Развитие природного потенциала у детей 3-4 лет

Для каждого родителя важно знать, насколько правильным является развитие его ребенка на каждом этапе. Это нужно прежде всего развитие детей 3 4 летдля того, чтобы выявить возможные отклонения, а также для лучшего понимания того, как себя вести с малышом, чтобы не травмировать его детскую психику и способствовать развитию заложенного природой потенциала.

В 3-4 года главная фраза в жизни малыша — это «я сам!». Кроха очень хочет быть похожим на родителей, на окружающих его взрослых, поэтому проявляет повышенное желание быть самостоятельным. Это основная черта характера ребенка в этом возрасте.

Эмоциональное развитие

В отношении эмоционального развития малыша в 3-4 года можно отметить проявление таких чувств, как любовь, забота, сострадание, доброжелательность, порой даже по отношению к чужим людям. Кроха уже умеет сопереживать и стремится всеми силами помочь тем, кто в этом нуждается. Не раз от малыша можно услышать печальные замечания о том, как мерзнут кошки и собаки во время развитие детей 3 4 летдождя на улице или как мечтают о подарках под елку на новый год детки, у которых нет мамы и папы. Малыш уже понимает, что такое «хорошо» и «плохо», чувствует стыд за проступки и старается все исправить.

Впрочем, стоит отметить, что все перечисленные выше чувства по-прежнему нестабильны и могут меняться в зависимости от происходящего. Поступки младшего дошкольника пока еще преимущественно ситуативны, поэтому ребенок не всегда отдает себе отчет о том, какие могут быть последствия.

Малыши в 3-4 года доверчивы и отзывчивы, они уверены, что мир безопасен и настроен по отношению к ним так же, как и они к нему — доброжелательно. Вместе с тем отчаянное желание быть взрослым может привести к не всегда безопасному поведению.

Нормы поведения в понимании младших дошкольников

В 3-4 года малыши уже способны мириться с определенными нормами поведения, реагируют на запреты и разрешения. Очень часто младшие дошкольники в стремлении быть хорошими замечают, что другие дети или взрослые не соблюдают нормы поведения, и это вызывает у них непонимание и даже осуждение.

Интересно, развитие детей 3 4 летчто дети в этом возрасте, вместо того чтобы указать ребенку, который, по их мнению, ведет себя неправильно, на ошибку, пытаются получить поддержку у взрослого, подталкивая его к воздействию на «нарушителя». При этом сами порой, нарушая запреты, если им на это не указать, не испытывают никакого дискомфорта.

Чаше всего смущение, страх и обиду у детей в этом возрасте вызывает результат собственной неосторожности. Малыш может горько плакать, разбив чашку или порвав новые штаны, и не потому, что ему будет жалко вещь, а потому, что будет считать себя нарушителем таких важных для него взрослых правил.

Знакомство с гендерными ролями

В 3-4 года ребенок уже осознает себя мальчиком или девочкой и четко понимает, что вырастит взрослым мужчиной или женщиной. Именно поэтому он или она развитие детей 3 4 летпробует проявить себя в гендерных ролях, играя в папу или маму, пользуясь при этом атрибутами, которые характеризуют половую принадлежность.

В этом же возрасте малыши способны различать людей не только по полу, но и по возрасту, четко определяя разницу между молодыми, пожилыми людьми и глубокими старцами, причем как в окружающем мире, так и на картинках в книжках. Трех- и четырехлетки интересуются детьми противоположного пола, часто проявляя по отношению к ним внимание и заботу.

О навыках самообслуживания и личной гигиене

В три года младший дошкольник уже владеет основными навыками самообслуживания. Кроха с удовольствием:

  • самостоятельно ест;развитие детей 3 4 лет
  • одевается и раздевается;
  • чистит зубы и умывается;
  • моет после прогулки руки;
  • при необходимости пользуется носовым платком;
  • расчесывается;
  • пользуется туалетом.

К концу младшего дошкольного возраста ребенок не только владеет основными навыками самообслуживания, но и соблюдает правила поведения за столом и в обществе. Главным толчком для развития этих навыков становится новый уровень развития моторной координации дошкольника.

Двигательная активность малыша

В 3-4 года дети отчаянно нуждаются в активном движении, которое занимает большую часть их времени в период бодрствования. Кроха уже пробует делать примитивные физическое упражнения, ему нравится соревноваться со сверстниками. развитие детей 3 4 летНередко можно увидеть, как малыши пробуют прыгнуть выше, дальше, дольше провисеть на турнике или быстрее скатиться с горки.

Именно в этом возрасте можно подыскать для малыша подходящую спортивную секцию, где он бы получил возможность развивать силовые, скоростные качества, а также совершенствовать выносливость, координацию и гибкость. Нелишним будет дома установить спортивный уголок для самых маленьких с гимнастический стенкой, матом или батутом.

Развитие сенсорных эталонов

К 3-4 годам у детей уже сформированы определенные представления о том, какие свойства имеют предметы, и развиваются сенсорные эталоны. Это означает, что кроха отлично ориентируется в развитие детей 3 4 летцветах и даже оттенках, различает геометрические формы, понимает, что такое «больше» и «меньше», знает о понятиях высоты, толщины.

Можно заниматься с малышом, подготовив для него специальные карточки для работы с цветами, геометрическими фигурами, а также палочки, мячи и кубики, которые ребенок сможет описывать, использовать для создания конструкций в соответствии с полученным заданием. Придумывая задачку для малыша, старайтесь начинать с самого простого и используйте сначала не более трех, а позже не более пяти предметов.

О развитии пространственных представлений и понимания времени

В 3-4 года малыши уже понимают, что такое пространство, и начинают знакомство с этим понятием с собственного дома. Они четко отдают себе отчет в том, что кроватка находится рядом с тумбочкой, стул – рядом с кроваткой, а мяч лежит под диваном. Также малыши способны развитие детей 3 4 летрассуждать о том, что видят перед собой на прогулке, делая вывод, что дерево растет за домом, а кошка сидит на дереве.

Процесс освоения пространства происходит синхронно с процессом развития речи. Малыш использует предлоги, включает в речь наречия.

В этом же возрасте малыши начинают задумываться о времени. Они понимают, что наступило утро, после которого придет обед, а затем и вечер. Дети знают, что время невидимо и неосязаемо, но ориентируются в нем, прислушиваясь к потребностям собственного организма. Утром пора завтракать и гулять, в обед — отдыхать, вечером — готовиться ко сну. Также у малышей возникают ассоциации с определенным временем года. Они могут рассказать о том, что лето — это когда море и солнце, зима — подарки и елка.

Знакомство с окружающей действительностью

Представления крохи о явлениях действительности строятся прежде всего на основании личного опыта. Малыш знает, что каждый предмет имеет свое назначение, так же как и объекты или средства передвижения на улице. Для него очевидно, что кровать нужна для того, чтобы на ней спать, автобус — чтобы ездить, а развитие детей 3 4 летмагазин для того, чтобы в нем покупать продукты или игрушки.

Детки также уже знают об определенных профессиях, имея опыт общения с врачом, водителем автобуса или такси, дворником, который каждое утро подметает двор, и так далее. Кроха прекрасно ориентируется в некоторых свойствах воды, песка, земли, понимая, что они могут быть холодными, теплыми или даже покрытыми льдом. Дети наблюдают за погодой, делая выводы о том, холодно на улице или жарко, идет снег или дождь.

Нормальное развитие малыша в 3-4 года позволяет ему различать овощи и фрукты не только по вкусу, но и по цвету и форме, знать несколько видов птиц, животных и насекомых.

Основные составляющие психического развития малыша 3-4 лет

Речь идет о таких составляющих, как память, внимание, мышление и воображение, которые в этом возрасте активно развиваются и совершенствуются.

Внимание у ребенка в 3-4 года по-прежнему непроизвольное. Так, например, если малышу интересно занятие, он может посвятить емуразвитие детей 3 4 лет более получаса, не отвлекаясь на посторонние вещи. Но если нет, то внимание быстро переключается на что-то более стоящее.

Память в 3-4 года также непроизвольная и имеет четкую зависимость от эмоций. Как правило, в голове у ребенка удерживается та информация, которая произвела на него впечатление. Кроха не прилагает специальных усилий, чтобы что-то запомнить. Даже песни и стихи, услышанные от взрослых, откладываются у него в голове непроизвольно. Дольше всего в памяти сохраняются яркие положительные моменты.

Мышление в 3-4 года имеет наглядно-действенную форму. Кроха пробует найти ответ на интересующий его вопрос, используя подручные предметы. Особенно полезно для развития ребенка на этом этапе играть с ним матрешками, конструкторами развитие детей 3 4 летс крупными деталями и пазлами, пирамидками и кубиками, чтобы он собирал конструкции по образцу для освоения навыка соотносить условия и цель.

И, наконец, воображение. В этом возрасте оно лучше всего развивается во время игровой деятельности. Ребенок может использовать одни предметы, воображая их совершенно другими. Например, малыш может слепить пирожное из пластилина и предложить родителям его съесть, пить из пустых пластмассовых чашечек воображаемый чай, ехать на перевернутом стуле – машине.

Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте

В 3-4 года большую часть жизни малыша занимает именно игра. Малыш осваивает навыки использования игрушек, замещает ими разные предметы, распределяет роли. Очень часто малыши на этом этапе развития во время игры подражают действиям взрослых, воображая себя летчиками, милиционерами или докторами.

В этом возрасте дети все еще неспособны играть вместе с другими детьми, хотя стремятся быть в их обществе. Все придуманные игры в первую очередь отражают навыки ребенка, привитые развитие детей 3 4 летему во время совместных игр с родителями. Как правило, у таких игр примитивный сюжет и минимум ролей.

Нежелание ребенка играть вместе с партнером своего возраста вызвано в первую очередь неумением объяснить правила и сюжет, а также неспособностью прийти к согласию. Малыши часто не могут разобраться, кому какая игрушка достанется, на почве чего возникают конфликты со сверстниками.

К концу младшего дошкольного возраста дети постепенно научатся договариваться, используя вежливые слова. Мальчики в 3-4 года во время игры любят быть активными, с удовольствием выбирают для себя большие компании детей. Девочки отдают предпочтение спокойным и тихим играм с одним или двумя партнерами.

Налаживание дружественных связей

К концу младшего дошкольного возраста дети начинают проявлять все больше желания общаться со сверстниками. При этом, если в три года кроха чувствует свое превосходство перед другими малышами, о чем спешит напомнить фразами типа «ты не знаешь» или «ты не умеешь», требуя подтверждения своих слов от взрослых в качестве поддержки, то к 4 годам желание дружить становится преобладающим.

Малыши общаютсяразвитие детей 3 4 лет друг с другом и со взрослыми с помощью речи. В их словаре уже достаточно слов для того, чтобы выражать эмоции и желания. Дети способны правильно употреблять числа, роды, падежи, умеют строить сложные предложения, пользуются интонациями, регулируют силу голоса. Девочки на этом этапе развития превосходят мальчиков по целому списку показателей развития. Их речь отличается:

  • большим словарным запасом;
  • беглостью;
  • артикуляцией.

Кроме того, девочки лучше запоминают все, что видели и слышали, могут без труда по требованию воспроизводить усвоенную информацию.

Полезные рекомендации родителям

Чтобы развитие малыша в 3-4 года происходило правильно и оптимально, специалисты рекомендуют придерживаться основных рекомендаций для родителей:

  1. Проявляйтеразвитие детей 3 4 лет уважение и терпение по отношению к малышу, который учится быть самостоятельным. Старайтесь не подавлять волю ребенка, так как это может впоследствии стать причиной развития инфантильности и апатии. Пусть кроха отстаивает свое мнение во всем, что не касается его здоровья и жизни.
  2. Не забывайте о том, что упрямство малыша в 3-4 года — это не что иное, как проявление личности. Помогите малышу сформировать его «я».
  3. Постарайтесь физически и психологически подготовить ребенка к детскому саду:
  • соблюдайте режим дня;
  • укрепляйте иммунитет крохи;
  • читайте положительные рассказы о садике;
  • познакомьтесь с воспитателями и детками из ближайшего садика;
  • оставляйте кроху ненадолго с бабушками и дедушками, приучая его к разлуке с вами.
  1. Вместе с малышом обсуждайте ситуации, с которыми вам приходится сталкиваться, анализируйте поведение взрослых и детей на улице, не забывайте о собственном положительном примере для малыша.
  2. Щадите чувства малыша. Постарайтесь понять его эмоции, разделите с крохой его радости и печали, научите контролировать эмоции, не подавляя их.
  3. Работайте над физическим развитием малыша, делая зарядку, играя с мячом.
  4. Контролируйте собственную речь, ведь речь малыша будет формироваться на ее основе. Старайтесь больше читать малышу вслух, пересказывайте и анализируйте прочитанное, чтобы развивать воображение и мышление ребенка.

В заключение отметим, что 3-4 года — это один из самых важных этапов в развитии дошкольника. Будьте рядом и направляйте, поддерживайте его, помогайте малышу развиваться, находить контакт с окружающими его людьми и миром, ведь он в этом очень нуждается, даже если и не может этого показать.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий