Целесообразно начать с того, что вообще такое музыка и музыкальное развитие, как музыка может использоваться для развития полноценного члена общества из маленького ребёнка. Постараемся описать всё максимально доступными словами, однако без некоторых технических терминов нам всё же не обойтись.
Итак, любая музыка в физическом плане – это определённые волновые колебания от абсолютного инфразвука (колебаний сверхнизкой частоты) до ультразвука (колебаний сверхвысокой частоты). Эти волны, как сами по себе, так и в комплексе со словами, эмоциями, цветовым сопровождением и тому подобным, могут быть направлены как на развитие, так и на разрушение маленькой личности. Причём, что парадоксально, иногда это одни и те же волны.
Особенности «тех» и «этих»
На самом деле никакого парадокса нет. Это связано с тем, что родители современных детей преимущественно росли на излёте века промышленного, а вот их потомки – стопроцентный результат эпохи информации со всеми вытекающими: их развитие и начинается раньше, и протекает быстрее. И если раньше воспитатель (учитель) считался носителем уникальной информации, то теперь почти любые данные можно найти в Интернете.
Так что на первый план выходит не столько сама информация, сколько способ её подачи – имейте это в виду. Привить отвращение даже к хорошим вещам при неправильном подходе – проще простого. Правда, вытянуть потом 3-4-летних детей из этого состояния весьма проблематично. Так что подготовка и профилактика – «наше всё». Это первое.
Второе. Что обычно подразумевают под развитием детей 3-4 лет в плане музыки и всего того, что с ней связано? Обычно это выступления на различных утренниках в коллективах детских садов, групповое пение, музыкальные игры, хороводы и т.д. С одной стороны, всё это вроде бы правильно. С другой – далеко не всем 3-4-летним детям понравится так проводить время. Будем честными: часто они это просто ненавидят, но не говорят об этом в силу разных причин. Что совсем не означает, что у такого ребёнка на музыку жуткая аллергия. Тут важно различать музыкальную «обязаловку» и получение удовольствия от процесса. То, что делается из-под палки, редко получается хорошо.
Неудобный вопрос: «А зачем нужна музыка»?
А также «кто придумал музыку и музыкальные инструменты», и вообще – «почему я должен всем этим заниматься и что буду с этого иметь»? Не проще ли посмотреть телевизор или посидеть за компьютером? Лучше, чтобы 3-4-летние дети не застали вас врасплох таким расспросами. Да и что вы им ответите? Если на вопрос «откуда берутся дети» ещё можно придумать кучу отговорок, то тут такое не пройдёт.
Не пугайтесь. Честность – лучший друг детей и родителей. А подобные расспросы – отличная возможность помочь созданию доверительных отношений. Прочитайте своему чаду мини-лекцию: почему древние люди начали делать первые музыкальные инструменты, как это ремесло развивалось и совершенствовалось – в общем, краткий курс музыкальной индустрии от динозавров до наших дней. Обычно 3-4-летние дети слушают такие истории, раскрыв рот. Обязательно вкратце объясните суть классической музыки и других направлений, расскажите, как каждое из них воздействует на мозг и нервную систему.
Если ваш ребёнок уже услышал тяжёлый рок или «металл» и активно им интересуется, несмотря на столь юный возраст (такое бывает и уже не редкость), а вы считаете — и вполне обоснованно — что для этого пока ещё рано, можно сказать примерно следующее. Современный тяжёлый рок и его производные произошли от звучания древних боевых барабанов и литавров. Их задача – приводить древних воинов перед битвой и во время неё в состояние ярости. И что те, кто долго и громко слушают такую музыку, сильно рискуют повредить свою нервную систему, ведь полноценного развития не получится, если в мирное время быть постоянно на пределе своих возможностей. Тем более это касается детей 3-4 лет.
В заключение постарайтесь в меру обрисовать все плюсы от занятий музыкой: развивается слух и координация движений, человек начинает быстрее соображать, но главное – у тех, кто не лениться петь, обычно здоровое горло и простудными болезнями они не болеют. Ваша главная задача – показать выгоды и сделать так, чтобы, как минимум, не было отвращения, а как максимум – появился естественный стимул к таким занятиям.
Если ваш ребёнок заинтересовался музыкой более глубоко, предложите ему поиграть в оркестр. Удобнее это делать в детскому саду, но сгодится и дома. Нет соответствующих игрушек – не беда, подойдет любая ненужная посуда, тазы для белья и т.д. Правда, попросите вашего маленького Ингви Мальмстина не переусердствовать, так как Arpeggios From Hell в его исполнении обязательно придут послушать соседи. Только оваций вы явно не дождётесь.