Развитие психоэмоциональной сферы ребенка

В возрасте 2-3 лет продолжается активное развитие психики ребенка. Этот процесс тесно связан с физическим развитием. Кроха теперь выносливее, сильнее, подвижнее. Так он получает больше кислорода, а значит, мозг работает активнее. Активизируются механизмы памяти, эмоциональная сфера, речь.мать и дитя

Родителям важно понимать, что пока что малыш многое не может объяснить. Чувства и эмоции для него в новинку, о многих он даже еще не знает. Могут быть внезапные проявления агрессии: начал кусаться, царапаться, может ударить. Нужно спокойно реагировать на эти ситуации. Его психоэмоциональное состояние часто меняется. Пройдет еще немало лет, прежде чем ваш кроха сможет контролировать эмоции. Сейчас сосредоточьтесь на воспитательной работе. Главное — быть хорошим примером для ребенка, ведь сейчас родители — эталон во всем. Вас ждет кризис 3 лет, когда малыш хочет быть самостоятельным, сам принимать решения. Вы должны научиться терпению, ведь с ним будет непросто.

Психофизическое развитие в этом возрасте

Физическое и психическое развитие в возрасте 2-3 лет тесно связаны. В плане физических изменений происходит:

  • Активное развитие головного мозга.

В период от 1 до 3 лет мозг растет, его структура усложняется. Вместе с этим включаются такие процессы, как память, внимание, мышление. Очень сильно заметна разница между тем, как играет, общается и учится ребенок в 1 год и 3 года.

  • Увеличение сердца, развитие сосудистой системы.

Малыш все более подвижный. Это означает больше эмоциидвижений, активности – кислород быстрее и качественнее насыщает мозг ребенка. Это способствует развитию всех отделов мозга. Также малыши чаще гуляют, общаются. Они теперь выносливее, сильнее. Окружающий мир очень сильно интересует малыша – он учится чему-то новому каждый день.

  • Ладони и стопы становятся более чувствительными.

С развитием мелкой моторики рук становится проще изучать окружающий мир. Он вызывает у крохи самые разные эмоции. Какие-то из них он будет испытывать впервые.

Все это — начало важного периода в жизни крохи. Развивается его психическая деятельность, эмоциональная сфера. Еще несколько лет пройдет, прежде чем малыш будет в гармонии со своими чувствами и ощущениями, научится называть и осознавать их. Пока что ваша задача — во всем помогать ему и поддерживать.

Ребенку 2 года

Вашему крохе уже 2 годика. Это интересное время в плане развития его эмоций, мышления и логики поведения. Сейчас для него мир — совершенно новое и необычное место. Все вызывает некий отклик, правда, малыши еще не умеют разделять свои эмоции так хорошо, как это делают взрослые. Во многом поведение ребенка можно назвать инстинктивным. Развитие психики и личности продолжается, а значит, и далее поведение крохи будет меняться. Родителям нужно быть к этому готовыми.

Попытка говорить

Психоэмоциональное развитие происходит постепенно. Буквально каждые 2-3 месяца случаются какие-то важные изменения в поведении вашего малыша. Дело в том, что он учится даже без от вашего участия. Примерно с 24 месяца он начинает активно разговаривать:

  • в обиходе много звуков;дети
  • повторяются слова;
  • складываются простые предложения.

Сейчас для него важна функция общения. Важно, чтобы у ребенка был стимул разговаривать. Если вы не обращаетесь к нему, не спрашиваете о чем-то, то пропадает необходимость использовать слова. Например, кроха издает звуки, показывая на холодильник. Мама должна сделать вид, что не понимает, чего он хочет. Просите сказать словами: «молоко», «вода», «кушать», «пить» и т.д.

Вы можете заметить, что ребенок старается, его звуки и жестикуляция очень эмоциональны. Для ребенка это крайне важный период. Если его упустить, то может быть серьезное отставание в речевом развитии. В возрасте 2 лет дети очень восприимчивы – старайтесь больше разговаривать с малышом, читать ему с выражением.

Когда дети плачут

Это может показаться очень интересным для родителей. В возрасте 2 лет дети очень остро реагируют, когда, например, мама остается дома, а малыш с папой идет гулять. По его мнению, все должны находиться в одном месте. Это плачинстинкт, который остался у нас еще с древних времен, одно из проявлений стадного инстинкта. Для ребенка семья — главный источник защиты, благополучия. Обратите внимание: когда вся семья в сборе, он может быть совершенно спокоен, сам играет в сторонке.

Беспокойство, плач, нервозность начинаются, когда семья разделяется. Психоэмоциональное развитие на данном этапе помогает ему испытывать важные эмоции: чувство привязанности, принадлежности к группе. Теперь малыш — часть целого. Он осознает этот аспект своей жизни где-то в 2-2,5 годика.

Защитное поведение

Возраст 2-3 лет у детей всегда связан с инстинктивным поведением. Одно из таких проявлений — защита с помощью зубов и когтей (ногтей). Вы можете вдруг обнаружить, что ваш спокойный кроха начал кусаться. Обычно таким образом дети показывают, что они чем-то недовольны. Например, мама слишком громко говорит по защитное поведениетелефону, ругается на отца. Ребенок пока не знает, что именно неприятно, но уже осознает, что нужно выражать свою позицию. Это же может стать защитой. Малыш не хочет отдавать другому ребенку игрушку – они не дерутся, а пытаются укусить друг друга.

Это нормально – не стоит думать, что у вашего ребенка проблемы с агрессией или проявлением чувств. Просто сейчас это один из немногих доступных способов выразить свои эмоции, особенно негативные. Не ругайте его, не бейте, а очень мягко показывайте: это больно, так делать не нужно. В этот период ему свойственна некая неустойчивость поведения, часто меняется настроение. Сейчас малыш только учится разбираться с тем, что ему приятно и нравится, а что нет.

Слова-эмоции

Чуть ближе к 3 годам начинается осмысленная речь. Обычно она очень эмоциональная. Конечно, для ребенка эталоном поведения являются родители. Если они люди относительно спокойные, не повышают голоса, то ребенок тоже будет спокойным, тихим. Это может измениться в будущем, когда он пойдет в садик –там проявится его характер. Сейчас эмоциональная окраска слов и предложений не всегда такая, как привыкли мы, взрослые.

Развитие речи тоже связано с молчаниеэмоциональной сферой. Малыш основывается на собственном ощущении мира. Например, ему нравится зеленый цвет. Тогда все приятное, красивое и хорошее он будет звать «зеленым». Показывая на красную машинку, он скажет «смотри, какая зеленая машинка». Обычно яркие и светлые цвета связанны с приятным, а темные — с чем-то негативным. Это тоже инстинктивное поведение.

Детям нравится слово «нет». Причем они любят произносить его, а не слышать. Это первая попытка проявить свой характер, личность: делать так, как хочется ему, а не так, как просит мама. Вы ставите перед ним стакан сока и спрашиваете, хочет ли он пить. Малыш может ответить, что нет, но тут же начать пить сок. Так это выглядит уже не как мамино предложение, а как собственный выбор.

Проявление агрессии

В возрасте 2,5-3 лет начинается непростой период. Сейчас очень важно, чтобы у ребенка не было возможности свободно наблюдать за проявлениями агрессии. Телевизор, игры, даже отношения родителей должны быть под контролем. Если он видит агрессию, то будет пытаться ее повторить, применяя к другим. Это новый этап, следующий за укусами и царапинами.

Лучше всего, если агрессияродители будут мягко объяснять ему, что даже такой малыш может причинить боль. Нельзя дергать животных за хвост, даже играючи. Кстати, многие мамы решают «переносить ответственность» на неодушевленные предметы. Споткнулся о кубик или ступеньку — ступенька плохая, нужно ее поругать или наступить в ответ. К чему это ведет? Во всем кроха будет винить не себя за невнимательность, а другой предмет или человека. Потом он может ударить другого малыша на площадке, если тот его случайно толкнет, заденет. Лучше предложите пожалеть кубик, ведь он тоже пострадал, даже сильнее. На кубик наступили, ему больно – за что же его ругать? Это развитие эмпатии, сочувствия.

Ребенку 3 годика

Возраст 3 года принесет с собой новое явление — кризис 3 лет. Главное здесь то, что кроха очень хочет быть самостоятельным. Он уже чувствует, что многое может сам. Продолжается активное психоэмоциональное развитие вашего малыша.

Кризис трех лет

Вдруг, совершенно внезапно, вы понимаете, что ваш ласковый и послушный малыш стал совсем другим. Что с ним случилось? От всего отказывается, ругается, может даже ударить маму, если очень недоволен. Он научился настаивать на своей точке зрения.

Будет носить только любимую кофточку с суперменом/принцессой/цветочками/машинками. Стирать или менять ее не дает, закатывает истерику.

Не будет есть, кризис трех летесли ему не нравится внешний вид блюда. Если невкусно, то ваш обед может затянуться на несколько часов, и, возможно, кроха выиграет битву характеров.

Вырывает руку, не хочет гулять рядом с родителями.

Отказывается от привычного распорядка дня.

Громко кричит «нет», «не хочу», «не буду».

Что же это происходит? У данного «феномена» есть название: это кризис трех лет. С одной стороны, кроха уже осознает, что он личность, с другой – все еще нуждается в заботе родителей. Он находится посередине, не знает, как справиться с новыми ощущениями. Развитие психики всегда связано с кризисными периодами, так что это нормально.

Старайтесь сейчас быть более терпеливыми к малышу. Он-то не понимает, что у него особый кризисный период. Для него это время некомфортное, непонятное. Любовь родителей и их забота поможет сгладить все острые углы.

Эгоистичное поведение

Период эгоистичного поведения не самый приятный для родителей, однако все изменения в этом возрасте позитивные. Развитие психики идет активно, взгляд ребенка на наш мир часто меняется. Ему хочется все и сейчас, немедленно. Нельзя потакать таким желаниям. Например, мама устала, отдыхает, а малыш требует, чтобы она с ним поиграла, не дает ей спать, если она отказывается, то может начать плакать, эгоистичностькричать, кусаться.

Объясните, что вы устали, вам плохо, болит голова. Старайтесь показать малышу ваше эмоциональное состояние. Дети очень восприимчивы к переменам настроения родителей. Постепенно, не с первого раза, конечно, но он поймет: мама устала, значит, играть с ней пока нельзя.

С этого возраста можно вводить небольшие наказания. Конечно, речь не идет о том, чтобы бить ребенка, кричать на него, наказывать физически. Можно поставить в угол, даже шлепнуть по попе можно, если это уместно. Главное – научиться концентрировать внимание малыша не только на самом себе. В первую очередь – разговором. Если сейчас разрешать крохе вами манипулировать, то потом отучить его от этого будет гораздо сложнее.

Хочу все делать сам

Важный этап своей внутренней жизни малыш проходит в возрасте 3-3,5 лет. Он все хочет делать сам. Вырывает из рук родителей зубные щетки, чашки, сам хочет выбирать обувь и одежду. Развитие самостоятельности ребенка — позитивный процесс. Часто родители сами чаепитиемешают, создавая для крохи эмоциональный дискомфорт. Собственно говоря, что тут плохого, если он хочет что-то делать сам – выбирать одежду, например, или кушать ложкой? Да, потом будет грязная скатерть, но он учится. Не всегда же вы будете мыть ему руки и кормить с ложечки.

Главное – не путать проявления самостоятельности и отсутствие воспитания. Если кроха хочет сам завязывать шнурки и застегивать курточку, это положительный момент. Если же он совершенно не поддается контролю, бросает и портит вещи, что-то рвет, кричит, то тут уже необходимо менять тактику воспитания.

Наказывайте детей правильно

До 3 лет не имело смысла наказывать ребенка, даже ставить в угол: он не понимал смысла. Теперь же это действенный способ. Наказание должно быть неагрессивным: это не унижение, а ограничение. В любом случае, для его кризисэмоциональной сферы наказание — негативный, неприятный момент. Если здесь проявлять агрессию, вы получите лишь агрессию в ответ. Для ребенка ваше поведение — всегда эталон.

Умеете его успокоить, решить проблему мирно? Очень хорошо. Значит, так же сможет поступать и ваш малыш. Если же для вас единственное решение — сила, оскорбление или крик, то ждите того же самого от ребенка. Ваши эмоции, поведение, слова всегда единственная правда для ребенка. От того, как вы его наказываете, будет зависеть поведение малыша во время конфликтов во взрослой жизни.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий