Чтобы понять, как происходит развитие ребёнка в 5 месяцев, не обязательно смотреть многочисленные видеоролики и изучать центильные таблицы. Достаточно будет проанализировать информацию, которую до родителей пытается донести известный педиатр Комаровский, и сделать правильные выводы об особенностях развития и ухода за малышом в первой половине года.
Что же говорит Комаровский, авторитет которого настолько серьезный, что его словам во время видеоэфиров доверяют мамы и папы всего постсоветского пространства, на чем он делает акценты, описывая развитие малыша в 5 месяцев? Об этом ниже.
Особенности зрительных реакций
Для ребёнка в 5 месяцев, по мнению Комаровского, нормальным является умение отличать близких людей от незнакомцев только по внешним признакам. Малыш анализирует лица, после чего приходит к определенным выводам.
Чтобы протестировать кроху на предмет развития способности узнавать близких, Комаровский рекомендует взять его на руки в вертикальном положении или уложить на спину таким образом, чтобы лицо человека находилось от него на расстоянии 50 см. Если развитие ориентировочных и зрительных реакций идёт правильно, то реакция на близкого человека у крохи будет активной и оживлённой: ребёнок обязательно улыбнется, проявит желание коснуться человека или «добежать» до него ногами. Смена знакомого лица на незнакомое должна повести за собой снижение интереса и даже плач.
Особенности слуховых реакций
Вместе со зрительными ориентировочными реакциями у ребёнка в 5 месяцев происходит активное развитие слуховых реакций. В своих видео Комаровский утверждает, что малыш отлично знает голоса родных и способен их отличить от голосов незнакомцев, даже не видя людей. Слыша родной голос (мамы, например), малыш будет пытаться найти её глазами, улыбнётся, увидев близкого человека, обязательно сделает попытку перевернуться, подползти. Реакцией на незнакомый голос может стать настороженность и безразличие.
Дополнительно стоит отметить чувствительность ребёнка в 5 месяцев к интонациям в речи взрослых. Малыш четко различает ласковый тон и грубый. В первом случае в ответ он гулит, активно двигает руками и ногами, улыбается и даже смеётся. Во втором случае хмурится или даже может расплакаться.
Эмоциональная сфера и особенности поведения
Доктор Комаровский, предлагая ознакомиться с тематическими видео о развитии детей первого года жизни, утверждает, что развитие эмоциональной сферы у ребёнка в 5 месяцев идёт семимильными шагами. Малыш больше времени проводит за познанием особенностей речи, как бы пробуя звуки на вкус во время гуления. Кроме того, для крохи особый, новый смысл начинают приобретать игрушки, которые он может не просто удерживать в руке, но и перекладывать из одной ладони в другую.
Если понаблюдать за малышом в этом возрасте, уложив его среди таких же ребят на одну кровать или в манеж, можно будет заметить заинтересованность новым обществом, которая проявляется следующими признаками:
- поворотами тела;
- стремлением схватить игрушки;
- зрительным контактом;
- активным гулением.
Двигательная активность и использование предметов
В 5 месяцев физическое и умственное развитие позволяет ребёнку сознательно брать игрушку из рук взрослого. Доктор Комаровский в рамках полезного видео для родителей рекомендует использовать погремушки яркой окраски и минимального веса, с ручкой не короче 10 см. Здоровый малыш сможет удержать игрушку в руке несколько минут, рассматривая её, перекладывая из руки в руку, приближая и удаляя от лица.
Помимо всего прочего, в 5 месяцев кроха осваивает новые двигательные навыки:
- долгое время лежит в положении на животе, поднимаясь на руках, удерживая голову и корпус, делая первые попытки добраться до интересующих его предметов;
- выполняет перевороты со спины на живот, зачастую опять с целью стать как можно ближе к игрушке, привлекающей его внимание;
- следит за движущимися предметами, поворачивая не только голову, но и корпус, в том числе в положении на животе;
- стоит при поддержке под руки, делает попытки сесть самостоятельно, упирается ногами в поверхность на протяжении нескольких минут.
О начальном этапе развития речи
Доктор Комаровский уверен в том, что речевое развитие у ребёнка начинается гораздо раньше, чем в 5 месяцев, и с возрастом продолжает совершенствоваться. В этом возрасте кроха уже многое умеет, например, произносить отдельные звуки, продолжительное время гулить. Если понаблюдать на протяжении получаса за малышом, оставленным в комнате в одиночестве, можно будет заметить, что он подолгу и с интересом экспериментирует с гласными звуками, вслушиваясь в эффект даже без присутствия взрослых.
Основные навыки крохи
Естественно, что каждый ребёнок развивается по собственному графику и имеет свои особенности к 5 месяцам. Тем не менее Комаровский в своих видеороликах утверждает, что в этом возрасте подавляющее большинство детей осваивают основные навыки, такие как умение есть ложкой и снимать пищу с её поверхности губами. Родители могут совершенствовать этот навык, время от времени предлагая малышу поупражняться с полугустой пищей, детской тарелкой и маленькой ложкой.