rebenkoved.ru
Всё, что надо знать о ребёнке
Дошкольное

Развиваем речь и фантазию, занимаясь мелкой моторикой

Все родители знают о том, что развитие мелкой моторики рук нужно начинать с раннего дошкольного возраста. Но не все понимают, для чего это нужно. На самом деле все проще простого: отвечающие за речь центры находятся в максимальной близости к центрам, отвечающим за движение развитие мелкой моторикипальцев человека. Иными словами, развитие мелкой моторики пальцев стимулирует речь.

Стоит отметить и практическую сторону вопроса: развитые пальчики помогут ребенку справляться с простыми бытовыми проблемами, такими как завязывание шнурков, застегивание пуговиц и змеек и другими делами, без которых сложно представить жизнь человека. Ниже рассмотрим самые эффективные методики для развития мелкой моторики в дошкольном возрасте.

Бусины, крупа, мелкие камни — увлекательные и развивающие игры

Игры с бусинами, пуговицами и другими мелкими предметами нравятся детям и оказывают на них самое позитивное влияние. Детям можно предложить рассортировать предметы по разным мешочкам или коробкам, нанизать бусины или развитие мелкой моторикипуговицы на леску, собрать мини-композиции из камней и так далее.

Полезное упражнение, способное ускорить развитие моторики детей — перекатывание пальцами одной руки грецких орехов или похожих по размеру камней. Также можно поупражняться с простым шестигранным карандашом, перекатывая его между двумя пальцами.

Обратите внимание, что занятия с мелкими предметами в дошкольном возрасте должны проходить под постоянным контролем взрослых, так как для детей ничего не стоит проглотить одну из задействованных деталей.

Пескотерапия

Песок — это один из самых доступных и эффективных материалов, подходящих для такого важного дела, как развитие у детей мелкой моторики. Для самых маленьких развитие мелкой моторикидетей, которые пока еще не гуляют в песочнице вместе со всеми, можно использовать кинетический цветной песок, который подойдет даже для дома: он не оставляет следов, легко собирается и, самое главное, позволяет не ограничивать фантазию и создавать самые необычные композиции.

Каждая такая композиция уже может считаться продуктом творческого труда. В процессе работы с песком развивается креативность мышления дошкольника, его воображение, терпение и, конечно же, моторика. Кроме того, занимаясь с песком, ребенок снимает с себя напряжение.

Играть с песком развитие мелкой моторикиможно вместе с ребенком, используя разную посуду, лопатки, фигуры. Можно играть в ролевые игры, воображая, что песок — это мука или тесто, из которого нужно приготовить пищу. Можно строить из песка разнообразные ландшафты с деревьями, горами и оврагами, лепить песочных животных, птиц и даже фигурки людей.

Со временем, когда малыш научится делать из песка практически все, что пожелает, можно вместе с ним придумать и инсценировать сказку с песочными героями, декорациями и реквизитом.

Лепка

Лепка и развитие мелкой моторики детей можно считать неразделимыми понятиями. Лепить можно не только из пластилина, но и из соленого теста, которое можно потом запечь, раскрасить и покрыть лаком, из мягкой глины, создавая как отдельные предметы, так и целые композиции.

Если ребенок совсем маленький и не может пока придумать, лепкачто он будет лепить и как, ему нужно помочь, подав идею и изготовив набор деталей для дальнейшего объединения их в композицию.  То есть для малыша можно слепить несколько пластилиновых шариков, колбасок, колечек, после чего предложить крохе соединить их в игрушечного медведя, сушку, зайца, грибок и пр.

В дошкольном возрасте нужно прививать малышу правила работы с мягкими материалами, показывая им, как пользоваться стеком, влажными салфетками, доской для лепки, формочками и т.д.

Как использовать шнуровку для развития моторики

Детям в дошкольном возрасте очень нравится работать с игрушками со шнуровкой. Обычно такие игрушки делят на три вида:

  • сюжетные шнуровки;
  • пуговицы, башмаки, цилиндры со шнуровкой;
  • тканевые заготовки со шнуровкой.

Первый вариант игрушек представляют собой картинки с неоконченным сюжетом. Ребенку предлагается его закончить, используя шнурки. Например, на картинке может быть изображена белка с пустыми лапками. С помощью шнурков шнуровкаможно будет к ней «пришнуровать» орех. Это может быть ваза без фруктов, елка без игрушек, лошадь без наездника и так далее.

Игры из второй категории обычно изготовлены из безопасного материала и содержат отверстия для шнуровки. Это могут быть миниатюрные ботинки, сумки, рюкзаки, книжки и так далее.

И, наконец, игрушки третьей категории представляют собой мягкие тканевые картинки со шнурками, которые можно соединять между собой для завершения композиции.

Преимущества конструирования

Детские конструкторы «Лего» также стимулируют развлегоитие мелкой моторики в дошкольном возрасте. Особенно важно, что заниматься с конструкторами дети любят в любом возрасте, главное — подобрать для них правильный вариант игрушки. В процессе работы с конструктором у детей активно развивается мелкая моторика рук, кроме того, работает воображение, логика, тренируется терпение.

Выбирать конструктор нужно обязательно с учетом возможностей дошкольника. То есть если это конструктор для ребенка младшего дошкольного возраста, то детали должны быть яркими, крупными, с понятной инструкцией.

Нужно учитывать, что чем младше дети, тем более рассеянным является их внимание. Сборка не должна занимать у малышей много времени и вызывать какие-либо трудности. Если у крохи пока проблемы с терпением, легонелишним будет на начальном этапе помочь ему в сборке.

Чем старше будет становиться малыш, тем более сложные конструкторы ему можно покупать. Мелкие детали будут ускорять развитие мелкой моторики пальцев, а также помогут развить внимание и терпение.

Всегда радуйтесь вместе с ребенком его успехам, в том числе и в сборке конструктора. Ненавязчиво подкидывайте крохе новые идеи для создания поделок и композиций из деталей конструктора.

Интересные и простые игры для развития моторики

Ниже приведен перечень самых простых и эффективных игр, способных стимулировать развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Главное их преимущество заключается в том, что играть в такие игры можно с детьми любого возраста в домашних условиях.


Игра «Изюминка».

    Для игры потребуется простой сосуд с крышкой и чашка, наполненная изюмом. Крышка с сосуда должна легко сниматься и надеваться, так, чтобы у ребенка с этим не возникло сложностей. Суть игры заключается в том, чтобы малыш по одной изюминке переложил весь изюм из чашки в сосуд. Крышка нужна, чтобы закрыть сосуд после того, как дело будет сделано. Продолжить игру можно будет, каждый раз заново пересыпая изюм обратно в чашку.

Игра с фасолью. Отличный вариант игры, способной ускорить игра с фасольюразвитие мелкой моторики, это аппликации из фасоли.

Подберите для малыша хорошо высушенную цветную фасоль, после чего предложите пофантазировать и выложить из нее рисунок на листе бумаге, промазанном клеем сначала по контуру, а потом и без него. Необычную объемную аппликацию можно поместить в рамку и повесить на стенку в комнате малыша.


Игра с прищепками

      также ускоряет развитие мелкой моторики рук. Понадобятся только обычные прищепки и коробка, например от обуви. Ребенку нужно будет предложить прицепить прищепку с определенным рисунком на соответствующее ей место на коробке с таким же символом. В процессе игры малыши дошкольного возраста смогут развить не только моторику, но и зрительную память, а также пространственное мышление.

 

Игра с помпонами и щипцами. Детям дошкольного возраста предлагают позаниматься с безопасным пинцетом и помпонами. Кусочки поролона рассыпают перед ребенком и предлагают ему собрать их в определенную емкость с помощью пинцета или щипцов. Игра развивает терпение и мелкую моторику рук детей.

Рисование — способ развития моторики рук

Рисование — это простой и доступный способ стимулировать развитие мелкой моторики рук детей. Рисовать с малышом можно разными способами:

  • пальчиковыми красками;
  • кисточками и акварелью;
  • мелками;
  • фломастерами и карандашами.

Пальчиковые краски нравятся дошкольникам в любом возрасте, но особенное удовольствие от возможности рисовать пальцами получают самые маленькие дети.

Мелками любят рисовать дошкольники среднего и старшего дошкольного возраста, так же как фломастерами и карандашами. А вот акварельными красками рисуют в основном старшие дошкольники, у которых уже более или менее развиты такие качества, как терпение и усидчивость.

Приобщайте детей к рисованию, предлагая им разные инструменты для воплощения детских фантазий. От процесса малыши получат не только пользу, но и море удовольствия!

Оцените статью
Отзывы и комментарии к статье