Самый беспомощный человечек на земле – это новорожденный ребенок. При появлении на свет он ничего не умеет и не знает, не может прожить самостоятельно ни дня. К двум месяцам он овладевает только умением держать головку. Но разве этого мало? Достаточно, особенно если учесть его «юный» возраст. У карапуза все только впереди, его развитие набирает обороты. А у двухмесячного ребенка они достаточно велики. Что именно происходит в это время? Давайте рассмотрим детальней.
- «Комплекс оживления»
- Поём и разговариваем вместе с малышом
- Физиологическое развитие двухмесячного малыша
- Развитие зрительного сосредоточения
- Какими умениями овладевает ребенок к концу двух месяцев жизни
- Рост и вес ребенка второго месяца жизни
- Питание
- Режим дня двухмесячного ребенка
- Купание малыша
- Утренний массаж и гимнастика
«Комплекс оживления»
Уже на втором месяце жизни ребенок очень отличается от ребенка после рождения. Именно в возрасте двух месяцев у ребенка происходит скачок в развитии. И от родительского участия зависит, что будет уметь малыш к трем месяцам своей жизни. Очень важно обладать познаниями о физиологических и психических способностях ребенка. С одной стороны, это позволит не пропустить возможности развития, а с другой – не нарушить его естественного хода, тем самым нанеся непоправимый вред.
Самой важной особенностью детей второго месяца жизни является комплекс оживления. В самом понятии заложено объяснение происходящих с крохой процессов. Слово «комплекс» указывает на то, что у двухмесячного ребенка происходят не одно, а несколько изменений в развитии. Слово «оживление» дает понять, что изменения происходят именно в образе действий малыша. Появление этого комплекса – знак для родителей, указывающий на то, что развитие карапуза идет соответственно нормам и правилам.
Чем же проявляется этот самый комплекс оживления? Прежде всего тем, что новорожденный всевозможными способами демонстрирует узнавание родительницы: он улыбается и приходит в движение всем телом, когда видит любимую и родную маму. Когда она наклоняется над крохой, тот начинает «разговаривать» с ней на своем языке, гуля и агукая.
Вторым очень важным новшеством становятся попытки взять в руки погремушку. У двухмесячного ребенка происходит развитие хватательной функции рук. Сначала это происходит случайно. Но, как только малыш начинает понимать, что может овладеть возможностью брать предметы самостоятельно, он совершенствует данную способность регулярными попытками снова и снова захватить пальчиками игрушку или пустышку.
Кроме того, у двухмесячного ребенка значительно увеличивается время бодрствования, а значит, у родителей появляется больше возможностей для общения с карапузом, в процессе которого они могут помочь ему развиваться и овладевать новыми способностями.
Поём и разговариваем вместе с малышом
Гуление – это не просто первое и приятное звуковое общение со взрослым. Это попытка ребенка сказать маме и папе, что пришло время для развития речи, слуха, координации между голосом и слухом. Для этого не нужно обладать особыми знаниями и умениями. Также не понадобится большого количества времени. Данные процессы должны происходить естественно.
У двухмесячного ребенка прекрасно получается подражать интонациям взрослых. Он внимательно прислушивается к звукам, наблюдает за движением маминых губ, когда она разговаривает с ним, пытается делать то же самое. Выходит это у него очень смешно и неправдоподобно. Но это не повод перестать разговаривать с чадом. Наоборот, следует стараться уделять общению как можно больше времени и внимания.
Важно, чтобы мама, наклоняясь над ребенком и разговаривая с ним, произносила слова с четкой мимикой. Так в сознании малыша отложится правильное положение губ во время произнесения того или иного звука. Если звук «у» должен произноситься с вытянутыми вперед губами, то малыш должен видеть именно такое произношение, а не то, каким мы пользуемся в повседневной речи.
То же касается гласных. Их немного, и все они должны произноситься с разной артикуляцией, чтобы малыш быстрее и легче научился их повторять. Попробуйте произнести правильно: «А», «О», «У», «И», «Э». А теперь произнесите эти же звуки так, как произносите всегда. Заметили разницу?
Так вот, если хотите научить своего ребенка правильному произношению звуков, слов, а после – правильной речи, начинайте речевое развитие с двухмесячного возраста. Подавайте правильный пример. Не зря говорят, что дети вырастут такими же, как их родители, поэтому воспитывать следует себя.
Кроме того, у двухмесячного ребенка можно начать развивать музыкальный слух. Первые музыкальные уроки кроха получает во время пения колыбельных или любых других песен. Делать это должна мама. Ее малыш в этом возрасте воспринимает как никого другого. Любое ее действие и звук он будет впитывать как губка.
На втором месяце жизни происходит еще и развитие эмоций. Поэтому можно смело начинать учить кроху ласковым и строгим, радостным и печальным, удивленным и сердитым ноткам в голосе. Проще всего это сделать в ходе чтения детских книг или разных сюжетно-ролевых потешек. Например, в одной из них медведь может разговаривать сердитым голосом, а птичка нежным и т.д. Это не значит, что ребенок поймет суть сказанных слов, но потешки помогут передать всю палитру существующих эмоций – интонацией, голосом, его окраской и тоном.
Такие занятия следует проводить во время естественного общения, например, когда мама кормит, одевает, купает, носит на руках, укладывает спать или подходит к малышу после пробуждения.
Есть масса самых разных сборников, в которых можно найти большое количество разнообразных песенок, стишков, потешек для новорожденных, которые приблизительно так и будут называться: «Стихи для новорожденных и самых маленьких», «Пестушки» и «Колыбельные для малышей».
Физиологическое развитие двухмесячного малыша
Что умеет младенец двух месяцев от роду? Самое главное – это держать голову, которую он поднимает и удерживает из положения лежа на животе. Работа над этим упражнением очень важна, так как если в два месяца ребенок уже хорошо держит головку, то к трем месяцам, опираясь на предплечья, он уже сможет рассматривать мир вокруг себя, что существенно расширит его кругозор.
Если с первого месяца жизни мама будет регулярно заниматься с ребенком, то ко второму месяцу у него не возникнет трудностей с поддержкой головки, лежа на животике. Чтобы малыш захотел поднимать головку и таким образом тренировал мышцы шеи, мама должна дать ему задание. Не стоит удивляться: даже в таком возрасте перед крохой можно ставить задачи. Главное, чтобы они были разрешимыми. Например, на расстоянии полуметра от малыша следует положить яркую игрушку. Желательно, чтобы она издавала звуки, которые привлекут внимание младенца. Идеальный образец такой игрушки – неваляшка.
Не думайте, что малыш поползет к игрушке. Это ему еще не под силу. Мама сама должна постепенно приближать ее к ребенку, постоянно привлекая к ней внимание, которое малыш еще не может удерживать на одном предмете более десятка секунд. Когда желанная погремушка окажется на расстоянии вытянутой руки, ею снова надо пошевелить, чтобы малыш заметил ее и приподнял головку.
Он будет внимательно следить за яркой и звенящей безделицей. Поэтому, когда кроха научится выполнять простейшие действия, задание можно будет усложнить, например, приподнимая игрушку немного выше, а не выкладывая на ту же поверхность, на которой лежит сам малыш.
Также для усложнения упражнения можно взять сразу две игрушки. Таким образом произойдет развитие еще и умения переключать внимание. А еще появится умение следить за движением предметов и рассматривать их, что в будущем станет прекрасным фундаментом наблюдательности.
У детей второго месяца жизни появляется еще несколько новых важных действий, и одно из них – переползание. Кроха начинает двигаться по кроватке. Поэтому, оставив его в ней в одном положении, через десять-пятнадцать минут мама найдет карапуза уже в другом положении или в другом конце кроватки.
Следующее важное действие – попытка держать в руке игрушку, которую малышу дает мама. Эти действия являются подготовительными для более сложных действий, которые он будет выполнять позже, когда достаточно окрепнет, а именно в 3-4 месяца. Важно, чтобы обучение происходило естественно, но со знанием дела и пониманием его необходимости.
Кроме того, в это время происходит развитие слухового сосредоточения, когда малыш начинает реагировать на источник звука и удерживает на нем свое внимание. Это умение нужно использовать при развитии слухового восприятия, которое станет основой для развития музыкального слуха.
Никому не нравилось, когда в школе на уроках музыки он слышал: «Да тебе медведь на ухо наступил», что подразумевало отсутствие слуха и возможности правильного воспроизведения мелодии, даже самой простой. Чтобы этого не произошло с вашим карапузом, заниматься его слухом следует начинать с младенчества. Для первых занятий вполне подойдет обычная погремушка. Маме необходимо трясти ею и давать малышу среагировать на звук поворотом головки. Постоянно меняя место расположения звука, его скорость и силу, вы будете способствовать развитию музыкального слуха.
Развитие зрительного сосредоточения
У ребенка двух месяцев еще недостаточно развита конвергенция – способность рассматривать предметы на близком расстоянии. Поэтому в двухмесячном возрасте есть смысл показывать детям большие игрушки и большие картинки на расстоянии пятидесяти сантиметров от глаз. Задача малыша – всего лишь рассматривать предоставленный для изучения материал. Задача родителей – подобрать привлекающие внимание игрушки и картинки. При этом игрушку необходимо не просто показывать, но и водить ею из стороны в сторону, показывая, как ходит собачка или летает птичка, чтобы малыш смог следить за ней взглядом. Свои действия важно сопровождать каким-то рассказом или песенкой. Слушая слова мамы, ребенок на подсознательном уровне будет усваивать основы речи.
Сосредоточение внимания у младенца еще очень невелико – не более пяти секунд на одном объекте. Однако это время можно увеличить, если показывать малышу игрушку или яркую картинку с разноцветными деталями и при этом разговаривать с ним, привлекая внимание и удерживая его.
Начиная с двух с половиной месяцев игрушки рекомендуется вешать в кроватке у ребенка так, чтобы он мог легко достать их ручкой, на расстоянии четырнадцати-двадцати сантиметров. Но игрушки должны быть достаточно хорошо закреплены, чтобы малыш, сдернув их, не испугался или не навредил себе.
Какими умениями овладевает ребенок к концу двух месяцев жизни
На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. К третьему месяцу жизни ребенок должен выполнять следующие действия:
- Сосредоточивать взгляд на игрушке, лежа на спине, начиная от двадцати секунд и более.
- До одной минуты держать голову прямо, находясь на маминых руках.
- Проявлять интерес к игрушке, пытаться ее достать.
- Из положения лежа на животе подниматься на предплечья и
следить за движением человека, животного, игрушки.
- Из положения лежа на животе высоко поднимать голову и удерживать ее в поднятом положении до десяти секунд.
- Тянуть руки в сторону заинтересовавшего предмета. Дотрагиваясь до него руками, оживляться.
- До пяти секунд удерживать в руке ленточку.
- Проявлять комплекс оживления в ответ на общение мамой.
- Гулить, пытаться копировать звуки, произносимые мамой.
- Звать маму не только плачем, но улыбкой, гулением, поворотом головы, длинными звуками – гулением с вокализацией.
- Крепко упираться ножками при поддержке под мышки. При соприкосновении с твердой поверхностью приседать и выпрямлять ножки.
- Примерно десять секунд держать игрушку, вложенную в руку взрослым.
Рост и вес ребенка второго месяца жизни
За второй месяц жизни прибавка в росте и весе младенца должна быть почти в два раза больше, чем за первый. Если за первый месяц карапуз прибавляет шестьсот грамм, то за второй должен прибавить восемьсот-девятьсот грамм. Рост ко второму месяцу жизни ребенка увеличивается на два с половиной-три сантиметра. Нужно отметить, что эти нормы отличаются у детей, находящихся на грудном вскармливании, от искуственничков.
Питание
Поскольку малыш активно развивается, то и питание у него должно быть соответствующее, позволяющее восполнить энергетические затраты. Именно поэтому дети данного возраста не жалуются на отсутствие аппетита.
В сутки кроха должен съедать восемьсот-девятьсот грамм молока. Норма одного кормления – от ста тридцати до ста пятидесяти миллилитров. Кормить младенца следует через каждые три часа. Ночью промежуток между кормлениями желательно увеличить, приучая карапуза спать с 23:30 до 6:00. Но если ваш малыш не может выдержать такой длительный промежуток, не стоит его насиловать. К подобному графику кормления вы обязательно придете, но постепенно. Важно! Если ребенок спит более 5-6 часов без кормления, это не повод его будить. Ни один младенец еще не умер от голода.
В случаях, когда новорожденный просыпается во время сна от боли в животике, что часто бывает в результате спазмов кишечника, или просто не может заснуть, то лучше напоить его укропной водичкой или водой с фенхелем. Также облегчить страдания поможет поглаживание животика и полноценное кормление.
Самочувствие малыша очень зависит от питания мамы. Если она кушает то, что вызывает образование газов, или неправильно разводит смесь, а также позволяет во время кормления заглатывать воздух, то это обязательно приведет к образованию колик, болям в животике и крикам. Именно поэтому маме следует следить за всем и сразу: за собственным питанием, за процессом кормления и многими другими условиями жизни малыша.
Также следует учитывать тот факт, что ребенок второго месяца жизни становится очень любопытным, поэтому во время еды, если вокруг него будет много всяких движений или звуков, может часто отвлекаться, прерывая прием пищи. Так он еще и воздух будет заглатывать, а это чревато коликами. Поэтому во время кормления маме рекомендуется уединяться с ребенком в тихом помещении, где нет посторонних, даже если это папа, бабушка или дедушка.
Поскольку объем съедаемой малышом пищи постоянно увеличивается, то увеличивается и лактация. Однако у некоторых кормилиц иногда проблемы. В таких случаях не стоит впадать в отчаяние. Часто 200 г нежирного отварного мяса в день плюс 100 г творога, а также употребление молока и кисломолочных продуктов быстро и легко исправляют ситуацию. А вот мед и грецкие орехи употреблять не стоит, так как они могут стать причиной диатеза у малыша.
Современные специалисты при проблемах с лактацией рекомендуют практиковать кормление по требованию, ведь во время сосания кроха стимулирует выработку молока у матери лучше любого чудодейственного средства.
Режим дня двухмесячного ребенка
В этом возрасте общая продолжительность сна у ребенка составляет 16-18 часов в сутки. Поскольку ребенок становится более увлеченным, деятельным, то и продолжительность сна у него меняется. А раз днем он больше бодрствует, то ночью просыпается уже не так часто, как в первый месяц жизни. Продолжительность ночного сна у малыша приближается к норме взрослого человека, а это 7-9 часов. При этом очень важным остается и дневной сон. Для ребенка такого возраста дневной сон должен быть два раза в день по 3-4 часа.
Если малыш перепутал день с ночью, что тоже нередко бывает, его следует будить во время дневного сна, который затягивается до пяти-шести часов. Некоторое время это будет неприятно как для родителей, так и для малыша, но вскоре все станет на свои места.
В режиме дня очень важно большое внимание уделять прогулкам на улице. Особенно хорош и чист воздух после дождя. Прогуливаться с ребенком надо хотя бы пару раз в сутки. Комната перед ночным сном должна быть хорошо проветрена. А когда мама с крохой уходит днем на улицу, нужно оставлять форточки открытыми, чтобы малыш дышал свежим воздухом не только во время прогулки, но и после нее. Только важно не переусердствовать в зимнее время, чтобы, придя с прогулки, не застать в квартире или доме слишком низкую температуру. В комнате должно быть тепло. Но не жарко: от жары ребенок плохо спит и болеет. Это следует учитывать и при одевании карапуза. Не стоит закутывать его в сто одежек. Лучше снизить температуру в помещении.
Продолжительность прогулки не должна быть очень большой, для двухмесячного ребенка достаточно двух раз в день по 40 минут. Время нужно увеличивать постепенно, доведя пребывание на улице до полутора часов.
Во время прогулки следует особое внимание уделить защите коляски от, например, сильного дождя, неожиданного дождя или снега. Если температура воздуха на улице ниже двенадцати градусов, от прогулки лучше воздержаться, при этом не забывая регулярно проветривать помещения.
Купание малыша
Это одна из самых приятных процедур не только для младенца, но и для его родителей. Однако знакомство с водой должно быть аккуратным. Следует заблаговременно проверять температуру воды локтем или градусником. Температура воды должна быть тридцать семь градусов, а температура воздуха в помещении – двадцать четыре градуса.
Купать ребенка лучше всего перед сном. Эта процедура успокаивает и расслабляет кроху, подготавливая его ко сну. Регулярные вечерние процедуры станут звоночком для организма приготовиться ко сну.
Само купание должно быть осторожным и тихим. Вечер – это не время для шума и гама. В ходе купания с крохой обязательно следует разговаривать только спокойно и петь ему песни только успокаивающие, а не веселые и задорные. В это время все должно готовить малыша к переходу в спящий режим.
Утренний массаж и гимнастика
Если купание лучше проводить вечером, то массаж и гимнастику – утром. Эти мероприятия должны быть очень приятны ребенку. Также они благотворно воздействуют не только на эмоциональное и физическое состояние, но и на его развитие.
Массаж представляет собой поглаживание ручек от кисти к плечу, ножек – от стопы к паху. Животик поглаживать рекомендуется по часовой стрелке. Спинку – от попки к голове. Массаж не должен быть долгим: максимум 5-7 минут.
Это основные рекомендации, которые должна знать каждая мама, желающая вырастить здорового, умного и доброго ребенка.