Так же как физическое, психическое развитие малыша раннего возраста — это освоение целого ряда новых навыков, значительно упрощающих ему жизнь. Стоит отметить, что речь идет о раннем возрасте ребенка в период с года до трех лет, когда кроха учится познавать мир через ходьбу, игры, освоение навыков самообслуживания. В этот период в жизни ребенка доминируют взрослые, в частности родители. Наблюдая за ними, вслушиваясь в их разговоры, копируя мимику и жесты, дети учатся познавать мир.
- Ведущая роль предметной деятельности
- Копировать взрослых — любимое занятие!
- На чем строится общение?
- О роли сюжетно-ролевых игр в развитии и первом кризисе
- Сенсорика и ее роль в процессе раннего развития
- Мышление малыша от года до трех
- Полезные рекомендации родителям
- Показатели психического развития в раннем возрасте
Ведущая роль предметной деятельности
Психическое развитие в раннем возрасте характеризуется доминирующим проявлением предметной деятельности. Она оказывает влияние на развитие детской психики в этом возрасте, сказывается на построении коммуникативных связей ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками. Появляется на основе манипулятивной и орудийной деятельности ребенка.
Предметная деятельность — это использование предметов по назначению и никак иначе. Это значит, что в период раннего развития с года до трех лет дети четко осознают, что ложка нужно для того, чтобы есть, а не копать, телефон — чтобы звонить, а веник — для уборки дома.
Процесс анализа у детей в области предметной деятельности достаточно логичный и понятный. Малыши стараются выявить самые главные свойства предмета в ходе его использования, сопоставляя их с совершенными операциями и делая вывод о том, какие из них соответствуют предмету лучше всего. Именно так дети осваивают действия с предметами — основываясь на личном опыте и логических заключениях.
Копировать взрослых — любимое занятие!
Освоив навыки использования предметов по назначению, ребенок ищет возможности для дальнейшего саморазвития. Неудивительно, что в этом возрасте его особенно привлекает все, что делают взрослые, начиная от жестов и заканчивая словами и движениями. Малыши отчаянно стараются подражать манере взрослых ходить, пользоваться ложкой, пить из чашки или разговаривать по телефону и получают огромную радость, когда у них что-то действительно получается.
Осознавая, что являются главными образцами для подражания, взрослые должны стараться контролировать поведение, слова, жесты. Малыши слишком быстро запоминают новую информацию, поэтому проще научить их хорошему сразу на личном положительном примере, чем потом краснеть перед знакомыми и незнакомыми людьми за некорректное поведение или несоответствующую возрасту крохи речь.
На чем строится общение?
В период от 1 года до 3 лет для детей характерна ситуативно-деловая форма общения, в процессе которого они осваивают предметные действия, работают над совершенствованием речи. Кстати, речь у детей раннего возраста уже совсем не похожа на лепет. Скорее, это короткие слова и предложения, окрашенные эмоционально.
Психическое развитие детей в раннем возрасте подразумевает возникновение острой потребности в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Несмотря на искреннее желание подружиться, связи выстраиваются постепенно и не всегда удачно.
Начало отношений — это тактильный контакт детей. Малыши предпочитают знакомиться, прикоснувшись друг к другу. Со временем они смогут наладить процесс игры, сохраняя небольшое расстояние друг от друга, но при этом продолжая контактировать.
Во время общения со сверстниками дети раннего возраста все еще могут говорить о себе в третьем лице. Только к концу второго года малыши начнут осознавать себя как отдельную личность, говоря о себе в первом лице.
В начале третьего года малыш начинает делать первые попытки оценить себя и взаимоотношения с окружающими. Кроха в этот период жизни уже способен сочувствовать, беспокоиться, проявлять заботу по отношению к близким, заступиться за слабого.
О роли сюжетно-ролевых игр в развитии и первом кризисе
Привычная модель отношений ребенка со взрослыми к окончанию раннего возраста изменяется. Ребенок осознает себя как самостоятельную личность и, несмотря на то, что все еще считается с авторитетом взрослых, старается проявить максимум самостоятельности.
Одна из основных деятельностей на этом этапе — игра, в данном случае с сюжетно-ролевым характером. Ребенок с большим удовольствием перевоплощается в разные роли, в процессе игры копируя манеры взрослых, полностью погружаясь в игровые реалии, где он — не кто иной как полноценный взрослый человек со своими правами и нормами поведения.
На этом же этапе, к окончанию трехлетнего возраста, у ребенка проявляются первые признаки кризиса трех лет. К ним относятся:
- нежелание выполнять поручения взрослых;
- отрицание норм поведения и правил, выполняемых членами семьи;
- проявление упрямства наряду с требованием признать свою правоту;
- преобладание «Я сам!» над взаимодействием со взрослыми;
- отстранение от авторитета взрослых;
- постоянное выражение протеста.
Все эти проблемы кризиса третьего года могут быть решены при условии деликатного участия родителей в процессе воспитания малыша, таким образом, чтобы он чувствовал исключительно поддержку и понимание.
Сенсорика и ее роль в процессе раннего развития
Психическое развитие в раннем возрасте неизменно связано с формированием ряда сенсорных навыков. С года до трех лет органы чувств формируются наиболее активно, оказывая влияние на дальнейшей умственное развитие крохи. Именно в это время дети начинают различать цвета и формы предметов, понимают, что такое «холод», а что такое «тепло», способны различать предметы на ощупь.
К окончанию периода раннего развития ребенок способен различать и называть основные цвета и главные формы предметов.
Мышление малыша от года до трех
На базе основного наглядно-действенного мышления, характерного для развития детей раннего возраста, в этот период активно формируется и наглядно-образный тип мышления, благодаря которому малыши осваивают назначение предметов, используя их правильно.
Если наглядно-действенное мышление характерно для окончания младенческого периода, то наглядно-образное появляется не раньше второй половины третьего года. Именно оно будет играть главную роль в жизни малыша вплоть до начального школьного возраста.
Взрослые могут помочь ребенку, стимулируя процесс развития наглядно-образного мышления. Сделать это можно, регулярно обращая внимание малыша на предметные действия с объяснением ситуации и помощью в решении задач.
К окончанию периода раннего развития у детей не должно возникнуть сложностей с выбором правильных действий в процессе манипуляций с предметом – отчасти благодаря богатому личному опыту, отчасти за счет относительно сформировавшегося образного мышления.
Главная особенность мышления у детей раннего возраста — это так называемый синкретизм, характеризуемый решением задачи в виде целостной картины без выделения отдельных составляющих с равноценными по значению деталями. Взрослые, оказывающие поддержку крохе в процессе работы над развитием мышления, должны обращать его внимание на умение выделять важные и второстепенные детали, обучая делать на основе этого правильные выводы.
Полезные рекомендации родителям
Раннее развитие детей во многом зависит от участия в процессе взрослых: общения с ними, их поступков и замечаний. Родители должны поддерживать личный авторитет, вместе с тем позволять ребенку ощущать поддержку, понимание и заботу на каждом из этапов его жизни.
Нужно понимать, что дети в этом возрасте оценивают себя через призму оценки взрослых, поэтому необходимо исключить игнорирование малыша, критику в его адрес и насмешки. Чтобы развитие крохи протекало гармонично, ему потребуется адекватная похвала и право на ошибку, за которой не последует наказания.Только в этом случае можно говорить о воспитании уверенного в себе и успешного в будущем человека, способного быть самостоятельным и не зависимым от обстоятельств.
Важно помнить о лабильности эмоциональной сферы детей в раннем возрасте, с постоянной изменчивостью чувств, эмоций и отношения к себе и окружающим. Малыши должны постоянно ощущать положительную мотивацию во время выполнения каких-либо действий, не акцентируя внимание на бесконечных запретах и негативных эмоциях.
Неспособность ребенка сосредоточиться на положительном стимуле с проявлением ригидности эмоций считается отклонением психического развития, требующим корректировки.
Взрослые ответственны не только за обеспечение соответствующего возрасту ребенка ухода, но и за знакомство его с окружающей действительностью с направлением активности крохи в нужное русло. Доброжелательное и положительное отношение к малышу поможет наладить его психическое развитие и сформировать потребность в познании и общении.
Показатели психического развития в раннем возрасте
В заключение выделим основные показатели, характеризующие психическое развитие детей раннего возраста на каждом этапе.
1 год. Дети различают цвета, формы предметов, узнают близких и знакомых на фото, знают названия многих предметов. В год ребенок способен выполнять простые поручения взрослых, играть в примитивные игры с поиском пропавших игрушек, уметь переносить действия на разные предметы, например кормить плюшевого мишку, пупса и куклу.
2 года. К окончанию этого периода у детей формируется речь, представляющая собой простые фразы и предложения. Часто это вопросы или требования. Малыши в этом возрасте понимают суть сказок и рассказов во время чтения, могут пытаться пересказывать их по картинке. Кроме того, для детей в этом возрасте характерно умение выполнять действия в определенной последовательности.
3 года. К концу третьего года малыши проявляют интерес ко всему, что их окружает, и пытаются получить ответы взрослых на все свои вопросы. В это же время в речи появляются первые сложные предложения с использованием оборотов, разных частей речи.
Дети не только знают, но и могут называть названия основных геометрических фигур, пробуют себя в ролевых играх, отлично справляются с пересказом как прослушанного, так и увиденного материала. В этот период дети умеют по одной детали определять основную картинку, например узнавать по пяточку свинью или по хоботу слона.
Стоит понимать, что с года до трех дети переживают особый период развития, которое происходит особенно стремительно. Именно в это время у детей закладываются основы для психологического развития в последующие годы.
Родители должны помнить о том, что процесс этот у каждого малыш носит индивидуальный характер и выявление каких-либо отклонений возможно только при участии специалиста и после проведения ряда обследований.