В 10-11 месяцев физическое развитие ребенка не кажется таким активным, как психическое.
Да, прогресс налицо — малыш становится крепче, крупнее и активнее, но по сравнению с двигательными и речевыми навыками изменения не так бросаются в глаза. В среднем нормально развивающийся малыш в 10-11 месяцев весит от 9,5 кг до 10,35 кг, рост его при этом составляет от 72 до 74 см.
Реакции ребенка на 11 месяце жизни
Достаточно часто родители 10-11-месячных детей сталкиваются с необъяснимыми реакциями малышей на те или иные ситуации. На самом деле, пока эти реакции нельзя назвать сознательными и проявление их считается сугубо индивидуальным. Одна из самых ярких реакций — страх перед высотой.
Можно провести своего рода эксперимент для оценки реакции малыша на высоту. Для этого нужно накрыть стол стеклом, при этом под ним на половину поверхности разложить яркую ткань, а под столом расстелить такой же отрез, но с другой стороны.
Ребенку можно предложить поползти по поверхности стола с тканью. Как только малыш достигнет края стола, он увидит, что дальше ничего нет, и остановится, не переползая на сторону стола без ткани. Этот опыт показывает, что малыши уже в 10-11 месяцев способны понимать и оценивать высоту, принимая решение о целесообразности продолжения пути.
Несмотря на это, родители должны понять, что оставлять малыша играть без присмотра на поверхностях, откуда он может упасть, не стоит ни на минуту. У каждого ребенка свой тип темперамента, поэтому не исключено, что у импульсивных детей темперамент победит сознание, и они не остановятся перед «краем пропасти».
Насколько сильно малыш доверяет маме?
Интересный опыт можно провести и для того, чтобы понять, какую роль мама играет в жизни ребенка 10-11 месяцев, когда его психоэмоциональное развитие переходит на новый уровень.
В рамках эксперимента можно предложить малышу преодолеть препятствие в виде очередной «пропасти», на другой стороне которой его будет встречать мама. В качестве «пропасти» подойдут два возвышенных объекта – малышу нужно будет переступить с одного на другой. Высота и расстояние между объектами должны быть адекватными возрасту ребенка.
Если в этот момент у мамы будет спокойное и доброжелательное лицо, малыш пойдет к ней через «пропасть», несмотря на опасения. Если же на лице мамы будет страх, то ребенок обязательно остановится. Отсюда можно сделать вывод, что мама для малыша в 10-11 месяцев — это полноценный эмоциональный регулятор.
Основную информацию о том, в какой манере себя вести, малыш получает, наблюдая за эмоциями на лице мамы. Развитие малыша в 10-11 месяцев позволяет ему прочитать на ее лице абсолютно любые эмоции, будь то страх или раздражение, радость или гордость. Естественно, наибольшую радость и доверие у малыша вызывает лицо мамы, озаренное счастливой улыбкой — оно запечатлевается в его памяти на всю жизнь.
Как развивается координация рук
После 10 месяцев малыш с большим удовольствием вытягивает на свет содержимое ящиков, комодов, коробок и мешков. Более того, он проявляет энтузиазм, если предложить ему позаниматься стаканчиками и коробками разной емкости, которые он сможет складывать друг в друга или в которые сможет положить другие предметы, насыпать крупу или песок. Развитие малыша в этой области ускорят не только модные современные игрушки-вкладыши, но и подручные предметы, например кухонная утварь:
- контейнеры для еды;
- кастрюли и миски;
- кружки, стаканы, тарелки и т.д. из небьющихся материалов .
Используя все эти предметы, кроха сможет вкладывать их друг в друга, помещать в них мячики, пупсов, машинки или другие маленькие и большие предметы, осознавая роль формы и размеров в каждом случае.
Положительным образом на развитие моторики рук влияют игры с пирамидками или матрешками. Потренировать руки можно и с пользой, например, приобщая малыша к домашнему хозяйству, предлагая ему протереть пыль и т.д. наподобие того, как это делают взрослые.
Кроха обязательно оценит предложение развернуть завернутый в несколько слоев оберточной бумаги сюрприз, а также игру с капустой, с которой нужно будет снимать листок за листком для салата маме.
Некоторые малыши в этом возрасте справляются с крышками на бутылках, поэтому можно им предложить открутить и закрутить несколько цветных крышек. Кроме того, можно поиграть с крохой, предлагая ему слепить из пресного теста комочки, которые можно зафиксировать на дощечке.
В 10-11 месяцев уже можно давать ребенку в руки фломастер или карандаш, показывая ему, как вести линию на листе бумаге. На улице карандаш могут заменить цветные мелки. Отличный вариант для развития координации рук — это игрушки с колесиками, которые нужно толкать впереди себя.
Совершенствовать координацию рук можно и во время водных процедур с ребенком, предлагая ему черпать воду разными емкостями, переливая ее туда и обратно.
В стремлении подражать
В 10-11 месяцев дети достаточно внимательны и наблюдательны, поэтому с большим удовольствием копируют манеру поведения окружающих их взрослых.Достаточно будет показать малышу простые действия, объясняя алгоритм, чтобы он попробовал их повторить. В это время можно научить кроху играть на детских музыкальных инструментах, пользоваться музыкальными книжками, «кормить» игрушки, кидать и ловить мяч.
Можно сыграть на желании быть во всем похожим на взрослых и предложить крохе приобщиться к хозяйству. Так, можно показать малышу своим примером, как быстро и аккуратно сложить игрушки в корзину или собрать с пола бумажки и выбросить их в урну.
Навыки развития речи
Развитие речи в 10-11 месяцев стимулируются чтением и общением с крохой. Особенно сильное влияние на ребенка оказывают книжки с яркими и крупными картинками. В этом возрасте малыш пока неспособен надолго концентрироваться на чтении, поэтому привлечь его на несколько секунд, необходимых для прочтения четверостишия, можно яркой картинкой.
Не стоит настаивать на чтении, если малыш потерял интерес к процессу. Лучше вернуться к нему позже, когда у ребенка появится настроение.Читая ребенку, нужно обязательно входить в образы героев, меняя интонации, громкость и тембр голоса. Правильным будет читать перед усаженным в детский стульчик малышом, чтобы лицо читающего находилось в поле его зрения.
Совершенствование тактильного опыта
Развитие тактильных навыков в возрасте 10-11 месяцев также необходимо ребенку. Например, не стоит запрещать малышу периодически ходить по полу в доме (если он не холодный) босыми ногами, либо по летней траве, пляжному песку.
Если кроха любит играть с едой, размазывая ее пальцами по столу, можно предложить ему вдоволь поиграть с киселем, картофельным пюре или кефиром, разлитыми по подносу — пусть получит удовольствие от вождения пальчиками по субстанции.
В этом возрасте нужно бывать с малышом в местах общения других детей, позволяя ему налаживать первые социальные контакты, в некоторой степени опять же через тактильные ощущения, например во время игры в песочнице.