девочкам. В играх детей девочка — мама, воспитательница или дочка. Мальчик играет роль папы, водителя, строителя, военного.
Девочки
Уделяют все больше внимания тихим играм. Девочка в 2-2,5 годика уже должна уметь покормить куклу, уложить ее спать. У нее появляется интерес к одежде, украшениям, прическам. Она часто просит маму дать примерить ее вещи. Для ребенка становится важно то, с кем она дружит, общается. Понятно, что играть с мальчиками не так интересно, ведь им хочется активной беготни. Девочек тянет к спокойным играм, они лучше концентрируют внимание на деталях.
Мальчики
Для мальчика становится важной его половая принадлежность в возрасте 2-3 лет. Он выбирает соответствующие игрушки. Даже игры у мальчиков уже другие. Их интересуют машинки, тогда как многие девочки смотрят на них совершенно равнодушно. Это хорошо и значит, что в семье есть мужской пример для подражания. Мальчик должен быть сильным, смелым, решительным, защищать девочек — такие установки входят в его жизнь с ранних лет. Для маленького ребенка важно подражание отцу, дедушке. Не нужно переживать, если он решительно против игр с девочками. Когда кроха пойдет в садик, там у него появятся друзья и среди мальчиков, и среди девочек. Так им будет проще играть в совместные игры.