Развитие психоэмоциональной сферы дошкольников

У детей дошкольного возраста очень много вопросов к взрослым. Это связано с активным развитием психической деятельности. Ребенок начинает познавать мир вокруг, учится понимать других, общаться и получать знания. Сейчас необходимо, чтобы родители с пониманием психическое развитие ребенкаотносились к неутомимости крохи. Ему постоянно хочется бегать, играть, все рассматривать, трогать.

Некоторые психологические особенности малышей сейчас особенно нужно учитывать. У детей младшего возраста только формируется понятие о собственной личности и ее социальных компонентах. Вы столкнетесь с известным кризисом «я все умею сам». Это не так плохо, ведь наконец-то малыш становится более самостоятельным.

Развитие психоэмоциональной сферы

Детей от 3 до 5 лет относят к младшим дошкольникам. Это интересный возраст для самого малыша и его родителей:

  • малыш более самостоятелен;
  • деятельность вызывает у него интерес (разложить ложки перед обедом, полить цветы, одеваться самому);
  • он активно учится говорить, задает вопросы;
  • может играть без помощи родителей;
  • размышляет, делает выводы;
  • может общаться и играть с другими детьми.

Так можно коротко охарактеризовать психическое развитие малыша. Дальше все зависит от среды. Родителям нужно иметь в виду, что 3-5 лет – это возраст активных изменений. Малышу необходимо развиваться, получать новые знания, психическое развитие ребенкаэмоции, впечатления.

В этом возрасте у детей активно развивается эмоциональная сфера. Они уже знают достаточно слов (к 4-5 годам), чтобы описать свои чувства, впечатления. Малыш хочет делиться эмоциями со своими родителями. Может очень эмоционально рассказывать, как прошел день в садике или что он видел на улице.

Особенно важно поддерживать его интерес к социальным контактам. Даже если кроха не ходит в садик, то, общаясь с другими детьми на площадке, он многое узнает:

  • новые слова;
  • совместные игры;
  • правила общения;
  • некоторые нормы поведения.

Если ребенка дошкольного возраста предоставить самому себе, не давать ему мотивацию для развития, то очень скоро наступит стагнация развития.

Возрастные особенности

Сейчас активно развивается логика действий. Если раньше мышление было исключительно наглядно-действенным, то в 3-5 лет его можно охарактеризовать как образное. Это значит, что раньше малыш не мог самостоятельно решать поставленную задачу, а лишь повторял решение за взрослым. Теперь он может принимать решения, обдумывать результат, давать свое видение ситуации.

Например, в садике предлагают рисовать. Воспитатель психическое развитие ребенкапоказывать, как рисовать деревце, солнышко, домик. Дети повторяют за ним. Теперь же малыш слышит задание и сам дает ответ на него. У всех детей могут получиться разные картинки. Кто-то будет рисовать березу, услышав задание «дерево». Кто-то решит, что речь идет о другом дереве. Ребенок младшего дошкольного возраста уже может использовать опыт для решения задачи.

В действиях крохи появляется больше сознательности. Эти психологические особенности говорят о развитии познавательной деятельности. Теперь кроха пытается переносить опыт на реальную жизнь, используя полученные знания. Это видно по его играм, общению, выполнению заданий.

Кризис «я сам»

Где-то в 3-3,5 года кризис «я сам» достигает пика. У детей появляется отчетливое желание делать все самостоятельно. С психологической точки зрения это продолжение процесса сепарации от матери. Ребенок чувствует себя личностью, знает о своих возможностях. Да, часто их переоценивает, но это является мотивирующим фактором развития.

Для детей дошкольного возраста этот кризис совершенно психическое развитие ребенканормальный. А вот мамы переживают его остро. Им кажется, что малыш больше не нуждается в их заботе. Может грубо оттолкнуть руки, когда мама пытается завязать шнурки, вырывает ложечку, хочет есть сам. Маме нужно понимать, что постепенно малыш взрослеет. Еще 3-4 года, и он будет в школе. Там самостоятельность ему необходима, ведь мама не сможет быть с ним целый день.

Лучше всего проконтролировать, показать, объяснить малышу все. Давайте ему задания. Сейчас он будет воспринимать их как игру. Накрываете на стол — попросите кроху разложить приборы, салфетки для всех. Научите его поливать цветы.

Некие обязанности, трудовая деятельность очень позитивно влияют на формирование личности. Кроме того, в этом возрасте дети гордятся новыми навыками.

Формирование личности

Ребенок уже в некой мере осознает, что он — личность. Появились свои привычки, вкусы. Он может сказать родителям «нет», и это «нет» будет решительным. Он готов сам выбирать. У детей младшего возраста формирование личности уже началось. Теперь этот процесс проходит активнее.психическое развитие ребенка

Это связано с активной внутренней жизнью ребенка. У него появляются идеи, мечты, планы. Главное, что в этом возрасте малыш может ими поделиться. Все лучше и лучше развивается речь. У детей появляются долговременные планы, они учатся обдумывать свои поступки. Теперь мышление носит уже ситуационный характер.

На кого малыш ровняется? Авторитетов может быть много. Это, конечно же, родители. Воспитатели детского сада нередко завоевывают доверие и уважение крохи. Он будет часто говорить «воспитательница сказала… воспитательница это делает так… воспитательница умеет…». Обычно герои сказок, кино, мультфильмов тоже психическое развитие ребенказанимают важное место. Хочется подражать им, перенимать некоторые личностные качества.

Именно поэтому родителям нужно следить за тем, с кем малыш общается, что смотрит, во что играет. На этапе раннего формирования личности у детей дошкольного возраста некоторые моменты можно скорректировать. Обсуждайте с ним персонажа, расспрашивайте о его поступках. Спросите: почему ему хочется быть похожим на воспитателя? Что в его поведении малышу кажется правильным?

Социальное «я»

В 3-5 лет у детей проявляется желание общаться, дружить, вместе играть. Сейчас малышам очень просто познакомиться и начать играть вместе. Социальная составляющая «я» раскрывается. Кроха уже чувствует себя частью сообщества. Если он ходит в садик, это проявляется раньше.

Общество, даже психическое развитие ребенкатакое «молодое», живет по своим правилам. Здесь нужно заслуживать авторитет, находить выход из разных ситуаций, мириться, дружить. Иначе это общество тебя не примет.

У детей дошкольного возраста появляется первое представление о том, как нужно вести себя в коллективе. Воспитатели детского сада во многом помогают, показывают малышам, как решать конфликты. Тут же развивается эмпатия. Дети видят реакцию другого человека (другого малыша или взрослого) на их поведение. Появляется сочувствие, если другу больно или он расстроен.

Познавательный интерес

Малышам уже хочется узнать, как устроен наш мир. Это пора вопросов. Особенности мышления детей таковы, что они впитывают как губка новую информацию. Родителям нужно быть внимательными к психическое развитие ребенкатому, что говорится и делается. Ребенок быстро все запоминает.

Сейчас просыпается интерес ко всему на свете. Будьте готовы отвечать на разные вопросы, даже не очень удобные или корректные. Чтобы поддержать познавательный интерес, лучше найдите правильные слова. Никто не объяснит вашему ребенку лучше, чем вы сами.

Проявление агрессии

Не стоит пугаться проявлений агрессии у детей. Нужно уметь их нивелировать. Ребенок может быть агрессивным, ударить, обидеть. Дело в том, что пока еще малыши не умеют по-другому выражать некоторые глубокие негативные чувства. Лучше всего научить их этому. Иначе такая проявление агрессиимодель поведения останется с ребенком надолго, возможно, и на всю жизнь – ничего хорошего это не обещает.

Когда кроха успокоится, предложите ему рассмотреть ситуацию. Другой малыш не дал свои игрушки, кто-то забрал его вещи, с ним не захотели играть… Старайтесь объяснять все спокойно, ведь агрессия порождает еще большую агрессию. Особенности восприятия ребенка в 3-5 лет связаны с тем, что он видит дома. Если дома агрессия является нормальной, то он будет всегда использовать этот метод достижения желанного.

Концентрация внимания

Сейчас у детей концентрация внимания на одном виде деятельности уже достигает 20-25 минут. Это гораздо дольше, чем всего 1-2 года назад. В садике это используется для обучения малышей. Уже можно давать им задания, привлекать их к разным видам деятельности.

Такая подготовка психическое развитие ребенканеобходима, ведь скоро придется идти в школу. Если ваш малыш не ходит в садик, с ним обязательно нужно заниматься дома.

Уже к 4 годам активно развивается правое полушарие мозга, отвечающее за слуховое и зрительное восприятие. Сейчас все интересное, яркое, необычное запоминается надолго. На этой особенности строятся обучающие программы для детей. Должны быть наглядные опыты, фильмы, необычная подача материала. Тогда малышам интересно и они все запоминают мгновенно.

Сюжетные игры

Сюжетные игры у детей дошкольного возраста развивают ситуационное, абстрактное мышление. Это очень полезно: они применяют полученный опыт на практике. Их персонажи действуют уже по собственному сценарию. Дети предлагают свои варианты развития событий, оценивают действия своих товарищей по игре.

У малышей, которые воспитываются в благоприятных условиях, развито чувство морали. Они почерпнули его из сказок, историй, обращения родителей. В своих играх они применяют эти правила. В садике воспитатель специально дает небольшие игровые задания, которые учат:

  • сопереживать;
  • давать советы;
  • проявлять эмоции;
  • объяснять и разъяснять явления простым языком.

Дома родители тоже могут играть в такие игры. Оставлять малыша лишь наедине с игрушками в этом возрасте уже неправильно. Осмысленная игровая деятельность, сюжетные и ролевые игры помогают ребенку разобраться в правилах поведения, общения, использовать логику для решения задач.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий