Развитие малыша к окончанию пятого месяца обычно характеризуется целым рядом новых достижений, внешних и внутренних изменений. Как правило, масса крохи к этому времени с момента рождения увеличивается в среднем в два раза и составляет от 6,5 до 7,5 кг.
В конце первого полугодия ребенок набирает в месяц в среднем до 700 г, тогда как рост его увеличивается примерно на 1,5-2 см и составляет около 63-65 см. Голова в окружности также увеличивается на 1 см, а окружность груди — на 2 см. Некоторые малыши в этом возрасте уже радуют близких и родных первым нижним зубом, но даже если он не появился, то набухшие десны, обильное слюноотделение и частые крики крохи станут свидетельством того, что скоро это произойдет.
У детей пятого месяца практически не фиксируют характерные для младенцев рефлексы, последние из которых к началу этого периода исчезают. Самым поздним считается рефлекс Моро, который исчезнет не ранее конца пятого месяца.
Совершенствование старого и подготовка к новому
Уже в начале пятого месяца становится понятым, что физическое развитие крохи подходит к новому этапу, главным событием которого станет самостоятельное передвижение. Ребенок активно шлифует имеющиеся навыки и развивает новые. Он все больше внимания обращает на то, что его окружает, мысленно готовится к тому, что очень скоро все самое интересное сможет исследовать сам – сначала на четвереньках, а потом и на ногах. Выражается это в следующем.
- Кроха с удовольствием подолгу лежит на животе, приподнимаясь сначала на локтях, а к концу пятого месяца и на руках. В таком положении малышу лучше видно все, что его окружает, кроме того, в это время он тренирует мышцы спины в подготовке к скорому ползанию.
- Ребенок в конце пятого месяца уже делает настойчивые попытки некоторое время оставаться в сидячем положении, пусть пока и с поддержкой. Несмотря на это, не стоит идти у него на поводу, потакая ему в этом желании. В 5 месяцев спина еще не настолько окрепла, чтобы сидеть, поэтому особенно любознательным деткам можно предложить вариант с детским креслом, устанавливаемым под углом в 45 градусов, которого будет достаточно, чтобы видеть все, что происходит вокруг.
- В положении полусидя малыш в этот период любит находиться больше всего, и отчасти потому, что в это время он уже может пользоваться обеими руками, исследуя все, что находится в поле его доступности.
- В положении на животе кроха не только с удовольствием рассматривает окружающие его предметы и игрушки, но и с интересом изучает собственное тело, пробуя на ощупь и «на вкус» ноги и руки.
- Если потянуть кроху, лежащего на спине, за обе руки, он сделает попытку приподнять торс, чтобы сесть. Голова при этом удерживаться будет более чем уверенно.
- Особенностью пятого месяца также является умение ребенка с легкостью менять положение тела, переворачиваясь с живота на спину, на бок и обратно.
- В конце пятого месяца у крохи достаточно хорошо развиты мышцы спины, поэтому в положении на животе он активно двигает конечностями,
пытаясь дотянуться до предметов, лежащих впереди.
- Многие малыши в этот период уже умеют ползать «по-пластунски».
- Тренируя моторику пальцев, дети на пятом месяце активно осваивают технику хватания. Они пытаются схватить и удержать интересующие их игрушки, с интересом трясут и стучат погремушками о разные поверхности.
- Если, удерживая ребенка под руки, поставить его на твердую поверхность, то на пятом месяце жизни он сможет стоять, не сгибая ног. Это нормально, так как пройдет всего 4-5 месяцев, и кроха уже будет пытаться сделать первые шаги, пусть пока и с поддержкой родителей.
Обратите внимание, что все перечисленные навыки касаются развития среднестатистических детей, без патологий, своевременно появившихся на свет.Дети недоношенные, либо с врожденными (приобретенными) дефектами, развиваются по собственному графику, который нужно обсуждать с педиатром.
Знакомство с окружающим миром: особенности психического развития
Для детей пятого месяца жизни характерно развитие желания как можно больше узнать о том, что их окружает, начиная с особенностей собственного тела. Малыши учатся налаживать первые контакты, проявляют интерес, исследуя новые для них предметы. Они пытаются говорить со взрослыми, реагируя на их интонации и выстраивая целые необычные звуковые комбинации. Таким способом малыши стараются показать, что готовы к общению и не желают оставаться надолго одни.
В пять месяцев эмоциональное развитие малыша доходит до того уровня, когда он не просто узнает родителей и радуется им, но и пытается это продемонстрировать. Кроха держит в памяти отдельные детали образа каждого из членов семьи, запоминая:
- тембр голоса;
- одежду;
- глаза;
- цвет волос и пр.
Он всматривается в лица родителей и людей, которые часто бывают с ним рядом, пытается потрогать их глаза, рот, уши, может заснуть в рот палец, всматривается в губы и вслушивается в речь.
Частым в этом возрасте является общение ребенка с самим собой. Он рассматривает руки, ноги и лепечет – как правило, пребывая в хорошем расположении духа. Если в этот момент в комнате появится взрослый, лепет крохи заметно усилится.
А вот к незнакомым людям малыши пятого месяца жизни проявляют недоверие, часто испытывают по отношению к ним страх и тревогу. Впрочем, эти негативные эмоции легко развеять, если ласково поговорить с малышом и назвать его по имени.
В этом возрасте дети понимают, когда с ними говорят грубо, а когда проявляют любовь и дружелюбие. Первое их задевает, расстраивает и пугает, второе — вдохновляет и успокаивает. Именно поэтому во время обращения к себе малыш внимательно вслушивается в речь, чтобы уловить, какой посыл она несет на этот раз.
Крохе в пять месяцев можно и нужно показывать картинки с изображениями лиц людей. Конечно, важно, чтобы лица не были пугающими и вызывали у ребенка позитивные эмоции.
В пять месяцев у ребенка достаточно хорошо налажена связь между движениями и зрением, что выражается в умении брать тот предмет, который хочется и который находится в поле зрения и доступности. Более того, малыши в этом возрасте начинают различать цвета, отдавая предпочтение наиболее ярким.
Развитие слуха также переходит на новый уровень. Кроха спокойно улавливает звук, источник которого находится в трех метрах от него.
Еще больше общения и первые попытки быть самостоятельным
Малыш в этот период проявляет больше самостоятельности, способен оставаться один и не грустить на протяжении 10-15 минут, занимается с игрушками и развивающим ковриком, не требуя внимания взрослых. В это время у крохи уже появляются игрушки-фавориты, которые произвели на него впечатление цветом, формой, тактильными ощущениями. Если спрятать игрушку или предмет под пеленкой, пятимесячный малыш уже без труда поймет, что произошло, и попытается достать игрушку.
В этом возрасте дети особенно общительны и ценят каждое мгновение, проведенное с любимыми родителями. Они пищат от восторга, когда их подкидывают, кружат, и сладко жмурятся, если на них дуют.
К концу пятого месяца ребенок пробует отстаивать личные права, протестуя, если у него пытаются забрать что-то, что он себе добыл и планировал использовать как развлечение.
Стоит обратиться к врачу за консультацией, если:
- ребенок не меняет положения, лежа на спине или на животе;
- плохо удерживает голову;
- не проявляет интереса к игрушкам и ярким предметам;
- не пытается «гулить»;
- не видит разницы между строгими и доброжелательными выражениями лиц взрослых.
Такие особенности поведения могут свидетельствовать о том, что развитие ребенка на пятом месяце пошло со сбоями либо у малыша имеются какие-либо проблемы со здоровьем, как с физическим, так и с психическим.
Как развивать кроху играми
В пять месяцев развитие крохи будет гармоничным, если ему уделять время, забавляя и развлекая соответствующими возрасту познавательными играми и игрушками. Играть в этом возрасте (как, впрочем, и в любом другом) дети любят больше всего на свете, поэтому родителям не стоит лишать их и себя удовольствия, которое еще и принесет пользу.
Итак, как же играть с таким крохой? Конечно же, самое главное — это больше общения в процессе игры. Малышу можно петь детские песенки, рассказывать сказки, стишки и потешки, сопровождая их активной мимикой, интонациями и жестикуляцией, но ни в коем случае не пугая кроху.
Отличный вариант игры для такого возраста — это всем известные прятки «ку-ку», когда взрослый закрывает глаза ладонями, открывает их и приветствует малыша возгласом «ку-ку!». Такая игра будет веселить ребенка с первых месяцев жизни и вплоть до 1,5-2 лет. Закрывать глаза можно не только себе, но и игрушкам малыша, домашним питомцам или самому ребенку.
Особый интерес у детей этого возраста вызывают разного рода звуковые игры. Например, можно показывать им картинки с животными, имитируя голосом звуки, которые они издают, звонить колокольчиками разного размера, изучать звучание детских музыкальных инструментов.
Одна из самых любимых игр у ребенка этого возраста — это совместное с родителями времяпрепровождение у зеркала, где можно будет вместе имитировать голоса людей и животных, строить рожицы и просто изучать собственные отражения.
Если у ребенка нет аллергии, можно начинать знакомить его с запахами, давая понюхать как приятно пахнущие вещи, так и не очень. Каждый запах нужно стараться понятно описать, показать, от чего он исходит.
Развивать тактильные ощущения ребенка можно с помощью разных видов тканей, сшитых в одно одеяло. Пусть кроха потрогает лоскуток из шелка, шерсти, ваты, марли и сделает вывод о том, что ему доставляет удовольствие трогать, а что вызывает неприятные ощущения.