Развитие психики у детей в возрасте двух-трех лет

К 2-3 годам малыш сильно меняется. В его действиях, играх, общении теперь гораздо больше осмысленности. За эти психическое развитие ребенка раннего возрастагоды он выучил, какие предметы в доме для чего служат. А еще он не боится экспериментировать. Все его интересует, все притягивает. Он будет пробовать на вкус, рассматривать, пытаться разобрать предмет или игрушку.

Это нормальное поведение детей раннего возраста. У них просыпается потребность изучать окружающую действительность. Все это свидетельствует об активном психическом развитии.

Родителям сейчас необходимо запастись терпением, ведь именно они станут первыми авторитетами в жизни малыша.
С них он будет брать пример, их поведение будет определяющим для него. Обратите внимание на свою речь. Дети учатся говорить, слушая родителей. Для правильного психического развития ребенка родителям необходимо заниматься с малышом, учить его играть. Через игровую деятельность можно многое узнать о том, как происходит процесс взросления.

Важность психического развития

В раннем возрасте (1-3 годика) очень важно, чтобы физическое и психическое развитие шли параллельно. Это дает возможность малышу сформироваться не только физически, но и как личность. Уже в 2-3 года можно с психическое развитие ребенка раннего возрастауверенность сказать, каким характером будет область кроха. Проявляются черты индивидуальности. Или же, наоборот, дети поступают как «маленькие взрослые». Часто идет копирование поведения родителей.

Сейчас малыш должен быть:

  • активным;
  • любознательным;
  • проявлять интерес к использованию разных предметов;
  • стремиться к самостоятельности;
  • стремиться к общению;
  • гордиться своими успехами, демонстрировать новые умения родителям.

Если же в 2-3 года у ребенка отсутствует психическое развитие ребенка раннего возрастапознавательный интерес, он пассивен и вял, значит, что-то не в порядке.

Психическое развитие проходит плавно, но уже к 3 годам его личность во многом сформирована. Есть свои интересы, взгляды, потребности. У него есть собственный стиль общения, свои друзья. Во многом на формирование личности влияют родители.

Чтобы говорить о нормальном развитии психики, стоит обратить внимание на:

  • осмысленную деятельность ребенка;
  • отношения с родителями;
  • общение со сверстниками;
  • игры.

Все эти параметры очень важны для дальнейшего развития ребенка.

Поведение и деятельность

Сейчас основа любой деятельности ребенка — копирование. Он видит, как родители используют предметы, и хочет делать это самостоятельно. Конечно, назначение не всех вещей в доме ему понятно, часто приходится обращаться за помощью. В это же время (2-3 года) проходит один из важнейших кризисов развития – «я сам». Для ребенка очень важно делать все самому. Это стимулирует его познавательный интерес. Ему нужно самостоятельно найти ответы на многие вопросы.

Так, например, кроха не хочет больше пить из психическое развитие ребенка раннего возрастасоски или удобной детской чашечки. Он настаивает на том, чтобы получить стакан, чашку – хочет пить, как взрослый. Дети наблюдают за родителями. Будьте очень внимательны, проанализируйте, как вы ведете себя. Все ваше поведение будет скопировано этим маленьких человечком. Такое явление абсолютно нормальное — это позитивный этап психического развития детей раннего возраста. Это показывает, что все идет своим чередом, кроха растет, взрослеет.

Также проходит еще одно важное событие: малыш начинает разговаривать. Это тоже копирование. Никто не рождается с умением говорить на том или ином языке. Этот навык приходит в процессе обучения. Нет другой возможность получить желаемое — придется учиться говорить. Если у малыша в 2-3 года речь еще совершенно неоформленная, это плохой знак. Развитие речи к этому моменту уже должно быть достаточным для простого общения.

Для маленького ребенка мир выглядит иным, нежели для взрослого человека. В нем есть родители и другие взрослые. Они для малыша словно полубоги. Сильные, смелые, могут психическое развитие ребенка раннего возрастаукрыть от любого страха. Поцелуй мамы успокаивает, а ее песенка помогает заснуть. По первому требованию взрослые неизвестно откуда достают еду, воду, любимые лакомства крохи.

Естественно, они пользуются большим авторитетом в глазах крохи. Для раннего возраста свойственно создание кумиров. Конечно, в первую очередь это родители. Только с помощью взрослых малыш может осуществлять свою предметную деятельность. Они пользуются абсолютным доверием ребенка.

Ваше поведение автоматически перейдет к ребенку.

Взрослым нужно понимать, что для детей раннего возраста еще не существует жестких норм и правил морали. Ее они усваивают от родителей.
Если в вашей семье все проблемы решаются силой, руганью, скандалами, то такое поведение станет нормой для ребенка. Конечно, этого нужно стараться избегать. Пусть лучше он видит доверительные отношения, взаимопонимание и поддержку.

Предметная деятельность

Идет активное психическое развитие. У малыша работает память, мышление, формируются причинно-следственные связи. Вслед за копированием взрослых приходит самостоятельная предметная деятельность. Впервые увидев новый предмет, малыш обратится с вопросом к родителям. Дальше, когда он психическое развитие ребенка раннего возрастанаучится его использовать, ему уже захочется действовать самостоятельно. Поощряйте предметную деятельность ребенка. Ваша похвала — отличный стимул для него.

Застегивать пуговички, самостоятельно чистить зубы и умывать лицо, собирать игрушки… Это лишь несколько примеров того, что уже сможет делать кроха самостоятельно. Предметная деятельность становится для него очень притягательной. Любые процессы для ребенка раннего возраста становятся игрой. А значит, есть множество вариантов того, как можно учить малыша.

Развитие личности

Проявляются черты характера малыша. Тут родители могут заметить, что требует корректировки, а что необходимо развивать. Сейчас время для того, чтобы начать занятия творчеством. Конечно, всем детям нравится рисование и лепка. С каждым годом этот процесс все более увлекателен для них. Творческая детальность позитивно влияет на личностное и психологическое развитие.

Игры и игровая деятельность

Для детей раннего возраста игра пока что практически единственный вид деятельности. Малыш неосознанно пытается все превратить в игру. Родители его поддерживают, ведь так гораздо легче в чем-то убедить кроху. Когда он не хочет кушать, то мама показывает, как к нему летит ложка-самолетик. Малыш отвлекается на эту игру – так получается съесть всю кашу или супчик.

Игровая деятельность также психическое развитие ребенка раннего возрастаговорит о том, что идет развитие психики. Детей нужно учить играть. Игрушка — это как любой другой новый предмет: не очень понятно, что с ней делать. Малышам показывают, как укачивать куклу, возить по полу машинки, «ходить» солдатиками. Сначала это лишь повторение движений взрослых. В процессе развивается воображение, ситуационное мышление. И вот уже кроха играет сам, придумывает новые варианты использования игрушек.

Но скоро ему будет скучно играть с «неживыми» игрушками. Нужна будет компания, причем все чаще и чаще. Это правильное время, чтобы отвести кроху в садик, завести друзей. Игры с другими детьми стимулируют правильное развитие речи, мышления, воображения.

Кризис трех лет

Психика активно развивается, и постепенно малыш начинает осознавать себя отдельной личностью. Раньше связь между ним и мамой была гораздо прочнее. Теперь идет здоровый процесс психической сепарации. Для ребенка становится очевидным, что он — личность. У него могут быть свои желания или нежелания. психическое развитие ребенка раннего возрастаВ этот момент некоторые мамы словно пугаются взросления крохи. Они намеренно ограждают его от самостоятельности. Этого нельзя делать. Прервать сейчас этот процесс — значит помешать нормальному развитию психики.

В раннем возрасте, в 2-3 года, малыш вдруг становится маленьким бунтарем. Его характер рвется наружу, он готов отстаивать свои интересы и желания. Переспорить малыша практически невозможно. Родителям не нужно воспринимать пресловутый кризис 3 лет как некий негативный процесс.

Кризис 3 лет проявляется как:

  • резкий отказы выполнять просьбу родителей;
  • протест, отказ от собственных привычек;
  • несогласие с родителями, желание действовать только так, как хочет сам малыш;
  • отстраненное поведение: теперь он хочет все делать самостоятельно;
  • развитие собственного психическое развитие ребенка раннего возраставзгляда на все процессы, собственного мнения;
  • отказ от подражания родителям.

К счастью, этот период продлится не так уж долго. Отношение малыша к родителям поменяется снова. Но теперь эти отношения перейдут на новый уровень. У детей раннего возраста подобные перемены будут происходить периодически. Это значит, что психика развивается. Малыш осознает все грани своей личности, учится общаться, строить отношения с разными людьми.

Вопросы к детскому психологу

Часто молодые мамы и папы не совсем понимают, что же происходит с их малышом. Для них он малюсенький кулечек, о котором нужно заботиться 24 часа в сутки. Процесс взросления для них — тема даже немного болезненная. В раннем возрасте происходит такое первое «непонимание» между родителями и их маленькими детьми. На некоторые вопросы вам может ответить детский психолог.

Мой сын (2,5 года) раньше хорошо кушал. Теперь может даже бросить еду или посуду на пол. Что с ним делать?

Большая ошибка родителей — заставлять ребенка есть насильно. Возможно, вы настаиваете, просите, как-то принуждаете кроху к психическое развитие ребенка раннего возрастаеде. Лучше этого не делать. В 3 года малыш уже может решать сам, хочет он есть или нет, голодный или нет. Уже пора уважать желания ребенка. Лучше всего согласитесь с ним. Через полчаса-час дайте ему половинку банана, печенье или сок. Если он голодный, то сам сможет попросить у вас что-то. Если малыш не ест целую тарелку, а съедает только половину — возможно, его организму нужно именно столько супа/каши/пюре.

Агрессия идет от неумения выражать эмоции. Психическое развитие в 2-3 года еще не дошло до уровня полного самоконтроля. Только таким образом, проявляя агрессию, он может указать вам на свой дискомфорт.
Что делать, если малыш отказывается ложиться спать днем? Ему 2 годика, нужно спать 1-2 раза в день, а он абсолютно против. Каждый день слезы, истерики.

Вы подходите к кризису «я сам». Ребенку не хочется следовать правилам. Раньше он даже не задумывался о том, что есть право выбирать. Мама укладывает спать, значит, нужно спать. Теперь же он вдруг осознал, что психическое развитие ребенка раннего возрастапротив его воли это сделать нельзя. Вы не думали о том, что сын подрос и теперь уже не устает так быстро, как раньше?

Конечно, детям в 2 годика нужно спать днем хотя бы 1 раз 1-1,5 часа. Возможно, стоит подождать, пока он наиграется и устанет. Если раньше вы спали в 12-13 часов, то теперь перенесите время сна на 14 часов. Или поднимайте его раньше.

Дочке 3 годика. Она все чаще ломает игрушки. Даже новые, которые только что купили. Что с ней не так?

Ничего страшного не происходит. В этом возрасте у детей идет развитие познавательного интереса. Как движется игрушка? Что у нее внутри? Что у куклы под платьем? Все хочется увидеть, узнать, понять. Пока что малыш не может себе это представить – ему нужно увидеть наглядно. Девочка не хочет именно портить игрушку – она лишь утоляет интерес.

А еще нужно чаще общаться с дочкой, играть вместе с ней. Лучше всего поговорить с ней о том, что происходит. Возможно, она сможет задать вам интересующие вопросы, и тогда новые игрушки останутся целыми.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий