Для родителей и воспитателей важно отслеживать психологическое развитие ребенка раннего и дошкольного возраста. В этот период некоторые отклонения могут быть легко выявлены и исправлены. С другой стороны, это важный период для психики ребенка. Сейчас развитие может быть получено через игровой процесс и творчество. Возраст от 3 до 7 лет считается самым важным для формирования личности. Со временем психика подвергается сильным позитивным изменениям. Важно давать ребенку достаточно нового материала. Лучше всего в форме игры, ведь так дети быстрее запоминают новый материал, учатся общаться. Если малыш ходит в детский сад, это позитивно сказывается на развитии психики, ведь это первый его контакт с настоящим социумом и его правилами.
Роль игры в развитии ребенка
С помощью игры ребенка можно научить практически всему. Особенно сейчас, когда так много реалистичных игрушек и наборов (для доктора, строителя, фотографа, домохозяйки…). С их помощью можно предать любой игре как можно больше реальности. Так очень просто даются знания об окружающем мире.
Важно помнить, что в игре ребенок дошкольного возраста воспроизводит действия взрослых. Таким образом можно не только помочь ему, но и диагностировать серьезные проблемы в семье ребенка.
Во время игры происходит развитие многих важных составляющих психики. Совершенствование речи тоже связано с игровой деятельностью. Ребенок создает собственный мир вокруг себя на время игры. Активно задействуется воображение, ситуативное мышление, память.
В отсутствие игровой деятельности все эти процессы замедляются или вообще прекращаются. Нельзя оставлять маленького ребенка без игрушек или заменять игру занятиями: это может привести к обратному психологическому развитию или деградации.
Психологическое развитие
С 3 до 7 лет проходит очень важный процесс в жизни малыша. Развитие личности, формирование собственного и общественного «я». В это время ребенок учится взаимодействовать с миром вокруг себя, давать обратную связь: что-то нравится, что-то вызывает неприятные ощущения, что-то становится важным.
Сейчас нужно давать ребенку как можно больше материала для размышлений. В этом помогут:
- ролевые игры;
- творчество (разные виды);
- общение со сверстниками;
- взаимодействие со старшими и младшими;
- новые факты, информация о мире.
Все то, что ставит перед ребенком реальные задачи, мотивирует работу мозга. Психологическое развитие не может проходить вне общества и без переживания эмоций. Ограничивая ребенка в общении со сверстниками, родители лишают его важной части личности — социального «я». Без общества невозможно адаптироваться к его правилам, а это значит, что поход в детский сад, а потом и в школу, станет проблемой.
Нормальный уровень психологического развития поможет легче адаптироваться к новой среде, ведь маленький человечек уже научился решать ситуационные проблемы разного уровня. Психика подготовлена к этому, а это и есть назначение развития. Теперь, когда ребенок пойдет в детский садик, ему будет легче приспособиться к изменениям в жизни.
Это необходимо. Садик еще можно пропустить, но вот школу и последующее образование, работу? Человеку придется делать очень большие усилия над собой, если в детстве он не получил должной поддержки со стороны взрослых.
Младший возраст
К младшему возрасту относятся дети от 1 до 4-5 лет. Это важный возраст по всем параметрам. Малыш стремительно превращается в маленького человека, который уже многое умеет и знает. За это короткое время в его психологическом развитии происходит большой скачок. К 5 годам он умеет сдерживать некоторые эмоции, знает, как вести себя в простых ситуациях, а что-то может и придумать ситуационно. Конечно же, налицо огромное отличие от 1-2 лет. Для детей в этот период важно получать новые знания разными путями. Родители должны в этом помочь.
Сенсорное восприятие
Когда ребенок совсем маленький, его метод общения с миром — сенсорный. Дети все трогают, пробуют на вкус. Ругать за это малыша глупо, ведь пока что только так он и может получить знания о мире. В какой-то момент сенсорного общения становится недостаточно, и это «выталкивает» психику на новый уровень. Необходимость в новом методе общения позволяет начать говорить. Как известно, это тоже долгий и сложный процесс.
Перед тем как начать разговаривать, дети все же проходят свой сенсорный период. В начале жизни (первые несколько месяцев) все еще сложнее. Малыш может узнавать запахи, но всего несколько. Так, например, он чувствует запах своей матери и успокаивается на ее руках. Дальше начинает работать слух, зрительные восприятие. Все это подготавливает малыша к тому, чтобы начать говорить. Опять же, сенсорное восприятие важно: оно позволяет накопить впечатления, которыми хочется поделиться.
Психологическая депривация у детей
Если нет эмоций и не происходит первичного познания мира, то наступает опасное психологическое явление – депривация. Перевести этот термин можно как «ограничение», «лишение». Долгое время считалось, что оно свойственно лишь для детей-сирот, которые с детства находятся в детских домах. Там мало внимания, малыши лежат в кроватках целый день без каких-либо эмоций. Перед ними однообразная картина: стены, потолок, бортики кроватки. Эти малыши часто отстают в развитии, даже к 4-5 годам еще не могут разговаривать, лишь произнося звуки.
Дело в том, что еще в свой сенсорный период они не получили достаточно материала для психологического развития. Не прошел сенсорный период – не наступила потребность в более высоком уровне общения. Да и нет возможностей, предпосылок для этого. К сожалению, психологическая депривация сегодня свойственна не только сиротам в детских домах. Родители, не уделяющие достаточно времени детям, оставляют их в ситуации психологического «голода». К этому ведут:
- явные ограничения движений (дети лежат запелёнатые);
- редкое общение, отсутствие людей;
- малое или недостаточное количество игрушек;
- нет никаких
впечатлений (сказки, мультфильмы, игры отсутствуют);
- ребенок редко бывает на улице.
Все это ведет к психологическим ограничениям, которые с раннего детства ставят барьер развитию. Сенсорный период должен пройти нормально – тогда психика переходит на следующий уровень. Если же нет, то происходит замедление, которое чревато отставанием или даже задержкой в развитии.
Общение
После чисто сенсорного периода идет общение. Это значит, что малыш начинает понимать первые законы нашего общества, в котором без общения никак. Для начала это звуки, крики. Потом малыш постепенно переходит к осмысленным словам и коротким предложениям. После этого он начинает разговаривать. Весь процесс длится от 1 до 1,5 лет, и к 3 годам дети обычно уже довольно бойко разговаривают на простые темы.
Речь — очень сильная нагрузка на психику. Теперь для каждого сенсорного ощущения необходимо подобрать слова. На основе своего тактильного опыта необходимо составить предложение, заявив о чем-то. С формированием речи начинается более активное построение личности. Теперь малыш поделится с вами своим внутренним миром.
Новые впечатления
Помните про депривацию? К сожалению, это состояние свойственно не только для малышей. Человек учится и развивается почти всю жизнь, так и малыш должен каждый день получать хоть крупицу новых знаний. Это просто необходимо: без нового он приходит к тому самому состоянию торможения развития. Пока ребенок еще маленький, давать ему новые впечатления легко:
- читайте сказки;
- играйте вместе, придумывайте игры;
- смотрите короткие мультики (не оставляйте ребенка один на один с телевизором надолго – это просто вредно);
- гуляйте в парке;
- ходите в детские парки, на праздники;
- дружите с другими детьми, приглашайте их в гости.
Обязательно обсуждайте все интересные моменты с ребенком. Конечно, от малыша 3 лет не стоит ждать каких-то удивительных выводов, но даже самое простое общение, вопросы и ответы будут для него бесценным материалом.
Дошкольный возраст
Дети 4-7 лет относятся к раннему дошкольному и дошкольному возрасту. Они уже научились очень многому, но нельзя останавливать этот процесс. Только при условии совершенствования навыков и появления новых психологическое развитие продолжается. Сейчас очень важно сосредоточиться на социальной составляющей жизни: дружба, установление новых контактов, знание правил общения и поведения. Очень скоро придет время «взрослой жизни», ведь малыш станет школьником.
Воображение
Начиная с детского сада, в детях развивают воображение. Это очень важно, ведь воображение — ключ к решению многих проблем. Как оно работает? Не может идти речи о фантазии и воображении, если нет достаточных знаний о мире. Чаще всего пищей для воображения становятся сказки, истории, рассказы взрослых, детские фильмы. Ребенок чувствует себя героем волшебной истории, пытается в воображении подружиться с другими участниками сказки. Он может путешествовать вместе с главным героем, решать непростые задачи, предлагать ему какие-то варианты.
Эти моменты важны еще и потому, что в возрасте 3-4-5 лет происходит формирование поведенческих реакций. Конечно, поведение, умение вести себя, знание о том, что «хорошо», а что «плохо», само собой не приходит. Тут движущей силой являются отношения в семье. Если они нормальные, ровные, любящие, то ребенку очень легко понять, как следует себя вести. Он лишь копирует взрослых. Поэтому родителям обязательно нужно контролировать себя (слова, выражения, юмор, общение между собой).
Играя с ребенком, можно понять, как происходит общение в семье. Воображение строится на знакомых образах и ситуациях. Если дети играют в «семью», то каждый переносит в игру реальную ситуацию. Мальчик воображает себя «папой», показывает, как утром идет на работу, а потом возвращается домой, например, с пакетом подарков или сладостей. Или же с бутылкой алкоголя и угрозами? Проблемы семьи видны по играм детей.
Творчество
Для совершенствования психологического развития необходимо творчество. Как и речь, это еще одно средство общения с миром. Кроме того, во время творчества психика ребенка переживает определенные позитивные сдвиги. Свободное творчество — выражение собственного «я». В детском саду обязательно присутствуют уроки рисования, лепки, аппликации. На самом деле, ограничений нет — детей можно заинтересовать совершенно разными видами творчества, а дальше уже каждый из них выбирает то, что по душе.
Ограничивать или ругать детей здесь не имеет смысла. Страх перед наказанием не способствует развитию, а наоборот. Для творческой деятельности (любой) необходимо воображение, знание о предметах и явлениях. Проще всего для маленьких детей изображать что-то привычное. Потом они уже смогут сами придумывать ситуации и героев.
Другой важный момент творчества — результат. Он может вызывать гордость, если ребенок доволен и его похвалили. Это мотивирует для продолжения деятельности. Так начинает развиваться волевая составляющая психики. Если же не получилось достигнуть результата, малыш хочет повторить, сделать лучше, попробовать еще раз – но только если взрослые будут мотивировать и поощрять его, а не ругать.
Физическое развитие
Физическое развитие не происходит в отрыве от психологического – они неразрывно связаны. Необходимость исследовать мир толкает ребенка на первые попытки ползать, а потом ходить и бегать. Без этого мы бы просто лежали, а значит, психика находилась бы в стагнации без новых ощущений, знаний, эмоций.
Физические занятия: бег, прыжки, упражнения на гибкость и выносливость — это еще и метод психологической разгрузки. От всех переживаний, забот помогает спортивная деятельность. В это время мозг лучше насыщается кислородом. Даже не обязательно заниматься физической культурой или ходить в кружки – просто перед сном погуляйте с малышом, выведите его на детскую площадку к друзьям.
Дети активные, им необходимы движения. После такой прогулки с активными играми малыш легче засыпает, не плаксив, не капризничает. С точки зрения психологов, так он отдыхает после целого дня в садике или даже в школе. Для детей нормально играть, бегать, находиться в движении. Нормально и провести вечер спокойно, общаясь с родителями и играя в тихие игры. В таком гармоничном состоянии легче запоминать новый материал, усваивать нормы и правила нашего мира.
Роль трудовой деятельности
Для формирования правильных моральных ценностей необходима трудовая деятельность. Конечно, это не значит, что 4-5-летнего малыша нужно отправлять на подработку. Все условия трудовой деятельности можно воссоздать дома. Это, прежде всего, помощь по хозяйству. Кто-то может возразить, что работа по дому — это важно для девочек, а учить маленького мальчика мыть посуду совершенно не обязательно.
Что ж, если папа часто занимается автомобилем, может починить телевизор, почему бы не брать сына с собой? Просите его выполнять простые процедуры: принести что-то, подержать, подать, подмести после работы веником. Еще простой вариант – предложить ребенку самому наводить порядок в комнате, убирать игрушки. Причем без вашего напоминания каждый раз. Ему следует регулярно делать и уметь:
- застилать кроватку;
- убирать одежду в шкаф;
- выбирать одежду для стирки;
- вытирать пролитый сок или воду самому;
- под вашим руководством что-то мыть.
Ребенок должен усвоить необходимость всех этих действий. Ответственность за что-то дает еще один хороший толчок психологическому развитию. Ребенок знает, что от него что-то зависит. Например, он может каждый день менять воду для домашнего животного, поливать растения, давать определенное количество корма рыбкам, и т.д.
Ответственное отношение к чему-то переносится на всю последующую деятельность. Объясните, что, если не поливать цветы каждый день, они завянут и умрут. А если хорошо выполнять поставленную задачу, то дома всегда будут красивые цветущие растения. Результат ответственной работы порадует ребенка и даст ему хороший урок жизни. Необходимо воспитать гордость за плоды своего труда.
Роль дошкольного учреждения
В детском саду ребенку гораздо проще социализироваться, чем проводя все время дома. Социализация, общение, поиск своего места в обществе поможет сформировать характер, привычки, взгляд на мир. Адаптация к садику проходит не у всех легко, но это важный процесс для психической деятельности. Достаточное психологическое развитие ребенка позволяет ему пройти процесс адаптации проще, быстрее сориентироваться в новом для себя мире. Тут появляются необходимые элементы:
- другие дети, с которыми необходимо строить отношения;
- взрослые, которых нужно слушать;
- новые порядки, режим дня;
- творчество, занятия, игры;
- самостоятельность: помыть ручки, кушать самому, научиться пользоваться туалетом;
- новые виды деятельности.
Детский сад дает много необходимых навыков, позволяя ребенку развиваться правильно. Конечно, при условии, что воспитатель квалифицированный и любит детей. Сегодня многие садики предполагают гибкость при посещении. Мама может провести несколько часов вместе с ребенком, забрать раньше или вообще отводить только на полдня. Так проще пройти психологическую адаптацию.
Как правило, проходит 2-3 месяца, и ребенка можно оставлять на целый день – без слез, скандалов и постоянных просьб забрать из садика. Это говорит о том, что психика подготовлена к новому этапу развития.