Развитие памяти у ребенка дошкольного возраста

Наша память, возможность запоминать — одна из важнейших функций психики. Именно наличие памяти помогает нам быть теми, кто мы есть. Она формирует личность. Если у человека отсутствует возможность запоминать предметы, лица, названия и имена, это очень серьезная патология, которая ведет к снижению умственной деятельности.развитие памяти у дошкольников

У детей дошкольного возраста идет формирование основных свойств и возможностей памяти. Родители и воспитатели могут помочь им с этим. Небольшие тренировки выглядят как игра, но имеют важное значение для будущего развития личности малыша.

Для быстрого развития центра памяти отведите ребенка учить иностранный язык. Это отличная тренировка для его мозга, да и в дальнейшем пригодится. Самое главное — благодаря этому всю жизнь ему будет гораздо проще получать знания, запоминать новую информацию. Существуют некоторые особенности детей этого возраста, которые влияют на развитие памяти — необходимо их учитывать.

Память и личность

Наше «я» складывается из многих составляющих. Огромную часть занимает память. Здесь:

  • люди, которых мы знаем, любим или не любим;
  • информация о предметах;
  • наши навыки;развитие памяти у дошкольников
  • знания о мире;
  • события.

Мы храним воспоминания благодаря тому, что можем запоминать важное для нас. То, что важно, формирует наше видение мира. Память важна для детей с самого рождения. Сначала малыш запоминает лицо мамы – он будет улыбаться, видя ее. Это главное, что ему нужно, все остальное — инстинкты.

Личность развивается поэтапно, и на каждом из этапов необходимо все больше знаний об этом мире, предметах, людях, законах природы и общества. У детишек дошкольного возраста очень хорошая память — все новое они впитывают быстро, на запоминание уходит мало времени. Если правильно активизировать навык запоминания, то учиться будет гораздо проще. Это поможет во всей последующей жизни.

Четыре вида памяти

У человека (маленького или большого) есть 4 вида памяти, которые он использует каждый день:

  • Двигательная

Мы не замечаем, как наше тело запоминает некоторые движения. Они становятся привычными для нас, но когда-то наш мозг активизировался, чтобы первый раз зафиксировать то или иное движение. Эта память помогает нам писать, готовить, водить автомобиль, заниматься спортом и развитие памяти у дошкольниковтанцевать. Развивать двигательную память очень полезно для детей дошкольного возраста — она помогает координации движений наладиться скорее. И еще этим детишкам очень нужно как можно больше двигаться.

  • Эмоциональная

Это наши переживания и эмоции. Вы видите любимого человека — об этом вам напоминает ваша эмоциональная память. Так формируются привязанности, дружба, уважение. Негативные эмоции тоже запоминаются: гость в шутку шлепнул ребенка по попе, но теперь для малыша это потенциально опасный человек, так как с ним связаны негативные эмоции.

  • Зрительная

Этот вид памяти особенно сильно развит у детей дошкольного возраста. Ребенок видит картинку, и она очень точно «отпечатывается» в сознании. Взрослые люди, конечно же, тоже обладают зрительной памятью. Если тренировать ее с детства, то это поможет проще запоминать материл, развитие памяти у дошкольниковтекст, положение предметов. Существует масса тренингов для развития зрительной памяти. Чем точнее ребенок запоминает предмет, тем лучше.

  • Словесная или словесно-логическая

Проще говоря, таким образом запоминается логика нашей жизни, действий, этикет и правила общения. Словесно-логическая память не сразу становится активной у детей. Для ее работы нужно запомнить сначала много всего важного про наше общество, его культуру и ценности. У старших дошкольников она уже проявляется. Они знают, как обращаться к незнакомым, умеют вести себя за столом. Дальше будет больше. Главное для развития этого навыка, чтобы у детей был пример, с кого учиться. Различные знания, информация запоминаются также с помощью словесно-логической памяти.

Память у детей дошкольного возраста

Детьми дошкольного возраста принято называть малышей 4-6 лет. Их психика достаточно развита – речь, логика, мышление присутствуют в должной мере. Они могут строить фразы и связные рассказы. Это говорит о том, что они уже накопили достаточно информации о мире вокруг, знают, как выражать ее словесно. Особенности развития в этом возрасте зависят от мышления, логики, окружения ребенка.

Особенности запоминания

Сейчас память действует следующим образом: все, что важно для ребенка, удерживается легко (а это может быть несущественная информация), а все, что но не интересно для ребенка, пусть даже и значимо на ваш взгляд, быстро забывается. Эти особенности стоит иметь в виду тем родителям, которые взялись за раннее развитие или отдают малышей 5 лет в школу.

Избирательная память фиксирует яркие качества предметов,развитие памяти у дошкольников вкусов, впечатлений. Не стоит расстраиваться, если вы отвели ребенка на спектакль, а ему запомнилось только пирожное в буфете. Детский мозг сам выбирает, на чем акцентировать внимание.

У детей включается так называемое непроизвольное запоминание. Мозг ведет активную работу, выискивая интересное во всем. Поэтому дети так часто задают вопросы: для их памяти ваши ответы — настоящее «удобрение». Они схватывают важные для них качества предмета, события, потом анализируют их. Вопросы помогают лучше понять, «утрамбовать» в голове всю информацию.

К 5-6 годам дети владеют двигательной памятью, могут запомнить сложную последовательность движений. Часто это используется в подвижных играх, когда малыши следят не только за собой, но и за друзьями, чтобы те правильно выполняли все действия в нужной последовательности. Многие из нас затем теряют этот навык.

Научите ребенка правильно запоминать

И детям, и взрослым легче запоминать, если процесс обучения построен правильно. Все должно быть последовательно, с разъяснениями. Тогда нам очень просто запомнить сложные вещи. Если же факты разрозненные, никак не связаны между собой, то приходится заучивать наизусть.

Запоминание дается проще тогда, когда в материале есть логика.
Психологи знают все особенности этого возраста и советуют родителям готовиться к занятиям с малышами.

Четыре приема для легкого запоминания

Для детей есть несколько аспектов, благодаря которым можно облегчить запоминание практически любой информации. Для малышей дошкольного возраста каждый из них актуален.

  • Содержание материала

Помните: ребенок проще запоминает то, что ему интересно. развитие памяти у дошкольниковПодбирайте материал для обучения, исходя из интересов ребенка. Это поможет вам сделать ваши короткие уроки действительно ценными.

  • Процесс

Процесс имеет огромное значение для формирования памяти. Лучше всего выстраивать занятия так, чтобы знания, факты следовали один за другим логической цепочкой. Все логично — все понятно. Если вы будете перескакивать с одного на другое, ребенок дошкольного возраста просто потеряет нить. Еще не стоит забывать, что у детишек 5-6 лет время концентрации — не более 20 минут. Занятие не должно длиться дольше.

  • Для чего нужно это запомнить

Перед тем как начать занятие, объясните, зачем нужны эти знания. Например, вы учите с ребенком цифры. А зачем это развитие памяти у дошкольниковему? Не для того, чтобы просто знать, потому что все знают. Вы пошлете его в магазин, и он сможет сам правильно подсчитать сдачу — самый простой пример. Потом скажите, что математика пригодится ему в школе: там учатся взрослые детки, без цифр вообще никуда. Даже такое простое объяснение открывает ребенку глаза на смысл ваших занятий и, соответственно, мотивирует к учению.

  • Проверка результатов

Это необходимо для развития долговременной памяти. Вы преподнесли малышу материал в интересной, живой форме. Он понял, для чего это нужно. Но уже через неделю ребенок может забыть все, чему научился, если не будет повторения. На данном этапе особенности развития памяти таковы, что необходимо повторять и повторять материал.

Иностранные языки для маленьких

Удивительно, как мало времени нужно ребенку 2-5 лет, чтобы выучить стишок на иностранном языке. Сейчас многие садики включают в свою программу не один, а два иностранных языка. Дело в том, что центр памяти языков формируется именно в это время.

Для людей, которые начинают учить развитие памяти у дошкольниковязыки в 15-20 лет, все гораздо сложнее. Дело в том, что еще в раннем детстве у человека в мозгу формируется центр родного языка. Этот язык мы используем, на нем думаем. После, повзрослев, мы начинаем учить второй язык. Но центр-то только один. Приходится «впихивать» в него второй язык – это усложняет запоминание.

У детей дошкольного возраста все происходит иначе. Для нового языка развивается второй центр. Если будет введен третий язык, то будет активирован и еще один языковой центр. Причем когда малыш говорит на английском, он задействует «английский» центр памяти. Переходит на русский — активизируется центр родного языка. Так языки не смешиваются в голове, и поэтому детям гораздо легче их осваивать.

Тренировки для памяти

На помощь детям придет простая система упражнений. Все это похоже на игры, но они отлично подходят для развития памяти. Используйте особенности детской памяти сейчас, когда ее проще всего тренировать и подготавливать к дальнейшему обучению.

Зрительная память

Зрительная память очень важна, она дает нам внимательность к деталям, способность быстро развитие памяти у дошкольниковзапоминать все, что мы увидели. Тренировать ее просто. Вам понадобятся картинки — с виду одинаковые, но в них есть отличия. Их можно найти в детских книжках или в интернете. Покажите первую малышу на 1-2 минуты. Потом дайте вторую. Сначала он будет долго искать различия, но после 2-3 тренировок зрительная память улучшится. Теперь малыш сразу видит различия, даже незначительные.

Двигательная память

Игра в «кукловода» подходит для садика или дома. Она придумана для развития двигательной памяти, но для детей выглядит вполне забавной. Хорошо, если будет участвовать несколько игроков. Дети дошкольного возраста обожают соревноваться – можно присуждать в конце игры победу тому, кто справился лучше всех.развитие памяти у дошкольников

Кукловод (взрослый) завязывает глаза ребенку и ведет его по выбранному маршруту. У малыша есть возможность делать любые движения: шагать вперед, назад, прыгать, расставлять руки и ноги. Маршрут не должен быть длинным. До десяти движений детьми этого возраста запоминается на ура.

Потом повязку снимают, а ребенку предлагают повторить все движения — пройти путь еще раз. Это не так легко, как кажется. Игра также служит для развития координации движений. С закрытыми глазами вы хорошо можете сконцентрироваться, а вот повторить потом свои же действия бывает сложно.

Словесно-логическая память

Здесь у вас огромный простор для тренировок. Для детей интересным будет упражнение на пересказ сказки или текстаразвитие памяти у дошкольников для дошкольного возраста. Коротенькие истории они должны пересказывать от третьего и от первого лица.

Заучивайте вместе стихи: это помогает развивать не только саму память, но и речь. Следите за тем, чтобы все слова повторялись правильно. Память постоянно должна быть «в движении» в этот период развития детей. Стихи, считалочки, факты, имена — все это помогает им быстрее научиться работать со своей памятью.

Родителям на заметку

Сейчас вы организуете обучение ребенка. Для развития памяти дошкольников есть много тренировок, задачек и заданий. В детском саду детей учат простым принципам работы с информацией — это подготовка к школе. Она продолжится в первом классе. Если же вы не отдаете малыша в садик, то придется заниматься с ним самостоятельно. Распланируйте день так, чтобы можно было позаниматься несколько раз, изучая разные предметы.

Обязательно делайте перерывы на игры, творческую деятельность.
Игры, особенно подвижные, развивают двигательную память. Лучше всего, если вы будете отводить малыша в какой-нибудь спортивный или танцевальный кружок. Это поможет ему снять напряжение, активно двигаться, учить свое тело новому. Там же будет общение со сверстниками, детишками разного возраста.

Ругать ребенка за то, что он не может что-то запомнить, бессмысленно. Вы скорее напугаете его, чем вразумите. У детей в 4-6 лет еще нет возможности быть самокритичными в своем обучении. Для него этот процесс — игра. Посмотрите на учебники 1-2 классов. Там много картинок, всегда есть герои, помогающие, дающие советы детям. Это плавный переход от игрового обучения ко взрослому.

Для развития памяти и быстрого запоминания необходимо время. Ожидать, что ребенок запомнит что-то с первого раза, глупо.
Он нуждается во множественном повторении. Выучить названия месяцев года он сможет быстро, но на следующий день будет помнить всего 1-2 из них. Повторяйте их неделю день за днем, и тогда увидите результат. Малыш будет выдавать информацию, не задумываясь.

Проблемы с запоминанием

При формировании навыка памяти могут возникнуть проблемы. В таком случае вам нужно обратиться к врачу. Разговор с неврологом поможет понять, в чем дело. Дети дошкольного возраста должны легко запоминать информацию, уже могут отвечать на вопросы. Если малыш этого не делает, а вы видите, что он просто не может развитие памяти у дошкольниковничего толком запомнить, то это тревожный знак.

Но возможно, что вы просто неправильно строите обучение. Для развития памяти нужны тренировки, специальные игры и занятия. Без этого процесс тормозится, происходит задержка в развитии. Если проблема не будет устранена, то ребенок не сможет пойти в школу с остальными сверстниками: ему там будет очень тяжело.

Тут необходима беседа с психологом, который поможет понять, что мешает малышу запоминать информацию и удерживать ее. В более сложных случаях, когда есть структурные повреждения мозга, понадобится терапия. Держите под контролем процесс развития вашего ребенка, чтобы вовремя обнаруживать проблемы и предупреждать осложнения.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий