rebenkoved.ru
Всё, что надо знать о ребёнке
Дошкольное

Раннее развитие с методикой Монтессори

Сегодня очень распространены дошкольные учреждения, занимающиеся по методу Монтессори. Это классы раннего развития для детей от 1,5 до 6-7 лет. Основная идея такого садика — дать малышам как можно больше самостоятельности, научить их учиться, интересоваться миром вокруг.

Считается, что дети сами знают, как и когда нужно обучение по методике монтессоризаниматься. В специальном садике раннего развития обычно 5 тематических зон. Здесь уделяется много внимания воображению, фантазии. Все это идет вместе с активным изучением букв, цифр, информации о мире вокруг.

В классах детишки разного возраста: так старшие дети помогают младшим. Развитие проходит в полуигровой форме, так как это дает наилучшие результаты. Кажется даже, что воспитатели не вмешиваются в ход обучения. На самом деле они обеспечивают атмосферу, необходимую для быстрого и правильного развития ребенка.

Методика развития Марии Монтессори

Мария Монтессори занималась изучением техник раннего развития детей. Ее подход основан на том, что каждый малыш — индивидуальность, личность. Нельзя со всеми заниматься одинаково – нужно искать, что будет интересно самому крохе. Так, каждый из них довольно рано может проявиться себя, показать свои сильные стороны.

Каждый малыш развивается в собственном ритме, исследуя мир так, как ему подсказывают его инстинкты. Только так он сможет раскрыть свои таланты, обрести способность учиться, интерес к исследованию.

Развитие идет сразу по нескольким направлениям:

  • воображение;
  • творческое и логическое мышление;
  • развитие речи, памяти и внимания;
  • развитие мелкой моторики.

Акцент делается на самостоятельность принятия решений. Это звучит очень многообещающе, если учесть, что минимальный возраст для начала занятий — 1-1,5 годика. Это очень хороший возраст, если учесть психологические особенности малыша. Вместо обучение по методике монтессоритого чтобы ограничивать его, давая игрушки, метод Монтессори позволяет ему самому начать делать осознанный выбор.

Тут главное помогать крохам незаметно, предлагая им разные игрушки, игры, занятия. Если ребенок пока что не хочет строить пирамидки или изучать цифры, то нужно этот материал оставить. Пройдет время – предложите ему снова попробовать свои силы в чем-то новом. В итоге получается, что кроха сам выбирает то, к чему он полностью готов. Только так можно добиться реального прогресса.

Как и где заниматься?

Самое лучшее для ребенка – заниматься по этой методике с тем, кто в ней хорошо разбирается. Будете вы заниматься в специальном садике или же посещать кружки раннего развития — выбирать вам. Главное – квалифицированный подход к обучению ребенка. Здесь не должно быть слова обучение по методике монтессори«нет», криков или наказаний. Раннее развитие подразумевает свободу выбора.

Психика ребенка устроена не так, как у взрослого. Монтессори считала, что дети «сами знают», что им нужно именно сейчас для того, чтобы освоить какой-то новый навык. Со стороны это выглядит как частая смена деятельности: вот кроха играет с игрушкой, потом переключает внимание на что-то за окном, а через 5 минут уже листает книжку. Это не бессмысленная смена видов деятельности. Мозг сам умеет учиться.

Для занятий необходимы:

  • хорошая подготовка взрослого непосредственно по методу развития Монтессори;
  • развивающие игрушки;
  • дидактические материалы (для изучения букв, цифр, развития мелкой моторики);
  • разные предметы и материалы для творчества.

На самом деле это один из самых простых методов для работы с детьми. Вам не нужно ничего особенного. Самыми лучшими игрушками станут те предметы, которые малышам знакомы, например крышечки разного размера и цвета, коробочки. Так малыши приобретают еще и практические навыки. Даже старые туфли подойдут для того, чтобы научить кроху завязывать шнурки, делать узлы.

Как проходят занятия?

Как проходят занятия по методу Монтессори:

  • Пространство поделено на тематические зоны, в каждой их них находятся особые рабочие пособия.
  • В группах дети разного возраста. Это позволяет старшим заботиться о младших, передавать опыт.
  • Педагог или воспитатель ничего не заставляет, не навязывает. Малыш сам выбирает, чем будет заниматься. Будет ли он играть один или с друзьями, как долго — все зависит только от его решения.

Может показаться, что это какая-то совершенно неорганизованная система, где дети обучение по методике монтессорипредоставлены сами себе. Какое развитие, если он только играет с тем, с чем хочется, не подчиняясь голосу старшего? Это так выглядит только со стороны. Именно для того, чтобы правильно организовать обучающую среду, воспитатель должен быть квалифицированным специалистом по раннему развитию.

Взрослые и дети должны соблюдать некоторые правила.

  1. Малыш выполняет сам только то, что он может. Научился чему-то новому – значит, воспитатели автоматически отступают в сторону. Это дает развитие самостоятельности. Например, зачем кормить с ложечки малыша, если он уже сам может это делать и ему это интересно?
  2. В комнате для занятий все ведут себя тихо. Побегать, покричать тоже можно, но в другой комнате, предназначенной для активных игр.
  3. Дети поиграли с кубиками, игрушками? Теперь их нужно помыть, а затем убрать. Это развивает чувство ответственности и уважения к другим.
  4. Малыш первым взял поиграть куклу, кубики, игрушки? Значит, сейчас он играет с ними, и отбирать их у него нельзя. Играть вместе можно только с согласия обоих (нескольких) участников. Так у ребенка воспитывается понимание чужих границ.

Если подумать, это идеальная среда для спокойного, нормального развития.

Пять учебных зон

Мы говорим о разных зонах, которые должны быть предусмотрены в садиках и кружках раннего развития детей. Обычно их пять. Лучше всего отделять их друг от друга так, чтобы дети не мешали друг другу. Только в спокойной обстановке этот метод будет реально работать.

Практическая зона

Здесь дети от 1-2 и до 7 лет учатся простым бытовым навыкам. Малышам чаще всего предлагается купать и пеленать кукол. Дети постарше могут попробовать мыть посуду, чистить одежду, гладить.

Некоторые кружки дают возможность даже учиться нарезать овощи, заваривать чай, делать бутерброды. Также старшие дети могут помочь младшим: налить воды, почистить одежду…

Сенсорная зона 

Здесь все рассчитано на развитие мелкой моторики у детей. обучение по методике монтессориПредметы распределены по цвету, размеру, форме и материалу. Тут можно на практике узнать, что такое «мягкое», «красное», «квадратное».

Тут же учатся сравнивать предметы, искать похожие или полностью противоположные по смыслу и назначению. Сюда можно поместить что угодно: крышечки и банки разного размера, губки, наборы фигурок разной формы.

Математическая зона 

Здесь осваивается счет, логика. Это не значит, что малышей сажают за книжки и тетрадки. Опять же, все познается на моделях, простых и понятных наглядных пособиях.

Языковый центр

Здесь учатся говорить, писать, распознавать буквы. В языковом центре могут быть пособия только для родного языка или также для иностранных. Опять же, маленького ребенка могут чему-то научить дети постарше.

Окружающий мир и космос

В этой зоне малыши могут получить ответы на многие вобучение по методике монтессориопросы о нашей жизни.Здесь информация о земном шаре, разных материках, народах, языках.

Обычно зона содержит обучающие материалы, наглядные пособия, наборы минералов, фотографии.

Развитие детей проходит просто и интересно. Все материалы можно трогать, использовать для занятий или игр. В пяти зонах достаточно информации для малышей от 1 года до 7-8 лет.

Занятия по методике Монтессори дома: имеет ли это смысл?

Многие прогрессивные мамы решаются создать свой собственный «садик раннего развития» на дому. Не секрет, что посещение садика обычно платное. С другой стороны, в книжных и интернете масса пособий по развитию детей. Почему бы не попробовать самостоятельно? Особенно если у вас 2-3 детей. Тут есть ряд плюсов и минусов.

Плюсы домашнего раннего развития:

  1. Дети находятся дома, с родителями. Они не перерживают адаптацию к садику, спокойнее себя чувствуют, значит, само обучение будет проходить быстрее.
  2. Занятия можно проводить в любое время дня, комбинируя с прогулками. Тогда это уже не просто занятия, а стиль жизни малыша.

Минусы домашнего раннего развития:

  1. Мама, папа или бабушка должны точно понимать, что они делают. Для этого бывает недостаточно просто прочитать пару книжек и создать/купить правильные пособия.
  2. Этот метод подходит не всем детям. Например, слишком замкнутым и стеснительным малышам могут отказать в приеме в садик. У них будут проблемы с социализацией, ведь метод подразумевает максимальную самостоятельность. Такие дети просто замыкаются в себе.
  3. Минусы домашнего образования вообще в том, что невозможно организовать правильную среду для детей. Всегда будут давить отношения «мама-малыш», не давая ребенку максимально раскрыть свою самостоятельность.

Если вы действительно хотите развивать малыша по методу Монтессори правильно, то лучше отдать его в садик или кружок. Можно ввести какие-то правила поведения, которые соответствуют методу. Тогда дома вы просто плавно продолжите занятия из садика. Это самый полезный вариант работы с детьми.

Заблуждения о методике раннего развития

В Европе этой методикой пользуются уже давно, а вот к нам она пришла сравнительно недавно. Есть много хороших садиков и центров раннего развития, но так же много обучение по методике монтессории тех, кто не имеет опыта правильной работы с детьми.

Информации мало, зато много заблуждений. Если вы хотите отдать своего малыша в правильный центр развития по методике Монтессори, то нужно избавиться от всех предрассудков и непонимания.  Лучше всего на такие вопросы может ответить детский психолог, знакомый с тонкостями учебной программы.

Метод подходит только для одаренных детей

Это самое первое и самое большое заблуждение. По методике Монтессори могут заниматься все дети. Существуют даже программы, рассчитанные на детишек с аутизмом, расстройствами психического развития. Если же вам предлагают перед приемом в садик пройти какие-либо тестирования на одаренность, то это, скорее всего, не то место, куда следует отдавать ребенка.

Лучше не отдавать детей в такой садик, ведь потом они не смогут учиться в обычной школе

Такая проблема существует, но не стоит заострять на ней внимание. Да, обучение в садике по программе Монтессори сильно отличается от обычной садовской программы. В школе малышу потребуется время на стандартную адаптацию.обучение по методике монтессори

В 6-7 лет он еще не увидит огромной разницы и приспособится очень быстро. Конечно, садики раннего развития не ставят таких жестких рамок, как школа. Это индивидуальный подход к детям, возможность заниматься тем, что интересно. В школе же так не получится, конечно. Однако для 90% детей это не составляет какой-то огромной проблемы.

Техника Монтессори лучше подходит для развития девочек

С психологической точки зрения девочки гораздо более чувствительны, чем мальчики. Однако это никак не мешает мальчикам успешно заниматься по программе раннего развития. Между прочим, первые группы детей, с которыми занималась Мария Монтессори, состояли в основном из мальчиков. В раннем возрасте развитие детей разных полов по основным направлениям проходит идентично. А дальше они сами разберутся, что кого интересует.

Если малыш пошел в садик раннего развития, ему уже не нужны обычные игрушки

Тут важно разобраться, что именно родители подразумевают под «обычными игрушками». Нужны ли ему головоломки, обучающие игры, специально разработанные для садика Монтессори? Конечно, нужны, и хорошо бы иметь их дома. Нужны ли ему плюшевые мишки, куклы, паровозики, машинки? Если они нравятся детям — конечно же! Игра — это важная составляющая жизни детей младшего возраста. Это и обучение, и отдых, и развлечение. Нельзя давать ребенку только лишь «полезные» игрушки, а остальные отбирать. Раннее развитие не означает, что вы воспитываете каких-то сверхумных роботов – они самые обычные малыши.

Оцените статью
Отзывы и комментарии к статье