В тот день, когда малыша впервые приносят из роддома, хочется, чтобы он быстрее окреп и вырос, научился говорить и быть самостоятельным. Первые месяцы после его рождения кажутся очень долгими: это период, когда организм ребёнка усиленно старается адаптироваться к жизни вне утробы матери. Все процессы, связанные с этим, касаются больше его физиологических данных, а не умственных или физических. Каждая клеточка его организма «учится» функционировать правильно. К трёхмесячному возрасту малыш уже может похвастаться собственными достижениями.
Три месяца – это очень интересный период жизни ребёнка, в котором родители ежедневно отмечают его новые умения, навыки и достижения. Самым поразительным навыком этого периода является реакция малыша на родителей и происходящее вокруг.
Едва завидев маму, он не только расплывается в широкой улыбке, но и всем своим телом даёт понять, насколько он рад её видеть. Активные и оживлённые движения его ножек и ручек свидетельствуют о том, что он уже вполне осознанно просится на руки. Ему всё так же необходим тактильный контакт с родителями, но при условии, что ему будет виден мир за пределами его кроватки.
- Общая картина развития
- Режим ребенку необходим
- Изменения в физиологии
- Психологическое состояние
- Способности и навыки
- Правильная организация жизни 3-месячного малыша
- Процесс кормления
- Особенности сна
- О пользе массажа
- Игры: функция развивающих игр
- Речь: начальный этап развития
- Прививки: проблема или панацея от болезней?
- В заключение
Общая картина развития
На языке детских педиатров этот период называется «комплексом оживления». Как и появление улыбки малыша в возрасте 4-5 недель, этот комплекс является доказательством того, что его психофизическое развитие протекает нормально.
Некоторые родители перестают посещать педиатрический кабинет, если ребёнок активен, хорошо кушает и нормально спит, но всё это ещё не является свидетельством его полноценного развития. Только специалист, используя специальные тесты, может определить, насколько правильно и гармонично протекает развитие вашего ребёночка.
В этом месяце для малыша характерно уже более осмысленное выражение лица. Также отмечается некоторая координированность его движений, появляются новые и более взрослые реакции, снижается тонус конечностей, окрепшей кажется и его мышечная система. На третьем месяце жизни ребенок должен уже спокойнее спать, активнее реагировать на родителей и яркие предметы.
В среднем масса тела малыша должна увеличиться на 900 г, а рост – на 2-2,5 см. Он заметно вырос из своих распашонок, и ему необходим новый гардероб. В течение дня малыш бодрствует больше, чем в первый месяц его жизни. Можно также отметить, что у него уже есть установленный режим дня и ночи. Если он отсутствует, это очень вредно для ребёночка – родители должны выработать для него режим, чтобы его развитие протекало нормально.
Режим ребенку необходим
Рекомендации о соблюдении режима родители часто могут увидеть в медицинской карточке малыша после очередного посещения педиатра. Естественно, что жёсткие рамки ритма жизни, к которой привык взрослый человек, для малыша непригодны. Взрослым также трудно адаптироваться под его хаотичный ритм жизни. Поэтому родители должны стремиться выработать единый распорядок дня, который удовлетворял бы и их, и малыша. За несколько дней это сделать не получится, но стремиться к этому необходимо.
Если в первый месяц после рождения ребёнка режим родителей меняется, подстраиваясь под новорожденного, то на третьем месяце уже можно несколько упорядочить время его бодрствования и сна, согласовать с режимом, привычным для родителей. При этом важно учитывать взаимосвязь всех циклов режима друг с другом. К примеру, сон малыша связан с его питанием, а питание – с играми, игры и развлечения – со сном и бодрствованием. Всё вместе в едином комплексе обеспечит ему правильное и гармоничное развитие.
Невыспавшееся дитя плохо кушает, отказывается от игр, капризничает. Если малыш недоел, он будет просыпаться несколько раз, чтобы подкрепиться. Если ребёнок переиграл и перевозбудился, он может плохо засыпать, вздрагивать во сне или просыпаться несколько раз за ночь. Самый худший вариант перевозбуждения малыша – это повышение температуры тела и рвота.
Ночной сон малыша может прерываться на ночные кормления:
Ночное кормление №1 | 22 00 — 22 20 | 20 мин |
Ночное кормление №2 | 01 30 — 01 50 | 20 мин |
Ночное кормление №3 | 03 30 — 04 50 | 20 мин |
Понятно, что выше мы привели лишь приблизительный распорядок дня трёхмесячного малыша. Родителям стоит стремиться придерживаться этого режима, немного откорректировав. К примеру, если ребёнок утром просыпается на пару часов раньше, то последовательность циклов можно не изменять – изменится лишь время, отведённое для них. Можно также передвинуть время купания перед ночным сном или перенести время, отведённое для активной игры. Главное, чтобы малыш, если он здоров, достаточно спал и не пропускал ни одно кормление.
Три месяца жизни ребёнка – это время, когда родители могут позволить себе принимать гостей, смотреть телевизор или музыку, соблюдая режим и не опасаясь за здоровье и психику своего малыша. Полностью лишать себя всех развлечений не стоит: малыш должен привыкать к шуму жизни, но делать это следует постепенно и ненавязчиво для его ранимой, ещё развивающейся психики.
Изменения в физиологии
К концу третьего месяца жизни ребёнок должен прибавить в массе около 800 г, а его рост увеличится почти на 4 см. Головной мозг продолжит активно формироваться, начнёт перестраиваться пищеварительная система малыша. С укреплением скелета ребёнка могут возникнуть проблемы, если в молоке матери содержится недостаточное количество витамина D. Вследствие этого у ребёнка может развиться такое заболевание, как рахит.
Родителям необходимо регулярно посещать кабинет детского врача, который назначит соответствующий препарат, если обнаружит какое-либо отклонение в развитии костной системы ребёнка. Обычно к 3-4 месяцам жизни многие дети принимают лекарственный препарат «Витамин D» в капельках, выписанный педиатром. Позитивно сказывается на детском здоровье и общем развитии ребенка комплекс оздоровительных процедур: занятия гимнастикой, массаж, плавание и закаливание (для начала – воздушные ванны).
Психологическое состояние
В возрасте трех месяцев у малышей появляется обоняние, и отныне ребенку проще будет узнавать родителей: он легко будет это делать не только посредством осязания, но и по их запаху. Малыш уже давно научился улыбаться, но теперь он одаривает близких людей осмысленной улыбкой. Его развитие протекает нормально, он учится смеяться и уже умеет резко кричать, если его что-либо не устраивает.
Криком и плачем малыш выражает не только своё недовольство, но и острую потребность в чём-либо. Поскольку говорить он ещё не умеет, внимание он привлекает посредством целой системы специальных звуков, которые вскоре становятся понятны его родителям. Если вы внимательны к своему чаду, то легко определите причину его крика.
Малыша может мучать жажда, усталость, сонливость, беспокоить голод, боль, жара или холод. Он может кричать, потому что сердится или испугался чего-либо. С помощью крика он очень рано начинает требовать, чтобы его вытащили из кроватки и подержали на руках. Словно понимая, что он самый «главный» в семье, малыш требует к себе повышенного внимания.
Наступил третий месяц жизни ребенка – это возраст, когда он понимает, что на руках у папы или мамы гораздо интереснее, чем в кроватке или коляске. Он активно вертит головкой и подолгу рассматривает вещи, находящиеся в комнате. Он нуждается в контакте и сам его ищет, едва завидев кого-нибудь из близких людей у своей кроватки. Обескураживая своей очаровательной улыбкой, он протягивает ручки и сучит ножками, давая понять, чтобы хочет на руки.
Способности и навыки
В сравнении с первым месяцем жизни, третий месяц – это период, когда малыш уже многое умеет делать, лучше чувствует собственное тело, пытается контролировать конечности и больше понимает.
Навык управления телом | Как это выглядит |
Руки | Движения рук уже осмысленные, малыш тянется ручками к той игрушке или вещи, которая привлекла его внимание.
Взяв игрушку, он уверенно подносит её к своему лицу, рассматривает, поворачивает, тянет ко рту. |
Ноги | Он ловко задирает ноги вверх, цепляется пальцами рук за пальчики на ногах, подолгу их рассматривает и качается на спине. Он научился сучить ножками, выражая свое нетерпение или обиду. |
Туловище | Малыш с помощью рук и ног научился переворачиваться и охотно переваливается с боку на бок, как маленький медвежонок, уцепившись руками за пальцы на своих ногах. |
Головка | На руках у папы/мамы он уже совершенно уверенно держит голову, крутит ею во все стороны, реагируя на звуки и пытаясь рассмотреть, что происходит вокруг. |
Плечевой пояс | Лёжа на животе, он умеет приподнимать головку и подолгу её удерживать на весу. Он также всё чаще пытается приподняться на локтях и зафиксировать это положение, чередуя с периодами отдыха. |
В этом возрасте у малыша заметно укрепляются не только шейные мышцы, но и мышцы воротниковой зоны, плечевого пояса, спины, за счёт чего он уже может самостоятельно ложиться на бочок.
Примечательно, что период его бодрствования, в сравнении со 2-ым месяцем жизни, увеличился на 1,5 – 2 ч.
Он начинает проявлять активный интерес к собственному телу, ощупывая свои ножки, животик, лицо. Изучением своего тела он может заниматься подолгу. Рассматривая свои ручки и играя с ними, малыши часто издают забавные звуки, словно ведут диалог со своим телом на языке, который понятен только им.
Что должен уметь малыш к концу 3-го месяца жизни:
№ п/п | Необходимый навык |
1 | Поднимать головку на 450 из положения «лёжа на животе». Если малыш в этом положении способен поднимать голову на 900, это говорит о том, что он развивается отлично и будет очень сильным. |
2 | Фиксировать глазами предложенный ему предмет, удерживаемый на расстоянии 15 см от глаз ребёнка, и отслеживать глазами его перемещения по дуге, в стороны, вверх и вниз. |
3 | Самостоятельно и очень уверенно держать голову на руках у родителей. Он также должен уметь смотреть по сторонам. |
4 | Громко смеяться, хохотать, визжать в восторге. |
5 | Издавать серии звуков, составленных по большей части из гласных. Его лепет должен отдалённо напоминать песенку из гласных звуков. |
6 | Из положения на животе малыш уже должен уметь уверенно приподниматься на локтях. |
7 | Цепко держать ладошкой и пальцами погремушку. |
8 | Если его держать вертикально, он должен уметь переносить часть своего веса на ножки, упираясь ими о поверхность кровати. |
9 | Прислушайтесь к его лепету – вы можете услышать, как малыш повторяет некоторые звукосочетания или отдельные слоги из согласных и гласных звуков. |
10 | Он прислушивается к звукам и уже может узнавать маму или папу визуально, по запаху или по шагам. |
Важно!
Помогите малышу познать мир, но следите за тем, чтобы его любопытство и интерес не навредили его психике!
Внезапные капризы или плач после активной продолжительной игры свидетельствуют о том, что ребёнок получил слишком много эмоций.
Если вы заметили у малыша признаки переутомления или перевозбуждения, немедленно прекратите игру, возьмите его на руки и постарайтесь успокоить Лучше всего будет, если вы сумеете переключить его внимание на что-нибудь другое: птичек за окном, картину на стене, цветы в вазе и т.п. Никогда не кормите и не кладите спать малыша в возбуждённом состоянии: это может навредить его психике и здоровью.
Правильная организация жизни 3-месячного малыша
С первых дней новорожденного сложно организовать жизнь в семье так, чтобы он получал всё необходимое и родители успевали выполнять все свои функции в течение дня.
Процесс кормления
В зависимости от того, питается ли малыш грудным молоком матери или находится на искусственном вскармливании, процесс принятия пищи у него может занимать от 20 минут до нескольких часов.
- При искусственном вскармливании малыш принимает пищу не более 20 минут: это время ему необходимо, чтобы спокойно высосать из бутылочки свою порцию молочной смеси.
- При грудном вскармливании он поможет проводить у маминой груди достаточно много времени, периодически засыпая. Этого не рекомендуют делать педиатры, поскольку малыш теряет режим и нерегулярно питается. С другой стороны, есть педиатры, полагающие,
что ребенку следует давать грудь «по требованию», а не по режиму.
Какой способ кормления лучше для малыша, должны решать родители, но только после консультации с педиатром, который одобрит ваш выбор, если ребёнок здоров и ваше решение ему не навредит.
Если при кормлении искусственной смесью малыш не съедает свою возрастную норму, то лучше разделить его обычную порцию и кормить его чаще.
Особенности сна
В норме сон трехмесячного малыша должен составлять не менее 17-18 ч в сутки, 10-11 ч из них отводится на период ночного сна. Остальное время – это периоды дневного сна, которые следует чередовать с периодами бодрствования.
- Активность малыша следует повышать в первой половине дня, а после обеда желательно, чтобы его активность постепенно снижалась. Для этого все игры с малышом после 1500 должны носить спокойный характер.
- Чтобы родителям не пришлось часами петь колыбельную песню и носить ребёнка на руках, приучайте его к пустышке. Но обязательно узнайте у врача, пустышки какой формы и какого размера лучше применять – не все они одинаково полезны, а некоторые могут привести к развитию неправильного прикуса. Ребёнка на грудном вскармливании трудно приучить к пустышке, но это необходимо. Он быстро уяснит, что, когда его кладут в кроватку и дают соску, значит, никаких игр и маминых рук не будет – ему нужно ложиться и засыпать.
Дневной сон на свежем воздухе ребенку полезен. Оденьте его соответственно погоде и отправляйтесь с ним в парк или сад. Если у вас нет возможности выйти из дома, коляску с ребёночком можно установить на балконе или лоджии.
Если вы укладываете его спать в комнате, то летом во время его дневного сна можно немного приоткрыть форточку. Перед этим проследите, чтобы малыш был хорошо укрыт. Этим вы обеспечите приток свежего воздуха в комнату, и сон ребёночка будет более спокойным.
О пользе массажа
Овладев техникой детского массажа, родители уже знают, что некоторыми массажными движениями можно привести мышечную систему ребёнка в тонус (тонизирующий массаж) или расслабить (успокаивающий массаж). Тонизирующий массаж следует выполнять утром или после сна, чтобы малыш быстрее проснулся и пришел в хорошее расположение духа. Техника успокаивающего массажа предназначена для того, чтобы успокоить нервную систему и снять чрезмерную двигательную активность малыша перед сном.
Некоторым родителям также известно, что существует ряд специальных техник массажа, направленных на лечение или профилактику конкретной проблемы. Так, при проблемах с пищеварительной системой малышу назначают массаж живота. При врождённом вывихе или патологии конечности также назначается специальная техника массажа, призванная облегчить ребенку страдания или направленная на восстановление функции повреждённой конечности.
В принципе, массаж, выполненный по рекомендации специалиста, способен если не устранить полностью какую-либо физиологическую проблему ребёнка, то в комплексе с другими методами лечения дать позитивный результат. Однако не всегда массаж полезен – в некоторых случаях к его проведению есть строгие медицинские противопоказания:
№ п/п | Противопоказание | Проявление |
1 | Аллергическая реакция | Самые различные проявления – от аллергической сыпи (диатез) до сложных аллергических реакций. |
2 | Дерматиты | Имеются в виду высыпания неаллергического происхождения. |
3 | Повреждения кожных покровов | Любые ранки, царапины, ссадины, укусы насекомых. |
4 | Вирусные заболевания | Вирусные заболевания, в том числе и с проявлением сыпи на коже (ветрянка, корь, скарлатина и пр.). |
5 | Прочие заболевания | Это болезни, которые имеют строгий запрет на проведение массажных процедур. Обычно родителей об этом предупреждает педиатр, выявив у малыша симптоматику такого заболевания. |
6 | Повышение температуры тела | Может свидетельствовать, как о начале заболевания, так и простом переутомлении. |
Также массаж нежелателен в случаях, когда малыш:
- только что покушал.
- капризничает или пребывает
в угнетённом состоянии. Это может быть свидетельством его плохого настроения, простого недомогания или одним из ранних симптомов начинающейся болезни. Массаж может ухудшить его состояние.
- Рекомендации по режиму
В большинстве случаев трёхмесячный ребёнок уже способен самостоятельно установить для себя определённый режим. Он каждый день просыпается в определённое время, кушает, играет некоторое время и вскоре засыпает на несколько часов. В этом ритме проходит весь его день, а около 8-9 часов вечера он укладывается на ночной сон.
Не беда, если малыш несколько раз за ночь просыпается, чтобы поесть или попить воды. Главное – не давать ребенку разыграться, поэтому ночные кормления и приём воды следует проводить без включения ярких осветительных приборов и стараясь не шуметь.
Если ваш малыш не смог выработать для себя определённый распорядок дня и ночи, помогите ему в этом. Приучайте его к тому, что утренний подъём и укладывание на ночной сон происходят в определённое время, которое не меняется изо дня в день. Также в определённое время следует купать малыша перед ночным сном.
Кормления не должны выдаваться по первому требованию – старайтесь кормить его в определённые часы с достаточным промежутком времени между кормлениями. Если ребёнок требует еду раньше назначенного часа, его следует отвлечь какой-нибудь интересной игрой, прогулкой по улице. Вместо еды ему можно предложить попить водички.
Некоторые детки могут самостоятельно отказаться от ночных кормлений, потому что все необходимые калории получают с едой, которую кушают в течение дня. Если ночью малыша будит голод, значит, днём он не получил положенной ему порции калорий. Маме следует пересмотреть график кормления: возможно, ей придётся чаще его кормить или увеличить разовую порцию еды.
Если же по вашим подсчётам малыш съедает свою норму и должен спать, то его ночные подъёмы можно расценивать как каприз, потребность заявить о себе. В том случае, если родители не научаться отказывать ему в этом «театре», у него выработается дурная привычка круглосуточно заявлять о себе. Но в некоторых случаях малышу всё-таки стоит дать грудь, чтобы он успокоился и заснул.
Игры: функция развивающих игр
Игры в жизни трехмесячного ребёнка – это не прихоть, а необходимость, обусловленная особенностями его физиологии. Мозг малыша растёт и нуждается в соответствующей нагрузке, готовый впитывать информацию любого рода. Это могут быть импульсы, посылаемые его кожными рецепторами к коре головного мозга. Эти импульсы исходят в результате тактильного контакта малыша с людьми или предметами.
Мозг ребёнка запоминает ощущения: мягкий, колючий, холодный, тёплый и т.д. Он уже способен понемногу различать структуру материалов, их температуру, с интересом изучает размер, форму и объём предметов. Массаж, который ему делает мама, также оставляет в его памяти массу ощущений: это поглаживания, похлопывания, пощипывания. Малыш обожает мамины поцелуи и объятия, он знает, как крепко умеют держать его сильные папины руки и насколько ласковыми могут быть руки бабушки.
Каждая новая игрушка для него – это новый мир, полный приключений. Чем необычнее для него игрушка, тем более загадочным ему кажется этот мир.
Многие замечали ситуацию, когда некоторые дети старшего возраста боятся новых игрушек, несхожих по размеру, объёму, форме или цвету с их привычными старыми игрушками. Обычно в такой ситуации мама или папа берёт пугающего огромного «зайчика» и начинает рассказывать малышу, какой этот зайчик хороший. Этот рассказ обычно сопровождается весёлой мимикой, смехом, пантомимой. Только успокоившись и убедившись, что новая игрушка безопасна, малыш рискнёт прикоснуться к ней.
Трёхмесячный малыш не станет ограничиваться созерцанием игрушки на расстоянии – ему интересен тактильный контакт. Взаимодействие с окружающим миром – это потребность, характерная детям в этом возрасте. Подвешенную к коляске игрушку он норовит потрогать и притянуть к себе, ему нравится, как она звенит, вибрирует. Это не просто желание схватить её – организм малыша при этом выполняет сразу несколько функций:
- Познаёт игрушку;
- Развивает мелкую моторику пальцев рук;
- Удовлетворяет любопытство;
- Узнаёт новые тактильные ощущения;
- Вырабатывает координацию движений;
- Укрепляет кисти рук (с помощью которых малыш вскоре будет учиться складывать и разбирать пирамидки, конструкторы, а позже – писать и мастерить из бумаги, пластилина) и пр.
В это время очень полезно тренировать «захват» у ребенка, то вкладывая ему в ручку игрушку, то отнимая. Он с каждым разом, с каждым днём должен быть более цепким и сильным. Желательно, чтобы в этих тренировках использовались игрушки разной формы с отличающейся структурой поверхности.
Наши бабушки развивали мелкую моторику у наших родителей с помощью небольших тканевых мешочков, наполненных различными по весу, форме, структуре и плотности материалами. В мешочки они вкладывали вату, древесные опилки, сено, мелкие камушки и пр. Ощупывая эти мешочки пальчиками, дети в старину учились распознавать на ощупь различные предметы.
Речь: начальный этап развития
В возрасте третьего месяца не все детки одинаково «разговаривают». Одни из них только начинают произносить звуки, другие уже без проблем повторяют однозначные слоги, а третьи с удовольствием импровизируют, составляя из слогов целые тирады. Независимо от того, насколько малыш в этом возрасте продвинулся в освоении речи, помогать ему развивать этот навык крайне важно.
Известен факт, что задержка речи препятствует полноценному развитию ребёнка. В некоторых случаях это может стать почвой для возникновения различных комплексов или причиной недостаточного уровня общего развития малыша в будущем. Если дитя не в настроении, он не будет «гулить», «петь» и «разговаривать», поэтому важно, чтобы он всегда был здоров, весел и чувствовал, что его очень любят.
- Основные принципы игры с трёхмесячным ребёнком
Ваш малыш уже охотно лежит на животике, пытается перевернуться на бочок, уверенно держит головку и пытается приподняться, отталкиваясь ладошками и локтями от плоскости, на которой лежит. Малыш умеет дотягиваться и достаточно цепко хватать своими маленькими пальчиками игрушки. Он подносит их к лицу, подолгу рассматривает, пытается с ними «поговорить».
У него интересная мимика, посредством которой он умеет выражать массу эмоций.
Разложите напротив малыша на доступном ему расстоянии несколько разных по форме и цвету игрушек. Понаблюдайте, какой игрушке он отдаст предпочтение – именно сейчас у него происходит закладка приоритетов, которые в будущем сформируют его характер. Интересно, что обычная погремушка, вложенная в его ручку, может долгое время занимать его внимание. Он будет изучать взаимосвязь движений своей руки со звуком, который издаёт погремушка.
Внимательно следите за реакцией ребёнка: если он улыбается и не собирается расставаться с игрушкой, значит, она ему нравится. Те игрушки, которые он быстро откладывает в сторону или «злится» на них, желательно убрать пока из его поля зрения. Возможно, через пару недель его отношение к ним изменится в лучшую сторону. Не забывайте, что малыш в этом возрасте уже обожает рассматривать лица близких людей, ему нравится видеть своё отражение в зеркале.
- Вы должны регулярно делать некоторые вещи:
- Читать малышу книжки с большими красочными иллюстрациями. Не беда, что он ещё не всё понимает, но слушать внимательно он уже научился. Его мозг не упустит ни одного слова, сказанного вами. Если слова вы подкрепляете
соответствующей мимикой или изменением голоса, малыш будет с радостью слушать вас и участвовать в этом домашнем театре.
- Показывать ему различные предметы, находящиеся в доме, разрешать потрогать их, чтобы запомнить форму, фактуру материала, температуру и прочие ощущения. Если предмет слишком тяжёлый, вы можете держать его в своих руках, а малышу позволить его потрогать, погладить, даже подержать (с вашей помощью).
Его игрушки должны быть разными по форме и материалу, из которого они изготовлены. Он должен уже запоминать их вид и тактильные ощущения, которые могут возникнуть при прикосновении к ним. Пластик, дерево, бумага, ткань, мех, резина, стекло (в ваших руках) – это материалы, с которыми малыш уже должен ознакомиться.
Если вы, например, дадите потрогать ему свою меховую шапку и поднесёте её к его лицу, малыш скривится, начнёт дуть на неё и морщиться, всем своим видом показывая, что ему щекотно. Позже, увидев пушистую кошку, он будет реагировать на неё точно так же, ассоциируя её с вашей меховой шапкой.
Прививки: проблема или панацея от болезней?
Ребенку в возрасте три месяца предстоит пройти очередной этап вакцинации. Это сложный комплекс прививок, необходимых для защиты его организма от различных инфекционных заболеваний: столбняка, коклюша, дифтерии, полиомиелита и других. Эти болезни крайне опасны для малыша, а последствия некоторых страшны и необратимы. Отдельные могут закончиться даже смертельным исходом.
Поэтому своевременная вакцинация крайне необходима и полезна малышу: она обеспечит ему иммунитет на долгие годы – самые опасные годы, когда ребенок постоянно находится в окружении большого количества людей в саду и школе, а организм его еще недостаточно крепок.
Однако вы должны знать, что в некоторых случаях вакцинация может вызывать осложнения, иногда очень опасные. Но нужно четко осознавать: вероятность осложнений после прививки стремится к нулю, а вот вероятность, с которой ваш непривитый ребенок может заболеть страшной болезнью, очень велика. Особенно теперь, когда все больше родителей поддаются панике и отказываются прививать детей. Как следствие, сегодня, например, резко возросла заболеваемость корью. Так что паниковать и считать врачей вредителями уж точно не стоит – нужно всего лишь быть информированными.
В каждом отдельном случае вопрос вакцинации ребёнка решается родителями после консультации со специалистом. Организм малыша должен быть подготовлен: обычный насморк или недавно перенесённая простуда/вирусное заболевание уже являются строжайшим противопоказанием к прививкам. Перед вакцинацией малыш должен быть абсолютно здоров, что обязательно должно быть подтверждено клинически – результатами его анализов, и документально – его лечащим врачом.
В заключение
Организм ребёнка в возрасте трёх месяцев значительно окреп в сравнении с первым месяцем его жизни, но всё еще достаточно уязвим перед заболеваниями, плохими погодными условиями, некачественной пищей и другими негативными факторами или жизненными обстоятельствами. Он ещё больше нуждается в любви, заботе и поддержке родителей. В третий месяц жизни продолжается его развитие, малыш начинает активно познавать мир, не осознавая ещё в полной мере значение понятий «зло/добро», «можно/нельзя».
В задачу родителей входит познакомить его с этим миром, не причинив вреда, и помочь быстрее адаптироваться к жизни. Он учится говорить, изучает своё тело и пытается управлять им. Малыш постепенно узнаёт характер родителей и старается подстроить их под свои нужды, требуя к себе внимания, а иногда «тиранит» весь дом, диктуя свои права, устанавливая собственные жизненные правила и режим дня, удобный ему. В этот период родители должны мягко переломить эту ситуацию на свой лад.
Грубое и неумелое вмешательство в биоритмы ребёнка может вызвать некоторые отклонения в его развитии. Поэтому его распорядок дня необходимо аккуратно выровнять и постепенно упорядочить. Получая необходимую порцию игр, он должен вовремя получать и все свои кормления, хорошо высыпаться, быть чистым, весёлым и активным. Только в этом случае можно сказать, что ваш малыш здоров и развивается в соответствии с возрастом.